Именем Российской Федерации 23 июня 2011года г.Черкесск Черкесский городской суд, КЧР в составе: председательствующего судьи - Коркмазовой Л. А. при секретаре - Элькановой Д.Б. с участием: представителя истцов- Галустян Ф.Ш., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Министерства Финансов КЧР - Байрамкуловой С.Х. и Салпагарова М.А. действующих на основании доверенности представителей ответчика Министерства Финансов РФ- Байрамуковой Л.М., действующей на основании доверенности, третьего лица - Стадниченко О.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлениюБорлаковой ФИО18, Борлаковой ФИО16, Борлакова ФИО17 к Министерству Финансов РФ и Министерству Финансов КЧР о признании права на повторное получение именного государственного жилищного сертификата, как лиц лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия, установил : Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, истцы были включены в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата. ДД.ММ.ГГГГ им были выданы именные государственные жилищные сертификаты серии А №, серии А № А., серии А № соответственно Борлакову С.Х. на 198 кв.м., Борлаковой Ф.Х. на 108 кв.м., Борлаковой К.У. на 126 кв.м. Срок предъявления которых к получению жилья установлен в течение 1 года с момента выдачи. ДД.ММ.ГГГГ между истцами и частным предпринимателем Стадниченко О.Н. был заключен договор оказания услуг, согласно которому исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по поиску трех домовладений общей площадью 126 кв.м., 198 кв.м. и 108 кв.м. или одного домовладения общей площадью не менее 432 кв.м., подготовке документов, проведению, оформлению, покупки недвижимости по именным государственным жилищным сертификатам, выданным истцам. В мае 2010 года истцам было предложено осмотреть и купить домовладение общей площадью 466,8 кв.м., расположенное по <адрес>. Домовладение понравилось. Была достигнута договоренность с продавцом Коркмазовой А.И. о заключении сделки купли-продажи, и оговорены условия заключения договора. ЧП Стадниченко О.Н. приступил к сбору необходимых документов для заключения и последующей регистрации договора купли-продажи. Технический паспорт домовладения был изготовлен ДД.ММ.ГГГГ Был изготовлен проект договора купли-продажи. Однако сделка не была заключена, продавец не явилась в назначенный день в регистрационную палату. Продавец, ссылаясь на внезапное недомогание, попросила перенести дату заключения сделки, а потом и вовсе отказалась от сделки, из опасений, что в силу возраста (80 лет) и болезни может умереть до получения денег за дом. Сертификаты были возвращены истцам без исполнения. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Министерство финансов КЧР с заявлениями о замене государственных жилищных сертификатов серии -А №, серии А № А., серии А №, в чем им было отказано. Представитель истцов считает, что срок реализации государственного жилищного сертификата пропущен не по вине истцов. Со своей стороны они приняли все необходимые меры, направленные на приобретение жилой площади. Самостоятельно осуществляли поиск недвижимости, заключили договор с ЧП Стадниченко О.Н. о предоставлении интересов при покупке недвижимости, оформили доверенность. Истцы до настоящего времени жильем не обеспечены. Вынуждены жить на съемных квартирах. Перечень случаев, которые являются основанием для замены государственного жилищного сертификата, установлен пунктом 13 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий, согласно которому Министерство финансов Российской Федерации осуществляет замену выданных бланков сертификатов в случае утери (порчи), установления несоответствия в оформлении сертификата или внесения изменений в список на основании документов, подтверждающих эти факты. При этом, последствия истечения срока действия сертификата для их обладателей в указанном выше нормативном правовом акте не определены. Порядок не содержит положений, которые запрещали бы повторно выдать государственный жилищный сертификат лицам, включенным в Список граждан, пострадавших от стихийного бедствия, но не реализовавших их по уважительным причинам. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Право на возмещение ущерба, причиненного имуществу граждан вследствие чрезвычайных ситуаций, не может быть ограничено сроком действия государственного жилищного сертификата, поскольку предусмотренные в резервном фонде Правительства РФ средства на его погашение сохраняются в бюджете до момента предъявления жилищного сертификата к получению жилья. Считает что, обладателям жилищных сертификатов, не реализовавшим их по объективным причинам либо вследствие недобросовестных действий третьих лиц, должна быть гарантирована финансовая поддержка в приобретении жилья до тех пор, пока причиненный стихийным бедствием ущерб не будет возмещен. Обращение истцов в Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики с просьбой осуществить замену или продлить срок действия государственного жилищного сертификата, оставлено без удовлетворения. Полагая, что право на получение государственного жилищного сертификата не утрачено, истцы обратились в суд с иском к указанным выше ответчикам. В судебном заседании представитель истцов Галустян Ф.Ш. исковые требования поддержала и просила удовлетворить их в полном объеме и признать за Борлаковым С.Х., Борлаковой Ф.Х., Борлаковой К.У. право на повторное получение государственного жилищного сертификата, как лицам, лишившемся жилья в результате стихийного бедствия. Представители ответчика Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики против удовлетворения заявленных требований не возражают, полагают, что поскольку Министерство финансов РФ перечисляет межбюджетные трансферты на погашение сертификатов только в случае, если владелец сертификата получил или приобрел жилье. Следовательно, на приобретение жилья для лиц, не предъявивших жилищные сертификаты в установленный срок, финансовые средства резервного фонда Правительства РФ не расходуются. Выдача новых жилищных сертификатов дополнительных расходов бюджетных средств не повлечет. Истцы до настоящего времени жильем не обеспечены. Представитель ответчика Министерство финансов Российской Федерации против удовлетворения заявленных требований возражает. Считает, что Постановлением Правительства РФ от 09.10.1995 года № 982 ( в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 года № 832) «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» не предусмотрена возможность повторной выдачи государственного жилищного сертификата в случае истечения срока действия ранее выданного. Третье лицо Стадниченко О.Н. в судебном заседании пояснил, что занимается индивидуальной деятельностью с 2008 года. Зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя согласно свидетельства о государственной регистрации с 24.06.2008 года. Занимается риэлтерской деятельностью, руководит агентством недвижимости. В январе 2010 года к нему обратились Борлаков С.Х., Борлакова К.У.,Борлакова Ф.Х. с просьбой подыскать им для покупки три дома общей площадью 126 кв.м., 198 кв.м. и 108 кв.м..или один дом общей площадью не менее 432 кв.м.. Пояснили, что у них есть жилищные сертификаты и им необходимо до 4 сентября 2010 года реализовать их. Он согласился. Заключили договор оказания услуг в соответствии с которым он (Стадниченко О.Н.) обязался подыскать им домовладения, и после подготовить документы для заключения и регистрации сделки купли-продажи. После долгих поисков он нашел дом, расположенный на <адрес>, который был выставлен на продажу, площадь и цена были приемлемы для его клиентов. Он предложил Борлаковым посмотреть этот дом. Встретились с продавцом. Дом понравился. Договорились о заключении договора купли-продажи. В связи с тем, что у продавца отсутствовал технический паспорт, необходимо было его заказать. До изготовления технического паспорта инспектор БТИ должен был выехать по адресу для уточнения площади и регистрации текущих изменений. Все это заняло много времени. Технический паспорт был изготовлен ДД.ММ.ГГГГ. Лично подготовил проект договора купли -продажи для заключения сделки купли-продажи. Когда все документы были готовы, назначили день заключения договора. Ему пришлось в час ночи идти к зданию регистрационной службы и занять очередь. Всю ночь простоял в очереди. Утром к зданию Управления регистрационной службы по КЧР пришли покупатели Борлаковы, а продавец не явилась. Стали выяснять, что случилось. Поехали к ней домой. Оказалось, что Коркмазова А.И. заболела. Времени оставалось до истечении срока действия сертификата мало, и он просил Коркмазову А.И. по возможности быстрее назначить дату для заключения сделки в регистрационной службе. Она сказала, что через два-три дня, когда ей станет легче. Но потом вовсе отказалась от продажи дома. Свой отказ Коркмазова А.И. мотивировала тем, что она может умереть до того, как получить деньги за продаваемый дом. Получится, что дом продала, а денег не получила. И она боится, что в случае ее смерти, у ее наследников могут быть проблемы с получением денег. Сказала, что раздумала продавать. Борлаковы были очень расстроены. Заключить договор с кем- либо еще возможности не было. Сертификаты были возвращены истцам без исполнения. Договор оказания услуг был расторгнут. Его вины в том, что истек срок действия жилищных сертификатов нет. Также нет в этом и вины истцов. Считает, что никто не мог предположить, что продавец в самую последнюю минуту откажется от заключения сделки. Считает возможным удовлетворить исковые требования истцов. Свидетель ФИО19 опрошенный в судебном заседании показал, что он является внуком Коркмазовой А.И. и проживает в <адрес>. Данный дом принадлежит на праве собственности Коркмазовой А.И. Он знает, что дом был выставлен на продажу. Коркмазова А.И. советовалась с ним о возможности продать дом по жилищным сертификатам. Коркмазова А.И. сама принимала решение о продаже дома, он не вмешивался. Кроме него есть еще и другие внуки, он не хотел, чтобы кто-нибудь из них подумал, что он может быть в чем-либо заинтересован. Видел как Стадниченко О.Н. приходил к бабушке, занимался подготовкой документов для заключения сделки купли-продажи дома. Потом бабушка заболела, и раздумала продавать дом. Свидетель ФИО20. суд у показала, что с января 2010 года работает в агентстве недвижимости, которой руководит Стадниченко О.Н. Видела, что к нему приходили Борлаковы. Знает, что по их просьбе Стадниченко О.Н. искал дома для покупки по жилищным сертификатам. Он при ней созванивался с другими агентствами. Потом где-то в мае 2010 года слышала, что дом для Борлаковых подобран и Стадниченко занимается сбором необходимых документов для заключения сделки. Также знает, что сделка сорвалась по причине отказа продавца. Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения требований истцов по следующим основаниям. В соответствии со ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 750 определен порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Порядок выпуска государственных жилищных сертификатов установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий» согласно п.п. 1, 2 которого для оказания помощи в приобретении жилого помещения гражданами РФ, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий выпускаются государственные жилищные сертификаты. В силу п. 2-4 Порядка и условий выдачи государственных жилищных сертификатов, утвержденных МЧС РФ, Минстроем РФ и Минфином РФ, разработанного во исполнение п. 4 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий», в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата. Списки граждан, утвержденные решением исполнительного органа субъекта Российской Федерации, являются основанием для получения государственных жилищных сертификатов у эмитента государственных жилищных сертификатов либо уполномоченного им органа субъекта Российской Федерации. Как установлено материалами дела Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №, истцы были включены в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и стихийного бедствия, на получение государственного жилищного сертификата за номерами 315,316,317. ДД.ММ.ГГГГ им были выданы именные государственные жилищные сертификаты серии А №, серии А № А., серии А № соответственно Борлакову С.Х. на 198 кв.м., Борлаковой Ф.Х. на 108 кв.м., Борлаковой К.У. на 126 кв.м. На момент обращения истцов в Министерство финансов КЧР за повторной выдачей государственного жилищного сертификата действовал Порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, выдаваемых гражданам РФ, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). Пунктом 4 данного Порядка установлено, что срок действия сертификата составляет один год с даты выдачи гражданину Российской Федерации. По истечении указанного срока сертификат является недействительным. Перечень случаев, которые являются основанием для замены государственного жилищного сертификата, установлен пунктом 13 Порядка, согласно которому Министерство финансов Российской Федерации осуществляет замену выданных бланков сертификатов в случае утери (порчи), установления несоответствия в оформлении сертификата или внесения изменений в список на основании документов, подтверждающих эти факты. Срок действия такого сертификата соответствует сроку действия ранее выданного сертификата, а в случае смерти владельца сертификата или члена семьи владельца сертификата, включенного в список, срок действия нового сертификата составляет один год с даты его выдачи. При этом, последствия истечения срока действия сертификата для их обладателей в указанном выше нормативном правовом акте не определены. Порядок не содержит положений, которые запрещали бы повторно выдать государственный жилищный сертификат лицам, включенным в Список граждан, пострадавших от стихийного бедствия, но не реализовавших их по уважительным причинам. В соответствии с п.п. 22-25 Порядка выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов, их погашение осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предусматриваемых в федеральном бюджете на текущий финансовый год в рамках бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий. Министерство финансов РФ перечисляет межбюджетные трансферты на погашение сертификатов только в случае, если владелец сертификата получил или приобрел жилье. Следовательно, на приобретение жилья для лиц, не предъявивших жилищные сертификаты в установленный срок, финансовые средства резервного фонда Правительства РФ не расходуются. Из анализа приведенных выше нормативно-правовоых актов следует, что закрепленное ст. 18 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" право на возмещение ущерба, причиненного имуществу граждан вследствие чрезвычайных ситуаций, не может быть ограничено сроком действия государственного жилищного сертификата, поскольку предусмотренные в резервном фонде Правительства РФ средства на его погашение сохраняются в бюджете до момента предъявления жилищного сертификата к получению жилья. При таких обстоятельствах, обладателям жилищных сертификатов, не реализовавшим их по объективным причинам либо вследствие недобросовестных действий третьих лиц, по мнению суда, должна быть гарантирована финансовая поддержка в приобретении жилья до тех пор, пока причиненный стихийным бедствием ущерб не будет возмещен. Судом с достоверностью установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между истцами и частным предпринимателем Стадниченко О.Н. был заключен договор оказания услуг, согласно которому исполнитель принял на себя обязательства по оказанию услуг по поиску трех домовладений общей площадью 126 кв.м., 198 кв.м. и 108 кв.м. или одного домовладения общей площадью не менее 432 кв.м., подготовке документов, проведению, оформлению, покупки недвижимости по именным государственным жилищным сертификатам, выданным истцам. Домовладение было подобрано, собраны документы, составлен проект договора купли-продажи. Но сделка не была заключена по независящим от истцов причине - болезнь продавца и последующий отказ продавца от сделки. При таких обстоятельствах, суд признает, что истцы приняли все необходимые меры, направленные на приобретение жилой площади. Сертификаты были возвращены истцам без исполнения. ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Министерство финансов КЧР с заявлениями о замене государственных жилищных сертификатов серии -А №, серии А № А., серии А №, в чем им было отказано. Из объяснений представителя истцов следует, что в собственности жилья они не имеют, до настоящего времени жилым помещением не обеспечены. Вынуждены жить на съемных квартирах, что подтверждается договорами аренды от ДД.ММ.ГГГГ, 2-.10.2010 г., ДД.ММ.ГГГГ Принимая во внимание, что истцы не обеспечены жилым помещением до настоящего времени, проживают на съемных квартирах, а также что выданный им именной государственный жилищный сертификат не реализован вследствие недобросовестных действий третьих лиц, а приведенные выше нормативно-правовые акты не ограничивают возможность повторной выдачи жилищного сертификата лицам, утратившим жилое помещение в результате стихийного бедствия, суд признавая причину пропуска срока реализации первичного сертификата истцами уважительной, считает исковые требования истцов законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил : Исковое заявление Борлакова ФИО17, Борлаковой ФИО16 и Борлаковой ФИО18 к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов Карачаево-Черкесской Республики- удовлетворить. Признать за Борлаковым ФИО17, Борлаковой ФИО16, Борлаковой ФИО18 право на повторное получение именных государственных жилищных сертификатов, как лиц, лишившихся жилого помещения в результате стихийного бедствия. Обязать Министерство финансов Карачаево-Черкесской Республики в трёхдневный срок со дня получения решения суда направить сертификат серии -А №, серии А №, серии А № в Министерство Финансов Российской Федерации для обмена на новые сертификаты с новым сроком действия. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики, в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме, через Черкесский городской суд, КЧР. Председательствующий судья- Л.А.Коркмазова.