Решение от 01.03.2011 по делу № 2-456/2011



РЕШЕНИЕ

город Черкесск 1 марта 2011 года

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О., с участием:

представителя заявителя - прокурора Мурадовой А.Ю., истицы Айсановой В.Н.,

представителя ответчика (Министерства образования и науки

Карачаево-Черкесской Республики) - Узденовой З.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело

№ 2-456/11 по иску прокурора Карачаево-Черкесской Республики

в интересах Айсановой ФИО1 к Министерству образования

и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству по имуществен-

ным и земельным отношениям Карачаево-Черкесской Республики

о приобретении и предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в Черкесский городской суд с иском в интересах Айсановой ФИО1 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (Минобразования КЧР) и Министерству по имущественным и земельным отношениям Карачаево-Черкесской Республики (Минимущество КЧР) о приобретении и предоставлении истице жилого помещения. В исковом заявлении прокурор указал, что приказом Минобразования КЧР от ДД.ММ.ГГГГ № Айсанова В.Н. поставлена на учёт для обеспечения жилым помещением как ребёнок-сирота, однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Жилое помещение за Айсановой В.Н. не зарегистрировано. Мать Айсановой В.Н. умерла в ДД.ММ.ГГГГ году, отец в ДД.ММ.ГГГГ году лишён родительских прав. До ДД.ММ.ГГГГ Айсанова В.Н. являлась воспитанницей детского дома, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты>. В настоящее время Айсанова В.Н. состоит в браке с ФИО2 и имеет троих детей ДД.ММ.ГГГГ годов рождения. Семья проживает в <адрес>. В соответствии со ст.57, ст.69 ЖК РФ, а также ч.2 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» истица и члены её семьи имеют право на внеочередное предоставление жилья по установленным нормам. В соответствии с п.3 ст.1 Закона КЧР от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путём предоставления по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном образовании. Предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно находиться в черте муниципального образования по месту выявления и первичного устройства, месту рождения, месту регистрации рождения либо по месту последнего проживания в случае, если место рождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) находится за пределами Российской Федерации. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа и быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Согласно ст.3.1 Закона КЧР «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утвержденного решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения. В соответствии с ч.2 п.2 ст.3.1 Закона КЧР «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» приобретаемой жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики. Айсанова В.Н. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в прокуратуру республики с заявлением о защите её прав на предоставление жилого помещения во внеочередном порядке. Прокурор просил суд: 1) обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Айсановой В.Н. и членов её семьи - мужа и трёх детей по месту жительства за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 90 кв.м; 2) обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретённое для Айсановой В.Н. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Айсановой В.Н. договор социального найма без ограничения сроком и передать его ей в постоянное пользование.

Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил заявленные требования и просил суд: 1) обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Айсановой В.Н. и членов её семьи - мужа и трёх детей в городе Черкесске за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном образовании <адрес>; 2) обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретённое для Айсановой В.Н. с учётом членов её семьи и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Айсановой В.Н. договор социального найма без ограничения сроком и передать его ей и членам её семьи в постоянное пользование.

Представитель ответчика (Минобразования КЧР) представил суду письменные возражения на иск от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указал, что в соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Данная норма предусмотрена Законом Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года № 83-Р3 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике». В соответствии со ст.1 вышеуказанного республиканского закона на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. В соответствии с п.11 ст.3 вышеуказанного республиканского закона на основании банка данных учета лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, комиссия по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, утверждает список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Формирование списка осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением. Приказом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики Айсанова В.Н. принята на учет для обеспечения жилым помещением, копия приказа имеется в материалах дела. По данным банка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике, Айсановой В.Н. значится. Именно Айсанова В.Н. является сиротой, и именно она имеет в соответствии с действующим законодательством право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Доводы прокурора республики о том, что у истицы есть семья и что ей должно быть предоставлено жилое помещение на семью, основаны на ином толковании норм материального права. Преамбула Федерального закона № 159-ФЗ от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, данный закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан, что предопределяет и соответствующие объемы необходимого финансирования. Из необходимости внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма непосредственно детям-сиротам исходит ст.57 ЖК РФ и Закон КЧР от 16 декабря 2008 года № 83-Р3 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике». Оснований для распространения общих норм ЖК РФ и республиканского законодательства о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам с учётом их семей, урегулированные специальным законом, не имеется. Прокурор республики посчитал возможным распространить общие нормы Жилищного кодекса РФ о предоставлении жилых помещений на случаи предоставления жилых помещений детям-сиротам, урегулированные специальными законами. Но супруг и дети сироты не имеют никакого отношения и не относятся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наличие семьи не исключает возможности постановки вопроса об улучшении жилищных условий по иным основаниям, предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики. Например, имеется постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы», где предусматривается предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья, где семья Айсановых В.Н. может участвовать. В статье 10 ГК РФ определены пределы осуществления гражданских прав и указано, что не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах. В данном случае удовлетворением исковых требований прокурора в интересах Айсановой В.Н. о предоставлении жилья вне очереди нарушаются права других детей сирот, таких же, как Айсанова В.Н., которые состоят в списке, сформированном по дате рождения, и также имеют право вне очереди получить жильё. Дети-сироты имеют право на внеочередное обеспечения жильём в отличие от общей очереди состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Иск прокурора о предоставлении жилья именно в <адрес> и площадью 90 кв.м не обоснован. В соответствии со ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», п.3 ст.1 Закона КЧР «О дополнительных гарантиях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» указанным в данных законах категориям граждан должны предоставляться жилые помещения по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. Предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно находиться в черте муниципального образования по месту выявления и первичного устройства, месту регистрации рождения либо месту последнего проживания в случае, если место рождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) находится за пределами Российской Федерации. В случае согласия лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя, жилое помещение может быть предоставлено в любом другом муниципальном образовании Карачаево-Черкесской Республики, за исключением муниципального образования <адрес>. Нормой предоставления согласно ч.1 ст.50 ЖК РФ является минимальный размер площади жилого помещения, который должен приходится на каждое лицо, имеющее право на обеспечение жилым помещением. Исходя из этой нормы, определяется размер общей площади предоставляемого жилья. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. То, что сирота проживает в <адрес>, не даёт основания требовать жильё в <адрес>. Кроме того, суду не представлены доказательства, что она действительно проживает в <адрес>. Со всех районов республики дети-сироты едут в <адрес> для поступления в ВУЗы, СУЗы и дальнейшей работы, но это не означает, что всем сиротам, вне зависимости от места их рождения и постановки на учёт как детей-сирот, должно предоставляться жильё именно в <адрес>. Кроме того, сирота была поставлен на учёт в <данные изъяты>, и местом прописки является <адрес>. Просила в удовлетворении требований прокурора в интересах Айсановой В.Н. отказать в полном объёме.

В судебном заседании прокурор Мурадова А.Ю. поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении и в дополнении к нему, просила иск удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Объяснила, что истица является сиротой, не имеет своего жилья и, как следствие, не имеет постоянного места жительства, а имеет только лишь место пребывания. С 2001 года истца проживает в <адрес> на съёмных квартирах. Дети истицы с момента своего рождения проживают в <адрес> и обслуживаются в Детской поликлинике <адрес>. Ребёнок истицы идёт в школу в <адрес>. Место жительства детей определяется местом жительства матери. Истица не может жить с семьёй впятером в однокомнатной квартире. Всегда квартиры предоставляются на всю семью, а не только на льготника. Об этом говорится в ст.57 и ст.69 Жилищного кодекса. Жилое помещение должно предоставляться незамедлительно, независимо от чего бы то ни было.

Истица Айсанова В.И. в судебном заседании поддержала исковые требования и объяснила, что она зарегистрирована по <адрес>, но фактически там никогда не жила и не проживает. Кто живёт в этом помещении, она даже не знает. Она просила руководство совхоза, чтобы её зарегистрировали холть где-то, и её прописали в совхозном доме. Фактически она проживает в <адрес> частном доме, который снимает со своей семьёй. Хозяйка дома живёт по соседству. В этом доме она живёт с июня 2010 года, а вообще проживает в <адрес> с 2001 года. Сначала она жила по <адрес>, потом по <адрес>, затем на <адрес>. До этого она была в интернате и детском доме.

Представитель ответчика (Минобразования КЧР) - Узденова З.Ш. в судебном заседании иск не признала, просила в иске истице отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Объяснила, что истица поставлена на учёт и зарегистрирована в <адрес>. Члены семьи истицы не имеют права на внеочередное получение жилья наравне с истицей. Федеральный и республиканский законы распространяются только на самих детей-сирот, а для улучшения жилищных условий есть другие программы. Представленный истицей договор аренды жилого помещения недействителен, так как не зарегистрирован. Действительно, в Жилищном кодексе говорится о предоставлении жилья по месту жительства, но республиканский закон никто не оспорил. Внеочередной порядок предоставления жилья министерство признаёт, но до 2008 года ответственными за решение данного вопроса были органы местного самоуправления, а республика не может обеспечить жилыми помещениями всех сирот сразу.

Представитель второго ответчика (Минимущество КЧР) в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.

Выслушав объяснения прокурора, истицы и представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле и дополнительно представленные документы, в том числе медицинские карты развития детей истицы, суд пришёл к выводу о необходимости частичного удовлетворения заявленных прокурором требований.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46).

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-О, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституцион-ные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, предусматривая при этом, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; ст.2; ч.1 ст.21 Конституции Российской Федерации) и с учётом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, находящимся с тяжёлой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно. К числу таких граждан федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и при прекращении опеки (попечительства).

В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. При этом согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Содержащееся в ч.5 ст.57 ЖК РФ положение о предоставлении жилых помещений исходя из норм предоставления носит универсальный характер и применяется ко всем случаям предоставления жилых помещений лицам, указанным в ч.2 ст.57 ЖК РФ.

В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В определении от 5 февраля 2009 года № 250-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п.3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п.4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп.24 п.2 ст.26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, органами исполнительной власти по месту жительства (абз.2 п.1 ст.8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).

Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведёнными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подп.«ж» п.1 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

Таким образом, Конституционный Суд России в определении от 5 февраля 2009 года № 250-О-П пришёл к однозначному выводу о том, что реализация установленных законом норм о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью государственных органов субъектов Российской Федерации и должна ими исполняться за счёт средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации. Данная позиция в полной мере согласуется с положением подпункта 24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни-тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.

На территории Карачаево-Черкесской Республики с 1 января 2009 года вступил в силу Закон Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике». В соответствии со ст.1 указанного республиканского закона на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: 1) путём закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; 2) путём предоставления освободившихся жилых помещений; 3) путём предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно ст.2 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется по окончании пребывания детей-сирот в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики; Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.

Как указано в ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», принятие на учёт детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - лица, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями), осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти в области образования), на основании письменного заявления лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя и документов, необходимых для постановки на учёт. На основании банка данных учета лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, комиссия по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, утверждает список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Формирование списка осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.

В соответствии со ст.3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утверждённого решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики. По результатам торгов уполномоченный орган исполнительной власти в области образования заключает государственный контракт о купле-продаже жилого помещения с лицом, признанным победителем торгов. Жилые помещения предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики в Управлении Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике.

Согласно ст.4 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» финансирование расходов, связанных с оформлением приобретаемых жилых помещений в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и передачей указанных помещений по договорам социального найма, осуществляется за счёт средств республиканского бюджета.

Реализуя предоставленное ст.126 Конституции Российской Федерации и п.5 ст.19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утверждённом постановлением от 27 сентября 2006 года, указал, что социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, № 1).

Как установлено в судебном заседании, истица - Айсанова В.Н. родилась ДД.ММ.ГГГГ. Мать истицы умерла в ДД.ММ.ГГГГ году, а её отец в ДД.ММ.ГГГГ году был лишён родительских прав. До ДД.ММ.ГГГГ Айсанова В.Н. являлась воспитанницей детского дома, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в <данные изъяты>. В настоящее время Айсанова В.Н. состоит в браке с ФИО2 и имеет троих детей ДД.ММ.ГГГГ годов рождения. Семья истицы с 2001 года проживает в <адрес>. Приказом Минобразования КЧР от ДД.ММ.ГГГГ № истица была принята на учёт для обеспечения жилым помещением, и в настоящее время она значится в базе данных и в списках на обеспечение жилым помещением. Таким образом, само право истицы на предоставление ей жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот, никем не оспаривается. Предметом возникшего между сторонами и рассматриваемого судом спора являются: 1) право истицы на немедленное, независящее от какой-либо очереди и иных условий, получение жилья; 2) право истицы на получение жилья с учётом членов её семьи (мужа и трёх детей); 3) право истицы на получение жилья по месту жительства - в городе Черкесске. Суд считает, что истица имеет право на немедленное, внеочередное получение жилья и право истицы на получение жилья по месту жительства - в городе Черкесске, но не имеет права на получение жилья с учётом всех членов её семьи (мужа и трёх детей).

Доводы Минобразования КЧР в части злоупотребления истицей своими правами и невозможности немедленного предоставления ей жилого помещения в связи с наличием других «внеочередников» являются несостоятельными. Истица является сиротой, не имеет собственного жилья и вследствие этого находится в тяжёлом социальном положении. Заявляя свои исковые требования, истица всего лишь добивается в судебном порядке реализации тех жилищных прав, которые ей предоставлены федеральным и республиканским законодательством. Ссылки ответчика на наличие иных лиц из числа детей-сирот, которые нуждаются в получении жилья, не являются основанием для отказа истице в защите принадлежащих ей прав.

Действительно, по общему правилу, установленному ч.1 ст.57 ЖК РФ, жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Однако из этого общего правила есть исключение, закреплённое в ч.2 ст.57 ЖК РФ, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Отсутствие в ЖК РФ и в иных законах указания на срок, в течение которого таким лицам должно быть предоставлено жилое помещение, означает, что жильё должно предоставляться этим лицам незамедлительно после соответствующего их обращения в уполномоченный орган, а не в порядке какой-либо очерёди по «списку внеочередников». Принятыми федеральными законами государство обязалось предоставить сиротам жильё вне очереди, не упоминая о сроках исполнения принятой на себя обязанности, поскольку обеспечение жильём этой категории граждан не терпит отлагательства. Часть 2 ст.57 ЖК РФ, равно как и иные нормы федерального законодательства, не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и от времени включения в «список внеочередников». Тот факт, что уполномоченным органом (Минобразования КЧР) в соответствии с законодательством республики формируется и ведётся «список внеочередников», не означает, что жильё гражданам, имеющим право на его получение вне очереди, должно предоставляться в порядке очереди по такому списку.

Как следует из ст.13 и ст.14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают лишь порядок ведения учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п.4 ч.1 ст.12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений относится к полномочиям органов государственной власти РФ.

Порядок предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма закреплён в ст.57 ЖК РФ, которая наряду с общим правилом о предоставлении жилья в порядке очередности (ч.1) содержит специальное правило о предоставлении отдельным категориям граждан жилья вне очереди (ч.2). Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без какой-либо очереди. Любое установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства (аналогичные выводы содержатся в определении Верховного Суда России от 26 декабря 2007 года № 46-Г07-33).

Содержащееся в п.11 ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» указание на то, что формирование списка лиц, которым должны быть предоставлены жилые помещения, осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, может относиться лишь к порядку (процедуре) формирования самого списка, но не может решать отнесённый к федеральной компетенции вопрос об очерёдности предоставления жилых помещений лицам, находящимся в этом списке.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, или от каких-либо иных условий («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008 год, № 10).

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2007 года, утверждённом постановлением Президиума Верховного Суда России от 7 ноября 2007 года указано, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт («Бюллетень Верховного Суда РФ». 2008 год. № 2).

Прокурор и истица просили предоставить истице жилое помещение в <адрес>. Данное требование является правомерным и подлежит удовлетворению.

По общему правилу, установленному в ч.5 ст.57 ЖК РФ, по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства, то есть, в границах соответствующего населённого пункта. Положения ч.5 ст.57 ЖК РФ в полной мере распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку об этой категории социально незащищённых граждан прямо указано в п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ. Кроме того, в ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» прямо указано, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по месту жительства. В данном случае истица и члены её семьи (муж и дети) постоянно, на протяжении многих лет (а дети - с рождения) проживают в городе Черкесске. Следовательно, в соответствии со ст.20 ГК РФ, так и ст.2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой место жительства гражданина - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Регистрация истицы с детьми не в <адрес> (по месту фактического проживания), а в <адрес>, не должна лишать истицу предусмотренного законом права на получение жилья в <адрес>, так как в соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием для ограничения установленных законом прав граждан.

Ссылки представителя Минобразования КЧР на положения ст.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» о том, что предоставляемое жилое помещение должно находиться либо в черте муниципального образования по месту выявления и первичного устройства либо по месту регистрации рождения ребёнка-сироты, судом отклоняются по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации, ст.24 Конституции Карачаево-Черкесской Республики и ст.20 ГК РФ местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. В соответствии со ст.2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства гражданина является жилой дом, квартира или иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Как указано в ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии на имущество и жилые помещения прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство субъектов Российской Федерации о социальной поддержке данной категории лиц не может снижать уровень социальной поддержки, гарантированный федеральным законодательством.

В данном же случае содержащееся в ст.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» указание на предоставление жилого помещения по месту выявления и первичного устройства либо по месту регистрации рождения ребёнка-сироты прямо противоречит ч.5 ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», согласно которым дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие жилого помещения, обеспечиваются жилой площадью по месту жительства.

В соответствии с ч.2 ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Кроме того, как уже было сказано выше, из содержания статей 12, 13 и 14 ЖК РФ следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма, поскольку данный вопрос отнесён к компетенции федеральных органов государственной власти.

При таких обстоятельствах суд напрямую применяет нормы федерального законодательства, а именно ч.5 ст.57 ЖК РФ и ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», определившие, что жилое помещение детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется по месту их жительства.

Как указано в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», правильной является позиция судов, которые, разрешая дела названной категории, удовлетворяли требования прокуроров о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилых помещений детям-сиротам или детям, оставшимся без попечения родителей, по месту их жительства («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008, № 10).

Поскольку в данном случае местом жительства истицы и её семьи является <адрес>, жилое помещение истице должно быть предоставлено в городе Черкесске, как об этом и просит прокурор республики в исковом заявлении.

Требование о предоставлении истице жилого помещения площадью с учётом членов её семьи - мужа и трёх детей (всего 5 человек) является необоснованным, поскольку супруг и дети истицы не являются детьми-сиротами и не отнесены законом к лицам, имеющим право на внеочередное получение жилья наравне с истицей. Ни Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ни Закон Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» не распространяют своё действие на членов семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Целью указанных законов, как следует из их содержания, является установление дополнительных мер социальной поддержки именно для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наличие же у истицы семьи не исключает для неё и членов её семьи возможности улучшения жилищных условий по иным основаниям (в ином порядке), предусмотренным жилищным законодательством Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается в числе прочего на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, недопустимости произвольного лишения жилища, необходимости беспрепятственного осуществления жилищные прав, необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты. В соответствии со ст.12 ГК РФ и ст.11 ЖК РФ защита нарушенных гражданских и жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. В числе способов защиты гражданских и жилищных прав ГК РФ и ЖК РФ предусматривают признание жилищного права и присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В данном случае восстановить нарушенные жилищные права истицы необходимо путём возложения на ответчиков обязанности приобретения для истицы и предоставления ей жилого помещения (то есть, путём присуждения к исполнению установленной законом обязанности в натуре).

Разрешая вопрос об обязанности каждого из ответчиков по отношению к истцу, суд руководствуется положениями ст.3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», согласно которой жилые помещения для детей-сирот приобретаются в республиканскую собственность органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования (то есть, Минобразования КЧР), оформляются в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помеще-ниями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики (то есть, Минимуществом КЧР), и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым: 1) обязать Минобразования КЧР в установленном законом порядке приобрести для Айсановой В.Н. за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики отвечающее санитарным и техническим нормам благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа в <адрес> общей площадью не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном образовании <адрес>; 2) обязать Минимущество КЧР предоставить истице приобретённое для неё и зарегистрированное в собственности Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение, заключить с Айсановой В.Н. бессрочный договор социального найма и передать ей это помещение в постоянное пользование.

Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Айсановой ФИО1 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству по имущественным и земельным отношениям Карачаево-Черкесской Республики о приобретении и предоставлении жилого помещения удовлетворить частично.

Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в установленном законом порядке приобрести за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики отвечающее санитарным и техническим нормам благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа в городе Черкесске общей площадью не менее норм предоставления, установленных в городе Черкесске для одного человека, для последующего предоставления этого жилого помещения Айсановой ФИО1.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики предоставить Айсановой ФИО1 по бессрочному договору социального найма приобретённое для неё благоустроенное жилое помещение в городе Черкесске и передать ей это помещение в постоянное пользование.

В части предоставления Айсановой ФИО1 жилого помещения по нормам предоставления, исходя из состава её семьи, в удовлетворении иска прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Айсановой ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы или представления через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 15 марта 2011 года в 20 часов 20 минут.

Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин