ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
17.03. 2011г. <адрес>
Черкесский городской суд в составе председательствующего Хубиева О.И.,
при секретаре Борлаковой Ф.К., с участием: истца Шарахова В.И., его представителя Дыщекова Д.Х., действующего в порядке ст. 53 ГПК РФ, представителя ответчика - Мэрии муниципального образования (ММО) г. Черкесска Кремень М.И., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ;
- соответчики - Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования г. Черкесска - Шимкиной Н.Н., (далее- Управление), действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ;
- Дума ММО г. Черкесска (далее - Дума);
- Конкурсному управляющему ОАО«Карачаево-Черкесскстрой» Сергиенко Д.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шарахова ФИО10 к мэрии муниципального образования (ММО) г. Черкесска «О признании права собственности на комнату №, находящуюся на 3-м этаже, жилого <адрес> в <адрес>,
Установил:
Шарахов В.И., вместе со своим представителем обратился в суд с указанным иском и просит удовлетворить его. Свои требования обосновала тем, что ему, состоявшему в очереди за получением квартиры, руководством ОАО «Карачаево-Черкесскстрой» (далее - «КЧ-строй») 12.02 2004г. была выделена комната № общей площадью 17,9кв.м. в общежитии на 3-м этаже, расположенном на <адрес> в <адрес>. С того времени он уже 7-й год подряд постоянно со своей семьей проживает в этой комнате. Все коммунальные услуги и иные платежи уплачивает аккуратно, содержит комнату, как свою собственную. По поводу этой комнаты к нему никто никакие претензии не предъявлял. Он решил приватизировать эту комнату в бывшем общежитии и обратился к ММО г. Черкесска, но там ему ответили, что <адрес> не принадлежит мэрии, потому она не может ни отказать, ни разрешить приватизацию комнаты. Затем он обратился в Комитет по управлению имуществом мэрии г. Черкесска, но и там ответ был аналогичным - дом Комитету не принадлежит. Услышав, что <адрес> куплен ОАО «КЧ-строй» (руководитель Сергиенко Д.Х.) обратился со своим вопросом и туда. Выяснилось, что решением Арбитражного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ было отказано в удовлетворении иска «КЧ-строя» «О признании права собственности на 3-й и 4-й этажи общежития, расположенного на <адрес> № в <адрес>. А его комната, где он проживает со своей семьей, как раз находится на 3 этаже. Не сумев установить конкретного ответчика по делу, привлек вышеуказанных соответчиков, расширив иск в порядке ст. 39 ГПК.
Но, в последствии отказался от расширенной части иска и просил признать ответчиком по его иску только ММО г.Черкесска, пояснив, что соответчики, как он выяснил, являются структурным подразделениями ММО г. Черкесска. Фактически 3-5 этажи общежития являются бесхозными. Независимо от того, кому будет передан этот дом с его этажами, истец имеет право приобрести комнату в свою собственность, в которой проживает ряд лет. Истец уточнил по новому акту обследования, что его комната равна общей площади 18,9кв. Просит удовлетворить иск, признав ответчиком по делу ММО г.Черкесска. Представитель истца Дышеков Д.Х. полностью поддержал иск и так же просил удовлетворить его.
Представитель ответчика - ММО г. Черкесска иск не признал и пояснил, что дом по <адрес> - общежитие не принят мэрией, поэтому не может им распоряжаться. Считает, что по делу соответчиками должны быть Дума, Управление и «КЧ-строй».
Представительница Управления - Шимкина М.М. иск не признала и показала, что указанный истцом дом принадлежит ОАО «КЧ-строй» и у них с последним имеется соответствующая переписка, свидетельствующая о том, что оно приняло в свою собственность этот дом.
Представители Думы и ОАО «КЧ-строй» в суд не явились.
Выслушав истца, представителей ответчика и соответчика суд находит следующее.
В соответствии со ст.18 Закона РСФСР от 04.07.1991г. №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РСФСР (РФ)» жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого он находится. Федеральным законом от 23.12.1992г. №4199-1 в предыдущий закон о приватизации были внесены изменения, согласно которых при переходе государственных и муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности, жилфонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий учреждений, - если они определены,- либо в ведение органов местного самоуправления в установленном законом порядке, с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и на приватизацию жилых помещений.
Законом установлен запрет на включение объектов жилфонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в Федеральной (государственной) собственности. Эти объекты, являясь Федеральной собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Об этом говорится в п. 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993г. №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий». Об этих запретах указано и в ст. 30 ФЗ от 21.12.2001г №178 «О приватизации государственного и муниципального имущества». Указанными выше нормами законов, подлежащими применению во взаимосвязи со ст.2 Закона РФ «О приватизации жилфонда в РФ», предусматривающая право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилфонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилфонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Пунктом 4 постан. Пленума ВС РФ от 24.08 1993г. №8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилфонда в РФ», установлено, что переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидации не влияет на жилищные права граждан, в т.ч. и на право бесплатной приватизации жилья. В п.8 этого же постановления говорится, что гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных законом «О приватизации жилфонда в РФ» условиях, если граждане обратились с таким требованием (ст.ст. 1 и 2 преамбулы Закона). При этом должно быть учтено, что соблюдение установленного ст.ст. 7 и 8 упомянутого Закона порядка оформления передачи жилого помещения обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, обязанных передать жилье в государственном и муниципальном жилфонде в собственность граждан (договор на передачу жилья в собственность должен быть решен в 2-месячный срок, подлежащая государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждения юстиции).
Как гласит ст. 7 ФЗ от 29.12.2004г. №189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ», к отношениям по пользованию жильем, находившимися в жилых домах, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям, либо учреждениям, использовавшихся как общежития и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. В соответствии с ст. 7 названного закона, общежития, ранее принадлежавшие государственным или муниципальным предприятиям либо учреждениям, переданные в ведение органов местного самоуправлении, утрачивают статус «общежитие» в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, представленных по договорам социального найма. Отсутствие такого договора или решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилого фонда, не препятствует заключению гражданами договора социального найма, т.к. их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления таких документов. В связи со вступлением в действие вышеупомянутого закона №189-ФЗ «О введение в действие ЖК РФ» статус дома как общежитие, в котором проживает Шарахов В.И., был утрачен в силу закона. Истец, занимающий в этом доме изолированное жилое помещение, как и другие, имеет право приобрести занимаемое жилье в собственность на основании ст.2 Закона РФ «О приватизации жилфонда в РФ», независимо от того переданы ли общежития в собственность муниципального образования или нет, изменялся статус или не изменялся данного жилого помещения (ст. 2 этого закона в редакции от 20.05.2002г.) Поэтому истцу, длительно пользующимся комнатой №, находящейся на 3-этаже на <адрес> не может быть отказано в заключении договора социального найма на его комнату на основании ст.7 закона «О введении в действие ЖК РФ», а так же в передаче жилья ему в собственность в порядка приватизации.
В суде установлено, что жилой <адрес>, расположенный на <адрес> в <адрес> фактически является бесхозным, т.к. ни за кем не зарегистрирован. Решением арбитражного суда КЧР от 23.04.2009г., вступившим в законную силу, было отказано ОАО «Карачево-Черкесскстрой» в удовлетворении иска о передаче последнему в собственность 3-го, 4-го и 5-го этажей указанного общежития (дома). В том же решении арбитражный суд указал, что здание этого общежития не подлежало приватизации и должно было быть передано в муниципальную собственность и его жильцы могли бы приватизировать каждый свое жилье.
В соответствии со ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения и общежития относятся к специализированному (служебному) жилфонду, которые не подлежат отчуждению, за исключением передачи таких помещений по договорам найма в порядке и на условиях предусмотренных ЖК РФ. Помещения общежитий прямо предназначены для временного проживания граждан на период их учёбы, работы, или обучения. Под общежития предоставляются специально построенные (переоборудованные) помещения для этих целей. Общежития укомплектовываются мебелью и другими необходимыми предметами для проживания граждан (ст.ст. 92,94 ЖК РФ). Однако здание № на <адрес>, где проживает истец, какой либо мебелью, предметами, применительно к общежитию не укомплектовано. Граждане и истец в том доме проживают не временно, а постоянно и не связаны с работой и (или) учебой. Оплата за жилье и коммунальные услуги производятся по установленным тарифам.
«Каждый гражданин имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище» - указано в ст. 40 Конституции РФ.
При изложенных обстоятельствах суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 192-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Признать за Шараховым ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на жилое помещение - комнату № жилой площадью 18,9 кв.м. находящуюся на 3-м этаже жилого <адрес> в <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР через Черкесский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной
форме изготовлено 01.04.2011 года.
Судья _____________________________________________________О.И. Хубиев