Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 марта 2011 года г. Черкесск
Черкесский городской суд, КЧР в составе
председательствующей судьи Езаовой М.Б.,
при секретаре Снегиревой Е.Е.,
с участием истца - Карамурзина Н.Б.,
представителя истца Карамурзина Н.Б. - адвоката Коврижных Л.П., представившей ордер № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по КЧР - Власовой М.А. (действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ),
помощника прокурора г. Черкесска - Шахановой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Карамурзина ФИО1 к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, о взыскании единовременного пособия и обязании назначить выплаты компенсации в счет возмещения вреда здоровью,
у с т а н о в и л :
Карамурзин Н.Б. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков о взыскании единовременного пособия и обязании назначить выплаты компенсации в счет возмещения вреда здоровью. В своем исковом заявлении указал, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в Министерстве внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Карачаево-Черкесской Республике.
ДД.ММ.ГГГГ им была получена травма, которая по результатам проведенной служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ признана наступившей при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы. За время прошедшее после получения указанной травмы он неоднократно проходил курс лечения у невропатолога. По заключению Военно-врачебной комиссии при МВД КЧР ДД.ММ.ГГГГ был признан ограниченно годным к военной службе.
Согласно решению Государственной службы медико-социальной экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ был признан инвалидом второй группы по причине инвалидности «военная травма» (справка серии №).
Согласно заключению Бюро судебно-медицинской экспертизы КЧР № от ДД.ММ.ГГГГ утратил профессиональную трудоспособность в размере 70 % (семьдесят процентов) на момент увольнения из органов ФСКН.
Согласно ст. 1086 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть
вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ «размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его
среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения
здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты
потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии
профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности». Согласно законодательству Российской федерации (ст. 8 Закона № 53-ФЗ) к военной службе приравнивается служба в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе МЧС России, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Согласно ст. 18 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ (ред. от 22.04.2005 г.) "О статусе военнослужащих" при досрочном увольнении военнослужащих с военной службы связи с признанием их негодными к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы им выплачивается единовременное пособие в размере 60 (шестьдесят) окладов денежного содержания.
Согласно п. 122 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ утвержденного Указом Президента РФ от 5.06.2003 г. № 613 «Пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в органах УФСКН РФ по КЧР и членов их семей осуществляется в порядке и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации о пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу. ..», согласно п. 134 - «Сотрудникам и проживающим вместе с ними членам их семей предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации».
После увольнения из органов УФСКН РФ по КЧР ему была назначена пенсия по инвалидности (2 группы) по причине «военной травмы», однако не была назначена ежемесячная компенсация причиненного вреда здоровью по степени утраты профессиональной трудоспособности (70 %) вследствие «военной травмы». Сумма ежемесячного возмещения вследствие утраты профессиональной трудоспособности (70 %) составляет: 13915,06 руб.* 70=9740, 54 рублей. В связи с тем, что инвалидность по военной травме ему установлена с ДД.ММ.ГГГГ, полагает, что ответчику необходимо выплатить ежемесячную денежную компенсацию за причиненный вред здоровью в размере 477735 рублей 14 копеек в том числе: за период с 21.08. 2007 года по ДД.ММ.ГГГГ 9740,54 х 4 месяца 10 дней = 42209 рублей; за период с 01.01. 2008 года по ДД.ММ.ГГГГ 9740,54 х 1.133 = 11036.03x12 мес.=132432,38 рубля; за период с 01.01. 2009 года по ДД.ММ.ГГГГ 11036,03 х 1,088= 12007,20x12= 144086,41 рублей; за период с 01.01. 2010 года по ДД.ММ.ГГГГ 12007,20 х 1, 048= 12583,55х 8 мес.20 дней = 159 007, 35 рубля. ИТОГО: 42209+132432,38+144086,41+159007,35=477735 рублей 14 копеек. Просил взыскать указанную сумму с ответчика, а также обязать Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по КЧР назначить и выплачивать ему денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью по степени утраты профессиональной трудоспособности в виде ежемесячных выплат с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией по уровню увеличения окладов денежного содержания сотрудников полиции.
В судебном заседании истец Карамурзин Н.Б. доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал и, уточнив заявленные исковые требования, в окончательной редакции просил обязать Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по КЧР назначить и выплачивать ему ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью по 70% утраты профессиональной трудоспособности, вследствие военной травмы, по 13 208,66 рублей, с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с законодательством. А также взыскать в его пользу с Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по КЧР долг по ежемесячным платежам в счет возмещения вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 548951,07 рубль. Представитель истца - адвокат Коврижных Л.П. в судебном заседании заявленные уточненные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить в полном объеме. Кроме того, пояснила, что впериод прохождения службы в Управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по КЧР истец получил травму, которая согласно заключения по результатам служебной проверки по факту получения травмы, утвержденного начальником УФСКН России по КЧР ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, признана полученной при исполнении служебных обязанностей. ДД.ММ.ГГГГ по решению Государственной службы медико-социальной экспертизы истец был признан инвалидом второй группы по причине инвалидности «военная травма» без указания степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах. Согласно заключению комиссионной экспертизы Бюро судебно-медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ истцом утрачена профессиональная трудоспособность в размере 70 %. В данном случае работодатель должен был направить истца на судебно-медицинскую экспертизу. В соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, военных сборов по день окончания военной службы. При наступлении страховых случаев военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица имеют право на получение страховых сумм в установленных этим законом размерах. Однако право указанной категории граждан на получение денежных выплат в рамках обязательного государственного страхования в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 52-ФЗ не может и не должно трактоваться правоприменителями как исключающее возможность получения ими ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью в размере утраченного заработка по правилам, установленным в ст. 1084,1085, 1086 ГК РФ. По своей сути страховые выплаты являются компенсационными выплатами, выплачиваемыми сверх возмещения вреда. Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789 утверждены Правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Утвержденные Правила определяют порядок установления учреждениями медико-социальной экспертизы степени утраты профессиональной трудоспособности лицами, получившими повреждение здоровья в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Пунктом 2 Правил ранее было установлено, что «степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации». Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 8 апреля 2003 г. № КАС 03-132 пункт 2 Правил признан недействующим и не подлежащим применению в части, ограничивающей возможность установления степени утраты профессиональной трудоспособности за период, предшествующий дню освидетельствования. Пунктом 28 Правил было установлено, что «в случае пропуска пострадавшим срока очередного переосвидетельствования степень утраты профессиональной трудоспособности за пропущенный период устанавливается при наличии направления работодателя (страхователя), страховщика либо постановления суда». Указанный пункт также Определением Кассационной коллегии ВС РФ от 8 апреля 2003 года признан недействующим и не подлежащим применению. Выводы Заключения № от ДД.ММ.ГГГГ об установлении истцу утраты профессиональной трудоспособности в размере 70 % основаны на исследовании истребованных медицинских документов, в том числе медицинской карты амбулаторного больного, выписки из истории болезни № стационарного лечения, выписки из истории болезни № стационарного лечения, справки №,свидетельства о болезни № от ДД.ММ.ГГГГ, заключения военно-врачебной комиссии МЧС МВД по КЧР, свидетельствующих о том, что утрата истцом профессиональной трудоспособности напрямую связана с полученной им при исполнении служебных обязанностей военной травмы.
Представитель ответчика - Власова М.А. представила письменные возражения, в которых указано, что Карамурзин Н.Б. принят на службу в Управление ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего оперуполномоченного оперативной службы (приказ начальника Управления ФСКН России по Карачаево-Черкесской республике №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ). С ДД.ММ.ГГГГ уволен и исключен из списков сотрудников органов наркоконтроля на основании подпункта 9 пункта 142 «Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ», утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 05 июня 2003 года № 613, по состоянию здоровья на основании медицинского заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в органах наркоконтроля (приказ начальника Управления ФСКН России по Карачаево-Черкесской республике №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ).
Возмещение вреда при исполнении и в связи с исполнением соответствующих обязанностей по служебной деятельности включено в комплекс мер по социальной защите военнослужащих и других служащих и реализуется в специальных Федеральных законах по социальной защите, страхованию, пенсионному обеспечению и т.д., которыми предусматриваются соответствующие льготы и выплаты.
Приказом Управления от ДД.ММ.ГГГГ №-л/с, на основании свидетельства о болезни №, выданного ВВК при МВД по КЧР Карамурзин Н.Б. был уволен по состоянию здоровья, т.е. по пп. 9 п. 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с пп. а) п. 1 Инструкции о выплате единовременного пособия сотрудникам, увольняемым со службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденной Приказом ФСКН России № от ДД.ММ.ГГГГ;
Сотрудникам, увольняемым со службы в ФСКН России, ее территориальных органах и организациях (далее - органы наркоконтроля), выплачивается единовременное пособие (далее - пособие) в следующих размерах:
а) увольняемым по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья (в связи с признанием его военно-врачебной комиссией негодным либо ограниченно годным к службе) или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности службы: менее 10 лет - 5 месячных окладов денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), от 10 до 15 лет - 10 окладов денежного содержания; от 15 до 20 лет - 15 окладов денежного содержания, 20 лет и более - 20 окладов денежного содержания.
При увольнении выплата единовременного пособия по состоянию здоровья составила 65 998,75 рублей, т.е. 15 окладов денежного содержания.
В соответствии со ст. 133 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 5 июня 2003 г. № 613 «Жизнь и здоровье сотрудников подлежат обязательному государственному страхованию в порядке, определяемом федеральным законом».
На основании представленных, свидетельства, справки №, Управление направило заявку в ОАО «Военно-страховая компания» для выплаты страхового обеспечения. В силу п.2 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников Федеральных органов налоговой полиции»:
«Страховые суммы выплачиваются при наступлении страховых случаев в следующих размерах:
в случае установления застрахованному лицу инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов:
инвалиду I группы - 75 окладов; инвалиду II группы - 50 окладов; инвалиду III группы - 25 окладов.
ОАО «Военно-страховая компания» выплатила страховое возмещение в размере 50 окладов денежного содержания, что составило 226262,50 рублей.
На основании ст.ст. 21, 22 Закона РФ от12.02.1993 г. № 4468-1 в ред. от 30.12.2006 г «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах Внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», инвалидам вследствие военной травмы I и II групп назначается пенсия -85 процентов, III группы - 50 процентов соответствующих сумм денежного довольствия, предусмотренного статьей 43 настоящего Закона.
По месту жительства истцу назначена и выплачивается пенсия в размере, определенном законодательством Российской Федерации, т.е. 85 процентов денежного довольствия.
Согласно ст. 1084 ГК РФ «вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязанностей, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности».
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ ответственность за причинение вреда наступает за виновное причинение вреда, если законом не предусмотрено возмещение вреда при отсутствии вины причинителя.
Вместе с тем возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, при отсутствии вины причинителя положениями статьи 1084 Гражданского кодекса РФ не предусмотрено.
Двойное возмещение вреда здоровью действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Считает, что Управление обязательства, установленные действующим законодательством РФ, выполнило в полном объеме и оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В судебном заседании представитель ответчика - Власова М.А. поддержала доводы, изложенные в возражениях суду пояснила, что с исковыми требованиями истца не согласна, на момент увольнения истец не имел права на выплату, процедура возмещения вреда не производилась, выплаты производят, если установлено 85 % утраты трудоспособности, ему была выплачена страховая сумма на основании заключения СМЭ по второй группе инвалидности в сумме 220262, 50 рублей. На основании ст. 21,22 Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах Внутренних дел, Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», инвалидам вследствие военной травмы 1 и 2 групп назначается пенсия-85 %, 3 группы-50 % соответствующих сумм денежного довольствия. Истцу назначена и выплачивается пенсия, в связи с чем, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
При этом Управлением представлен условный расчет платежей по возмещению вреда здоровью с учетом индексации по уровню потребительских цен на товары и платные услуги, согласно которому размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью на ДД.ММ.ГГГГ должен составлять 14358,72 рублей, общая сумма задолженности по выплатам за период с августа 2007 года по октябрь 2010 года составляет 474451,30 рубль и по уровню инфляции, согласно которому размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью на ДД.ММ.ГГГГ должен составлять 13923,66 рублей, общая сумма задолженности по выплатам за период с сентября 2007 года по декабрь 2010 года составляет 465414,13 рублей.
По ходатайству истца и его представителя, в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ был допрошен в качестве специалиста ФИО2, работающий государственным судебно-медицинским экспертом, начальником РГУ «Бюро СМЭ», который суду пояснил, что он давал судебно-медицинское заключение № по установлению Карамурзину Н.Б. 70 % утраты профессиональной трудоспособности. Для экспертизы были представлены материалы служебной проверки и пакет медицинских документов. В ходе экспертизы была установлена причинно-следственная связь между последствиями черепно-мозговой травмы и службой. Считает, что у Карамурзина Н.Б. имеются признаки утраты профессиональной трудоспособности с момента установления группы инвалидности.
Выслушав истца, представителя истца, ответчика, показания эксперта, заключение прокурора, полагавшего возможным удовлетворить заявленные требования, изучив имеющиеся в гражданском деле документы, суд пришел к следующему выводу:
Отказывая в назначении выплат, ответчик указывает, что основным условием возникновения у работодателя обязательств по возмещению вреда здоровью является наличие его вины в получении сотрудником травмы, а также ссылается на произведенные выплаты в рамках обязательного государственного страхования и ежемесячных доплат.
Вместе с тем, суд считает, что истец имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью в размере утраченного заработка, т.к. необходимыми условиями для назначения возмещения вреда здоровью являются причинение вреда здоровью в связи со служебной деятельностью и невозможность продолжения работы по состоянию здоровья.
Данные выводы суд основывает на следующих нормах закона и фактических обстоятельствах дела.
Действительно, Положение о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденное Указом Президента РФ от 05 июня 2003 года № 613 не предусматривает возмещение вреда, причиненного здоровью сотрудников наркоконтроля при исполнении ими своих служебных обязанностей, в размере утраченного заработка. Однако отсутствие в этом положении соответствующей нормы, равно как и отсутствие иного специального нормативного акта, не может служить основанием для неприменения общих положений, содержащихся в ст.ст. 1084-1086 ГК РФ.
По смыслу статьи 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт «б» части 1) и 114 (пункт «е») служба в органах наркоконтроля Российской Федерации, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой, как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 26 декабря 2002 года №17-П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такую службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 ( части 1 и 2), 39 ( части 1 и 2), 41(часть 1), 45 (часть 1) и 71 (пункт «в») Конституции РФ влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.
Исходя из приведенной правовой позиции, государство призвано гарантировать сотрудникам правоохранительных органов возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности - предполагает установление для них условий возмещения вреда, по крайней мере, не худший по сравнению с другими категориями граждан.
Согласно статье 1084 ГК Российской Федерации вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении обязанностей военной службы, в том числе в органах наркоконтроля, возмещается по правилам главы 59 (статьи 1064 - 1101) данного Кодекса, если законом не предусмотрен более высокий размер ответственности.
В системной связи со статьей 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и статьей 1069 ГК РФ, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью сотрудника правоохранительных органов в порядке главы 59 ГК Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда. Если же вина государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда жизни или здоровью сотрудника правоохранительных органов отсутствует, обязанность по его возмещению по указанным в данной главе основаниям на государство не возлагается.
Следовательно, статья 1084 ГК Российской Федерации не исключает, а, напротив, предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудника правоохранительных органов при исполнении им служебных обязанностей, в качестве меры гражданско-правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц как причинителей этого вреда.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.07.2009 года №13-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами <данные изъяты> и <данные изъяты>", иное понимание статьи 1084 ГК РФ приводит к несоразмерному ограничению прав сотрудников правоохранительных органов, не соответствует конституционным принципам социального государства, равенства всех перед законом и судом, а также противоречит самой правовой природе компенсационных выплат, которые должны производиться во всех случаях, когда в системе действующих правовых средств возмещение вреда не обеспечивается в надлежащем объеме.
В силу ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья. При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). В счет возмещения вреда не засчитывается также заработок (доход), получаемый потерпевшим после повреждения здоровья.
В соответствии с Федеральным законом "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции" жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц подлежат обязательному государственному страхованию, а при наступлении страхового случая в силу ст.5 Закона они имеют право на получение страховых сумм в установленных размерах.
Право получения денежных выплат в рамках обязательного государственного страхования на основании указанного закона не исключает получение названной категорией граждан ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью в размере утраченного заработка по правилам, установленным ст.ст.1084, 1085, 1086 ГК РФ, поскольку страховые выплаты не засчитываются в счет возмещения вреда.
По смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27 декабря 2005 года N 523-0, государство, устанавливая систему компенсаций, выступает не как страхователь, не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.
Таким образом, исходя из системного толкования норм действующего законодательства, суд приходит к выводу о том, что требования Карамурзина Н.Б. о выплате ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда здоровью являются обоснованными, поскольку ответчик в данном случае выступает как представитель государства.
Доводы ответчика, изложенные в возражениях и поддержанные им в судебном заседании, не имеют правового значения, поскольку увольнение истца связано с полученной им травмой при исполнении служебных обязанностей и произведено по состоянию здоровья.
Как установлено в судебном заседании Карамурзин Н.Б. проходил службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Карачаево-Черкесской Республике. ДД.ММ.ГГГГ им, в составе сотрудников оперативной службы, был осуществлен выезд по служебной необходимости на служебной автомашине ВАЗ 2105 № из <адрес> в <адрес>. По пути следования, на отрезке федеральной трассы <адрес>, в 9-30 произошло ДТП, в результате которого Карамурзин Н.Б. получил травму, которая по результатам проведенной служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной начальником УФСКН России по КЧР ФИО3, признана наступившей при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы. Также, справкой № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ВВК МСЧ МВД по КЧР установлено, что травма, полученная им ДД.ММ.ГГГГ, является травмой, полученной им при исполнении служебных обязанностей.
Согласно приказа №-л/с от ДД.ММ.ГГГГ Карамурзин Н.Б. уволен со службы в органах наркоконтроля на основании подпункта 9 пункта 142 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
В соответствии с выпиской из акта освидетельствования в ФГУ «ГБ МСЭ по КЧР» от ДД.ММ.ГГГГ Карамурзину Н.Б. установлена вторая группа инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ, с формулировкой причины инвалидности «военная травма». Заключением бюро судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ, Карамурзину Н.Б. было определено 70% утраты профессиональной нетрудоспособности.
Суд не может согласиться с доводами ответчика об отсутствии его вины в причинении вреда здоровью Карамурзину Н.Б., так как согласно п. 1 ст. 1079 ГК Российской Федерации юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
В силу вышеприведенного пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ ответчик несет ответственность и без вины, как владелец источника повышенной опасности. Согласно заключению по результатам служебной проверки, Карамурзин Н.Б. получил увечье при следовании на служебной автомашине ВАЗ 2105 г/н №. Принадлежность источника повышенной опасности, при рассмотрении дела ответчиком не оспаривалась, следовательно, Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по КЧР должно нести ответственность за вред, причиненный источником повышенной опасности, независимо от вины.
Проверяя расчеты, представленные истцом и его представителем, суд находит их математически верными и основанными на правильном применении законодательства, регулирующего порядок возмещения вреда здоровью.
Согласно пункту 1 статьи 1086 ГК Российской Федерации размер подлежащего возмещению утраченного потерпевшим заработка (дохода) определяется в процентах к его среднему месячному заработку (доходу) до увечья или иного повреждения здоровья либо до утраты им трудоспособности, соответствующих степени утраты потерпевшим профессиональной трудоспособности, а при отсутствии профессиональной трудоспособности - степени утраты общей трудоспособности. Данное правило основывается на том, что именно степень профессиональной трудоспособности в первую очередь определяет доход гражданина, занятого профессиональной трудовой деятельностью, что, однако, не исключает возможность в случае отсутствия у потерпевшего профессиональной трудоспособности учитывать степень утраты его общей трудоспособности (Определение от 25 января 2007 года N 91-О-О).
По ходатайству истца, судом была назначена комиссионная судебно-медицинская экспертиза, проведение которой было поручено экспертам Бюро судебно-медицинской экспертизы. На разрешение экспертов были поставлены вопросы об определении процента утраты профессиональной трудоспособности Карамурзину Н.Б. на день признания его инвалидом второй группы по причине военной травмы, а также об определении процента утраты профессиональной трудоспособности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Заключением эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что последствия ЗЧМТ у Карамурзина Н.Б. повлекли за собой утрату профессиональной трудоспособности в размере 70% как на момент освидетельствования, так и на момент установления размера утраты общей трудоспособности (группы инвалидности) на период ДД.ММ.ГГГГ. Процент утраты, установленный по результатам освидетельствования 8-ДД.ММ.ГГГГ следует считать от момента признания 2 группы инвалидности, т.е. с момента установления стойкой утраты общей трудоспособности ДД.ММ.ГГГГ.
Данное заключение эксперта дополняет и конкретизирует выводы экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, а поскольку судебная экспертиза была проведена в полном соответствии с требованиями гражданско-процессуального законодательства (в частности эксперт на основании ст. 79,80 ГПК РФ предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения) суд полагает, что заключение № от ДД.ММ.ГГГГ и заключение № от ДД.ММ.ГГГГ являются достоверными, допустимыми доказательствами и потому свои выводы основывает на данном заключении эксперта.
Согласно п. 2 ст. 1086 ГК РФ в состав утраченного заработка (дохода) потерпевшего включаются все виды оплаты его труда по трудовым и гражданско-правовым договорам, как по месту основной работы, так и по совместительству, облагаемые подоходным налогом. Не учитываются выплаты единовременного характера, в частности компенсация за неиспользованный отпуск и выходное пособие при увольнении.
В настоящее время вопросы оплаты труда сотрудников наркоконтроля урегулированы пунктом 120 Указа Президента РФ от 05.06.2003 № 613 "О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ", согласно которому денежное довольствие сотрудников включает в себя оклад по занимаемой штатной должности, оклад по присвоенному специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, процентную надбавку за выслугу лет, процентные надбавки за ученую степень и ученое звание, и иные дополнительные выплаты. Пунктом 121 предусмотрено, что сотрудникам могут устанавливать другие надбавки и дополнительные выплаты сотрудникам, не предусмотренные пунктом 120 настоящего Положения.
Согласно справки Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по КЧР Карамурзину Н.Б. за период с августа 2006 года по июль 2007 года, т.е. за 12 месяцев до установления группы инвалидности, было выплачено денежного довольствия в размере 165981,20 рубль. Без учета ежемесячных премий, и денежной компенсации продпайка, средний месячный размер заработной платы составит 152743,18 : 12 = 12728,59 рублей.
Размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда здоровью на ДД.ММ.ГГГГ составит: 12728,59 х 70% = 8910,01 рублей.
В соответствии со ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке.
Разрешая спор по вопросу механизма дальнейшей индексации ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью, суд приходит к выводу о необходимости их дальнейшей индексации с применением положений, предусматривающий право гражданина на более высокий размер выплат, в частности пункт 24 Инструкции о порядке возмещения ущерба в случае гибели (смерти) или причинения увечья сотруднику органов внутренних дел, а также ущерба, причиненного имуществу сотрудника органов внутренних дел или его близких, утвержденной Приказом МВД РФ от 15 октября 1999 г. № 805, согласно которому в случае изменения размера месячного денежного содержания сотрудников, состоящих на службе, размер возмещения вреда его здоровью подлежит соответствующему перерасчету.
Постановлениями Правительства РФ от 01.12.2007г. № 837, от 31.01.2008г. №35, от 23.07.2009г. №603 были повышены оклады по специальным званиям сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ с ДД.ММ.ГГГГ в 1,15 раза, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,09 раза, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,09 раза, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,085 раза.
Следовательно, размер ежемесячной выплаты в возмещение вреда причиненного здоровью на ДД.ММ.ГГГГ составит: 8910,01 х 1,15 х 1,09 х 1,09 х 1,085= 13208,66 рублей.
Вместе с тем, размер задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью, согласно расчету, определен истцом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и составляет 482858,67 рублей.
Суд не может согласиться с данным расчетом и соглашается с доводами ответчика о применении к данному виду правоотношений положений ст. 208 ГК РФ, определяющих порядок применения срока давности при возмещении вреда.
Действительно, вред, причиненный здоровью граждан, относится к вреду, реально невосполнимому и неисчисляемому, что обязывает государство стремиться к его возможно более полному по объему возмещению. Законодательство Российской Федерации, регулирующее порядок возмещения вреда, не содержит положений, препятствующих взысканию за прошлое время своевременно не полученных пострадавшими лицами сумм возмещения вреда, причиненного их здоровью, когда задолженность образовалась по вине органов, обязанных осуществлять такие выплаты.
Однако при этом, согласно абзацу 4 статьи 208 Гражданского кодекса РФ требования, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за три года, предшествовавшие предъявлению иска.
Следовательно, положения названной нормы подлежат применению в случаях первичного обращения граждан с требованиями о возмещении вреда, когда суммы возмещения вреда ранее не назначались и не выплачивались, что усматривается в данном случае.
Как установлено материалами дела, заявитель, впервые с требованием о назначении ежемесячных выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью обратился в сентябре 2010 года. До указанной даты, Карамурзин Н.Б. получателем соответствующих выплат не являлся, в спорный период в суд с требованиями об их назначении также не обращался, процент утраты профессиональной трудоспособности за прошлое время (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 70% был установлен впервые ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, к рассматриваемому спору о взыскании недополученных сумм возмещения вреда здоровью, подлежит применению статья 208 Гражданского кодекса РФ и взыскание сумм задолженности по ежемесячным выплатам необходимо производить за трехгодичный период, предшествующий дню обращения Карамурзина Н.Б. в суд за назначением выплат - с октября 2007 года по декабрь 2010 года.
В связи с чем, сумма задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью, без учета индекса потребительских цен, составит:
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
(8910,01 х 2 мес.) + (8910,01 х 1,15) = 17820,02 + 10246,51 = 28066,53 рублей;
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
10246,51 + (10246,51 х 1,09 х 8 мес.) + (11168,70 х 1,09 х з мес.) = 10246,51 + 89349,57 + 36521,65 = 136117,73 рублей;
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
(12173,88 х 7 мес.) + (12173,88 х 1,085 х 5 мес.) = 85217,16 + 66043,30 = 151260,46 рублей;
за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ:
13208,66 х 12 мес. = 158503,92 рубля.
Таким образом, сумма задолженности по ежемесячным выплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составит:
28066,53 + 136117,73 + 151260,46 + 158503,92 = 473948,66 рублей.
В связи с возникновением у истца права на получение ежемесячных выплат в возмещение вреда здоровью, у ответчика возникла обязанность ее выплаты, которая до настоящего времени им не исполнена.
Индексация недополученных сумм не является мерой гражданско-правовой ответственности, а является механизмом, предназначенным для приведения платежей в соответствие с покупательской способностью денег на момент их взыскания (выплаты).
Исходя из принципа полного возмещения ущерба, предусмотренного ст. 1064 ГК РФ, а также того, что в связи с инфляцией, причиняется имущественный вред истцу, суд считает, что права истца будут полностью восстановлены, если единовременную задолженность по суммам возмещения вреда здоровью он получит с учетом индексации роста потребительских цен, рассчитанного государственными органами статистики Российской Федерации.
При этом суд учитывает, что расчет суммы индексации по уровню потребительских цен по сумме задолженности за 2007 год, произведенный истцом, также подлежит уменьшению, так как индексация проведена им исходя из размера задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 36976,54 рубля, в то время, когда надлежит ее проводить за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 28066,53 рублей и коэффициенты изменения уровня потребительских цен, представленных территориальным органом статистики по КЧР необходимо учитывать также с октября 2007 года. В связи с чем, сумма индексации взыскиваемой задолженности за 2007 год по уровню потребительских цен составит: 28066,53 х 101,24 : 100 х 100,69 : 100 х 101,05 : 100 (2008г.) х 102,65:100 х 101,80 : 100 х 101,47 : 100 х 100,94 : 100 х 100,83 : 100 х 100,11 : 100 х 100,66 : 100 х 99,99 : 100 х 99,98 : 100 х 100,52 : 100 х 100,21 : 100 х 100,52 : 100 (2009г.) х 101,15 : 100 х 101,65 : 100 х 100,72 : 100 х 100,61 : 100 х 100,74 : 100 х 100,42 : 100 х 100,36 : 100 х 100,68 : 100 х 101,57 : 100 х 100,76 : 100 х 101,20 : 100 = 35105,19 рублей.
В остальной части, расчет истца по индексации суммы задолженности за период с 2008 года по 2010 года по изменению уровня потребительских цен математически верен, и принимается судом за основу. Следовательно, сумма индексации, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, должна составлять: (35105,19 + 165280,87 + 165620,37 + 166666,86) - 473948,66 = 58724,63 рубля.
Общая сумма задолженности по ежемесячным выплатам в возмещение вреда здоровью, с учетом индексации по изменению уровня потребительских цен, подлежащая единовременному взысканию с Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по КЧР в пользу истца составит: 473948,66 + 58724,63 = 532673,29 рубля.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Карамурзина ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Карачаево-Черкесской Республике назначить и выплачивать с ДД.ММ.ГГГГ Карамурзину ФИО1 ежемесячную сумму в возмещение вреда здоровью при 70% утраты профессиональной трудоспособности, в размере 13208 (тринадцать тысяч двести восемь) рублей 66 копеек, с последующей индексацией, согласно действующему законодательству.
Взыскать единовременно с Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Карачаево-Черкесской Республике в пользу Карамурзина ФИО1 задолженность по ежемесячным суммам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 532673 (пятьсот тридцать две тысячи шестьсот семьдесят три) рубля 63 копейки.
Решение может быть обжаловано Верховный суд КЧР в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме, т.е. с 30.03.2011 года через Черкесский городской суд.
Судья: М.Б. Езаова