Решение от 12 апреля 2011 по делу 2-853\2011.



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 апреля 2011 года г.Черкесск

Черкесский городской суд КЧР в составе:

председательствующего судьи - Коркмазовой Л.А.

при секретаре судебного заседания - Элькановой Д.Б.,

с участием представителей истцов Чотчаева Х.М. и Узденовой М.А. - Чотчаевой А.Х., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя прокурора КЧР, действующего в интересах истцов - ст.помощника прокурора КЧР Мурадовой А.Ю.,

представителя ответчика Министерства труда и социального развития КЧР - Хачукова М.Ю., действующего по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора КЧР в интересах Чотчаева ФИО1 и Узденовой ФИО2 к Министерству труда и социального развития КЧР о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор КЧР обратился в суд с иском в интересах Чотчаева ФИО1 и Узденовой ФИО2 к Министерству труда и социального развития КЧР о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения. В обосновании исковых требований указал, что прокуратурой республики рассмотрена жалоба Чотчаевой А.Х. в интересах ее родителей, ветеранов Великой Отечественной войны Чотчаева Х.М. и Узденовой М.А. по факту отказа министерства труда и социального развития КЧР (далее Министерство) в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилья. Чотчаев Х.М. и Узденова М.А. являются участниками ВОВ и имеют право на меры социальной поддержки в соответствии со ст. 19 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон). Постановлением главы администрации Сары-Тюзского сельского поселения от 09.04.2010 №23 «О постановке в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Узденова М.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Аналогичным постановлением от 21.04.2010 №1 нуждающимся в улучшении жилищных условий признан и Чотчаев Х.М. Документы Чотчаева Х.М. и Узденовой М.А., поступившие из администрации Усть-Джегутинского района в порядке очередности, были рассмотрены Министерством без вынесения на обсуждение республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с очевидностью отказа. Так, по мнению Министерства Чотчаев Х.М. и Узденова М.А. не подпадают под действие п.6 ч.1 ст. 19 Закона, так как последние проживают в доме своего зятя (мужа дочери), а не в служебном помещении, из которого бы их выселили. Считает подобную позицию Министерства не соответствующей смыслу действующего законодательства. Чотчаев Х.М. и Узденова М.А. обоснованно признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и действительно нуждаются в жилье. Данный факт не оспаривается министерством труда и социального развития КЧР. Чотчаев Х.М. является инвалидом 1 группы с 03.02.2009 бессрочно, а Узденова М.А. является инвалидом 2 группы с 29.01.1998 бессрочно. Отказ в предоставлении мер социальной поддержки для приобретения жилья по причине отсутствия факта выселения из занимаемого служебного помещения ущемляет права Чотчаева Х.М. и Узденовой М.А., так как ставит их в неравное положение с остальными ветеранами, нуждающимися в улучшении жилищных условий и получившими субсидию на приобретение жилья. Непредоставление им служебного помещения, из которого их могли бы выселить, лишает их права на получение субсидии на приобретение жилья, что противоречит общему смыслу государственной политики в отношении ветеранов в соответствии со ст. 8 Закона. Кроме того, Чотчаеву Х.М. и Узденовой М.А. отказано в предоставлении субсидии непосредственно министерством труда и социального развития КЧР, а не решением республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как того требует п.6 Порядка предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в собственность некоторым категориям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства КЧР от 24.02.2010 №33. Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, если считают, что нарушены их права и свободы. Отказом министерства труда и социального развития КЧР нарушены права Чотчаева Х.М. и Узденовой М.А. на улучшение жилищных условий. В силу преклонного возраста и имеющихся заболеваний Чотчаев А.Х. и Узденова М.А. не могут сами обратиться в суд с заявлением в защиту своих прав и свобод, в связи с чем, в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор КЧР обратился в суд в защиту их интересов. Просит признать незаконными действия министерства труда и социального развития КЧР, выразившиеся в отказе Чотчаеву Х.М. и Узденовой М.А. в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения, обязать министерство труда и социального развития КЧР устранить допущенное нарушение и направить документы Чотчаева Х.М. и Узденовой М.А. для рассмотрения республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В судебном заседании представителем истца старшим помощником прокурора КЧР Мурадовой А.Ю. представлены изменения исковых требований, в которых представитель истцов просит признать незаконными действия министерства труда и социального развития КЧР, выразившиеся в несоблюдении Порядка предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в собственность некоторым категориям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства КЧР от 24.02.2010 №33, при рассмотрении документов Чотчаева М.Х. и Узденовой М.А. В обоснование исковых требований представитель истца пояснила, что Чотчаеву Х.М. и Узденовой М.А. незаконно отказано в предоставлении субсидии непосредственно министерством труда и социального развития КЧР, а не решением республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как того требует п.6 Порядка предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в собственность некоторым категориям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства КЧР от 24.02.2010 №33. Так, по мнению Министерства Чотчаев Х.М. и Узденова М.А. не подпадают под действие п.6 ч.1 ст. 19 Закона, так как последние проживают в доме своего зятя (мужа дочери), а не в служебном помещении, из которого бы их выселили. В соответствии с ч.1 ст.23.2 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Во исполнение данной нормы закона Правительством КЧР 24.02.2010 принято постановление «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов», которым, в том числе установлен порядок рассмотрения документов ветеранов Великой Отечественной войны, министерством труда и социального развития КЧР в целях решения вопроса о предоставлении мер социальной поддержки для обеспечения жильем. Таким образом, решение об отказе в предоставлении мер социальной поддержки принято с нарушением вышеуказанного порядка.

В судебном заседании представитель истцов Чотчаева А.Х. исковые требования, заявленные прокурором КЧР в интересах ее родителей Чотчаева Х.М. и Узденовой М.А. поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. Кроме того, представитель истцов суду пояснила, что ее родители в силу объективных причин не смогут участвовать в судебном заседании, по той причине, что ее отец Чотчаев Х.М. умер 12.03.2011 года, в подтверждение чего представила копию свидетельства о его смерти, а ее мать Узденова М.А. в силу своего преклонного возраста и состояния здоровья, так же не может принять участие в разбирательстве дела.

Представитель ответчика министерства труда и социального развития КЧР Хачуков М.Ю. иск не признал и пояснил, что Чотчаев Х.М. и Узденова М.А. не подпадают под действие п.6 ч.1 ст. 19 Закона «О ветеранах», так как последние проживают в доме своего зятя, а не в служебном помещении, из которого бы их выселили. В связи с тем, что Чотчаев Х.М. и Узденова М.А. поставлены на учет в соответствии с ФЗ «О ветеранах», имеющих право на первоочередное улучшение жилищных условий, постановлением Главы администрации Сары-Тюзского сельского поселения от 21.04.2010 года и 09.04.2010 года, то соответственно должны быть обеспечены жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма из государственного или муниципального жилищного фонда Сары-Тюзского сельского поселения. Министерство не отрицает тот факт, что ими действительно рассматривались документы Чотчаева Х.М. и Узденовой М.А., однако они не были переданы на рассмотрение республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, поскольку отказ в удовлетворении заявления истцов поданного в адрес Министерства, для них был очевиден.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующему выводу:

В соответствии с пунктом 2 ч.1 ст.2 Федерального закона № 5-ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 года, лица, работавшие на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог; члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, являются ветеранами Великой Отечественной войны.

Пунктом 6 ч.1 ст.19 Закона установлено, что предоставление жилья вышеперечисленным категориям граждан осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 Закона. Из ч.1 данной статьи Закона следует, что за счет средств Российской Федерации жилье предоставляется, в том числе гражданам, подпадающим под действие ст. 19 Закона, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Пунктом 2 ч.3 ст.23.2 Закона к лицам, имеющим право на обеспечение жильем площадью 36 кв.м относятся лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств, то есть подпадающие под действие ст.19 Закона.

В соответствии с п.1 Указа Президента РФ от 07.05.2008 №714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» обеспечению жильем подлежат нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года №5-ФЗ «О ветеранах».

Как установлено в судебном заседании, Чотчаев Х.М. и Узденова М.А. являются участниками ВОВ и имеют право на меры социальной поддержки в соответствии со ст.19 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах». Чотчаев Х.М. и Узденова М.А. обоснованно признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и действительно нуждаются в жилье. Данный факт не оспаривается министерством труда и социального развития КЧР. Истец Чотчаев Х.М. при жизни являлся инвалидом 1 группы с 03.02.2009 бессрочно, а истец Узденова М.А. является инвалидом 2 группы с 29.01.1998 бессрочно.

Однако документы Чотчаева Х.М. и Узденовой М.А., поступившие из администрации Усть-Джегутинского района в порядке очередности, были рассмотрены непосредственно Министерством труда и социального развития КЧР, а не республиканской комиссией по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, как того требует п.6 Порядка предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в собственность некоторым категориям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства КЧР от 24.02.2010 №33. По результатам рассмотрения документов Министерством истцам Чотчаеву Х.М. и Узденовой М.А. было отказано в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения.

Суд считает незаконными действия министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской республики, выразившиеся в несоблюдении Порядка предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в собственность некоторым категориям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства КЧР от 24.02.2010 №33, при рассмотрении документов Чотчаева М.Х. и Узденовой М.А.

В соответствии с ч.1 ст.23.2 ФЗ от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как установлено в судебном заседании Постановлением главы администрации Сары-Тюзского сельского поселения от 09.04.2010 №23 «О постановке в очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий» Узденова М.А. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Аналогичным постановлением от 21.04.2010 №1 нуждающимся в улучшении жилищных условий признан и Чотчаев Х.М.

В соответствии с п.6 Порядка «предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» утвержденного Постановлением Правительства КЧР от 24.02.2010 года, документы, представленные в Министерство труда и социального развития КЧР, формируются в учетное дело Получателя и направляются на рассмотрение республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Республиканская комиссия создается решением Правительства Карачаево-Черкесской Республики. По результатам рассмотрения представленных учетных дел республиканская комиссия готовит проект постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики о выдаче субсидии Получателям. Решение о выдаче субсидии принимается Правительством Карачаево-Черкесской Республики на основании материалов, предоставленных республиканской комиссией.

Таким образом, решение Министерства труда и социального развития КЧР об отказе в одностороннем порядке в предоставлении мер социальной поддержки Чотчаеву Х.М. и Узденовой М.А., отраженное в письме Министерства за №2702 от 11.10.2010 года в адрес их дочери Чотчаевой А.Х., принято с нарушением вышеуказанного Порядка.

В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

С учетом изложенного, суд находит исковые требования прокурора КЧР в интересах Чотчаева ФИО1 и Узденовой ФИО2 к Министерству труда и социального развития КЧР о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии на строительство или приобретение жилого помещения законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Карачаево-Черкесской республики в интересах Чотчаева ФИО1 и Узденовой ФИО2 - удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконными действия министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской республики, выразившиеся в несоблюдении Порядка предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в собственность некоторым категориям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства КЧР от ДД.ММ.ГГГГ №, при рассмотрении документов Чотчаева М.Х. и Узденовой М.А.

Обязать министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской республики устранить допущенное нарушение. Направить документы Чотчаева ФИО1 и Узденовой ФИО2 для рассмотрения республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме через Черкесский городской суд.

Судья подпись Л.А. Коркмазова

Копия верна: