РЕШЕНИЕ 23 мая 2011 года г. Черкесск, КЧР Черкесский городской суд, в составе: председательствующего судьи Яичниковой А.В., при секретаре Борлаковой Ф.К., с участием заявителя - представителя Управления Росздравнадзора по Карачаево - Черкесской Республике в лице Сарыева P.M., действующего на основании доверенности, представителей заинтересованного лица Республиканского государственного лечебно-профилактического учреждения «Наркологический диспансер» - Труфанова B.П. действующего на основании Устава, Легкодыма А.В., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в заседании суда гражданское дело по заявлению Управления Росздравнадзора по Карачаево-Черкесской Республике об аннулировании лицензии на осуществление медицинской деятельности Республиканским государственным лечебно-профилактическим учреждением «Наркологический диспансер», установил: Управления Росздравнадзора по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Управление) обратилось в суд с заявлением об аннулировании лицензии на осуществление медицинской деятельности Республиканским государственным лечебно-профилактическим учреждением «Нарколо-гический диспансер» (далее - Диспансер). В обоснование своих требований Управление сослалось на то, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведенной Управлением проверки соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности Диспансером, были выявлены грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности: нет в наличии принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям, что является нарушением требований пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 №30 (далее - Положение о лицензировании), а также приказа Минздравсоцразвития России от 09.04.2010 года № 225 ан «Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации». У специалистов учреждения, работающих в должности врача-нарколога-психиатра, отсутствуют документы о послевузовском профессиональном образовании или дополнительном образовании по специальности «психиатрия-наркология» и сертификат специалиста по наркологии-психиатрии, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг), что является нарушением требований пп. «г» п. 5 Положения о лицензировании. Рассмотрев материалы по административному делу N № ДД.ММ.ГГГГ Черкесский городской суд КЧР вынес решение (постановление) об административном приостановлении деятельности Диспансера (лицензиата) сроком на 10 (десять) суток. Деятельность Диспансера была приостановлена с 8 по 17 декабря 2010 года включительно. В установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата. В таких случаях лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. В связи с чем, Управление просит суд лицензию на осуществление медицинской деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, предоставленную Республиканскому государственному лечебно-профилактическому учреждению «Наркологический диспансер», аннулировать. В судебном заседании представитель Управления - Сарыев М.М., поддержал доводы, изложенные в заявлении, просил их удовлетворить, уточнил при этом дату лицензии, которую просит аннулировать, а именно ДД.ММ.ГГГГ. Представители Диспансера Труфанов B.П. и Легкодым А.В. с заявлением Управления не согласились, просили в его удовлетворении отказать, пояснив при этом, что Диспансер не согласен с заявлением Управления. Лицензия на осуществление медицинской деятельности была выдана в 2007 году и занимаемые Диспансером здания и помещения соответствовали лицензионным требованиям. Новые требования, установленные Приказом Минздравсоцразвития России от 09.04.2010 № 225ан, не могут быть исполнены в столь короткий срок. Строительство, приобретение дополнительных производственных площадей, требует больших финансовых затрат. Решение данного вопроса находится в компетенции учредителей (Министерство имущественных и земельных отношений КЧР, Министерство здравоохранения и курортов КЧР). Тем не менее, меры по исполнению данного Приказа принимались, обращения о выделении здания, помещений, оборудования направлялись в органы исполнительной власти различных уровней (копии прилагаются), как до проверки, так и после ее проведения. Диспансер в силу своих возможностей, принял меры по устранению выявленных нарушений, а именно: переоборудованы помещения под кабинет социальной помощи и кабинет индивидуальной и групповой психотерапии; кабинеты врачей специалистов, кабинет медицинского (наркологического) освидетельствования, кабинет экспертизы наркологической, лаборатория химико-токсикологическая функционировали еще до получения лицензии. В части оснащения оборудованием и медицинской техникой также были проведены работы по мере финансирования за счет бюджетных и внебюджетных средств и в соответствии с Программой «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в КЧР 2007-2010 гг», в том числе и хроматограф, аппарат для электросна, алкотестер, анализатор паров этанола, анализатор наркотических и сильнодействующих лекарственных средств. Материалы проверки Управления от ДД.ММ.ГГГГ легли в основание для возбуждения дела об административном правонарушении по ч. 2. ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Диспансера, рассмотренным Мировым судьей судебного участка № 7 г. Черкесска Семеновым Х.М., по результатам рассмотрения которого принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения, что подтверждает необоснованность заявленных требований. Управлением не соблюден в полной мере порядок контроля за соблюдением лицензионных требований, поэтому заявление об аннулировании лицензии на осуществление медицинской деятельности не подлежит удовлетворению. В соответствии со ст. 13 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата, чего Управлением выполнено не было. Соответственно ссылка заявителя на обязанность Диспансера уведомить лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности несостоятельна. Аннулирование лицензии Диспансера повлечет за собой следующее: Диспансер является единственным лицензированным специализированным лечебным учреждением на всю КЧР, который имеет право оспаривания медицинского освидетельствования на состояние опьянения, проведенного в любом ЛПУ районов республики. В случае аннулирования лицензии жители республики будут вынуждены обращаться по спорным вопросам в ближайшие регионы (<адрес>); больным, страдающим психическими расстройствами вследствие употребления ПАВ, синдромами отмены наркотических веществ и алкоголя легкой и средней тяжести не будет оказываться специализированная медицинская помощь; остановка работыкабинета медицинского(наркологического)освидетельствования позволит водителям управлять транспортными средствами в нетрезвом состоянии; граждане КЧР не смогут получить или заменить водительское удостоверение, получить заключение врача психиатра-нарколога для трудоустройства, на право ношения и хранения оружия и др.; при прекращении ответов на запросы силовых структур РФ и судов увеличатся сроки расследования уголовных дел; возникнут большие проблемы в работе органов УФСКН по КЧР. На основании вышеизложенного просят суд отказать в удовлетворении заявления об аннулировании лицензии на осуществление медицинской деятельности. Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением Диспансеру выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности № по адресам: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Управление была проведена проверка на соблюдение лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности Диспансером, осуществляющим медицинскую деятельность. По ее результатам был составлен Протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, Акт проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, Предписание «об устранении нарушений соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ». Постановлением по делу об административном правонарушении Черкесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ назначено административное наказание Диспансеру по ч. 3 ст. 19.20 КоАП в виде административного приостановления деятельности диспансера сроком на 10 суток. Перечисленные Управлением нарушения связаны с отсутствием у Диспансера принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям. Данные требования установлены приказом Минздравсоцразвития России от 09.04.2010 № 225ан «Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации». Диспансер пользуется помещениями на праве аренды в здании, находящимся на балансе РГЛПУ «Психоневрологический диспансер», в котором дополнительных площадей не имеется. Согласно ст. 10 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в документе, подтверждающем наличие лицензии, указываются адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Таким образом, лицензирующий орган проверяет возможность выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий применительно к строго определенным зданиям (помещениям), по строго определенному адресу. Указав в приложении к лицензии конкретные адреса осуществления медицинской деятельности, лицензирующий орган подтверждает, что по данному конкретному адресу соискателем лицензии (лицензиатом) на момент получения лицензии были выполнены соответствующие лицензионные требования и условия и ему дано разрешение оказывать медицинские услуги. Предписанием «об устранении нарушений соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности от ДД.ММ.ГГГГ»был дан срок устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ В рамках этого срока, во исполнение Приказа Минздравсоцразвития России от 09.04.2010 № 225ан «Об утверждении Порядка оказания наркологической помощи населению Российской Федерации» был издан Приказ Министерства здравоохранения и курортов КЧР от 11.01.2011 № 4-0 «О порядке оказания наркологической помощи населению КЧР». Этот Приказ направлен на устранение несоответствий федеральному законодательству в области оказания наркологической помощи населению на территории Карачаево-Черкесской Республики, в том числе, выявленных в ходе проверки Управлением. Диспансер принял меры по устранению выявленных нарушений: переоборудовал помещения под кабинет социальной помощи и кабинет индивидуальной и групповой психотерапии. В части оснащения оборудованием и медицинской техникой проведены работы, приобретены хроматограф, аппарат для электросна, алкотестер, анализатор паров этанола, анализатор наркотических и сильнодействующих лекарственных средств. Специалисты Диспансера, работавшие в должности врача-нарколога- ДД.ММ.ГГГГ Мировым судьей судебного участка № 7 г. Черкесска Семеновым Х.М. принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения по ч. 2. ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Диспансера. В соответствии со ст. 13 ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата, чего Управлением Росздравнадзора по КЧР выполнено не было. Заявитель указывает, что вышеуказанные недостатки в работе Диспансера являются нарушением требований п. 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.01.2007 № 30. Положение о лицензировании производства медицинской техники, утвержденное определяет порядок лицензирования производства медицинской техники, осуществляемого юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включая промышленное производство и индивидуальное изготовление медицинской техники. Лицензирование производства медицинской техники осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее - лицензирующий орган). Лицензия на осуществление деятельности по производству медицинской техники предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии. В соответствии с п. 4 Положения лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по производству медицинской техники являются: наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, помещений и оборудования, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности; соблюдение лицензиатом требований законодательства Российской Федерации по безопасности, производству и контролю качества медицинской техники, технических условий на производимую медицинскую технику; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) средств измерений, предусмотренных техническими условиями или другими нормативно-техническими документами на медицинскую технику и соответствующих требованиям к их поверке, предусмотренным статьей 13 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений"; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) законных оснований для производства патентованной медицинской техники и ее продажи в соответствии с законодательством Российской Федерации; производство медицинской техники, зарегистрированной в Российской Федерации в установленном порядке; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специалистов, ответственных за производство и качество медицинской техники, имеющих высшее или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее 3 лет; повышение не реже одного раза в 5 лет квалификации специалистов, отвечающих за производство и качество медицинской техники. Осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 4 настоящего Положения. Пунктом 6 Положения предусмотрено, что для получения лицензии на осуществление деятельности по производству медицинской техники соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в пункте 1 статьи 9 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также копии: а) документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание использования зданий, помещений и оборудования для осуществления лицензируемой деятельности; б) документов, подтверждающих соответствующие лицензионным требованиям и условиям квалификацию и стаж работы специалистов, ответственных за производство и качество медицинской техники; в) патентов Российской Федерации и (или) лицензионных договоров, разрешающих производство и продажу патентованной медицинской техники; г) документов, подтверждающих регистрацию в Российской Федерации медицинской техники, которую соискатель лицензии готов производить; д) документов, свидетельствующих о поверке средств измерений в соответствии с требованиями статьи 13 Федерального закона "Об обеспечении единства измерений". Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Положением. При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий. Проверка возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий проводится лицензирующим органом в соответствии с требованиями, установленными для организации и проведения проверок Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Лицензионный контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении лицензии (об отказе в предоставлении лицензии), переоформлении, приостановлении, возобновлении ее действия, а также ведение реестра лицензий и предоставление сведений, содержащихся в реестре лицензий, осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности". В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" к заявлению о предоставлении лицензии прилагаются на бумажном носителе или в форме электронного документа: копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) - для юридического лица; документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии; копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами. Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом. Лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий сорока пяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов. Указанное решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа. Основанием отказа в предоставлении лицензии является: наличие в заявлении и (или) документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации; несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям. Лицензионный контроль проводится лицензирующим органом в целях проверки полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах, возможности выполнения им лицензионных требований и условий, а также проверки сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Ст. 13 данного закона предусмотрены основания приостановления действия и аннулирования лицензии. В случае вынесения судьей решения об административном приостановлении деятельности лицензиата за нарушение лицензионных требований и условий лицензирующий орган в течение суток со дня вступления данного решения в законную силу приостанавливает действие лицензии на срок административного приостановления деятельности лицензиата. Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий, повлекшего за собой административное приостановление деятельности лицензиата. Такое уведомление лицензиат может направить в форме электронного документа. В случае, если в установленный судьей срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, повлекшее за собой административное приостановление деятельности лицензиата, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Лицензия аннулируется решением суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа. В соответствии со ст. ст. 12, 13 Закона о лицензировании контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется лицензирующим органом в пределах его компетенции. Только лицензирующий орган вправе приостанавливать действие лицензии лишь в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требования и условий. Данные нормы также свидетельствует о том, что федеральный законодатель, устанавливая ответственность за указанные нарушения, отнес этот вопрос к ведению Российской Федерации и урегулировал его. В судебном заседании установлено, что 24.06.2007 года Управлением Диспансеру была выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности по результатам обращения Диспансера с заявлением о выдаче лицензии с приложением необходимых документов. На момент обращения Диспансера за получением лицензии (2007 год) Управлению было известно об отсутствии у Диспансера принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании помещений, оборудования и медицинской техники, необходимых для выполнения работ (услуг), соответствующих установленным к ним требованиям. Однако, данный факт не послужил основанием для отказа в выдаче лицензии и данная лицензия была выдана. Кроме того, суд принимает во внимание, что Диспансер не является коммерческой организацией, не оказывает какие-либо платные услуги, что установлено определением судебной коллегии по гражданским делам при Верховном суде Карачаево-Черкесской Республики от 30 марта 2011 года по данному делу, учредителями являются Министерство имущественных и земельных отношений КЧР и Министерство здравоохранения и курортов КЧР. Диспансер неоднократно обращался к своим учредителям и в сторонние организации с просьбой оказать содействие в приобретении необходимых помещений и оборудования. Диспансер переоборудовал помещения под кабинет социальной помощи и кабинет индивидуальной и групповой психотерапии. В части оснащения оборудованием и медицинской техникой проведены работы, приобретены хроматограф, аппарат для электросна, алкотестер, анализатор паров этанола, анализатор наркотических и сильнодействующих лекарственных средств. Специалисты Диспансера, работавшие в должности врача-нарколога- 24.11.2010 года Мировым судьей судебного участка № 7 г. Черкесска Семеновым Х.М. принято постановление от 14 января 2011 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события административного правонарушения по ч. 2. ст. 19.20 КоАП РФ в отношении Диспансера. При рассмотрении данного дела суд учитывает характер совершенных Диспансером нарушений, которые послужили основанием для постановки вопроса об аннулировании лицензий, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, соразмерность совершенного правонарушения, отсутствие доказательств грубого нарушения лицензионных требований и условий, устранения ряда причин, по которым было приостановлено действие лицензии Диспансера, суд пришел в выводу о недопустимости применения такой меры административного воздействия как аннулирование выданной Диспансеру лицензии на осуществление медицинской деятельности. Кроме того, аннулирование лицензии Диспансера повлечет нарушение прав и законных интересов жителей Карачаево-Черкесской Республики. Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд решил: В удовлетворении требования Управления Росздравнадзора по Карачаево-Черкесской Республике об аннулировании лицензии № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление медицинской деятельности Республиканским государственным лечебно - профилактическим учреждением «Наркологический диспансер» - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Черкесский городской суд. Мотивированное решение изготовлено 31 мая 2011 года в 20 часов 00 минут. Судья Черкесского городского суда А.В. Яичникова
Именем Российской Федерации
психиатра при отсутствуют документов о послевузовском профессиональном образовании или дополнительном образовании по специальности «психиатрия-наркология» и сертификат специалиста по наркологии-психиатрии, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг), переведены на другие должности.
психиатра при отсутствуют документов о послевузовском профессиональном образовании или дополнительном образовании по специальности «психиатрия-наркология» и сертификат специалиста по наркологии-психиатрии, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ (услуг), переведены на другие должности.