Решение от 14 апреля 2011 года по делу 2-1488/2011.



Решение

Именем Российской Федерации

14 апреля 2011 года г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской республики, в составе:

Председательствующего судьи - Яичниковой А.В.,

При секретаре - Кубановой М.Х.,

С участием представителя истца Максимовой Е.А. - Аджиева И.Ш., действующего на основании доверенности р.№ от 29.03.2011 года,

Представителя государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике - Тлисовой Р.Р. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Максимовой ФИО1 к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,

установил:

Максимова Е.А. обратилась в суд с заявлением к Управлению ГУ отделение пенсионного фонда России по КЧР в г. Черкесске о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В обоснование в заявлении указано, что истец обратилась в ГУ - Отделение пенсионного Фонда Российской Федерации по Карачаево -Черкесской Республике (далее - Управление) с просьбой с назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». 30 июня 2008 года комиссия государственного учреждения - Управление вынесло решение об отказе в назначении Максимовой Е.А. досрочной трудовой пенсии. При исчислении стажа после, Управление ссылается на то, что стаж в МПСК и стажа по Списку №2 применяются правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, а также в рамках постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г.№2-П применяются Разъяснения от 22.05.1996г.№5, утвержденные постановлением Министерства труда России от 22.05.1996г. №29, в котором определено, что в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. При этом указанный период учитывается по 06.10.1992 год, так как Законом РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 были внесены изменения в статью 167 КЗоТ, в части увеличения женщинам дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, но при этом были введены ограничения - весь отпуск по уходу за ребенком исключается из подсчета стажа работы поспециальности при назначении пенсии на льготных условиях. С подобными выводами Максимова Е.А. не согласна, так как статья 167 КЗоТ РФ в редакции, действовавшей до 25 сентября 1992 года, предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске поуходу да ребенком до достижения им возраста полугора лет в специальный стаж работы, дающий право па досрочное назначение пенсии по старости. В период нахождения в отпуске поуходу да ребенком действовало постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС oт 22 августа 1989 года №677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», пункт 2 которого предусматривал, что с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительною отпуска по уходу за ребенком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Укачанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности. A согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к правоотношениям, возникшим после введения их в действие. Согласно Постановлению Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года №2-И, оценка пенсионных прав гражданина, приобретённых им до 01.01.2002 года, возможна по ранее действовавшему законодательству. Учитывая, что статьи 6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано. Принимая во внимание Письмо Минтруда РФ от 21 июля 2003 года №717-AП, в котором говориться, если на момент вступления в силу Постановления Правительства РФ от 11.06.2002 года №516 женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно начинается трудовая пенсия по старости (включая отпуск по уходу за ребенком на период то 06 октября 992 года), то такая пенсия может быть назначена, независимо от того, когда она обратилась за назначением пенсии. Так как на момент вступления в силу Постановления РФ № 516 достаточный стаж у истца имелся, то на основании всего вышеизложенного Максимова Е.А. просит суд признать протокол №15 от 20.06.2008 года об отказе в установлении пенсии незаконным; обязать ГУ - Отделение пенсионного Фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике включить в специальный стаж, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со ст.ст.27.1.2 и 28.1.2 ФЗ 173 от 17.12.2001 года период с 25.12.1990 года по 01.11.1991 года и назначить пенсию с 29.12.2007 года, то есть с момента подачи заявления.

Истец в судебном заседании не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении, и просил их удовлетворить.

Представитель ответчика Тлисова Р.Р. с исковыми требованиями истца не согласилась, просила в их удовлетворении отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам:

В судебном заседании установлено, что 29.12.2007 года истец обратилась в ГУ - Отделение пенсионного Фонда Российской Федерации по Карачаево - Черкесской Республике (далее - Управление) с просьбой с назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

30 июня 2008 года комиссия государственного учреждения - Управление вынесло решение об отказе в назначении Максимовой Е.А. досрочной трудовой пенсии.

При исчислении стажа после, Управление ссылается на то, что стаж в МПСК и стажа по Списку №2 применяются правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. № 516, а также в рамках постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004г.№2-П применяются Разъяснения от 22.05.1996г.№5, утвержденные постановлением Министерства труда России от 22.05.1996г. №29, в котором определено, что в специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда, включается период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет. При этом указанный период учитывается по 06.10.1992 год, так как Законом РФ от 25.09.1992г. № 3543-1 были внесены изменения в статью 167 КЗоТ, в части увеличения женщинам дополнительного отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, но при этом были введены ограничения - весь отпуск по уходу за ребенком исключается из подсчета стажа работы поспециальности при назначении пенсии на льготных условиях.

Согласно подпункта 1 пункта 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о пенсиях) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Закона о пенсиях мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

В суде установлено, что Максимова Е.А. на дату обращения 29.12.2007 года имела страховой стаж 25 лет 2 мес. 4 дня, спецстажа по списку № 2 - 9 лет 2 мес. 1 день и страхового стажа в районах крайнего севера 14 лет 3 мес. 8 дней.

С 25 декабря 1990 года по 01 ноября 1991 года истец находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет.

В период с 25 декабря 1990 года по 01 ноября 1991 года нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком действовала ст. 167 Кодекса законов о труде Российской Федерации, согласно которой отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности.

06.10.1992 года, после нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, вступил в законную силу Закон Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», вносящий изменения в ст. 167 Кодекса законов о труде Российской Федерации.

В соответствии со ст. 167 Кодекса законов о труде Российской Федерации (в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации») отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности (кроме случаев назначения пенсии на льготных условиях).

В соответствии со ст. 256 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ от 30.06.2006 № 90-ФЗ) отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением досрочного назначения трудовой пенсии по старости).

Таким образом, норма права, предусматривающая возможность включения отпуска по уходу за ребенком в стаж работы по специальности во всех случаях, в том числе и в случае назначения пенсии на льготных условиях утратила силу 06 октября 1992 года, после окончания срока нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком.

То есть, во время работы Максимова Е.А., действующее законодательство гарантировало ей включение отпуска по уходу за ребенком в стаж работы по специальности. В связи с чем, к ней невозможно применение законодательства, отменяющего таковое право.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года N677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 года повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком была увеличена до достижения им возраста трёх лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утверждённые Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.

С принятием Закона Российской Федерации N 3543-1 от 25 сентября 1992 г. "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

Таким образом, исходя из смысла приведённых выше нормативных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6 октября 1992 года.

Изложенная позиция в полной мере согласуется с разъяснениями, данными по указанному вопросу Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии".

Принимая во внимание, что отпуск по уходу за ребёнком начался 25 декабря 1990 г., то есть в период действия названных нормативных актов, с учётом положений статей 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то период с 25.12.1990 года по 01.11.1991 года подлежит включению в специальный стаж работы Максимовой Е.А., дающий ей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В силу ст. 55 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умоляющие права и свободы человека и гражданина, в том числе право на социальное обеспечение по старости, новый закон, ухудшающий по сравнению с прежним законом положение лиц, обращающихся за пенсией, обратной силы иметь не может.

Изменение условий установления пенсий в данном случае ограничивает конституционное право истца на социальное обеспечение.

Указанный вывод также подтверждается Определением Конституционного Суда РФ от 06 марта 2003 года №107-О, в соответствии с которым приобретенные пенсионные права не могут быть отменены последующим пенсионным и иным законодательством.

В постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года №2-П указано, что при исчислении трудового стажа и размера пенсии возможно применение норм ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Кроме того, следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 4 ГК РФ закон обратной силы не имеет и применяется к правоотношениям, возникшим после его введения в действие.

Также в соответствии со ст. 12 Трудового кодекса Российской Федерации действие закона или иного нормативно-правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяются на правоотношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим законом. Закон или иной нормативно-правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие. Ни Кодекс законов о труде 1971 года, ни Закон Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации» не содержит указания о распространении своего действия на правоотношения, которые возникли до его принятия.

Следовательно, правоотношения по поводу отпуска по уходу за ребенком, возникшие до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», не подпадают под его правовое регулирование.

В соответствии с п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

С учетом этих обстоятельств, указанный период подлежат включению в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой во вредных условиях.

Таким образом, истец приобрела право на досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения в пенсионный фонд.

Согласно п. 2 ст. 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

При таких обстоятельствах, требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199ГПК РФ суд,

Решил:

Требования Максимовой ФИО1 к государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости - удовлетворить.

Признать протокол №15 от 20.06.2008 года об отказе в установлении пенсии незаконным.

Обязать Государственной учреждение - Отделение пенсионного Фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике включить в специальный стаж, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со ст.ст.27.1.2 и 28.1.2 ФЗ 173 от 17.12.2001 года период с 25.12.1990 года по 01.11.1991 года и назначить пенсию Максимовой ФИО1 с 29.12.2007 года, то есть с момента подачи заявления.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР через Черкесский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено в совещательной комнате.

Судья Черкесского городского суда подпись А.В. Яичникова