Именем Российской Федерации 18 апреля 2011 года г. Черкесск Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Аслануковой М.А., при секретаре Тебуевой Ф.А., с участием прокурора - помощника Хабезского межрайонного прокурора Степаненко Д.В., представившего удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ, Темирова В.О., представителя ответчика - Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - Узденовой З.Ш., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица - Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики - Байрамкуловой С.Х., действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Хабезского межрайонного прокурора в интересах Темирова В.О. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения, установил: Хабезский межрайонный прокурор обратился с исков в Черкесский городской суд в интересах Темирова В.О. к Министерству образования и науки КЧР и к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения. Свои требования прокурор мотивировал тем, что постановлением Главы Хабезского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № установлено попечительство над Темировым В.О. его дяди ФИО3, у которого по настоящее время он проживает по <адрес>. Приказом Министра образования и науки КЧР от ДД.ММ.ГГГГ Темиров В.О. поставлен на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение единовременных средств бюджета для приобретения жилья. До настоящего времени жилье не предоставлено, денежные средства не выделялись. Считает, что Темирову В.О. должно быть предоставлено во внеочередном порядке жилье не ниже норм предоставления, установленных в Хабезском муниципальном районе. Согласно ст.3.1 Закона КЧР от 16.12.2008 г. №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в КЧР», жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утвержденного решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Просит обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести во внеочередном порядке для Темирова В.О. в Хабезском муниципальном районе благоустроенное жилое помещение, обязав Министерство имущественных и земельных отношений КЧР на приобретаемое жилое помещение заключить с Темировым В.О. договор социального найма без ограничения срока. В судебном заседании прокурор поддержала доводы, изложенные в иске, просила удовлетворить исковые требования. Темиров В.О. исковые требования о внеочередном предоставлении жилого помещения просил удовлетворить в полном объеме. Представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР возражала против удовлетворения требований истца, пояснив, что в случае предоставления жилого помещения Темирову В.О. во внеочередном порядке, нарушаются права других детей-сирот, состоящих впереди нее в списке, сформированном по дате рождения. Представитель третьего лица - Министерства финансов КЧР возражала против удовлетворения иска по тем же доводам. Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в судебное заседание не явился, письменные возражения не представил, о рассмотрении дела без его участия не просил, был извещен о дате и времени судебного заседания надлежаще. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования. Согласно части 1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев. В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2007г. » (утв.Постановлением Президиума ВС РФ от 07.11.2007г.). Таким образом, ссылка представителя Министерства образования и науки КЧР на нарушение жилищных прав других очередников несостоятельна. В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Вступившим в законную силу с 1 января 2009 года Законом Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево - Черкесской Республике» были установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В статье 1 Закона КЧР №83-РЗ указано, что на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений и путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. Основаниями и условиями обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан в соответствии со статьей 2 названного Закона являются: окончание их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения, и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является КЧР, в случае если место его рождения находится за пределами России; учреждения, в которых находились дети-сироты на полном государственном обеспечении, расположены на территории Республики; КЧР является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства КЧР. Принятие на учет указанных детей, в соответствии с статьей 3 Закона осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования. Жилые помещения предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики в Управлении Федеральной регистрационной службы по КЧР. Таким органом является Министерство имущественных и земельных отношений КЧР. Как установлено в судебном заседании Темиров ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, согласно справки о рождении № от ДД.ММ.ГГГГ является сыном ФИО4 и ФИО2. В отношении Темирова В.О., согласно справки об установлении отцовства № от ДД.ММ.ГГГГ установлено отцовство ФИО4. Отец Темирова В.О.: ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. Мать: ФИО2 является <данные изъяты> Постановлением Главы Хабезского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ над Темировым В.О. установлено попечительство ФИО3. Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Министра образования и науки КЧР Темиров В.О. принят на учет на получение бюджетных средств на приобретение жилья. По сведениям Управления федеральной регистрационной службы по КЧР зарегистрированное недвижимое имущество у Темирова В.О. на 22.03.2011 года отсутствует. Согласно выписки из похозяйственной книги <данные изъяты>, Темиров ФИО1 прописан по <адрес> Кроме него в данном домовладении прописаны 8 человек. Указанное домовладение принадлежит на праве личной собственности ФИО6. По данным архива КЧР «Техинвентаризация» по <адрес> за ФИО2 и ФИО4 и Темировым ФИО1 имущество не значится. Из справки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Темиров В.О. имеет следующий состав семьи: мать - ФИО2. По данным Управления федеральной регистрационной службы КЧР за ФИО4 объекты недвижимого имущества не значились. Из ответа нотариуса <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что наследственное дело после смерти ФИО4 не заводилось. Согласно Уведомления Федеральной регистрационной службы КЧР за Темировым В.О. недвижимое имущество не зарегистрировано. По выписке из ЕГРП по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 принадлежит 1/4 доля земельного участка в <данные изъяты> поле №,участок №. В 2009 году Темиров В.О. окончил <данные изъяты> Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд считает достаточными собранных по делу доказательств, для удовлетворения требований истца о приобретении за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики во внеочередном порядке жилого помещения. Что касается требований о заключении с Темировым В.О. договора социального найма без ограничения срока и передаче жилого помещения в постоянное владение и пользование, то следует отметить, что в соответствии с Жилищным кодексом РФ (статья 60) договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия и передается во владение и бессрочное пользование. Стабильность отношений по пользованию жилым помещением по договору социального найма - одна из важнейших гарантий реализации конституционного права граждан на жилище. В числе условий такой стабильности не только бессрочность договора социального найма, предусмотренная частью 2 статьи 60 Жилищного кодекса РФ, но и правила части 3 этой же статьи. В связи с этим, суд не считает необходимым указание в резолютивной части решения на срок заключения договора и условия передачи. Что касается требований о взыскании государственной пошлины с ответчиков, то в этой части следует отказать истцу, так как в соответствии с п.1 ст.333.35 НК РФ пп.4, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не уплачивают госпошлину за совершение всех юридически значимых действий, установленных гл.25.3 НК РФ. Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд решил: Иск Хабезского межрайонного прокурора в интересах Темирова ФИО1 удовлетворить. Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Темирова ФИО1 в <адрес> за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной в <адрес>. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики заключить с Темировым ФИО1 на приобретенное Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение договор социального найма. В удовлетворении требований о взыскании государственной пошлины отказать. Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его провозглашения. Судья Черкесского городского суда М.А. Асланукова Мотивированное решение изготовлено в 18час.25мин. 20.04.2011 г.