Именем Российской Федерации 18 апреля 2011 года г. Черкесск Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Аслануковой М.А., при секретаре Тебуевой Ф.А., с участием прокурора - помощника Хабезского межрайонного прокурора Степаненко Д.В., представившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, Карасовой О.Т., представителя ответчика - Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - Узденовой З.Ш., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица - Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики - Байрамкуловой С.Х., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Хабезского межрайонного прокурора в интересах Карасовой ФИО2 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения, установил: Хабезский межрайонный прокурор обратился с исков в Черкесский городской суд в интересах Карасовой О.Т. к Министерству образования и науки КЧР и к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения. Свои требования прокурор мотивировал тем, что постановлением Главы Хабезского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № установлено попечительство над Карасовой О.Т., ДД.ММ.ГГГГ года рождения ее тете ФИО3., у которой по настоящее время Карасова О.Т. проживает в <адрес>. Приказом Министра образования и науки КЧР от ДД.ММ.ГГГГ Карасова О.Т. поставлена на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение единовременных средств бюджета для приобретения жилья. До настоящего времени жилье не предоставлено, денежные средства не выделялись. Считает, что Карасовой О.Т. должно быть предоставлено во внеочередном порядке жилье не ниже норм предоставления, установленных в <адрес>. Согласно ст.3.1 Закона КЧР от 16.12.2008 г. №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в КЧР», жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утвержденного решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Просит обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести во внеочередном порядке для Карасовой О.Т. в Хабезском муниципальном районе благоустроенное жилое помещение, обязав Министерство имущественных и земельных отношений КЧР на приобретаемое жилое помещение заключить с Карасовой О.Т. договор социального найма без ограничения срока. В судебном заседании прокурор поддержала доводы, изложенные в иске, просила удовлетворить исковые требования. Карасова О.Т. исковые требования о внеочередном предоставлении жилого помещения просила удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР возражала против удовлетворения требований истца, пояснив, что в случае предоставления жилого помещения Карасовой О.Т. во внеочередном порядке, нарушаются права других детей-сирот, состоящих впереди нее в списке, сформированном по дате рождения. Представитель третьего лица - Министерства финансов КЧР возражала против удовлетворения иска по тем же доводам. Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в судебное заседание не явился, письменные возражения не представил, о рассмотрении дела без его участия не просил, был извещен о дате и времени судебного заседания надлежаще. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования. Согласно части 1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2007г. » (утв.Постановлением Президиума ВС РФ от 07.11.2007г.). Таким образом, ссылка представителя Министерства образования и науки КЧР на нарушение жилищных прав других очередников несостоятельна. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Вступившим в законную силу с 1 января 2009 года Законом Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево - Черкесской Республике» были установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В статье 1 Закона КЧР №83-РЗ указано, что на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений и путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. Основаниями и условиями обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан в соответствии со статьей 2 названного Закона являются: окончание их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения, и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является КЧР, в случае если место его рождения находится за пределами России; учреждения, в которых находились дети-сироты на полном государственном обеспечении, расположены на территории Республики; КЧР является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства КЧР. Принятие на учет указанных детей, в соответствии с статьей 3 Закона осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования. Жилые помещения предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики в Управлении Федеральной регистрационной службы по КЧР. Таким органом является Министерство имущественных и земельных отношений КЧР. Как установлено в судебном заседании в отношении Карасовой ФИО2, № рождения, уроженки <адрес>, родившейся у ФИО4, установлено отцовство ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ. Отец: ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ. Мать: ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы Хабезского муниципального района от 23.06.2007 года над Карасовой О.Т. установлено попечительство ее тети ФИО3 Приказом №327 от 19.08.2008 года Министра образования и науки КЧР Карасова О.Т. принята на учет на получение бюджетных средств на приобретение жилья. По сведениям Управления федеральной регистрационной службы по КЧР зарегистрированное недвижимое имущество у Карасовой О.Т. на 31.03.2011 года отсутствует. По сведениям от 10.12.2010 года ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» за Карасовой О.Т. домовладение или квартира не значится. Согласно Справки <данные изъяты> Карасова О.Т. зарегистрирована в <адрес> и имеет состав семьи: тетя - ФИО3., муж тети- ФИО5 брат- ФИО6 Данное домовладение по сведениям Управления федеральной регистрационной службы по КЧР зарегистрировано за ФИО5 мужем тети. По данным архива КЧР «Техинвентаризация» по Хабезскому району за умершими матерью и отцом Карасовой О.Т. - ФИО1 и ФИО7 недвижимое имущество не значилось. Из ответа нотариуса Адыге-Хабльского нотариального округа от 02.03.2011 года видно, что наследниками по закону после смерти ФИО1 отца Карасовой О.Т., - являются Карасова О.Т. и ФИО6 которым выдано свидетельство о праве на наследство по закону на земельный пай в равных долях (по 1/2 доле). Из ответа нотариуса Хабезского нотариального округа от 03.03.2011 года следует, что после смерти матери ФИО2 - ФИО4., наследственное дело не заводилось. Согласно свидетельства о заключении брака от 16.03.2011 года Карасова О.Т. заключила брак с ФИО8., после чего ей присвоена фамилия «ФИО9». По сведениям К-Ч техинвентаризация КЧР от 14.04.2011 года за ФИО8мужем Карасовой О.Т.) недвижимое имущество не зарегистрировано. По Справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Администрацией <данные изъяты>, Карасова (ФИО9) ФИО2 проживает со своим мужем ФИО8 в <адрес> в домовладении, принадлежащем ФИО10 (свекрови ФИО2). Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд считает достаточными собранных по делу доказательств, для удовлетворения требований истца о приобретении за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики во внеочередном порядке жилого помещения. Что касается требований о заключении с Карасовой О.Т. договора социального найма без ограничения срока и передаче жилого помещения в постоянное владение и пользование, то следует отметить, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ (статья 60) договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия и передается во владение и бессрочное пользование. Стабильность отношений по пользованию жилым помещением по договору социального найма - одна из важнейших гарантий реализации конституционного права граждан на жилище. В числе условий такой стабильности не только бессрочность договора социального найма, предусмотренная частью 2 статьи 60 Жилищного кодекса РФ, но и правила части 3 этой же статьи. В связи с этим, суд не считает необходимым указание в резолютивной части решения на срок заключения договора и условия передачи. Что касается требований о взыскании государственной пошлины с ответчиков, то в этой части следует отказать истцу, так как в соответствии с п.1 ст.333.35 НК РФ пп.4, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не уплачивают госпошлину за совершение всех юридически значимых действий, установленных гл.25.3 НК РФ. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Иск Хабезского межрайонного прокурора в интересах Карасовой (ФИО9) ФИО2 удовлетворить. Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Карасовой (ФИО9) ФИО2 в <адрес> муниципальном районе за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной в <адрес> муниципальном районе. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики заключить с Карасовой (ФИО9) ФИО2 на приобретенное Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение договор социального найма. В удовлетворении требований о взыскании государственной пошлины отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его провозглашения. Судья Черкесского городского суда М.А. Асланукова Мотивированное решение изготовлено в 18час.25мин. 20.04.2011 г.