РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2011 года город Черкесск, КЧР
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе председательствующей судьи - Езаовой М.Б.,
при секретаре - Снегиревой Е.Е.,
с участием помощника Хабезского межрайонного прокурора - Степаненко Д.В.,
истца - Ибрагимовой С.Ф.,
представителя ответчика Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в лице - Узденовой З.Ш. (действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Хабезского межрайонного прокурора в интересах Ибрагимовой ФИО17 к Министерству образования и науки Карачаево - Черкесской Республики, Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево - Черкесской Республики, о внеочередном предоставлении жилого помещения,
установил:
Хабезский межрайонный прокурор обратился с иском в суд в интересах Ибрагимовой С.Ф. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики об обязании приобрести во внеочередном порядке за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение, к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики об обязании заключить договор социального найма без ограничения сроком, передать в постоянное пользование Ибрагимовой С.Ф. Свое обращение мотивировал тем, что Постановлением главы администрации Хабезского района Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № была установлена опека над Ибрагимовой С.Ф. ДД.ММ.ГГГГ года рождения ее бабушке ФИО6, у которой по настоящее время Ибрагимова С.Ф. проживает по адресу: <адрес> Ибрагимова С.Ф., приказом Министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № поставлена на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение единовременных средств бюджета для приобретения жилья. До настоящего времени Ибрагимовой С.Ф. жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели истцу также не выделялись. По данным картотеки КЧР ГУП «Техинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Ибрагимовой С.Ф. не зарегистрировано жилое помещение. Просил суд обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Ибрагимовой С. Ф. в Хабезском муниципальном районе за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, не ниже норм предоставления, установленных в Хабезском муниципальном районе. Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретаемое для Ибрагимовой С.Ф. и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Ибрагимовой С.Ф. договор социального найма без ограничения срока и передать Ибрагимовой С.Ф. его в постоянное пользование.
Определением Черкесского горсуда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство финансов КЧР.
В судебном заседании помощник Хабезского межрайонного прокурора Степаненко Д.В., поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, и просила исковые требования удовлетворить.
Ибрагимова С.Ф., в судебном заседании просила суд, предъявленный иск Хабезского межрайонного прокурора в ее интересах, о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить, т.к. своего жилого помещения она не имеет.
Представитель ответчика Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - Узденова З.Ш. возражала против удовлетворения исковых требований прокурора, т.к. в случае удовлетворения судом требований, о предоставлении жилого помещения вне очереди, будут нарушены права других детей сирот, которые состоят в списке, сформированном по дате рождения и имеют право получить жилье. Жилье в настоящее время предоставляется в порядке очередности по дате рождения. Очередность Ибрагимовой С.Ф. еще не наступила.
Представитель ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и представитель третьего лица Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного разбирательства не просили.
С учетом мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики и Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ году она с дочерью ФИО22 и внуками ФИО5, ФИО4, приехали из <адрес> в <адрес>. Им предоставили на этот состав семьи жилье в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ году это жилье она приватизировала на себя. Семья Ибрагимовых, состоящая из ее дочери ФИО8, зятя ФИО9 и внучек ФИО2 и ФИО17, приехала в <адрес> позже их. Жилье, либо компенсацию Ибрагимовы не получали. Зятя ФИО9 <данные изъяты>, а дочь ФИО8 пропала на год, <данные изъяты>. Ей пришлось забрать внучек ФИО2 и ФИО17 к себе и прописать в доме. Опекунство она оформила над ними в ДД.ММ.ГГГГ году.Жилье по <адрес> выделяли без учета семьи Ибрагимовых. Внучки ФИО2 и ФИО17 жильем не обеспечены.
Выслушав участников процесса, свидетеля, исследовав имеющиеся в деле материалы, суд пришел к следующим выводам:
Как установлено в судебном заседании, ФИО7 родилась ДД.ММ.ГГГГ. Мать Ибрагимовой С.Ф. - ФИО8, является <данные изъяты>. Отец Ибрагимовой С.Ф. - ФИО9, <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, в отношении него заведено розыскное дело № как утратившего связь с родственниками. Из письма Администрации Хабезского муниципального района КЧР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ отец Ибрагимовой ФИО17 - ФИО9 <данные изъяты>. Мать Сабины, воспитанием детей не занималась. После освобождения отец к детям не приезжал, его место жительство не известно, в связи с чем, был объявлен в розыск. <данные изъяты>. <данные изъяты>. Фактически воспитанием и содержанием детей ФИО8 с 1997 года занималась бабушка ФИО6
На основании постановления главы администрации Хабезского района КЧР от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО6 разрешено установление опеки над внучкой Ибрагимовой ФИО17 и другими внуками. Согласно ответа Главы Администрации Хабезского муниципального района, опекунство ФИО6 над Ибрагимовой ФИО17 не отменялось. Приказом Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики за № от ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимова С.Ф. принята на учет для обеспечения жилым помещением. Однако, до настоящего времени Ибрагимовой С.Ф. жилое помещение не предоставлено. ДД.ММ.ГГГГ Ибрагимова С.Ф. обратилась с заявлением к Хабезскому межрайонному прокурору с просьбой оказать помощь в получении жилья.
За Ибрагимовой С.Ф. на территории Хабезского муниципального района жилое помещение не закреплялось. Не предоставлялись так же жилые помещения по договорам социального найма и родителям Ибрагимовой С.Ф.- ФИО8 и ФИО9 Кроме того, не зарегистрированы права на объекты недвижимости на территории КЧР за Ибрагимовой С.Ф. и ее родителями -ФИО8 и ФИО9 В 2006 году Ибрагимова С.Ф. окончила обучение в <данные изъяты>». Не обучается Ибрагимова С.Ф. в <данные изъяты>» с -ДД.ММ.ГГГГ, что следует из предоставленной суду справки. В настоящее время Ибрагимова С.Ф. проживает и зарегистрирована в домовладении опекуна ФИО6 по <адрес>. Из ответов Администрации <данные изъяты> сельского поселения Хабезского муниципального района КЧР и Администрации Хабезского муниципального района КЧР следует, что данное домовладение было предоставлено безвозмездно семье ФИО6 как беженке из <адрес> на состав семьи, т.е. она, дочь ФИО22 и внуки ФИО5, ФИО4, поскольку состояли на учете в миграционной службе КЧР как вынужденные переселенцы из <адрес> с 1992-2002 года. Указанное домовладения, общей площадью 100 кв.м. приказом <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ было безвозвездно передано в собственность ФИО6, и в этом же году приватизировано за ФИО6 В настоящее время в указанном домовладении проживают и прописаны 10 человек, в том числе внук ФИО10, правнуки ФИО11 и ФИО12, дочь ФИО8 и внучки Ибрагимовы ФИО17 и ФИО2.
Согласно справки Федеральной Миграционной Службы по КЧР, семье Ибрагимовых статус вынужденного переселенца не предоставлялся и социальная поддержка в виде предоставления жилого помещения для постоянного проживания, ссуды или субсидии на строительство (приобретение) жилья не оказывалось.
Ответчиком само право Ибрагимовой С.Ф. на предоставление ей жилого помещения, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, никем не оспаривается и ответчиками фактически признаётся. Предметом возникшего между сторонами и рассматриваемого судом спора является только лишь право Ибрагимовой С.Ф. на немедленное, независящее от какой-либо очереди и иных условий, получение жилья. Между тем, такое право Ибрагимовой С.Ф. прямо предусмотрено законом.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46).
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).
Конституционный Суд Российской Федерации, в своих решениях указывал, что провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-0, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
К числу граждан, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. При этом согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
На территории Карачаево-Черкесской Республики с 1 января 2009 года вступил в силу Закон Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике».
В соответствии со ст.1 указанного республиканского закона (в редакции Закона от 2 ноября 2009 года № 60-РЗ) на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: 1) путём закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; 2) путём предоставления освободившихся жилых помещений; 3) путём предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Согласно ст.2 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется по окончании пребывания детей-сирот в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации: учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики; Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.
Как указано в ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», принятие на учёт детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - лица, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями), осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти в области образования), на основании письменного заявления лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя и документов, необходимых для постановки на учёт. На основании банка данных учета лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, комиссия по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, утверждает список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Формирование списка осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.
В соответствии со ст.3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утверждённого решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики. По результатам торгов уполномоченный орган исполнительной власти в области образования заключает государственный контракт о купле-продаже жилого помещения с лицом, признанным победителем торгов. Жилые помещения предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики в Управлении Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике.
Согласно ст. 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» финансирование расходов, связанных с оформлением приобретаемых жилых помещений в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и передачей указанных помещений по договорам социального найма, осуществляется за счёт средств республиканского бюджета.
Реализуя предоставленное ст. 126 Конституции Российской Федерации и п.5 ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утверждённом постановлением от 27 сентября 2006 года, указал, что социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, № 1).
Содержащееся в п. 11 ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» указание на то, что формирование списка лиц, которым должны быть предоставлены жилые помещения, осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, относится лишь к порядку (процедуре) формирования самого списка, но не никак не затрагивает вопрос об очерёдности предоставления жилых помещений лицам, находящимся в этом списке.
По общему правилу, установленному ч.1 ст.57 ЖК РФ, жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Однако из этого общего правила есть исключение, закреплённое в ч.2 ст.57 ЖК РФ, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Часть 2 ст.57 ЖК РФ, равно как и иные нормы федерального законодательства, не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и от времени включения в список.
Как следует из ст. 13 и ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают лишь порядок ведения учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Согласно п.4 ч.1 ст. 12 ЖК РФ определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов государственной власти РФ.
Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без какой-либо очереди. Любое установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства.(Определение Верховного Суда России от 26 декабря 2007 года № 46-Г07-33).
Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, или от каких-либо иных условий («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008 год, № 10).
Ибрагимова С.Ф. в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения, не имеет собственного жилья и вследствие этого находится в тяжёлом социальном положении. Ибрагимова С.Ф. зарегистрирована на территории Хабезского муниципального района, КЧР. Разрешение данного спора в судебном порядке, будет способствовать реализации тех жилищных прав, которые ей предоставлены федеральным и республиканским законодательством.
Разрешая вопрос об обязанности каждого из ответчиков по отношению к Ибрагимовой С.Ф., суд руководствуется положениями ст.3.1 Закона Карачаево- Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», согласно которой жилые помещения для детей-сирот приобретаются в республиканскую собственность органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования, т.е. Минобразования КЧР, оформляются в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и имеющим полномочия собственника в сфере управления государственной собственностью КЧР, т.е. Министерством имущественных и земельных отношений КЧР и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением.
При таких обстоятельствах исковые требования Прокурора Хабезской межрайонной прокуратуры КЧР в интересах Ибрагимовой С.Ф. подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Хабезской межрайонной прокуратуры Карачаево-Черкесской Республики в интересах Ибрагимовой ФИО17 к Министерству образования и науки КЧР и Министерству имущественных и земельных отношений КЧР - удовлетворить.
Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Ибрагимовой ФИО17 в Хабезском муниципальном районе за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных в Хабезском муниципальном районе.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенное для Ибрагимовой ФИО17 и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение заключить с Ибрагимовой ФИО17 договор социального найма без ограничения сроком и передать Ибрагимовой ФИО17 его в постоянное пользование.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд КЧР через Черкесский городской суд в течение 10 суток со дня его изготовления в окончательной форме, т.е. с 19.05. 2011 года.
Судья: М.Б. Езаова