РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 19 мая 2011 года г. Черкесск, КЧР Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующей судьи - Яичниковой А.В., при секретаре - Каламойцевой Л.А., с участием представителя истца Горбенко С.П. - Карабановой Л.В., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Мэрии муниципального образования города Черкесска - Кремень М.И., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Горбенко ФИО10 к Мэрии муниципального образования города Черкесска о включении в список нуждающихся в жилых помещениях, УСТАНОВИЛ: Горбенко С.П. обратилась в суд с иском к Мэрии МО г. Черкесска о включении в список нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование своего требований истец указала, чтона основании Постановления Мэрии муниципального образования г. Черкесска № 404 от 23 апреля 2010 года была включена в список очередности на улучшение жилищных условий. На основании Постановления № 1298 от 22.10. 2010 года «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» снята с учета как умышленно ухудшившая жилищные условия. Что послужило основанием к принятию такого решения в постановлении не указано. В ходе разъяснения работником Мэрии муниципального образования г. Черкесска истцу стало известно, чтооснованием к снятию её с учета послужило то, что в квартире истца были прописаны её внуки ФИО11. и ФИО1 Все указанные лица, а именно сын и двое внуков всегда жили в одной квартире, одной семьей. Считая действия Мэрии муниципального образования г. Черкесска являются незаконными, просит суд восстановить её, вдову участника ВОВ в список участников ВОВ на улучшение жилищных условий. Истец Горбенко С.П. в судебное заседание не явилась. Просила рассмотреть гражданское дело в её отсутствие с участием своего представителя Карабановой Л.В. В судебном заседании представитель истца Горбенко С.П. - Карабанова Л.В. поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, и просила иск удовлетворить. Представитель ответчика - Кремень М.И. в судебном заседании исковые требования иск не признал, указав, что Горбенко С.П. была снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании протеста прокуратуры, кроме того, Горбенко С.П. обеспечена жильём и только участник Великой отечественной войны (далее - ВОВ) имеет право признавать граждан, совместно с ним проживающих, членами его семьи. Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд находит доводы истца обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Горбенко ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на основании Постановления Мэрии муниципального образования г. Черкесска № 404 от 23 апреля 2010 года была включена в список очередности на улучшение жилищных условий. Право на включение Горбенко С.П. в список очередности на улучшение жилищных условий как вдовы участника ВОВ никем не оспаривалось. Прокуратура г. Черкесска вынесла протест в порядке ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», которым требовала постановление мэра г. Черкесска № 404 от 23.04.2010 года в части включения в список очередности на улучшение жилищных условий Горбенко С.П. отменить. На основании Постановления № 1298 от 22.10.2010 года «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Горбенко С.П. снята с учета как умышленно ухудшившая жилищные условия. В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Вступившим в законную силу решением Черкесского городского суда от 11 марта 2011 года установлено, что Горбенко С.П. является собственником Данное обстоятельство подтверждается выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ №, в которой указано, что совместно с Горбенко С.П. зарегистрированы члены семьи ФИО12. - сын, Чернышенко B.C. - внук и Яценко О.А. внучка. ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - является сыном ответчика Горбенко С. П., ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения - являются внуками ответчика, а ФИО11 еще и опекаемым Горбенко С.П. Мать ФИО11. - ФИО4 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Мать ФИО1 ФИО8 - ФИО8 умерла ДД.ММ.ГГГГ. Умершие ФИО4 и ФИО8 являлись родными дочками Горбенко С.П. Согласно домовой книги в квартире по адресу: <адрес> зарегистрированы - Горбенко С/П., ФИО3, ФИО11., ФИО1 Родство указанных лиц подтверждается свидетельством о рождении ФИО5 II - ДТП № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ФИО5 является сыном Горбенко С/П. Согласно Постановления Главы г. Черкесска № 2678 от 21 июня 2003 года «О назначении опеки над несовершеннолетним ФИО11 Горбенко С.П. является опекуном своего внука ФИО11 Из свидетельства о рождении Горбенко ФИО4, которая является матерью ФИО11. видно, что она являлась родной дочерью Горбенко С.П. Согласно свидетельства о рождении ФИО7, которая являлась матерью ФИО1 (ФИО8 Горбенко СП. является матерью ФИО13 (ФИО7., а ФИО14 ФИО7) О.А. ее внучкой. Из свидетельства о заключении брака 1 - ДН № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что между ФИО1 и ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ был заключен брак. От указанного брака родился ФИО2, который является правнуком ответчика Горбенко С.П. Признание ФИО3, ФИО9, ФИО1 и ФИО2 членами семьи Горбенко С.П. необходимо для включения Горбенко С.П. в список очередности на улучшение жилищных условий так, как данное решение входит в перечень необходимых документов для предоставления в жилищную комиссию при Мэрии муниципального образования г. Черкесска. Решением Черкесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и малолетний - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признаны членами семьи Горбенко ФИО10, проживающих по адресу: <адрес>. В соответствии с п.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство основывается в числе прочего на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно п.1 ч. 1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Конституция Российской Федерации гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 40). Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Согласно п. 1 ст. 31 ЖК РФ членам семьи собственника жилого помещения является его супруг, родители, дети. Другие лица членами семьи собственника жилого помещения не являются, а в ряде случаев могут и не состоять в родственных отношениях с собственником жилого помещения. Однако они обладают правом пользования жилым помещением наравне с его собственником, если вселены собственником в жилое помещение в качестве членов семьи. В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда РФ от 27.02.2008 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года» нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Согласно п. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. 06 ноября 2009 года Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в муниципальном жилищном фонде» установлен размер учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в городе Черкесске 15 кв. м. Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. Согласно технического паспорта площадь квартиры, принадлежащей Горбенко С.П. составляет 42,9 кв. м, в которой проживают 5 человек. Таким образом, семья Горбенко является необеспеченной жильем, так как на одного человека приходится менее необходимой нормы (42,9 кв. м : 5 чел.). Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска № 1298 от 22.10.2010 года «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Горбенко С.П. была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что ухудшила жилищные условия. Основанием для снятия с учета стал протест прокурора г. Черкесска. Статьей 56 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях. В частности к ним отнесены утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения и выявление в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет при решении вопроса о принятии на учет. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 данной статьи. Как следует из Постановления Мэрии муниципального образования города Черкесска № 1298 от 22.10.2010 года Горбенко С.П. снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в связи с тем, что ухудшила свои жилищные условия. Орган местного самоуправления, обосновывая законность снятия Горбенко С.П. с учета, сослался на выявление в представленных документах сведений, о том, что Горбенко С.П. умышлено ухудшила свои жилищные условия. Между тем указанное обстоятельство не отнесено законом к основаниям снятия с учета. Статьёй 53 ЖК РФ предусмотрены последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий. Так, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Из анализа вышеуказанных норм действующего законодательства следует, что совершение гражданином действий, направленных на ухудшение своих жилищных условий до постановки на учет в качестве нуждающегося (а не после постановки), является препятствием для принятия на учет в течение пяти лет с момента совершения указанных действий, но не является основанием для снятия с данного учета. Однако, право на включение Горбенко С.П. в список очередности на улучшение жилищных условий как вдовы участника ВОВ никем не оспаривалось, и была поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года «О ветеранах» инвалидам войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем. Аналогичные меры социальной поддержки предоставляются и ветеранам ВОВ и членам их семей. Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах», Правительству Российской Федерации предусмотреть при формировании проекта федерального бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов бюджетные ассигнования для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящим Указом. Таким образом, предусмотренных законом оснований для снятия заявителя с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях, не имелось. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, решил: Исковые требования Горбенко ФИО10 к Мэрии муниципального образования города Черкесска о включении в список нуждающихся в жилых помещениях - удовлетворить. Восстановить Горбенко ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вдову участника Великой отечественной войны в список участников Великой отечественной войны на улучшение жилищных условий. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде. В окончательном виде решение изготовлено 24 мая 2011 года. Судья Черкесского городского суда А.В. Яичникова
квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается ордером № и свидетельством о праве на наследство по закону. Совместно с Горбенко С.П. в квартире по вышеуказанному адресу проживают ФИО3, ФИО9 B.C., ФИО1 и ФИО2