РЕШЕНИЕ город Черкесск 17 марта 2011 года Именем Российской Федерации Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М., при секретаре судебного заседания Кубановой М.Х., с участием: заявителей Клименчуковой Н.В., Клименчукова С.И. и Арутюнян Т.В. представителя лица, чьи действия оспорены, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда оформленное в виде жалобы заявление Клименчуковой ФИО9, Клименчукова ФИО10 и Арутюнян ФИО11 об оспаривании отказа в государственной регистрации права собственности на 944/1174 доли земельного участка в <адрес>, установил: Тохчукова обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Мэрии муниципального образования города Черкесска, выразившихся в непредоставлении ей земельного участка для павильона. В своём заявлении Тохчукова указала, что 15 ноября 2009 года она обратилась с заявлением в Министерство имущественных и земельных отношений КЧР о выделении земельного участка для размещения павильона с целью осуществления для страховой деятельности ответственности владельцев транспортных средств. К заявлению она приложила копию предложенной ею схемы размещения павильона. В соответствии с Законом КЧР от 6 июля 2007 года «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике» решение о выделении земельных участков принимает Министерство имущественных и земельных отношений КЧР. Министерством имущественных и земельных отношений КЧР её заявление по настоящее время не рассмотрено. Вместе с тем, с соответствующим заявлением 26 февраля 2010 года она обратилась в Мэрию г.Черкесска с просьбой выдать ей утверждённую схему расположения земельного участка на кадастровом плане. На это она получила отказ. Министерство имущественных и земельных отношений КЧР, грубо нарушив требования закона, лишило её права получить земельный участок в аренду. Она считает действия (отказ) Министерства и имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Мэрии муниципального образования г.Черкесска незаконными по следующим основаниям. В соответствии с Законом КЧР от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Закон Карачаево-Черкесской Республики «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике» выделение земельного участка в настоящее время (на момент её обращения) является компетенцией Министерства имущественных и земельных отношений КЧР. В соответствии со ст.264 ГК РФ земельные участки и находящееся на них недвижимое имущество могут предоставляться их собственниками другим лицам в постоянное или срочное пользование, в том числе в аренду. В соответствии со ст.28 Земельного кодекса РФ участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Отказ допускается только в случаях резервирования, запрета на приватизации или изъятия из оборота. Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, определён ст.34 Земельного кодекса РФ. В данной статье прописаны обязанности органов местного самоуправления и органов государственной власти. Орган местного самоуправления только лишь утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане. Орган же государственной власти в 2-х недельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта принимает решение о предоставлении земельного участка в аренду. Поэтому действия и органа Черкесского местного самоуправления, и Министерства имущественных и земельных отношений противоречат требованиям ст.34 Земельного кодекса РФ. Кроме того, отказом и бездействием ответчиков ей были причинены физические и нравственные страдания, которые она оценивает в 100 000 руб. Отказ ответчиков по существу заявления унизил её человеческое достоинство. Необходимостью защищать свои права в судебном порядке она испытывает сильное душевное волнение и нравственные страдания. Ко всему прочему, неполучение предполагаемого дохода на протяжении 4 месяцев, на что она рассчитывала, критично сказалось на её финансовом положении. Неполучение дохода сказалось па привычном укладе жизни её семьи. Мысли об этом и о том, как это скажется на благосостоянии и здоровье её семьи в дальнейшем, выбили её из колеи и причинили ещё большие нравственные страдания. Конституция РФ ставит право на жизнь, здоровье, честь и достоинство в ранг естественных и неотчуждаемых прав личности, что предполагает эффективную охрану и защиту этих прав. Важнейшей задачей правового государства должно быть обеспечение наиболее справедливого, быстрого и эффективного восстановления нарушенного права и возмещение причиненного вреда. Объектом правоотношения в данном случае является земельный участок, на использование (на правах аренды) которого направлены её субъективные права и юридические обязанности Министерства и Мэрии. Если государство в лице его органов выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, то оно действует на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, и, следовательно, против него могут быть приняты применены любые способы защиты нарушенных гражданских прав.Ответственность государственного служащего наступает в связи с его обязанностью признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина в соответствии со ст.5 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Отказ и бездействие Министерства имущественных и земельных отношений КЧР и Мэрии г.Черкесска по существу её заявления не основаны на законе и создают препятствия для получения земельного участка в аренду. Со ссылками на статьи 11, 12, 15, 151 и 264 ГК РФ, статьи 28 и 34 Земельного кодекса и статьи 3 и главу 25 ГПК РФ заявитель просила суд: 1) признать действия (отказ) Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики по выделению ей земельного участка незаконными; 2) признать действия (отказ) Мэрии муниципального образования г.Черкесска в предоставлении ей схемы расположения земельного участка на кадастровом плане незаконными; 3) обязать мэрию г.Черкесска выдать ей утверждённую схему расположения земельного участка на кадастровом плане согласно её заявлению; 4) обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики выделить ей в пользование на правах аренды земельный участок размером 4 х 6 м согласно её заявлению для размещения киоска с целью осуществления предпринимательской деятельности; 5) взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Мэрии муниципального образования г.Черкесска в счёт причиненного морального вреда 100 000 руб за счёт бюджетов Карачаево-Черкесской Республики и Мэрии муниципального образования г.Черкесска с учётом равной доли их ответственности. В судебном заседании заявитель повторила доводы и требования, изложенные в заявлении, просила заявление удовлетворить. Представитель заявителя - Марданов А.М.-о поддержал заявленные требования и объяснил, что ответ за заявление от 15 февраля 2010 года Тохчукова не получила. При принятии этого заявления ей объяснили, что нужна схема расположения земельного участка, утверждённая Мэрией г.Черкесска. В Мэрию г.Черкесска с заявлением от 16 февраля 2010 года Тохчукова обратилась 26 февраля 2010 года. На это заявление ей был дан ответ от 25 марта 2010 года за № 653. Заявитель просит взыскать с Мэрии г.Черкесска и Минимущества КЧР по 50 000 руб в качестве компенсации морального вреда. Со стороны Мэрии и Минимущества проявлена волокита и самоуправство, они бездушно и незаконно всё проигнорировали, не дали заявителю ответ в 30-дневный срок. В Мэрии г.Черкеска должны быть планы земельных участков, эти планы они должны сами иметь, получать. Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики Бёден Р.П. в судебном заседании с заявлением не согласился, просил в удовлетворении заявления отказать. Объяснил, что когда граждане обращаются в министерство за получением участков, министерство отсылает письма в Мэрию г.Черкесска для утверждения схемы размещения участка. В данном случае такое письмо было направлено в Мэрию г.Черкесска 12 марта 2010 года под № 698-04/01. Ответ гражданам министерство даёт после получения ответа из мэрии. На письмо от ДД.ММ.ГГГГ № ответ из мэрии до сих пор не получен. Заставить мэрию решить вопрос министерство не может. Представитель Мэрии муниципального образования города Черкесска ФИО6 в судебном заседании с заявлением не согласился, просил в удовлетворении заявления отказать. Объяснил, что заявитель пытается изменить процедуру предоставления земельных участков и обязать Мэрию г.Черкесска выполнить несвойственную ей функцию. Заявителю 25 марта 2010 года был дан ответ под № 653 в соответствии со ст.34 Земельного кодекса. Сначала заявителю необходимо было обратиться в орган кадастрового учёта. Затем она должна была обратиться в Минимущество КЧР с предоставлением кадастрового плана территории. Вместо этого Тохчукова обратилась с собственноручно подготовленной схемой участка. Мэрия г.Черкесска не готовит проект границ участков, а только лишь утверждает проект, разработанный Управлением Росреестра по КЧР. Никакие убытки заявитель не понесла, она даже не является предпринимателем. Моральный вред истице никто не причинял. Вины Минимущества КЧР или Мэрии г.Черкесска ни в чём нет. Тохчукова не совершила установленные законодательством действия, необходимые для реализации своего права на получение земельного участка. Были Мэрией г.Черкесска дан ответ на письмо Минимущества КЧР от 12 марта 2010 года, он не знает. Заявитель сознательно не выполняет необходимые действия, предусмотрен-ные законом. Никаких препятствий в получении Тохчуковой участка никто не чинит, ей в заявлении не отказали, просто был определён круг вопросов, которые она не выполнила. Выслушав объяснения заявителя и её представителя, представителей органов, чьи действия оспорены, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления. Согласно ст.255 ГПК РФ к действиям или бездействию органов местного самоуправления и должностных лиц, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие действия или бездействие, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности. В данном случае заявитель оспорила действия Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Мэрии муниципального образования города Черкесска, выразившиеся в том, что ей не был предоставлен в аренду земельный участок размером 8 м на 3 м в районе пересечения улиц Лермонтова и Кочубея в городе Черкесске, который она просила выделить для установки павильона с целью осуществления для страховой деятельности ответственности владельцев транспортных средств. Между тем заявитель сама не выполнила предусмотренные законом юридически значимые действия, необходимые для реализации её права на получение земельного участка. В соответствии с п.2 и п.3 ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ (далее - «ЗК РФ») граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в исполнительный орган государст-венной власти или орган местного самоуправления заявление, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. На основании поданного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти в соответствии с п.4 ст.34 ЗК РФ орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с учётом зонирования территорий. При этом заявитель должен обеспечить за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». В соответствии с п.2 ст.16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ постановка на кадастровый учёт и снятие с учёта объекта недвижимости, а также кадастровый учёт в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или иных сведений, осуществляются, если иное не установлено законом, на основании представляемых в орган кадастрового учёта заявления о кадастровом учёте и необходимых в соответствии с законом для осуществления такого учёта документов. Согласно п.1 ст.3 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учёт и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учёта и ведения государственного кадастра недвижимости. В настоящее время в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года № 457 таким федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. На территории Карачаево-Черкесской Республики, в том числе в городе Черкесске, таким органом является Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике, на которое в числе прочего возложены функции по государственному кадастровому учёт недвижимого имущества и по ведению государственного кадастра недвижимости. Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве» предусмотрено обязательное проведение землеустроительных работ в случаях изменения границ объектов землеустройства, установления на местности границ земельных участков, описание их местоположения, изготовление карты (плана) объекта землеустройства. В ходе землеустроительных работ в обязательном порядке формируется землеустроительное дело, включающее в себя землеустроительную документацию в отношении каждого объекта. Именно на основании материалов проведённых землеустроительных работ в документы государственного земельного кадастра вносятся сведения о площади, границах, местоположении иных характеристиках земельных участков. При проведении землеустройства выполняется межевание объектов землеустройства, которое представляет собой работы по установлению на местности границ земельных участков с закреплением таких границ межевыми знаками и описанию их местоположения. Межевание объекта включает в себя определение границ объекта землеустройства на местности и их согласование, закрепление на местности местоположения границ объекта межевыми знаками и определение их координат, изготовление карты (плана) объекта землеустройства. Согласно ст.4 Федерального закона «О землеустройстве» землеустроительные работы (в том числе для постановки земельных участков на кадастровый учёт) проводятся на основании решений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о проведении землеустройства, на основании судебных решений, а также на основании договоров о проведении землеустройства. В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. На основании Закона Карачаево-Черкесской Республики от 9 декабря 2003 года № 61-РЗ «Особенности регулирования земельных отношений в Карачаево-Черкесской Республике» на территории города Черкеска сложился и существует такой порядок предоставления гражданам земельных участков, при котором гражданин, имеющий намерение получить земельный участок в аренду, обращается с соответствующим заявлением в Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики (Минимущество КЧР), являющееся республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника земли, управляющего и распоряжающегося земельными ресурсами. Именно Минимущество КЧР принимает решение о предоставлении гражданину в аренду земельного участка. Однако для принятия такого решения в Минимущество КЧР необходимо представить утверждённую Мэрией города Черкесска схему расположения земельного участка на кадастровом плане земельного участка. При этом Мэрия города Черкесска не занима-ется разработкой кадастрового плана земельных участков, поскольку такая обязан-ность на неё не возложена ни федеральным, ни республиканским законодательством, ни местным нормативно-правовым актом, включая действовавшие ранее временные Правила землепользования и застройки в городе Черкесске, утверждённые решением Думы муниципального образования города Черкесска от 18 декабря 2008 года № 106, и действующие в настоящее время Правила землепользования и застройки города Черкесске, утверждённые решением Думы муниципального образования города Черкесска от 25 марта 2010 года № 32. Более того, Мэрия г.Черкесска не вправе осу-ществлять кадастровые работы и составлять кадастровый план земельного участка, поскольку эти функции возложены на иной государственный орган - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Между тем, утвердить схему расположения земельного участка без кадастрового плана земельного участка Мэрия г.Черкесска не имеет возможности. Определяя основные принципы земельного законодательства, ст.1 ЗК РФ предусматривает, что земли делятся по целевому назначению на категории, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требо-ваниями законодательства. Этот принцип развивается в ст.7 ЗК РФ уточняющей, что использование земли производится в соответствии с установленным для них целевым назначением с учётом принадлежности к той или иной категории и раз-решенного использования земель. Таким образом, для изготовления по просьбе Тох-чуковой схемы расположения земельного участка Мэрия г.Черкесска должна была располагать сведениями о зонировании, о категории испрашиваемого заявителем земельного участка, об отнесении этого участка к той или иной категории. Однако эти сведения невозможно установить без кадастрового плана земельного участка. В соответствии с п.5 ст.34 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка. Из указанного положения следует, что представление кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка является обязательным условием для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении заявителю земельного участка. Заявлением от 15 февраля 2010 года Тохчукова Ф.М. обратилась в Минимущество КЧР с просьбой выделить ей «участок земли размером 8 х на 3 м на правах аренды с последующей установкой павильона с целью осуществления для страховой деятельности ответственности владельцев транспортных средств на прилегающей территории, на расстоянии 9 м от стены здания и в створе её фасадной части, с восточной стороны МРЭО УГИБДД МВД КЧР». Данное заявление с письмом Минимущества КЧР от 12 марта 2010 года № 698-04/1 было направлено в Мэрию г.Черкесска с просьбой обеспечить изготовление схемы расположения на кадастро-вом плане или кадастровой карте соответствующей территории земельного участка площадью 24 кв.м в г.Черкесске, с восточной стороны МРЭО УГИБДД МВД КЧР. Заявлением от 16 февраля 2010 года, поступившим в Мэрию г.Черкесска 26 февраля 2010 года, Тохчукова Ф.М. обратилась в Мэрию г.Черкесска с просьбой выдать ей утверждённую схему расположения земельного участка на кадастровом плане. В ответ на это заявление письмом от 25 марта 2010 года Мэрия г.Черкесска уведомила Тохчукову Ф.М. о том, что для выдачи утверждённой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по ул.Кочубея - ул.Лермонтова ей необходимо обеспечить за свой счёт выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учёта этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости». Данный ответ является правомерным, поскольку его содержание основано на буквальном толковании положений, содержащихся в п.4 ст.34 ЗК РФ. Приложенная Тохчуковой Ф.М. к заявлению от 16 февраля 2010 года собственноручно составленная «схема расположения киоска» не является кадастровым планом земельного участка, и не могла заменить собой этот план. Не смотря на полученное из Мэрии г.Черкесска разъяснение о необходимости выполнения кадастровых работ, по какой-то причине заявитель не выполнила возложенную на неё законом (п.4 и п.5 ст.34 ЗК РФ) обязанность и не представила в Мэрию г.Черкесска кадастровый план земельного участка. Вместо этого Тохчукова 9 апреля 2010 года направила в Мэрию г.Черкесска жалобу, в которой вновь попросила выдать ей утверждённую схему расположения земельного участка на кадастровом плане, не представив сам кадастровый план. При таких обстоятельствах, действия (бездействие) Мэрии г.Черкесска в вопросе выдачи заявителю утверждённой схемы расположения земельного участка на кадастровом плане нельзя признать незаконными. Как следствие, не подлежат удовлетворению и остальные требования заявителя к Мэрии г.Черкесска. Без утверждённой Мэрией г.Черкесска схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и без кадастрового паспорта Минимущество КЧР не имело и не имеет возможности предоставить заявителю в аренду земельный участок. В этой связи действия (бездействие) Минимущества КЧР в вопросе выделения заявителю земельного участка также нельзя признать незаконными. По этой же причине, в виду отсутствия в действиях Минимущества КЧР элемента противоправности не подлежат удовлетворению и остальные требования заявителя к Минимуществу КЧР. Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ, если суд установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены, он отказывает в удовлетворении заявления. Руководствуясь статьями 194-199, 245-247, 254-258 ГПК РФ, суд решил: Отказать в удовлетворении оформленного в виде жалобы заявления Клименчуковой ФИО9, Клименчукова ФИО10 и Арутюнян ФИО11 об оспаривании отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике в государственной регистрации права собственности на 944/1174 доли земельного участка в <адрес>. Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 12 июня 2010 года. Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин