Решение от 15.03.2011 г. по делу 2-831/2011



Решение

Именем Российской Федерации

15 марта 2011 года г. Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево - Черкесской Республики в составе

председательствующей судьи Яичниковой А.В.,

при секретаре судебного заседания Каламойцевой Л.А.,

при участии заявителя Пономаревой Е.В.,

представителей органа, чьи действия обжалуются - Мэрии муниципального образования города Черкесска - Дылевской Е.А., Узденовой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пономарева ФИО1, Пономаревой ФИО19 к Мэрии муниципального образования города Черкесска о признании незаконным решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления, его должностных лиц,

установил:

В Черкесский городской суд обратились Пономарев С.В., Пономарева Е.В. с жалобой на действия Мэрии муниципального образования города Черкесска о признании незаконным решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления, его должностных лиц. В своём заявлении Пономаревы указали, что Решением жилищной комиссии мэрии муниципального образования города Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ молодая семья в составе: Пономарева ФИО1 (супруг), Пономаревой ФИО19 (супруга), ФИО6 и ФИО7 (несовершеннолетних детей) была исключена из списка семей-участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы. Как следует из направленного в адрес Пономаревых письма от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для исключения данной семьи из указанной подпрограммы стало «выявление сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет». Какие именно из представленных Пономаревыми сведений не соответствуют действительности не разъяснено. На заседание жилищной комиссии заявители не приглашались, копии протокола заседания не получали. Решение комиссии принято спустя более года с даты представления Пономаревыми документов, и основано на том, что один из членов семьи (Пономарева Е.В.) является «членом семьи собственника жилого помещения, в котором на одного члена семьи приходится больше установленной нормы», а также на том, что Пономаревыми «не предоставлен документ, подтверждающий способность семьи оплатить стоимость жилья в части, которую не финансирует государство». Считают данное решение жилищной комиссии, а также действия (бездействия) мэрии муниципального образования города Черкесска незаконными и нарушающими их конституционное право на жилище, по следующим основаниям:

В части нарушения порядка и срока признания молодой семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». В соответствии с пунктом 17 Правилпредоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных молодой семьей документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляетсяорганом местного самоуправления.

В нарушение указанного требования, решение о признании данной семьи участницей подпрограммы принято спустя несколько месяцев после подачи заявителями всех необходимых документов, согласно постановлению мэрии муниципального образования города Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ №.О принятом решении в установленной форме Пономаревым не сообщалось.

В части признания данной семьи обеспеченной жильем. Подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» предусмотрен специальный субъект правана улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат - молодая семья,а не отдельно взятый гражданин. Под молодой семьей применительно к данной подпрограмме понимаются молодые родители (супруг, супруга) и их дети. Принимая решение об исключении данной молодой семьи из списка семей-участниц данной подпрограммы, жилищная комиссия ограничилась формальным установлением родственных связей между одним из членов семьи (супругой) и собственником жилого помещения.В частности, жилищной комиссией не исследовался вопрос о том, в чей собственности находится жилое помещение, условия его предоставления в пользование, нуждаемость в жилище каждого из членов молодой семьи. В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, под нуждающимися в жилище понимаются молодые семьи, признанные нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно предоставленным справкам БТИ, собственного жилья Пономаревы не имеют и никогда не имели (ни один из супругов). Членами семьи собственника жилого помещения (ФИО3) семья Пономаревых не является, так же как и собственник жилого помещения не является членом данной молодой семьи. Под данное определение ранее попадал лишь один член молодой семьи - Пономарева Е.В., являющаяся дочерью собственника жилого помещения. Иные же члены молодой семьи: Пономарев С.В. (супруг), ФИО6 и ФИО7 (несовершеннолетние дети), к членам семьи собственника жилого помещения не относятся, в качестве таковых в помещение не вселялись. Пономарев С.В. (зять) не является не только членом семьи, но даже родственником собственника жилого помещения, какие-либо исключительные основания для признания его членом семьи собственника или иждивенцем отсутствуют. Совместного хозяйства с собственником жилого помещения семья не ведет, питаются отдельно, бюджет ведут самостоятельно. Совместно с ними проживает престарелая бабушка (82 года), которая нуждается в покое. За время брака Пономаревы были вынуждены несколько раз снимать другое жилище, что подтверждается объявлениями в газетах о поисках съемного жилья. При этом сам факт регистрации данной семьи по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании Пономаревых членами семьи собственника этого помещения, так как согласно статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.193 №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основаниемограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы лишь по решению суда. На момент исключения семьи Пономаревых из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответствующее решение суда о признании членов семьи Пономаревых членами собственника жилого помещения, в котором они зарегистрированы, отсутствовало. Считают, что мэрией муниципального образования города Черкесска проведен неправильный расчет площади, приходящейся на одного члена молодой семьи, что привело к необоснованному выводу об обеспеченности данной семьи жилым помещением. В соответствии с постановлением Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики от 17.06.2005 №140 «О региональном стандарте нормативной площади жилого помещения на территории Карачаево-Черкесской Республики», региональный стандарт нормативной площади жилого помещения на территории Карачаево-Черкесской Республики составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек. На момент представления данной семьей заявления о включении в подпрограмму, на одного члена семьи приходилось 7,25 кв. м. В настоящее время площадь на одного члена молодой семьи составляет 9,67 кв. м, что также меньше установленного норматива площади.

В части непредставления документов, подтверждающих наличие у семьи достаточных доходов или иных денежных средств. В качестве самостоятельного обоснования невозможности признания данной семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодой семьи», мэрией МО г. Черкесска названо отсутствие документа подтверждающего способность семьи оплатить стоимость жилья в части, которую не финансирует государство. Считают данный вывод комиссии не обоснованным и не соответствующим действительности. В частности, при подаче заявления для участия в указанной подпрограмме, Пономаревыми были предоставлены следующие документы, подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты стоимости жилья в части, которую не финансирует государство: справка с места работы формы 2-НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ; копия Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ; нотариально оформленный договор займа от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 700 тысяч рублей. Дополнительно в октябре 2010 года была предоставлена справка отделения Сбербанка Россиио сумме одобренного кредита в размере 800 тысяч рублей. Считают, что представленные документы подтверждают наличие у семьи Пономаревых средств, достаточных для оплаты стоимости жилья в части, которую не финансирует государство. Какие-либо дополнительные документы (например, справки о наличии денежных средств на банковских счетах, обновленные справки о доходах, сведения о работе ит.п.) для подтверждения наличия у семьи достаточных средств комиссия не запрашивалаипредоставить не предлагала. Считают, что в соответствии с действующим законодательством, анализ и оценка финансового состояния молодой семьи входит в компетенцию органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае - Управления по делам молодежи Карачаево-Черкесской Республики). В связи с этим, решение мэрии муниципального образования города Черкесска об отказе в признании семьи Пономаревых участниками подпрограммы в связи с неплатежеспособностью, является принятым «сверх компетенции», т.е. незаконным. Со ссылкой на ст.ст. 254, 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Просят признать незаконными действия (бездействие) мэрии муниципального образования города Черкесска в части нарушения срока проверки предоставленных сведенийдля решения вопроса о признании семьи Пономаревых участницей подпрограммы «Обеспечение жильеммолодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», не уведомления их в установленном порядке о принятом решении; признать незаконным постановление мэрии муниципального образования города Черкесска от14.05.2010 №, в части установления даты признания семьи Пономаревых участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»; признать незаконным решение жилищной комиссии мэрии муниципального образования городи Черкесска от ДД.ММ.ГГГГо снятии данной молодой семьи с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении; обязать мэрию муниципального образования города Черкесска устранить препятствия косуществлению конституционных прав Пономаревых на жилище, а именно обязать признать Пономарева С.В., Пономареву Е.В, ФИО6, ФИО7 участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 год с даты подачи соответствующего заявления о включении в указанную подпрограмму.

ДД.ММ.ГГГГ Пономаревы дополнили свои требования. В части незаконности решения мэрии муниципального образования города Черкесска о невозможности признания семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» указали, что в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ № мэрия муниципального образования города Черкесска указывает на невозможность признания семьи участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Свой вывод мэрия МО г. Черкесска основывает на Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы»,утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050. Между тем, семья Пономаревых не являлась и не является участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015годы». Данная федеральная подпрограмма на территории Карачаево-Черкесской Республики в настоящее время не действует, соответствующие республиканская и муниципальная программы не утверждены, конкурсный отбор субъектов Российской Федерации для участия в указанной подпрограмме Минрегионразвития России не проводился. В связи с этим вывод мэрии МО г.Черкесска о невозможности участия данной молодой семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы» является, по крайней мере, преждевременным. Кроме того, при подаче заявление в жилищную комиссию мэрии МО г.Черкесска, семья Пономаревых однозначно выразила свою волю на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы»,утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 №285. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 №285 право выбора участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы или в любой другой программе (подпрограмме), предусматривающей оказание государственной поддержки в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета, принадлежит молодой семье. В период действия указанной подпрограммы семья Пономаревых отвечала всем предъявляемым требованиям к участницам подпрограммы (возраст, нуждаемость, достаточность доходов) и находилась в списках семей-участниц данной подпрограммы согласно постановлению мэрии от ДД.ММ.ГГГГ №. Предоставленные заявителями документы неоднократно проверялись органом местного самоуправления. Никаких данных, подтверждающих несоответствие представленных ими сведений действительности, либо свидетельствующих об их недобросовестности, выявлено не было, из списка Пономаревы не исключались. Однако свидетельство на получение соответствующей выплаты на приобретение жилья им выдано не было, несмотря на то, что 2010 году свидетельства на получение субсидии были выданы всем молодым семьям-участницам подпрограммы (82 семьи), в том числе молодым семьям, включенным в списки позднее этой семьи (более 10 таких семей). Решение же о снятии данной молодой семьи с учета принято жилищной комиссией ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после окончания срока реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Считают, что подобное поведение органа местного самоуправления является ничем иным, как попыткой обосновать неисполнение взятых обязательств по предоставлению молодой семье Пономаревых социальной выплаты на приобретение жилья, а также допущенное нарушение очередности предоставления таких выплат. Между тем, согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденным в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано(определение Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 по Делу №71-В09-15, постановление Конституционного суда Российской Федерации от 24.05.2001 №8-П, определение Конституционного суда Российской Федерации от 04.04.2006 №89-0). Действия мэрии МО г.Черкесска, направленные на ущемление конституционного права на жилище, при отсутствии данных, свидетельствующих об их недобросовестности и совершении противоправных действий, направленных на получение за счет бюджетных средств субсидии, являющейся по своему характеру мерой социальной поддержки, с приведенными общепризнанными правовыми принципами не согласуются.

В части незаконности и необоснованности решения органа местного самоуправления о снятии молодой семьи с учета в качестве нуждающейся, в связи с выводом жилищной комиссии об обеспеченности молодой семьи жильем. Для признания семьи Пономаревых нуждающейся в жилище и включении в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей», ими были представлены документы, содержащие сведения о составе молодой семьи, наличии несовершеннолетних детей и о жилищных условиях. Документы собирались согласно предоставленному жилищной комиссией перечню. Данный перечень являлся исчерпывающим и содержал название справок, наименование и адреса организаций, их выдающих. Принимая решение об исключении данной семьи из подпрограммы, жилищной комиссией мэрии повторно изучалось учетное дело, содержащее те же самые документы, представленные семьей более года назад. При этом никакие обновленные документы мэрией не запрашивались, фактическое положение (жилищное, имущественное, семейное) семьи на момент принятия решения об исключении из подпрограммы не исследовалось. Считают вывод жилищной комиссии незаконным по следующим основаниям: Согласно пункту 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», статья 51 Жилищного кодекса должна применяться в контексте целей и задач указанной подпрограммы и лишь в части не урегулированной данной подпрограммой. Понятие молодой семьи четко регламентируется в Правилах, в частности, к членам молодой семьи относятся молодые супруги (родители, а в неполной семье - один родитель) и их несовершеннолетние дети. Никакие иные лица, в том числе родственники членов молодой семьи, под понятие членов молодой семьи подпадать не могут. Отсутствует и сама возможность признания иных лиц, в том числе совместно проживающих с молодой семьей, членами такой молодой семьи. В противном случае, размер социальной выплаты производился бы с учетом таких лиц. Кроме того, возможность признания одного лица членом двух и более семей одновременно, противоречит основам семейного законодательства. Правила предусматривают лишь возможность признания молодой семьи по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса, а не в порядке, установленном жилищным законодательством. Таким образом, в случае различного нормативного определения членов семьи в жилищном кодексе Российской Федерации (ст.31) и Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья (п.5), должна применяться специальная норма, а не общая. Если исходить из положений жилищного законодательства, члены молодой семьи Пономаревых не могут быть признаны членами собственника жилого помещения, ввиду отсутствия таких основных условий, как совместное проживание и ведение общего хозяйства. В частности, в соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Из положений указанной нормы, а также исходя из разъяснений Пленума Верховного суда Российской Федерации, данных в пункте 11 Постановления от 02.07.2009 №14, следует, что основным условием признания супруга, детей и родителей собственника жилого помещения членами его семьи является факт совместного проживанияуказанных лиц с собственником в этом жилом помещении. Для признания иных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установления юридического факта их вселения в жилое помещение, но и выяснение волеизъявления собственника на их вселение. Вывод жилищной комиссии о признании всей молодой семьи собственника основан лишь на формальном признании родственных (пусть даже самых близких) связей одного из членов семьи и собственника жилого помещения, без выяснения волеизъявления собственника на вселение их в жилое помещение и конкретных условий проживания молодой семьи. Между тем, согласно техническому паспорту на жилой дом индивидуального жилищного фонда по адресу <адрес>, домовладение (ЖАКТ) 1961 года постройки, состоит из двух отдельных квартир, имеющих отдельные входы и изолированы друг от друга. Собственником квартир является ФИО3, мать одного из членов молодой семьи Пономаревой Е.В.(супруги). Квартира №общей площадью 81,7 кв. мприобретена ФИО3 по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ рег.№1538 у гражданки ФИО8 Свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серия №. В данной квартире проживает собственник ФИО3 и её престарелая мать ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ г.р. <данные изъяты>. Указанные лица вселились в квартиру одновременно ДД.ММ.ГГГГ, с целью постоянного проживания, о чем имеется соответствующая отметка в домовой книге. Совместно с ними также проживала до ДД.ММ.ГГГГ года престарелая тетя собственника квартиры, ветеран ВОВ, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Обе пожилые женщины нуждались в уходе, в связи с чем, проживали в квартире с удобствами. Квартира №общей площадью 34,9 кв. м(без элементарных бытовых удобств) была приобретена позднее по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ рег.ДД.ММ.ГГГГ у гражданки ФИО9 Свидетельство о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ серия №. В данной квартире периодически проживала молодая семья Пономаревых. Ввиду отсутствия элементарных удобств (туалет, вода на улице) для проживания они периодически были вынуждены снимать квартиру на стороне. Отсутствие собственного жилья и возникновение конфликтных ситуаций на бытовой почве стало причиной их развода в ноябре 2005 года (вторично брак зарегистрирован в 2006 году), а также выезда в другой город. Лишь ДД.ММ.ГГГГ (спустя год после рождения первого внука ФИО6), собственник разрешил им вселиться в указанную квартиру, в которой до настоящего времени они с двумя малолетними детьми и проживают. Совместно с собственником жилого помещения фактически не проживают, совместного хозяйства не ведут (холодильник и газовая печь собственные, отопление индивидуальное). Бюджеты семей разделены. Изложенные обстоятельства не позволяют отнести членов молодой семьи к членам семьи собственника жилого помещения. Не может быть признан обоснованным и проведенный жилищной комиссией расчет обеспеченности Пономаревых жилой площадью. При расчете обеспеченности молодой семьи мэрией МО г.Черкесска общая площадь домовладения была разделена на количество всех зарегистрированных лиц, без определения, кто конкретно из этих лиц является членом семьи собственника. Исходя из признания молодой семьи - как единого самостоятельного субъекта жилищных правоотношений, включающего молодых супругов и их несовершеннолетних детей, расчет обеспеченности молодой семьи общей площадью жилья должен был производиться следующим образом: Если молодая семья проживает в одном жилом помещении, находящемся в собственности иных лиц, то при расчете нормы общей площади жилья для признания молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, учитываются только члены молодой семьи, являющейся членами семьи собственника. Если один из членов молодой семьи является членом семьи собственника данного жилого помещения, то определяется его доля в данном жилом помещении, то есть общая площадь данного жилого помещения делится на всех собственников данного жилого помещения и членов семьи собственника данного жилого помещения и определяется доля каждого из них. Затем полученная доля площади одного из членов молодой семьи делится на всех членов данной семьи и определяется доля каждого члена молодой семьи. Если при таком расчете обеспеченность общей площадью жилья на каждого члена молодой семьи меньше учетной нормы, данная семья признается нуждающейся в улучшении жилищных условий. На молодую семью Пономаревых фактически приходится 38,88 кв. м, вместо 60 кв. м, необходимых для признания молодой семьи обеспеченной жильем. Таким образом, даже признание одного члена молодой семьи (Пономаревой Е.В.) членом семьи собственника жилого помещения (ФИО3), не дает оснований для снятия молодой семьи с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как площадь жилого помещения, приходящаяся на каждого члена данной молодой семьи, составляет в данном случае 9,72 кв. м,что меньше установленной учетной нормы в 15 кв. м. Кроме того, на учет в качестве нуждающихся была поставлена вся молодая семья, а с учета снята в соответствии с постановлением мэрии от ДД.ММ.ГГГГ лишь один её член Пономарева Е.В.

В части необоснованности вывода о непредставлении документов для признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, не финансируемой государством. В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В Карачаево-Черкесской Республике порядок и условия признания молодых семей имеющих достаточные доходы в рамках данной подпрограммы разработаны и утверждены не были. Отсутствие нормативного правового акта Карачаево-Черкесской Республики (Управления по делам молодежи) стало основой для решения данного вопроса органами местного самоуправления по собственному усмотрению. По мнению заявителей, ими предоставлены документы, подтверждающие возможность молодой семьи оплатить стоимость жилья в части, которую не финансирует государство. В частности, были представлены: копия государственного сертификата на материнский капитал от ДД.ММ.ГГГГ; нотариально оформленный договор займа от ДД.ММ.ГГГГ; справка о доходах Пономаревой Е.В. формы 2-НДФЛ. В обоснование наличия необходимых средств был представлен государственный сертификат на материнский капитал. Законность использования средств (части средств) материнского капитала на улучшение жилищных условий, в том числе и в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы прямо подтверждена в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 18.02.2009 №ЛЧ-28-25/1354 и письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 10.02.2009 №3399-СК/07. С учетом средств по материнскому капиталу (в соответствии с ФЗ от 13.12.2010 №357 «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012-2013 годов» размер материнского капитала составляет 365 698,40 рублей), оставшаяся сумма для оплаты стоимости жилья в части, которую не финансирует государство, составляет: 814320-365698,4=448621,60рублей. С целью оплаты жилья в недостающей части, ДД.ММ.ГГГГ Пономаревыми заключен договор займа с физическим лицом ФИО10 на сумму 700 000 рублей. Договор нотариально удостоверен и зарегистрирован в реестре под №762. Пономаревы неоднократно обращались в жилищную комиссию мэрии МО г.Черкесска с тем, чтобы уточнить, состоят ли они в списке семей-участниц программы. На что всегда получали положительный ответ. Никаких замечаний по учетному делу мэрией на протяжении всего 2010 года выявлено не было. Пакет документов, подтверждающих наличие необходимой суммы для оплаты стоимости жилья в части, не финансируемой государством, обновлялся в октябре 2010 года. В частности, в жилищную комиссию (секретарю жилищной комиссии ФИО11) Пономаревы дополнительно предоставили справку Карачаево-Черкесского отделения Сбербанка России (ОАО) от ДД.ММ.ГГГГ «О максимальном размере кредита», а также обновленную справку о доходах формы 2-НДФЛ. На банковском счете имеются необходимые денежные средства для оплаты стоимости жилья, в части которую не финансирует государство. Согласно данным Сбербанка России, остаток денежных средств на счете (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ) составляет <данные изъяты> рублей.

В порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в целях устранения допущенных нарушений конституционных прав на жилище, Пономаревы просили суд дополнительно к основным заявленным требованиям: признать незаконным постановление мэрии муниципального образования города Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии молодой семьи Пономаревых с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении; признать незаконными действия (бездействие) мэрии муниципального образования города Черкесска по не включению молодой семьи Пономаревых в список семей-участниц муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы», изъявивших желание получить субсидию в 2010 году.

Пономарева Е.В. в судебном заседании повторила доводы, изложенные в заявлениях, уточнила одно из требований и просила суд обязать признать Пономарева С.В., Пономареву Е.В, ФИО6, ФИО7 участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 год с даты ДД.ММ.ГГГГ.

Пономарев С.В. в судебное заседание не явился, направил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя Пономарева С.В.

Представители ответчика Мэрии муниципального образования Дылевская Е.А. и Узденова А.А. в судебном заседании требования Пономаревых не признали, просили в их удовлетворении отказать, пояснив при этом, что согласно Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы участницей данной подпрограммы могла быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. На момент формирования списка молодых семей-претендентов на получение субсидий в 2010 году по муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей» семьёй Пономаревых не были представлены соответствующие документы, а именно доходы или какие-либо иные денежные средства, достаточные для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер субсидии. Исходя из этого и в связи с тем, что данная программа добровольная, семья Пономаревых не была включена в список молодых семей-претендентов на получение субсидий в 2010 году, но в качестве участника данной программы состоять осталась. В соответствии с п. 17 Правил органы местного самоуправления в 10-ти дневный срок с даты предоставления документов принимают решение об отказе в признании молодой семьи участницей программы. Заявителю отказ дан не был об участии в данной программе. В соответствии с Законом КЧР от 26.03.2007 года № 14-РЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанных нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» и согласно ст. 51 ЖК РФ было выявлено, что семья Пономаревых проживает по <адрес> в <адрес> в жилом помещении общей площадью 116,6 кв. м, собственником которого является ФИО3 - мать заявительницы. Согласно п. 1 ст. 31 ЖК РФ членам семьи собственника жилого помещения является его супруг, родители, дети. Другие лица членами семьи собственника жилого помещения не являются, а в ряде случаев могут и не состоять в родственных отношениях с собственником жилого помещения. Однако они обладают правом пользования жилым помещением наравне с его собственником, если вселены собственником в жилое помещение в качестве членов семьи. В соответствии с п. 3 ст. 292 ГК РФ прописанные члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника жилого помещения. На основании ст. 50 ЖК РФ постановления муниципального образования города Черкесска от 06.11.2009 года № 1377 «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в муниципальном жилом фонде» размер учетной нормы жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях составляет по городу Черкесску 15 кв. м на человека. В соответствии со ст.ст. 54, 56 ЖК РФ в связи с тем, что семья является обеспеченной жильем и на основании постановления мэрии муниципального образования города Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ № семья Пономаревых решением жилищной комиссии снята с учета в качестве нуждающейся в жилье. Руководствуясь ст.ст. 167, 178, 179, 301 ГК РФ просили суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований.

В соответствии с п.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство основывается в числе прочего на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно п.1 ч. 1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.

Конституция Российской Федерации гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 40).

Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ) долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающей государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей. Участниками подпрограммы определены супруги, возраст которых не превышает 30-ти лет или семьи состоящая из одного родителя, возраст которого не превышает 30-ти лет, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставленные на соответствующий учет в соответствии законодательством Российской Федерации, а также имеющие доходы достаточные для полученияипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях.

В соответствии с разделами V и VI подпрограммы, пунктами 24, 29, 30, 31 Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 № 285 средства на реализацию приведенной подпрограммы, предоставляются из федерального бюджета субъектам РФ для частичного финансирования разработанной и утвержденной ими региональной программы по обеспечению жильем молодых семей, также предусматривающей выделение из бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов средств на финансирование названной подпрограммы.

Таким образом, получение гражданами - участниками программы денежных средств, выделяемых из федерального бюджета в рамках федеральной программы "Жилье", возможно путем участия в региональной и муниципальных программах.

Согласно пунктам «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации. Закона и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения.

Приведенные конституционно-правовые нормы не исключают право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты и определять категории граждан, нуждающихся в предоставлении мер государственной поддержки за счет средств субъектов Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 (ред. от 27.01.2009) утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, которая признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 (ред. от 27.01.2009)).

Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 ст. 31 ЖК РФ членам семьи собственника жилого помещения является его супруг, родители, дети. Другие лица членами семьи собственника жилого помещения не являются, а в ряде случаев могут и не состоять в родственных отношениях с собственником жилого помещения. Однако они обладают правом пользования жилым помещением наравне с его собственником, если вселены собственником в жилое помещение в качестве членов семьи.

В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда РФ от 27.02.2008 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года» нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Согласно п. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.

Пунктом 7 вышеуказанных Правил предусмотрено, что порядок и условия признания молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Участие в подпрограмме является добровольным.

Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета предоставляется молодой семье только один раз. Социальная выплата предоставляется в размере не менее: 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с Правилами, - для молодых семей, не имеющих детей; 40 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с Правилами, - для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, а также для неполных молодых семей, состоящих из 1 молодого родителя и 1 ребенка и более.

Для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства следующие документы: а) заявление по форме согласно приложению N 2 в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) документы, удостоверяющие личность каждого члена семьи; в) свидетельство о браке (на неполную семью не распространяется); г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, или свидетельство о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа), и документы, подтверждающие признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа), но не ранее 1 января 2006 г.; д) документы, подтверждающие признание молодой семьи имеющей достаточные доходы либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, а при получении молодой семьей ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома - кредитный договор (договор займа) и справку кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом); е) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета.

От имени молодой семьи документы, предусмотренные в пунктах 15,38 и 40 Правил, могут быть поданы одним из ее членов либо иным уполномоченным лицом при наличии надлежащим образом оформленных полномочий (пункт 15 Правил).

Орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.

Основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются: а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 Правил; в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.

В суде установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Пономарева Е.В. и Пономаревым С.В. было подано заявление о включении молодой семьи Пономаревых в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, что подтверждается копией данного заявления и копией страниц журнала регистрации входящих документов, в том числе заявлений о включении молодых семей в указанную подпрограмму. В соответствии с материалами учетного дела о признании семьи Пономаревых нуждающейся в жилом помещении и включении в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы к заявлению приложены следующее документы: Копия паспорта Пономарева С.В., копия паспорта Пономаревой Е.В., копия свидетельства о рождении ФИО6, копия свидетельства о рождении ФИО7, свидетельство о заключении брака, копия справки Мэрии города Черкесска № от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на очередь на улучшение жилищных условий постановлением Руководителя (мэра) мэр муниципального образования города Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ № очередной номер №, справка КЧ РГУП «Техинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ №, справка КЧ РГУП «Техинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ №, выписка из домовой книги исх. № от ДД.ММ.ГГГГ и копия финансового лицевого счета №.

Согласно свидетельству о заключении брака №, выданному отделом записи актов гражданского состояния администрации города Черкесска КЧР, между Пономаревым С.В. и Пономаревой Е.В. ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован брак.

Справкой Мэрии города Черкесска № от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении протокола комиссии мэрии муниципального образования города Черкесска» подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ семья Пономаревых поставлена на очередь на улучшение жилищных условий, очередной номер №.

Справками КЧ РГУП «Техинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ №, № и ответами Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда подтверждается отсутствие зарегистрированных прав Пономарева С.В. и Пономаревой Е.В. на недвижимое имущество.

В соответствии с выпиской из домовой книги исх. № от ДД.ММ.ГГГГ совместно с Пономаревой ФИО19 по <адрес> в <адрес> зарегистрированы члены семьи: ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, мать; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, бабушка; Пономарев ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, муж; ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родственница; ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын; ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын. Ответственным квартиросъемщиком является ФИО3

В суде установлено, что ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, родственница скончалась в ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с пунктом 17 Правилпредоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в представленных молодой семьей документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляетсяорганом местного самоуправления.

В суде установлено, что в нарушение указанного требования, решение о признании семьи Пономаревых участницей подпрограммы принято спустя несколько месяцев после подачи заявителями всех необходимых документов (ДД.ММ.ГГГГ), согласно постановлению мэрии муниципального образования города Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ №.О принятом решении в установленной форме Пономаревым не сообщалось.

В связи с чем, требования Пономаревых о признании незаконными действия (бездействие) мэрии муниципального образования города Черкесска в части нарушения срока проверки предоставленных сведенийдля решения вопроса о признании семьи Пономаревых участницей подпрограммы «Обеспечение жильеммолодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», не уведомления их в установленном порядке о принятом решении; о признании незаконным постановления мэрии муниципального образования города Черкесска от14.05.2010 №, в части установления даты признания семьи Пономаревых участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» подлежат удовлетворению.

В суде не нашел своего подтверждения факт обращения Пономаревой Е.В. в Мэрию города Черкесска в октябре 2010 года и предоставления дополнительных документов, в том числе документов, подтверждающих способность семьи оплатить стоимость жилья в части, которую не финансирует государство.

Согласно заявления, поданного Пономаревой Е.В. в марте 2010 года, к заявлению не были приложены документы, на которые ссылается Пономарева Е.В., подтверждающие наличие достаточных средств для оплаты стоимости жилья в части, которую не финансирует государство: справка с места работы формы 2-НДФЛ от ДД.ММ.ГГГГ; копия Государственного сертификата на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ; нотариально оформленный договор займа от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 700 тысяч рублей.

Таким образом, решение жилищной комиссии мэрии муниципального образования городи Черкесска от ДД.ММ.ГГГГо снятии данной молодой семьи с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в связи с непредставлением документов, подтверждающих способность семьи оплатить стоимость жилья в части, которую не финансирует государство, является обоснованным.

В части признания данной семьи обеспеченной жильем суд пришел к следующему выводу. По смыслу ст. 2 СК РФ родители и дети являются членами семьи, независимо от каких-либо иных условий и обстоятельств. В отличие от супругов, брак между которыми может быть расторгнут, после чего они перестают быть членами семьи, родственные отношения, отношения кровного родства между детьми и родителями не утрачиваются даже в случае прекращения между ними каких-либо отношений. Применительно к жилищным правоотношениям понятие члена семьи собственника жилого помещения содержится в ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, согласно которой к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Как видно из вышеприведённой нормы, для того, чтобы считаться членом семьи собственника жилого помещения необходимо соблюдать всего лишь два одновременных условия: 1) быть супругом, ребёнком или родителем собственника; 2) проживать в одном жилом помещении с собственником. Данный вывод подтверждается разъяснением, содержащимся в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14, согласно которому членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (ст.10 СК РФ). Для признания названных лиц, вселённых собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. В отличие от супругов, детей и родителей, для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (ст.55 ГПК РФ). При этом (то есть, при решении вопроса о признании членами семьи иных лиц, кроме супругов, детей и родителей) необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

В соответствии с п. 1 ст. 292 ГК РФ члены семьи собственника жилого помещения могут требовать устранения нарушений их прав на жилое помещение от любых лиц, включая собственника помещения. Согласно ч.2 ст.31 ЖК РФ, члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 12 постановления от 2 июля 2009 года № 14, в силу ч. 2 ст. 31 ЖК РФ члены семьи собственника жилого помещения имеют равное с собственником право пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Таким соглашением, в частности, в пользование членам семьи собственника могут быть предоставлены отдельные комнаты в квартире собственника, установлен порядок пользования общими помещениями в квартире, определён размер расходов члена семьи собственника на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и т.д. Разрешая споры, связанные с осуществлением членами семьи собственника жилого помещения права пользования жилым помещением, необходимо иметь в виду, что ч. 2 ст. 31 ЖК РФ не наделяет их правом на вселение в данное жилое помещение других лиц. Вместе с тем, учитывая положения ст. 679 ГК РФ о безусловном праве нанимателя по договору найма и граждан, постоянно с ним проживающих, на вселение в жилое помещение несовершеннолетних детей, а также ч. 1 ст. 70 ЖК РФ о праве родителей на вселение в жилое помещение своих несовершеннолетних детей без обязательного согласия остальных членов семьи нанимателя по договору социального найма и наймодателя, по аналогии закона (ч. 1 ст. 7 ЖК РФ) с целью обеспечения прав несовершеннолетних детей за членами семьи собственника жилого помещения может быть признано право на вселение своих несовершеннолетних детей в жилое помещение.

При этом, учитывая положения ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, следует иметь в виду, что поскольку ведение общего хозяйства между собственником жилого помещения и лицом, вселённым им в данное жилое помещение, не является обязательным условием признания его членом семьи собственника жилого помещения, то и отсутствие ведения общего хозяйства собственником жилого помещения с указанным лицом либо прекращение ими ведения общего хозяйства (например, по взаимному согласию) само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения. Данное обстоятельство должно оцениваться в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами по делу (ст.67 ГПК РФ).

Совокупность вышеназванных законодательных положений и разъяснений Верховного Суда России позволяет сделать следующие выводы. Во-первых, заявитель Пономарева Е.В., являющаяся дочерью ФИО3 и проживающая совместно с последней, является членом её семьи, то есть, членом семьи собственника жилого помещения. Во-вторых, поскольку при вселении семьи Пономаревых в принадлежащий ФИО3 жилой дом между ними не было никаких соглашений, ограничивающих жилищные права семьи Пономаревых, и Пономаревы на протяжении многих лет пользовались данным жилым помещением наравне со своей матерью, являющейся собственником этого помещения, она (Пономарева) вправе и далее использовать принадлежащий матери жилой дом для своего в нем проживания. В-третьих, объектом права в данном случае является жилой дом общей площадью 116, 6 кв. м, а не квартиры, как об этом утверждают заявители, что подтверждается техническим паспортом КЧ РГУП «Техинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ р.№, удостоверенным нотариусом г. Черкесска, ФИО12, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серия №, договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ р.№, удостоверенным государственным нотариусом Первой Карачаево-Черкесской государственной нотариальной конторы ФИО13

06 ноября 2009 года Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в муниципальном жилищном фонде» установлен размер учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в городе Черкесске 15 кв. м.

Таким образом, семья Пономаревых является обеспеченной жильем, так как на одного человека приходится 19,4 кв. м (116,6 кв. м : 6 чел.).

Решением жилищной комиссии мэрии муниципального образования города Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ и Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска № от ДД.ММ.ГГГГ «О снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях» молодая семья в составе: Пономарева ФИО1 (супруг), Пономаревой ФИО19 (супруга), ФИО6 и ФИО7 (несовершеннолетних детей) была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что жильем обеспечена. Как следует из направленного в адрес Пономаревых письма от ДД.ММ.ГГГГ №, основанием для исключения данной семьи из указанной подпрограммы стало выявление сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет.

Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований о признании незаконным решения жилищной комиссии мэрии муниципального образования городи Черкесска от ДД.ММ.ГГГГо снятии данной молодой семьи с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении; об обязании мэрии муниципального образования города Черкесска устранить препятствия косуществлению конституционных прав Пономаревых на жилище, а именно обязать признать Пономарева С.В., Пономареву Е.В, ФИО6, ФИО7 участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 год с ДД.ММ.ГГГГ; о признании незаконным постановления мэрии муниципального образования города Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии молодой семьи Пономаревых с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении; о признании незаконными действий (бездействие) мэрии муниципального образования города Черкесска по не включению молодой семьи Пономаревых в список семей-участниц муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы», изъявивших желание получить субсидию в 2010 году.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

Требования Пономарева ФИО1, Пономаревой ФИО19 к Мэрии муниципального образования города Черкесска о признании незаконным решений и действий (бездействия) органа местного самоуправления, его должностных лиц удовлетворить частично.

Признать незаконными действия (бездействие) мэрии муниципального образования города Черкесска в части нарушения срока проверки предоставленных сведенийдля решения вопроса о признании семьи Пономаревых участницей подпрограммы «Обеспечение жильеммолодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», не уведомления заявителей в установленном порядке о принятом решении.

Признать незаконным постановление мэрии муниципального образования города Черкесска от14.05.2010 №, в части установления даты признания семьи Пономаревых участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».

В удовлетворении остальных требований Пономарева ФИО1, Пономаревой ФИО19 к Мэрии муниципального образования города Черкесска - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде. В окончательном виде решение изготовлено 21 марта в 18 часов 30 минут.

Судья Черкесского городского суда А.В. Яичникова