Решение от 08 апреля 2011 года по делу 2-347/11.



Решение

Именем Российской Федерации

08 апреля 2011 года г. Черкесск КЧР

Черкесский городской суд, КЧР

в составе:

председательствующей - Коркмазовой Л. А.

при секретаре - Элькановой Д.Б.

с участием:

заявителя- Братова З.А.

представителя заявителя Авкопашвили - Ризахановой Е. А., действующей по доверенности,

представителя органа, чьи действия обжалуются- Мэрии МО г. Черкесска- Киселевой А.О., Сариева А.Х., Агошкова В.Н.

представителя заинтересованного лица Зварчук Л. К. - Саитовой А. А., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Аджибековой Н.М., Братова З.А., и Авкопашвили Т.И, о признании противоречащим закону Постановления Мэрии МО г.Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Акта выбора земельного участка для строительства магазина по <адрес> в районе жилого <адрес> гр. Зварчук Л.К.» и Разрешение на строительство №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Мэрией МО <адрес> Зварчук Л.К.,

установил:

Аджибекова Н.М., Братов З.А., и Авкопашвили Т.И. обратились в суд с заявлением о признании противоречащим закону Постановления Мэрии МО г.Черкесска от 06.06.06г № 515 «Об утверждении Акта выбора земельного участка для строительства магазина по <адрес> в районе жилого <адрес> гр. Зварчук Л.К.» и Разрешения на строительство №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Мэрией МО <адрес> Зварчук Л.К.,

В судебном заседании заявители Аджибекова Н.М., Братов З.А. и представитель заявителя Авкопашвили Т.И.- Ризаханова Е.А поддержали свои требования и просили их удовлетворить. При этом отметили, что 17 ноября 2009 года Мэрией МО г.Черкесска было выдано Разрешение на строительство № магазина общей площадью 231,1 кв.м. строительным объектом 1088,7 куб.м., расположенного по адресу <адрес> Зварчук ФИО14. Данное разрешение было выдано на основании Постановления Мэрии муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Акта выбора земельного участка для строительства магазина по <адрес>, в районе жилого <адрес>». Согласно акту выбора земельного участка, данный магазин будет располагаться на расстоянии 8 метров от длинной стороны жилого <адрес>, что не допускается Строительными нормами и правилами, а именно СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Однако, в нарушение данного требования Мэрия города Черкесска выдает разрешение на строительство на земельном участке площадью 90 кв.м. магазина площадью 231,1 кв.м. Из чего следует, что при строительстве магазина на расстоянии 8 метров от жилого домабудет сокращена инсоляция жилых помещений первого, второго, а может быть и третьего этажа. Считают, что строительство магазина затрагивает права и законные интересы собственников жилых помещений жилого <адрес>, чтодает им право на обращение в суд с заявлением о признании данного Разрешения на строительство противоречащим закону. При этом стороной было отмечено, что жители <адрес> не были уведомлены о рассмотрении Черкесским городским судом искового заявления прокурора города Черкесска в интересах жильцов по их коллективному обращению. Прокурором <адрес> в 2008 году было направлено уведомление от 11.07.2008 года о том, что дело по их коллективному обращению будет рассматриваться Арбитражным судом. С результатами рассмотрения коллективной жалобы жильцы дома не были ознакомлены. На их обращение в прокуратуру г. Черкесска был дан ответ, что они не могут выдать копию решения, поскольку они не являлись лицами, участвующими при рассмотрении гражданского дела. При таких обстоятельствах считают, что трехмесячный срок обращения в суд ими не пропущен. Просят требования удовлетворить.

Заявитель Авкопашвили Т.И. надлежаще уведомленная о дате и времени слушания дела в судебное заседание не явилась.

Представители Мэрии МО г.Черкесска считали обжалуемые акты Мэрии

МО г.Черкесска законными и обоснованными. При этом представители отметили, что обжалуемое в настоящее время Разрешение Мэрии МО <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ является только продлением ранее выданного первичного разрешения на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ Зварчук Л.К., выданного на основании проекта представленного Зварчук Л.К., который соответствует строительным нормам и правилам, согласован со всеми службами.

Заинтересованное лицо Зварчук Л.К. в судебное заседание не явилась, письменно заявлением просила рассмотреть дело в ее отсутствие, с участием представителя.

Представитель заинтересованного лица Саитова А. считала требования Аджибековой Н.М., Братова З.А., и Авкопашвили Т.И, о признании противоречащим закону Постановления Мэрии МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и Разрешения на строительство №, выданное ДД.ММ.ГГГГ Зварчук Л.К. не законными, не обоснованными. Представителем было указано на пропуск заявителями трехмесячного срока обращения в суд и не представления доказательств подтверждающих уважительность причины пропуска срока. А также сторона несмотря на то, что в деле участвуют другие лица, считала необходимым при рассмотрении данного дела в соответствии со ст.61 ГПК РФ сослаться на решение Черкесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в заявлении оспариваются те же ненормативные акты и указываются те же обстоятельства, которые уже установлены вступившим в законную силу решением суда. Решением Черкесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отказано в удовлетворении заявления прокурора г. Черкесска о признании противоречащими закону постановлений Мэрии МО г. Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ № «О разрешении на производство проектно- изыскательских работ. ..» и постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении акта выбора земельного участка. ..» и постановления № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении земельного участка. ..» и разрешения на строительство от ДД.ММ.ГГГГ №. Также считала не состоятельными доводы заявителей в дополнении к заявлению о том, что они приобрели земельный участок под многоквартирным домом в собственность в силу прямого указания закона и какого - либо акта органа государственной власти о возникновении права не требуется. Для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта уполномоченного органа, который отсутствует на момент рассмотрения настоящего дела. Данный вывод подтверждается считает единообразием судебной практики (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от ДД.ММ.ГГГГ N Ф04- 1307/2008(1335-А46-43) по делу N А46-365/2007; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.04.2008 N Ф04-2639/2008(4206-А45-31) по делу N А45-9148/07-14/269).

Земельный участок, выделенный ее доверительнице Зварчук Л.K. под строительство магазина, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в 2009 году был сформирован, проведен его кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 09:04:0101037:60. В кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ также не указаны в качестве смежных землепользователей собственники жилых помещений. При этом с момента выделения земельного участка по настоящее время ее доверительница своевременно оплачивает арендные платежи за пользование земельным участком. Просила отказать в удовлетворении заявления гр. Аджибековой Н.М., Братова З.А. и Авкопашвили Т.Н. в полном объеме и отменить обеспечительные меры, принятые судом по данному делу.

Допрошенный в судебном заседании по ходатайству представителя заявителей- Итляшев суду показал, что он работал начальником ЖКО и ему известно, что по дом по <адрес> после окончания строительства был передан муниципальному образованию города Черкесска, сведениями о площади земельного участка принадлежащего указанному домовладению не располагает.

Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст.3 и ст.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав, свобод и охраняемых интересов.

В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям органов местного самоуправления и должностных лиц, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся такие решения, в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он не законно привлечен к ответственности.

Реализуя предоставленное ст.136 Конституции Российской Федерации и п.5 ст.19 Федерального Конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 1-ФЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной политики, Пленум Верховного Суда РФ в п.6 Постановления от 01 июля 1996г № 6/8 « О некоторых вопросах, связанных с применением ч.1 Гражданского Кодекса Российской Федерации» разъяснил, что основанием для принятии решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно, как его не несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Как указано в ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение принято в соответствии с законом в пределах полномочий органа местного самоуправления, должностного лица и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В судебном заседании установлено, что заявителями оспорены Постановление Мэрии МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Акта выбора земельного участка для строительства магазина по <адрес> в районе жилого <адрес> гр. Зварчук ФИО14 » и Разрешение на строительство №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Мэрией МО <адрес> Зварчук ФИО14

Рассматривая законность требования заявителей в части признания противоречащим закону Постановление Мэрии МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Акта выбора земельного участка для строительства магазина по <адрес> в районе жилого <адрес> гр. Зварчук ФИО14» судом установлено, что оспоренное выше постановление не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителей а также издано в рамках предоставленных Мэрии МО г.Черкесска полномочий.

В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. При этом Земельный Кодекс РФ в п.2 ст.11 устанавливает, что решение о распоряжении муниципальными земельными участками, в том числе о предоставлении гражданам земельных участков под строительство зданий и сооружений принимается уполномоченными на то органами местного самоуправления соответствующих городских или сельских поселений.

Из материалов дела, в том числе и представленных Мэрией муниципального образования первичных документов установлено, что Мэрией МО <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления гр. Зварчук Л.К. о предоставлении земельного участка под строительство магазина по <адрес> на основании ст. ст. 29-30 Земельного Кодекса РФ было вынесено постановление об утверждении акта выбора земельного участка под строительство магазина по <адрес>, в районе жилого <адрес>.

Земельный участок был осмотрен на основании Распоряжения Администрации <адрес> №-р от ДД.ММ.ГГГГ комиссией, которая пришла к выводу: зарезервировать выбранный земельный участок для производства проектных работ площадью 0,009 га и целесообразным использовать земельный участок для строительства магазина по <адрес> результатам осмотра был составлен и утвержден акт выбора земельного участка, который согласован со всеми службами.

Судом установлено, что земельный участок, выделенный Зварчук JI.K. под строительство магазина, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в 2009 году был сформирован, проведен его кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 09:04:0101037:60.

В кадастровом паспорте от ДД.ММ.ГГГГ также не указаны в качестве смежных землепользователей собственники жилых помещений по <адрес>.

Из исследованного в судебном заседании инвентарного дела на домовладение по <адрес>, установлено что согласно экспликации земельного участка по <адрес> отсутствуют сведения о площади участка по земельным документам, а указана площадь 5834 кв.м. по фактическому пользованию.

Из планшета <адрес> и схемы градостроительного зонирования установлено, что данный земельный участок выделенный для строительства магазина истице Зварчук Л. располагается в зоне «Ж4» - зоне смешанной застройки, в которой допускается застройка магазинов, промышленных сооружений, общей площадью не превышающих 400 кв.м.

Согласно части 1 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от ДД.ММ.ГГГГ N 189-ФЗ в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, являются общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Земельного кодекса РФ земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.

Указанная норма Земельного кодекса РФ подлежит системному толкованию совместно с абз.2 ч.1 ст.2 названного Кодекса о соответствии норм земельного права, содержащихся в других федеральных законах Земельному кодексу РФ.

Следовательно, порядок предоставления земельных участков под многоквартирными домами в общую долевую собственность собственников квартир должен соответствовать общему порядку предоставления земельных участков в общую долевую собственность лиц - сособственников недвижимого имущества, расположенного на этом земельном участке. Такой порядок установлен в части 5 и части 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ, в силу которых граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязан в двухнедельный срок со дня поступления заявления принять решение о предоставлении земельного участка в собственность. Таким образом, в рассматриваемом случае право муниципальной собственности на земельный участок (путем перехода в общую долевую собственность) не может прекратиться автоматически без соблюдения заявительного порядка со стороны обладателя соответствующего права.

Кроме того, в соответствии со статьей 16 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 189- ФЗ право общей долевой собственности на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом,возникает у собственников помещений жилого дома с момента формирования земельного участка и проведения его кадастрового учета.

Однако, материалами дела не подтверждается факт выполнения заявителями названных требований. При этом заявители также не отрицают, что работы по формированию земельного участка под жилым домом не проводились.

Кроме того, из содержания названного закона не усматривается, что введение в действие Жилищного кодекса РФ влечет автоматический переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в общую долевую собственность собственников многоквартирного дома.

Статья 29 Земельного кодекса РФ указывает, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления. Следовательно, для оформления земельно-правовых отношений по передаче земельного участка в общую долевую собственность необходимо издание соответствующего ненормативного акта уполномоченного органа, который у заявителей отсутствует на момент рассмотрения настоящего дела.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что Постановление Мэрии МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Акта выбора земельного участка для строительства магазина по <адрес> в районе жилого <адрес> гр. Зварчук ФИО14 » вынесено Мэрией муниципального образования <адрес> в пределах предоставленных им законом полномочий, в соответствии с требованиями ст.ст. 29-30 Земельного Кодекса РФ и оснований для признания его противоречащим закону судом не установлено.

При этом, суд рассматривая требования заявителей о признании противоречащим закону Разрешение на строительство №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Мэрией МО <адрес> Зварчук Л.К. считает указанные требования законными, обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1 ст.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относятся выдача разрешений на строительство.

В соответствии со ст.2 Федерального Закона от 17 ноября 1995г № 169-ФЗ

« Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» разрешение на строительство - как на основание для реализации архитектурного проекта, выдается заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений.

Материалами дела установлено, что Мэрией муниципального образования г.Черкесска за № от ДД.ММ.ГГГГ выдано в соответствии со ст.51 Градостроительного Кодекса РФ Зварчук Л.К. разрешение на строительство магазина общей площадью 231,1 кв.м., строительным объемом 1088,7 куб.м. расположенного по адресу : Карачаево-Черкесская республика, <адрес> в районе жилого <адрес>. Сроком действия разрешения до ДД.ММ.ГГГГ

Суд, не оспаривая полномочия предоставленные законом Мэрии муниципального образования г.Черкесска на выдачу разрешения, законность и правомерность выдачи разрешения Мэрией муниципального образования <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ, при этом соглашается с доводами заявителей и считает указанное разрешение противоречащим закону, в части дачи истице Зварчук Л.К. разрешения на строительство объекта площадью 231,1кв.м., поскольку также считает не возможным строительство одноэтажного магазина площадью 231,1 кв.м., как утверждают представители Мэрии МО <адрес> и представитель заинтересованного лица Зварчук Л.К. на земельном участке площадью 0,009га определенном актом выбора земельного участка для строительства указанного объекта, согласованного со всеми службами и утвержденного постановлением Мэрии МО <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ

При таких обстоятельствах, суд считает требования заявителей Аджибековой Н.М., Братова З.А., и Авкопашвили Т.И. о признании противоречащим закону Разрешения на строительство №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Мэрией МО <адрес> Зварчук ФИО14 подлежащими удовлетворению. При этом суд рассматривая доводы представителя Зварчук Л.К. о пропуске заявителями трехмесячного срока обращения в суд за защитой нарушенных прав считает указанные доводы не обоснованными, поскольку судом установлено, что в августе 2010г заявителям стало известно о нарушенном праве, после возобновления Зварчук строительства магазина и 24.09.10г в предусмотренные законом сроки было заявителями подано заявление в суд.

на основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Аджибековой Н.М., Братова З.А., и Авкопашвили Т.И. о признании противоречащим закону Постановления Мэрии МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Акта выбора земельного участка для строительства магазина по <адрес> в районе жилого <адрес> гр. Зварчук ФИО14 » и Разрешения на строительство №, выданного ДД.ММ.ГГГГ Мэрией МО <адрес> Зварчук ФИО14 - удовлетворить в части.

Признать противоречащим закону Разрешение на строительство №, выданное ДД.ММ.ГГГГ Мэрией МО <адрес> Зварчук ФИО14.

В удовлетворении требования о признании противоречащим закону Постановления Мэрии МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Акта выбора земельного участка для строительства магазина по <адрес> в районе жилого <адрес> гр. Зварчук ФИО14 » -отказать.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный суд КЧР, через Черкесский городской суд, в течение 10 дней со дня его провозглашения.

Судья- Коркмазова Л.А.

Мотивированное решение

изготовлено ДД.ММ.ГГГГ