РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2011 года г. Черкесск
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего судьи Матакаевой С.К.,
при секретаре Кячеве М.М.,
с участием старшего помощника прокурора - помощника Адыге- Хабльского межрайонного прокурора Гужевой Р.Х.,
представителя ответчика- Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики - Узденовой З.Ш., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица - Правительства Карачаево-Черкесской Республики-
- Макаровой А.В., действующей на основании доверенности № от 14.03.2011 года,
представителя третьего лица - Министерства финансов Карачаево-Черкесской Республики-Байрамкуловой С.Х., действующей на основании доверенности №5 от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Адыгее - Хабльского межрайонного прокурора в интересах Данчина Е.В. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о внеочередном предоставлении жилого помещения,
установил:
Адыге-Хабльский межрайонный прокурор обратился с иском в Черкесский городской суд в интересах Данчина Е.В. к Министерству образования и науки КЧР и к Министерству имущественных и земельных отношений КЧР о внеочередном предоставлении жилого помещения. Свои требования прокурор мотивировал тем, что постановлением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № опекаемый Данчин ФИО1 по заявлению опекуна Дураевой ФИО2 постановлен на учет в отделе образования <адрес> в связи с переездом на постоянное место жительство по вышеуказанному адресу, где и проживает по настоящее время.
Ранее, постановлением главы г.Черкесска КЧР от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном Данчина Е.В. назначена была Дураева Э.К. в связи со смертью родителей Данчина Е.В.
Данчин Е.В. приказом Министра образования и науки Карачаево-Черкесской республики поставлен на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение единовременных средств бюджета для приобретения жилья.
До настоящего времени Данчину Е.В. жилое помещение ответчиками не представлено, денежные средства на данные цели также не выделялись.
По данным картотеки Ногайского филиала КЧРГУП «Техинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Данчиным Е.В. не зарегистрировано жилое помещение.
Считает, что Данчину Е.В. должно быть предоставлено во внеочередном порядке жилье не ниже норм предоставления, установленных в <адрес>. Согласно ст.3.1 Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в КЧР», жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утвержденного решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.
Просит обязать Министерство образования и науки КЧР приобрести во внеочередном порядке для Данчина Е.В. в <адрес> благоустроенное жилое помещение, обязав Министерство имущественных и земельных отношений КЧР на приобретаемое жилое помещение заключить с Данчиным Е.В. договор социального найма без ограничения срока.
В судебном заседании прокурор поддержала доводы, изложенные в иске, просила удовлетворить исковые требования.
Данчин Е.В. в судебное заседание не явился, но прислал в суд заявление с просьбой рассмотреть в его отсутствие, в связи с невозможностью его участия в судебном заседании по уважительной причине. Исковые требования о внеочередном предоставлении жилого помещения просил удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - Министерства образования и науки КЧР возражала против удовлетворения требований истца, пояснив, что в случае предоставления жилого помещения Данчину Е.В. во внеочередном порядке, нарушаются права других детей-сирот, состоящих впереди него в списке, сформированном по дате рождения.
Представитель ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР в судебное заседание не явился, просил рассмотреть данное дело в его отсутствие в связью с его производственной занятостью.
Представители третьего лица - Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Министерства финансов КЧР возражали против удовлетворения иска по тем же основаниям.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся материалы дела, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования.
Согласно части 1 ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
Предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь. Жилищным кодексом РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет («Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2007г. » (утв.Постановлением Президиума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ). Таким образом, ссылка представителя Министерства образования и науки КЧР на нарушение жилищных прав других очередников несостоятельна.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах вооруженных сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Вступившим в законную силу с 1 января 2009 года Законом Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево - Черкесской Республике» были установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В статье 1 Закона КЧР №83-РЗ указано, что на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями осуществляется путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; путем предоставления освободившихся жилых помещений и путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании.
Основаниями и условиями обеспечения жилыми помещениями указанной категории граждан в соответствии со статьей 2 названного Закона являются: окончание их пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения, и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является КЧР, в случае если место его рождения находится за пределами России; учреждения, в которых находились дети-сироты на полном государственном обеспечении, расположены на территории Республики; КЧР является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства КЧР.
Принятие на учет указанных детей, в соответствии с статьей 3 Закона осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования.
Жилые помещения предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики в Управлении Федеральной регистрационной службы по КЧР. Таким органом является Министерство имущественных и земельных отношений КЧР.
Из материалов дела следует, что Данчин Е.В. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> края. Его родители: мать- Данчина ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ; отец - Данчин ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Дураева ФИО2 установлена опекуном над Данчиным Е.В.
Данчин Е.В. в настоящее время нигде не учится, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной РГОУ Карачаево-Черкесский медколледж, он отчислен из образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке Адыге-Хабльского филиала КЧР ГУП «техническая инвентаризация» не имеется сведений о недвижимом имуществе, принадлежащих на праве собственности и зарегистрированных на имя Данчина ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., Данчина ФИО4-умершего ДД.ММ.ГГГГ, Данчину ФИО3-умершей ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке Адыге-Хабльского муниципального района администрации сельского поселения а.Эркин-Халк, Данчин ФИО1 действительно проживает в а.Эркин-Халк, <адрес> вместе с тетями Дураевой ФИО2 1959 г.р и Катагановой ФИО5 <данные изъяты>.
Из Справки Карачаево-Черкесской техинвентаризации (БТИ КЧР) от ДД.ММ.ГГГГ видно, что за родителями Данчина ФИО1- Данчиным В.В. и Данчиной Т.К. недвижимое имущество не значится.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд считает достаточными собранные по делу доказательств, для удовлетворения требований истца о приобретении за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики во внеочередном порядке жилого помещения.
Что касается требований о заключении с Данчиным Е.В. договора социального найма без ограничения срока и передаче жилого помещения в постоянное владение и пользование суд приходит к следующему.
По договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.
Таким образом, в соответствии с жилищным законодательством договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия и передается во владение и пользование. Согласно Типового договора социального найма жилого помещения утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 315 жилье, находящееся в государственной или муниципальной собственности передается в бессрочное пользование. Таким образом, само заключение договора социального найма предполагает его заключение на неопределенный срок и передачу помещения во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ. Потому указание в решении на срок заключения такого договора и цели передачи помещения суд считает излишним.
Требования прокурора о взыскании государственной пошлины с ответчиков подлежат отклонению, так как в соответствии с п.1 ст.333.35 НК РФ пп.4, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не уплачивают госпошлину за совершение всех юридически значимых действий, установленных гл.25.3 НК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Адыге-Хабльского межрайонного прокурора в интересах Данчина ФИО1- удовлетворить частично.
Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Данчина ФИО1 в <адрес> за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещение общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, установленной в <адрес>.
Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики заключить с Данчиным ФИО1 на приобретенное Министерством образования и науки Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение договор социального найма.
В остальной части иска в удовлетворении отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда КЧР через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения.
Судья Черкесского городского суда подпись С.К. Матакаева