РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2011 года г. Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд, в составе:
председательствующей судьи -Езаовой М.Б.,
с участием прокурора - Шахановой К.А.
представителей Управления по имущественным и земельным отношениям мэрии МО г. Черкесска Камурзаева В.Р. (действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ), Шимкиной Н.Н. (действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ),
при секретаре - Снегиревой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению прокурора г. Черкесска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г. Черкесска,
у с т а н о в и л:
Прокурор г. Черкесска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействие мэрии МО г.Черкесска, выраженное в непринятии мер к приведению дороги на <адрес> в соответствие с требованиями правил дорожного движения и ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». 0бязании мэрии МО г.Черкесска привести дорогу по <адрес> в соответствие с требованиями правил дорожного движения и ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». В обоснование в исковом заявлении указано, что прокуратурой г.Черкесска по коллективному обращению жильцов г.Черкесска проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения на <адрес>. Проверкой установлено, что на участке <адрес> от административного здания мэрии г. Черкесска до <адрес> асфальто-бетонное покрытие требует замены, бордюрный камень отсутствует, тротуарные дорожки отсутствуют.
Прокурор в своем заявлении ссылается на ст.23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения. Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Участники дорожного движения имеют право свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил. Считая, что права участников дорожного движения на <адрес> не соблюдаются, Прокурор г. Черкесска обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Определением Черкесского горсуда от 28.02.2011 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление имуществом и коммунальным комплексом мэрии МО г. Черкесска.
Определением Черкесского горсуда от 06.04.2011 года мэрия МО г. Черкесска исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
06.04.2011 года Прокурор г. Черкесска представил заявление в котором просил признать незаконным бездействие управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г.Черкесска, выраженное в непринятии мер к приведению дороги на <адрес> в соответствие с требованиями правил дорожного движения и ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». 0бязать управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г.Черкесска в течение одного месяца со дня вынесения решения провести ремонт дороги по <адрес> от <адрес> до здания мэрии г.Черкесска, а именно: установить бордюрный камень, провести тротуарные дорожки, заменить асфальто-бетонное покрытие.
В судебном заседании помощник прокурора г. Черкесска -Шаханова К.Х. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении и пояснила, что данной дорогой пользуется неопределенное число лиц, в связи с чем иск предъявляется прокурором в интересах неопределенного круга лиц. Считает, что управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г.Черкесска обязано привести указанный участок дороги в соответствие с требованиями правил дорожного движения.
Представители Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г.Черкесска Камурзаев В.Р. и Шимкина Н.Н., в судебном заседании с исковыми требованиями Прокурора г. Черкесска не согласились и пояснили, что действительно этот участок дороги требует ремонта, Управление не отказывается ремонтировать <адрес>, т.е. участок от <адрес> до здания мэрии <адрес>. В настоящее время этот участок догори, вошел в список улично-дорожной сети г. Черкесска, которые подлежат ремонту в 2011 году. Они планируют отремонтировать этот участок дороги осенью 2011 года. <адрес> не является приоритетной. В связи с тяжелым финансовым состоянием, не возможно выделить средства и одновременно отремонтировать все дороги г. Черкесска.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрении судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:
нарушены права и свободы гражданина;
созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;
на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 45 ч. 1 ГПК РФ прокурор обратился в суд данным с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В судебном заседании установлено, что на участке <адрес> от административного здания мэрии <адрес> до <адрес> асфальто-бетонное покрытие требует замены, бордюрный камень отсутствует, тротуарные дорожки отсутствуют. Указанные обстоятельства следуют из акта комиссии в составе ст. инспектора ОГИБДД УВДЛ по <адрес> и и.о. гос. инспектора ОГИБДД УВД по <адрес>.
Согласно акта комплексной проверки состояния улично-дорожной сети г. Черкесска от 24.03.2011 года, комиссия произвела комплексную проверку состояния улично- дорожной сети г. Черкесска и выявила недостатки, угрожающие безопасности дорожного движения и ухудшающие эксплуатационные качества ряда улиц, в том числе и <адрес> (от <адрес> до <адрес>), где разрушено асфальтобетонное покрытие.
В соответствии со ст.23 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности относится: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и т.д.
Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (ст.3).
Согласно ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине до 15 см, ширине- 60 см и глубине 5 см. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ст. 12 Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Согласно требованиям ст. 8 Устава муниципального образования города Черкесска КЧР, к вопросам местного значения муниципального образования города Черкесска относятся:
1.1. Формирование, утверждение и исполнение бюджета муниципального образования города Черкесска и контроль за исполнением данного бюджета; 1.5. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования города Черкесска, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 12 приказа Минтранса РФ от 12 ноября 2007 г. N 160 (Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них), в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят: разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов и т.д.
Пунктом 13 Постановления Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 "О правилах дорожного движения" Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090) тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Тротуар, как правило, приподнят над проезжей частью и отделен от нее бордюрным камнем.
"Дорога" - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г.Черкесска, согласно Положению об Управлении имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО, является структурным подразделением мэрии муниципального образования города Черкеска, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования г. Черкесска и осуществляющим функции по реализации муниципальной политики в области жилищно-коммунального хозяйства. Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г.Черкесска является юридическим лицом. Согласно п.2.3.23. указанного Положения, Управление осуществляет формирование муниципального задания, контроль за ходом его исполнения, приемку и оплату выполненных работ по следующим направлениям: - выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и иных транспортных инженерных сооружений в границах города.
Представители Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г.Черкесска установленные комиссией повреждения участка дороги по <адрес> не отрицали и согласились с тем, что указанный участок дороги требует ремонта. Несогласие с иском представителя ответчика Камурзаева В.Р. заключалось лишь в установлении кратчайших сроков для ремонта указанного участка дороги.
Вместе с тем, согласно п.3.1 ГОСТ Р 50597, сроки ликвидации повреждений дорожного покрытия определены от 5 до 10 суток.
Доводы представителя ответчика о том, что <адрес> в г. Черкесске не приоритетная, что не требует ремонта дороги в кратчайшие сроки, а так же доводы об отсутствии материальных средств для ремонта дороги, не обоснованны и ничем не подтверждены.
Учитывая изложенное, заявление прокурора г. Черкесска является обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку в результате не исполнения ответчиком возложенной обязанности (бездействия), нарушены законные права и свободы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения.
Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрении судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
При удовлетворении заявления в резолютивной части решения суда необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
Для устранения в полном объеме допущенного нарушения, суд находит достаточным установление срока в 30 дней.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199, ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Заявление прокурора г. Черкесска - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г.Черкесска, выраженное в непринятии мер к приведению дороги на <адрес> в соответствие с требованиями правил дорожного движения и ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Обязать Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г.Черкесска в течение одного месяца со дня вынесения решения провести ремонт дороги по <адрес> от <адрес> до здания мэрии г.Черкесска, а именно: установить бордюрный камень, провести тротуарные дорожки, заменить асфальто-бетонное покрытие.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР через Черкесский городской суд в течение 10 дней со дня его вынесения в окончательной форме, т.е. с 03.05.2011 года.
Судья : М.Б. Езаова
Копия верна:
Решение в законную силу не вступило _________________2011 г.
Судья : М.Б. Езаова