Решение от 21.03.2011 по делу № 2-729/2011



Гражданское дело №

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 марта 2011 года город Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе председательствующего судьи Шишкина И.В.,

при секретаре судебного заседания Тебуевой Ф.А.,

с участием помощника Хабезского межрайонного прокурора Степаненко Д.В.,

истца Ибрагимовой З.Ф.,

представителя ответчика Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в лице Узденовой З.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Хабезского межрайонного прокурора в интересах Ибрагимовой ФИО14 к Министерству образования и науки Карачаево - Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево - Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения

установил:

Хабезский межрайонный прокурор обратился с иском в суд в интересах Ибрагимовой З.Ф. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики об обязании приобрести во внеочередном порядке за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение, к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики об обязании заключить договор социального найма без ограничения сроком, передать в постоянное пользование Ибрагимовой З.Ф. Свое обращение мотивировал тем, что Постановлением главы администрации Хабезского района Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № была установлена опека над Ибрагимовой З.Ф., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ее бабушке ФИО5, у которой по настоящее время Ибрагимова З.Ф. проживает по адресу: <адрес>. Ибрагимова З.Ф., приказом Министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № поставлена на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение единовременных средств бюджета для приобретения жилья. До настоящего времени Ибрагимовой З.Ф. жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели истцу также не выделялись. По данным картотеки КЧР ГУП «Техинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Ибрагимовой З.Ф. не зарегистрировано жилое помещение. В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ случаев. В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Согласно ч.2 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В 2009 году Ибрагимова З.Ф. окончила <данные изъяты>. В соответствии с п. З ст.1 Закона КЧР от 16 декабря 2008 года №83-Р3 (с изменениями от 02 ноября 2009 года) «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем предоставления по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном образовании. Предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно находиться в черте муниципального образования по месту выявления и первичного устройства, месту рождения, месту регистрации рождения либо по месту последнего проживания в случае, если место рождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) находится за пределами Российской Федерации. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа и быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Согласно ст.3.1 Закона КЧР от 16 декабря 2008 года №83-Р3 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утвержденного решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с ч.2 п.2 ст.3.1 Закона КЧР от 16 декабря 2008 года №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики. Пунктом 3 ст.3.1 Закона КЧР от 16 декабря 2008 года №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» предусмотрено, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании (<данные изъяты>). Так, уполномоченным органом исполнительной власти в области образования является Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (ст.З Закона КЧР от 16 декабря 2008 года №83-Р3 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике»). Жилые помещения предоставляются на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности КЧР в УФРС по КЧР (п.7 ст.3.1 Закона КЧР от 16 декабря 2008 года №83-Р3 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике»). Уполномоченным органом в области приватизации является Министерство имущественных и земельных отношений. Оно же наделено полномочиями собственника в КЧР (ст.9 Закона КЧР от 22.07.2005 №71-РЗ «Об управлении государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики»). В соответствии со ст.45 ГПК РФ заявления в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может обратиться сам в суд. Указанное ограничении не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную среду; образование. Ибрагимова З.Ф. обратилась в Хабезскую межрайонную прокуратуру с заявлением о предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения. На основании действующего законодательства прокурор просил суд обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Ибрагимовой З.Ф. в <данные изъяты> за счет бюджетных средств
Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме
капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, не ниже
норм предоставления, установленных в <данные изъяты>. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретаемое для Ибрагимовой З.Ф. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Ибрагимовой З.Ф. договор социального найма без ограничения срока и передать Ибрагимовой З.Ф. его в постоянное пользование. Взыскать с ответчиков государственную пошлину в федеральный бюджет.

В судебном заседании помощник Хабезского межрайонного прокурора Степаненко Д.В., настаивала на удовлетворении предъявленных исковых требований в полном объеме, повторив доводы, изложенные в иске. Ибрагимова З.Ф. просила суд, предъявленный иск Хабезского межрайонного прокурора в ее интересах к Министерству образования и науки Карачаево - Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево - Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Представитель ответчика от Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики Узденовой З.Ш. возражала против удовлетворения исковых требований прокурора отказать, т.к. в случае удовлетворения судом требований о предоставлении жилого помещения вне очереди будут нарушены права других детей сирот таких же как и истица, которые состоят в списке, сформированном по дате рождения и имеют право получить жилье вне очереди.

Представитель ответчика от Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и а также представитель третьего лица от Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики в процесс не явился, об уважительности причин своей неявки суд не уведомил, об отложении судебного разбирательства на другой срок либо рассмотрении дела в свое отсутствие не просил

Выслушав стороны процесса, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришел к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как установлено в судебном заседании, истец Ибрагимова З.Ф. является ребенком-сиротой. На основании постановления главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на Ибрагимовой З.Ф. ее бвбушкой ФИО5 установлена опека. ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимова З.Ф. обратилась с заявлением к Хабезскому межрайонному прокурору. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики Ибрагимова З.Ф. поставлена на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени Ибрагимова З.Ф. жилое помещение Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики не предоставлено, денежные средства на данные цели истцу также не выделены. За Ибрагимовой З.Ф. на территории <данные изъяты> какого-либо жилого помещения не зарегистрировано. В 2009 году Ибрагимова З.Ф. окончила обучение в <данные изъяты>. В настоящее время Ибрагимова З.Ф. в виду не предоставления ей жилого помещения проживает в домовладении бывшего опекуна ФИО5 по <адрес>. Данное домовладение было предоставлено безвозмездно семье ФИО5 как беженке из <данные изъяты>. При этом в домовладении еще проживают ФИО6, ФИО11, ФИО8, ФИО9, ФИО3, ФИО5 ФИО4, ФИО13

Судом также установлено, что мать ФИО14 - ФИО3 является <данные изъяты>. При этом в ОУР КМ МОВД «Хабезский» на отца ФИО14 - ФИО10 заведено розыскное дело № от ДД.ММ.ГГГГ как утратившего связь сродственниками. Сведений о том, что у ФИО3 либо ФИО10 имеются жилые помещения пригодные для проживания ФИО14 судом не установлено.

При разрешении спора суд руководствуется тем, что в соответствии со ст.52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных кодексом случаев. Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. В соответствии с ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, или от каких-либо иных условий (Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - «Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008 год, № 10).

В определении от 05 февраля 2009 года № 250-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п.3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п.4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 п.2 ст.26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абз.2 п.1 ст.8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5). Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве.

Согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведёнными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подпункта "ж" п.1 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Вступившим в силу с 1 января 2009 года Законом Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» были установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии со ст.1 этого республиканского закона на территории КЧР детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти КЧР принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; предоставления освободившихся жилых помещений; предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в черте населенного пункта, откуда выбыл несовершеннолетний, в доме капитального типа, благоустроенном применительно к условиям данного населенного пункта и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно ст.2 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республики» право на получение средств республиканского бюджета предоставляется вышеназванным лицам по окончании их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики; Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.

Как указано в ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республики» принятие на учёт и снятие с учёта, а также обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется в порядке, установленном Правительством Карачаево-Черкесской Республики. Согласно ст.4 этого закона финансирование расходов по обеспечению жилыми помещениями осуществляется за счет средств республиканского бюджета. Статьёй 5 этого закона Правительству Карачаево-Черкесской Республики было поручено: 1) в 3-х месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с этим законом; 2) определить орган, уполномоченный осуществлять исполнение закона.

В соответствии с ч.1-ч.3 ст.50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма отдельным категориям граждан, данным категориям граждан могут быть установлены иные нормы предоставления. Норма предоставления жилья лицам из числа детей-сирот специальным законодательством не установлена. Следовательно, подлежит применению общая норма, о которой говорится в ч.1 ст.50 ЖК РФ. Нормой предоставления жилого помещения, о которой говорится в ч.1 ст.50 ЖК РФ, является минимальный размер площади жилого помещения, который должен приходиться на каждого члена семьи лица, которому предоставляется жилое помещение. Исходя из этой нормы и должен определяться размер общей площади предоставляемого жилья.

В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается в числе прочего на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости беспрепятственного осуществления жилищные прав, необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты. В соответствии со ст.12 ГК РФ и ст.11 ЖК РФ защита нарушенных гражданских и жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. В числе способов защиты гражданских и жилищных прав ГК РФ и ЖК РФ предусматривают восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; прекращение или изменения правоотношения.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что восстановить нарушенные жилищные права истца необходимо путем приобретения Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики во внеочередном порядке для Ибрагимовой З.Ф. не территории <данные изъяты> за счет бюджетных средств КЧР благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью, установленной МО <адрес>, а также заключения Министерством имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики с Ибрагимовой З.Ф. договора социального найма.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Хабезского межрайонного прокурора в интересах Ибрагимовой ФИО14 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики об обязании приобрести во внеочередном порядке за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение, к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики об обязании заключить договор социального найма без ограничения сроком, передать в постоянное пользование - удовлетворить.

Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Ибрагимовой ФИО14 на территории <данные изъяты> за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных <данные изъяты>.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Ибрагимовой ФИО14 и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Ибрагимовой ФИО14 договор социального найма без ограничения сроком и передать ей в постоянное пользование.

Решение может быть обжаловано Верховный суд КЧР в течение десяти дней через Черкесский городской суд с момента вынесения решения в окончательном виде (26 марта 2011 года).

Судья Черкесского городского суда И.В. Шишкин