РЕШЕНИЕ город Черкесск 23 мая 2011 года Именем Российской Федерации Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М., при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О., с участием: представителей заявителя (Фенева И.А.) - Фенева А.И., Стасенко С.А., представителя Правительства Карачаево-Черкесской Республики - Кулябцева Р.Ф., представителя Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики - Хачукова М.Ю., представителя Администрации Усть-Джегутинского городского поселения Семёнова А.А., представителяМинистерства финансов России - Эдиева Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-716/11 по заявлению Фенева ФИО1 об оспаривании решений жилищной комиссии Усть-Джегутинского городского поселения и республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о включении в проект постановления о выделении субсидии на приобретение жилого помещения, установил: Фенев И.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - «республиканская комиссия»). В своём заявлении от ДД.ММ.ГГГГ и в дополнении к нему от ДД.ММ.ГГГГ заявитель указал, что он является участником Великой Отечественной войны, <данные изъяты>. Всю жизнь после войны он проработал на стройках в различных областях, но так и не смог приобрести своё жильё, все время жил на съёмных квартирах. Только лишь в ДД.ММ.ГГГГ году он от своей матери по договору дарения получил маленький саманный домик в <адрес>, где и проживает по настоящее время. Из-за слабого здоровья и постоянной нехватки средств он не смог в полной мере благоустроить своё домовладение, только провёл в дом газ и сделал отопление. Но горячей воды в доме нет, туалет расположен на улице. В 2002 году умерла его супруга, и он остался в доме один. Единственный его сын, который также является <данные изъяты>, нигде не работает, живет на небольшую пенсию в <адрес> вдвоём с женой в небольшой полуторной квартире, расположенной на <данные изъяты> этаже. Сын по состоянию здоровья не может помочь ему содержать разваливающийся домик. Переехать к сыну он не может, так квартира у сына маленькая, и кроме того, на 8 этаже ему становится плохо, поднимается давление. После смерти жены он пытался продать свой домик и купить благоустроенную квартиру, но за него в таком состоянии и в таком районе <адрес> больше <данные изъяты> руб никто не даёт, а за эти деньги купить благоустроенное жильё даже в <адрес> невозможно. Поэтому он и его сын неоднократно обращались в Администрацию <адрес> с просьбой предоставить ему, как <данные изъяты> и участнику войны, другое благоустроенное жильё. При этом они предлагали передать в собственность района своё домовладение. Но в администрации отвечали, что не могут ничего сделать, так как новое жильё в районе не строится. Кроме того, необходимо было встать на очередь до ДД.ММ.ГГГГ. На том всё и ограничивалось. Никто из администрации района и города помощь в ремонте его дома не оказывал. Так как он живёт один, к нему постоянно заходят незнакомые люди, предлагают купить какие-то медицинские приборы, а также свою помощь в обмен на подписание каких-то бумаг. После их ухода у него неоднократно пропадала пенсия. Поэтому чтобы не лишиться последнего жилья и пенсии они с сыном в начале ДД.ММ.ГГГГ года решили, что он подарит сыну своё домовладение, а пенсию переведёт на банковскую карту, с которой сын в случае необходимости будет снимать деньги на его содержание. Когда сын сам попытался заняться переоформлением дома, то оказалось, что все документы на дом и землю необходимо обновить, и только потом можно будет переоформить дом. Походив по всем инстанциям, потратив много времени и здоровья, его сын не смог ничего добиться, и поэтому они были вынуждены обратится к женщине, занимающейся переоформлением недвижимости, - ФИО2, которой с этой целью ДД.ММ.ГГГГ он выдал нотариально удостоверенную генеральную доверенность. Но срок переоформления дома затянулся, так как ФИО2 сначала занималась обновлением всех документов на домовладение, а только потом переоформлением домовладения с него на сына. В ходе переоформления дома работниками БТИ проводилось обследование домовладения, в ходе которого было подтверждено, что все постройки находятся в неудовлетворительном состоянии и имеют почти 50 % износ. Это отражено в техническом паспорте на дом. Лишь ДД.ММ.ГГГГ он подписал договор дарения свого домовладения своему единственному сыну и наследнику - Феневу А.И., и все документы были сданы в Управление Федеральной регистрационной службы КЧР в <адрес>, где ДД.ММ.ГГГГ его домовладение было перерегистрировано на сына, хотя он остался в нём проживать, так как другого жилья у него нет. Уже после переоформления дома на сына по телевизору сын услышал выступление Президента России о том, что участникам Великой Отечественной войны, не имеющим нормального жилья, будут выделяться денежные средства для приобретения благоустроенного жилья, независимо от времени постановки их на учёт как нуждающихся в улучшении жилищных условий. Знать об этом выступлении Президента и о предстоящих изменениях в законодательстве ни он, ни его сын не могли. Поэтому они с сыном решили обратиться в Администрацию <адрес> с просьбой поставить их в очередь на жильё, и ДД.ММ.ГГГГ после представления всех необходимых документов Главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения постановлением № его включили в общую и льготную очередь на улучшение жилищных условий. Затем уже в 2010 году работники районной администрации оповестили его о том, что ему, возможно, будут выделены средства на приобретение жилья, и его сын опять предоставил все необходимые документы. О том, что на заседании республиканской комиссии по реализации полномочий РФ по обеспечению некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ему было отказано во внесении в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения якобы по причине намеренного ухудшения жилищных условий согласно ст.53 Жилищного кодекса, подписанное министром министерства труда и социального развития КЧР, одновременно являющимся председателем республиканской комиссии, он узнал лишь в конце января 2011 года из уведомления, которое он случайно обнаружил в своём почтовом ящике. Когда оно туда попало, он не знает, почту он не получает и поэтому в почтовый ящик почти не заглядывает, пенсию ему перечисляют на карточку. Данное решение республиканской комиссии по реализации полномочий РФ по обеспечению некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, он считает необоснованным и незаконным, нарушающим его конституционные права и свободы, в частности, право на жилище, предусмотренное ст.40 Конституции РФ, и создающим препятствия к осуществлению указанных прав. При принятии этого решения члены республиканской комиссии не учли тот факт, что в его действиях по отчуждению домовладения, которое при ближайшем рассмотрении находится в аварийном состоянии, не было умысла на искусственное ухудшение жилищных условий с целью получения жилищной субсидии, так они происходили до издания закона, по которому он приобретал право на получение жилищной субсидии, а значит, не подпадают под положения ст.53 Жилищного кодекса РФ. Согласно разъяснениям Конституционного суда Российской федерации, изложенным в определении № от ДД.ММ.ГГГГ, применение ст.53 Жилищного кодекса РФ и развивающих её подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти прав разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношения предполагается. Члены же республиканской и городской комиссий при принятии своего решения даже не стали вызывать его на заседание комиссии и разбираться, чем же были вызваны его действия при отчуждении имевшегося у него ранее домовладения, делалось ли это им для того, чтобы встать на очередь на получение жилья, или с другой целью, а просто приняли во внимание лишь сам факт нахождения у него в собственности ранее жилого помещения, не обращая при этом внимания на то, что оно фактически находилось в аварийном состоянии. Ему не понятно, зачем создаются и заседают такие комиссии, если они рассматривают лишь документы, без учёта тех или иных объективных данных, тем более, касающихся участников Великой Отечественной войны. В ходе судебных заседаний ему стало известно о том, что постановлением и.о. главы Усть-Джегутинского городского поседения от ДД.ММ.ГГГГ № был утверждён протокол заседания жилищной комиссии при администрации Усть-Джегутинского городского поседения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому он был исключён из списков очерёдности на том основании, что на момент постановки его на учёт не прошло 5 лет со времени намеренного ухудшения жилищных условий. Об этом решении в нарушение ч.2 ст.56 ЖК РФ он уведомлен не был. Члены республиканской комиссии не учли тот факт, что в его действиях по отчуждению домовладения не было умысла на искусственное ухудшение жилищных условий с целью получения жилищной субсидии, так как они происходили до издания закона, по которому он приобретал право на получение субсидии, а значит, не подпадают под положения ст.53 ЖК РФ. Заявитель просил суд: 1) признать незаконным решение жилищной комиссии при Администрации Усть-Джегутинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении его из списков очерёдности (из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий); 2) обязать Администрацию Усть-Джегутинского городского поселения и жилищную комиссию при Администрации Усть-Джегутинского городского поселения включить его в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; 3) признать незаконным решение республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, об отказе во внесении его в проект постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики о выделении субсидий на приобретение жилого помещения; 4) обязать республиканскую комиссию по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, внести его в проект постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной защиты в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Правительство Карачаево-Черкесской Республики, привлечённое к участию в деле в качестве органа, чьё решение оспорено, представило в суд письменные возражения на заявление, в которых указало, что согласно удостоверению серии № от ДД.ММ.ГГГГ истец является ветераном-участником Великой Отечественной войны, и имеет права и льготы, установленные ст.14 Федерального закона «О ветеранах», в том числе обеспечение за счёт средств федерального бюджета жильём инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до ДД.ММ.ГГГГ. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учёт после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильём независимо от их имущественного положения. Согласно ст.23.2 ФЗ «О ветеранах» Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильём граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объём средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильём определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв.м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Принятым во исполнение федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации № 614 от 15 октября 2005 года утверждены Правила расходования и учета средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, которым также предусмотрено, что форма и порядок предоставления гражданам мер социальной поддержки по обеспечению жильём устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п.5). Постановление Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 24 февраля 2010 № 33 «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» установлено, что мера социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов и инвалидов, проживающих в Карачаево-Черкесской Республике, имеющих право на обеспечение жильём в соответствии со статьями 14-19, 21 Федерального закона «О ветеранах» и статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предоставляется в форме субсидии на приобретение жилья в собственность. Этим же постановлением был утверждён Порядок предоставления субсидии на строительство или приобретение жилого помещения в собственность некоторым категориям ветеранов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определено Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики. Субсидия предоставляется получателям, включенным в республиканский реестр в порядке очерёдности, исходя из даты постановки на учёт в органе местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Формирование республиканского реестра получателей осуществляется Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики по дате постановки на учёт на основании решения органа местного самоуправления. Таким образом, постановка на учёт в органе местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, является основанием для включения получателя в республиканский реестр и определения его очерёдности в нём. Граждане, включённые в республиканский реестр, предоставляют в Министерство заявление, которое подаётся персонально с приложением определённого пакета документов. Сбор документов осуществляется получателем самостоятельно. Также на него возлагается ответственность за достоверность предоставляемых сведений. Представленные документы формируются в учётное дело получателя и направляются на рассмотрение республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее - республиканская комиссия). Республиканская комиссия создаётся решением Правительства Карачаево-Черкесской Республики. По результатам рассмотрения представленных учётных дел республиканская комиссия готовит проект постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики о выдаче субсидии получателям. Решение о выдаче субсидии принимается Правительством Карачаево-Черкесской Республики на основании материалов, предоставленных республиканской комиссией. Согласно Положению о республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, основными задачами республиканской комиссии являются: организация работы по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий; подготовка проектов постановлений Правительства Карачаево-Черкесской Республики о выдаче субсидии получателю на основании рассмотрения документов, сданных получателем в Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики; рассмотрение обращений граждан, поступающих в адрес республиканской комиссии. Для реализации возложенных на нее задач республиканская комиссия имеет право осуществлять проверку правомерности постановки на учёт для обеспечения жильём граждан, внесённых в республиканский реестр получателей субсидии. В случае выявления республиканской комиссией нарушений Жилищного кодекса Российской Федерации по вопросам постановки на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий вносит в орган местного самоуправления по месту жительства ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, мотивированное предложение о снятии с учёта. Постановлением Администрации Усть-Джегутинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № утверждён протокол № заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, и указанные в протоколе граждане внесены в списки очередности граждан, подавших заявление на улучшение жилищных условий. Из протокола следует, что на учёт поставлен Фенев И.А. (заявитель), ветеран ВОВ. Республиканская комиссия рассмотрела документы представленные Феневым И.А., и, учитывая то, что ДД.ММ.ГГГГ получатель подарил принадлежащий ему на праве собственности дом общей площадью 36,9 кв.м Феневу А.И. (сыну), приняла решение: 1) отказать Феневу И.А. во внесении в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, по причине ухудшения жилищных условий, согласно ст.53 ЖК РФ; 2) рекомендовать Усть-Джегутинскому городскому поселению снять Фенева И.А. с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как не прошло 5 лет со времени ухудшения жилищных условий. Решение комиссии является законным и обоснованным. В силу ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Заявитель ссылается на то обстоятельство, что он лишь ДД.ММ.ГГГГ подписал договор дарения дома своему сыну, и только ДД.ММ.ГГГГ домовладение было перерегистрировано Управлением федеральной регистрационной службы по КЧР на сына, а закон о том, что все участники ВОВ, независимо от даты постановки на учёт, будут обеспечиваться жильём, был подписан Президентом РФ лишь ДД.ММ.ГГГГ, что свидетельствует о том, что он не мог знать об этом и, как следствие, в его действиях по отчуждению дома не было умысла на искусственное ухудшение жилищных условий с целью получения жилищной субсидии. Республиканская комиссия, принимая решение об отказе Феневу И.А. во внесении в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность по причине ухудшения жилищных условий, согласно ст.53 ЖК РФ, руководствовалась тем, что заявитель совершил действия по отчуждению жилья (подарил дом), после чего приобрёл право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления. В силу ст.52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. На основании вышеизложенного и учитывая то, что ДД.ММ.ГГГГ заявитель подписал договор дарения дома своему сыну, ДД.ММ.ГГГГ домовладение было перерегистрировано Управлением федеральной регистрационной службы по КЧР на его сына, а на учёт он был принят Постановлением Администрации Усть-Джегутинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, указанные действия были совершены с целью приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органе местного самоуправления. Следовательно, решение Республиканской комиссии является законным и обоснованным. В соответствии с ФЗ «О ветеранах» за счёт средств федерального бюджета обеспечиваются именно нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды ВОВ. Республиканская комиссия для организации не может являться ответчиком в данном деле, поскольку не является юридическим лицом, отказ в выдаче субсидии подписан Министром труда и социального развития КЧР - председателем республиканской комиссии, уполномоченным органом исполнительной власти КЧР по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильём ветеранов и инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является Министерство труда и социального развития КЧР, решение о выдаче субсидии принимает Правительство КЧР. Правительство КЧР просило суд в удовлетворении требований Фенева И.А. отказать. В дополнении к возражениям от ДД.ММ.ГГГГ Правительство Карачаево-Черкесской Республики указало, что постановка на учёт в органе местного самоуправления по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не является безусловным основанием для предоставления субсидии получателю. Постановка на учёт является основанием для включения получателя в республиканский реестр и определения его очередности в нём. Для получения субсидии граждане, включённые в республиканский реестр, предоставляют в Министерство заявление, которое подаётся персонально. К заявлению прилагается определённый пакет документов, в перечень которых включены документы, позволяющие признать получателя нуждающимся в улучшении жилищных условий либо отказать в таком признании. Указанные документы передаются на рассмотрение республиканской комиссии, которая проверяет нуждаемость получателя, а также имеет право осуществлять проверку правомерности постановки на учёт, и в случае выявления нарушений Жилищного кодекса Российской Федерации по вопросам постановки на учёт вносит в орган местного самоуправления по месту жительства граждан, мотивированное предложение о снятии с учёта. Республиканская комиссия, принимая решение об отказе Феневу И.А. во внесении в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность по причине ухудшения жилищных условий согласно ст.53 ЖК РФ руководствовалась тем, что заявитель совершил действия по отчуждению жилья (подарил дом), после чего приобрёл право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях и, как следствие, право на включение в реестр для получения субсидии. В судебном заседании представитель заявителя - Фенев А.И., являющийся по делу заинтересованным лицом, поддержал доводы и требования, изложенные в заявлениях, просил эти требования удовлетворить. Объяснил, что его отец - Фенев И.А. живёт в «цыганском» районе, его три раза обкрадывали под видом социальных работников, воровали пенсию. Отец стар, слеп и доверчив, и мог подписать любые бумаги. Во избежание того, что отец подпишет бумаги на дом, они переоформили дом с отца на него. Ещё в июле 2009 года они обратились в фирму, которая занимается недвижимостью. Никакого намеренного ухудшения жилищных условий со стороны заявителя не было, однако в отказе комиссии указано, что заявитель сознательно ухудшил свои условия. К заявителю подошли формально, без учёта условий его проживания. У заявителя дом ветхий, туалет за 15 м от дома. Заявитель является инвалидом по зрению, и самостоятельно не может даже дойти до туалета, он его водит за руку. Второй представитель заявителя - Стасенко С.А. в судебном заседании также просил заявление удовлетворить. Объяснил, что у заявителя не было намерения ухудшить свои жилищные условия. Закон № 327-ФЗ о праве на субсидии опубликован ДД.ММ.ГГГГ, а право собственности за сыном заявителя было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, то есть, до принятия закона. Заявитель не мог знать заранее, что будет принят такой закон. Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ в ООО «Альфа-Серфис» следует, что заявитель хотел подарить дом сыну, так как боялся лишиться жилья. Правительство республики по формальным основаниям пытается ограничить количестве ветеранов, которых и так с каждым днём становится всё меньше. Заявитель вправе пожить на старости в нормальных условиях, он уже не может содержать ветхий дом. Сын заявителя сам является инвалидом. Правительство республики экономит федеральные деньги и ставит заявителю заслон, хотя заявитель не является мошенником. Заявителя сами нашли люди из городской администрации, как участника войны. Многие из тех, кого поставили на учёт ДД.ММ.ГГГГ, уже получили субсидии. Представитель Правительства Карачаево-Черкесской Республики - Кулябцев Р.Ф. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Объяснил, что заявителю отказали в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ он подарил свой дом сыну, ДД.ММ.ГГГГ взял справку из БТИ об отсутствии жилого помещения, а ДД.ММ.ГГГГ был поставлен на учёт. В настоящее время жильём обеспечиваются только ветераны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Послание Президента России было за день до подписания договора дарения. Правительство республики действовало в соответствии с законом. На сегодняшний день решения о постановке заявителя на учёт нет, это решение было отменено. В реестре на получение субсидии значится около 400 человек, а выделены субсидии пока только на 30 человек. Представитель Администрации Усть-Джегутинского городского поселения Семёнов А.А. в судебном заседании объяснил, что заявитель был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилье, но потом на основании письма министра № он был снят с этого учёта. Поставили заявителя на учёт правомерно, так как Администрация не могла отказать в постановке на учёт. Сняли заявителя с учёта тоже правомерно, так как было письмо из министерства. С требованиями заявителя, содержащимися в пунктах 1 и 2 заявления от ДД.ММ.ГГГГ Администрация согласна. Если будет необходимость, Администрация вновь поставит заявителя на учёт в соответствии с решением суда. Представитель Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики, привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, - Хачуков М.Ю. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать. Объяснил, что постановка на учёт не является безусловным основанием для получения субсидии. Нужны и другие документы. Министерство включило заявителя в реестр и подало списки в республиканскую комиссию. Никаких прав заявителя министерство не нарушило, но этот вопрос решает не министерство, а комиссия и республиканское правительство. Представитель Министерства финансов Российской Федерации, привлечённого к участию в деле в качестве заинтересованного лица, - Эдиев Р.Р. в судебном заседании поддержал доводы представителя Правительства Карачаево-Черкесской Республики. Объяснил, что субсидии предоставляются за счёт средств федерального бюджета. Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу о правомерности заявленных требований. Как установлено в судебном заседании, заявитель - Фенев И.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения является ветераном - участником Великой Отечественной войны, <данные изъяты>, проживает и зарегистрирован в жилом доме в <адрес>. В соответствии с удостоверением от ДД.ММ.ГГГГ заявитель имеет права и льготы, установленные ст.14 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ. В соответствии с договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ заявитель подарил свой дом своему сыну - Феневу А.И. Данный договор был зарегистрирован Управлением Росреестра ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № был утверждён протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № о постановке на учёт граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В числе этих граждан был указан и заявитель - Фенев И.А., который был включён в общую и льготную очереди как ветеран ВОВ, <данные изъяты>. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ № председатель республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, уведомил заявителя о том, что комиссия приняла решение об отказе во внесении заявителя в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность по причине намеренного ухудшения жилизных условий согласно ст.53 Жилищного кодекса РФ. Как следует из этого письма, основанием для отказа во внесении заявителя в проект постановления послужил факт дарения им в ноябре 2009 года своего домовладения сыну. Администрации Усть-Джегутинского поселения было рекомендовано снять заявителя с учёта в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, так как не прошло 5 лет со времени намеренного ухудшения жилищных условий в 2009 году. Постановлением и.о. Главы администрации Усть-Джегутинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № был утверждён протокол заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении из списков очерёдности 19 человек, из которых 1 человек был исключён из списков в связи со смертью, 17 человек - в связи с получением жилищных сертификатов и субсидий на приобретение жилья. И лишь один заявитель был исключён из этих списков в связи с тем, что со времени намеренного ухудшения жилищных условий не прошло 5 лет. Соответствующее письмо об этом было направлено заявителю ДД.ММ.ГГГГ за №. Заявитель оспорил решение республиканской комиссии об отказе во внесении его в проект постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики о выделении субсидий на приобретение жилого помещения и решение жилищной комиссии при Администрации Усть-Джегутинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении его из списков очерёдности. Требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46). Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40). В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, также на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекаю-щих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, обеспече-ния восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты. Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-О, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституцион-ные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, предусматривая при этом, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; ст.2; ч.1 ст.21 Конституции) и с учётом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, не имеющим возможности самостоятельно обеспечить себя жилыми помещениями. К числу таких граждан федеральным законодательством отнесены ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны. В соответствии со ст.14 и ст.15 Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ инвалиды и участники Великой Отечественной войны помимо прочих мер социальной поддержки имеют право на обеспе-чение жильём за счёт средств федерального бюджета. При этом обеспечение их жильём осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1991-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны, было постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны. Этим указом высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации было предложено принять дополнительные меры по обеспечению жильём названных лиц. В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) явля-ющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Согласно ч.3 ст.52 ЖК РФ (см. текст в предыдущей редакции) принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учёт). Действительно, согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Однако в данном случае оснований для применения указанного положения к заявителю не имеется, поскольку лицами, чьи решения были оспорены заявителем, не представлены доказательства того, что заявитель подарил принадлежащий ему дом своему сыну намеренно, с целью добиться постановки его на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и для получения субсидии на приобретение жилья. Сам заявитель в своём заявлении и его представители в судебном заседании заявили о том, что признание заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий и совершённая им сделка никак между собой не связаны, и что эта сделка не была совершена с целью добиться такого признания, а имела своей целью обезопасить пожилого инвалида от возможных покушений на единственное имеющееся у него жилое помещение. Данные объяснения, которые в силу ст.55 и ст.68 ГПК РФ сами по себе являются допустимыми доказательствами по гражданскому делу, подтверждаются документально. Как установлено в судебном заседании, договор дарения дома своему сыну заявитель и одаряемый подписали ДД.ММ.ГГГГ, а необходимые для оформления сделки документы они начали собирать ещё с июля 2009 года. Между тем, изменения, предоставившие ветеранам (участника и инвалидам войны) право на обеспечение жильём независимо от времени их постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, были внесены в Федеральный закон «О ветеранах» Федеральным законом от 21 декабря 2009 года № 327-ФЗ. Данный закон был впервые официально опубликован в «Российской газете» 23 декабря 2009 года, то есть, в тот же день, когда договор дарения уже прошёл государственную регистрацию в Управлении Росреестра. Является очевидным, что ни заявитель, ни его сын до момента первого опубликования Федерального закона от 21 декабря 2009 года № 327-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах"» (до 23 декабря 2009 года) не знали и могли знать о содержании этого закона и о том, когда он будет принят. Данное обстоятельство подтверждает доводы заявителя и его представителей о том, что целью договора дарения не было намеренное ухудшение жилищных условий для признания заявителя нуждающимся в улучшении жилищных условий. Кроме того, сама по себе продажа принадлежащего заявителю дома, вне зависимости от даты совершения данной сделки, не должна была повлиять на решение вопроса о его нуждаемости в улучшении жилищных условий, поскольку и после совершения данной сделки заявитель остался проживать и является зарегистрированным в этом же доме, и его жилищно-бытовые условия остались прежними. Причём, даже если бы заявитель и не подарил дом своему сыну, его всё равно следовало бы признать нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с ветхостью и неблагоустроенностью дома. Так, согласно имеющемуся в доме техническому паспорту, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, принадлежавший заявителю саманный дом построен в 1957 году и имеет общую площадь 36,9 кв.м, жилую - 29,6 кв.м. В разделе «Техническое описание конструктивных элементов и определение физического износа основных строений, пристроек жилого дома» технического паспорта на жилой дом, указано, что техническое состояние всех конструктивных элементов жилого дома и иных строений является неудовлетворительным, и общий процент износа дома составляет 45 %. В доме нет элементарных условий для престарелого ветерана - <данные изъяты> - нет центрального отопления, водопровода и канализации, туалет находится во дворе. Имеется только электро- и газоснабжение. Как объяснил в судебном заседании сын заявителя, его отец в силу своего возраста и по состоянию здоровья даже не в состоянии самостоятельно ходить в туалет, расположенный на расстоянии 15 м от дома. В акте обследования жилищных и материальных условий от ДД.ММ.ГГГГ комиссией Усть-Джегутинского городского поселения было установлено, что дом по <адрес> построен в 1957 году и является ветхим. В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ и ст.11 Жилищного кодекса РФ защита нарушенных гражданских и жилищных прав осуществля-ется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. В числе способов защиты гражданских и жилищных прав ГК РФ и ЖК РФ предусматривают восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; прекращение или изменения правоотношения. Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.1 постановления от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», в соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы ч.1 ст.11 ЖК РФ устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. Статьёй 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст.8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Согласно ч.1 ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Более того, в данном случае обязанность по доказыванию правомерности оспоренного заявителем решения прямо возложена на орган, принявший оспоренное решение. Статьёй 249 ГПК установлены особенности распределения обязанностей доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений, к которым в силу ст.245 ГПК РФ в числе прочих относятся и дела об оспаривании действий и решений органов государственной власти. В соответствии с ч.1 ст.249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). При рассмотрении настоящего дела требование ч.1 ст.249 ГПК РФ Правительством КЧР и Администрацией <адрес> выполнено не было. Суду не были представлены доказательства правомерности оспоренных заявителем решений, а доводы представителя Правительства КЧР, приведённые в обоснование своей позиции по делу, судом признаются несостоятельными по указанным выше основаниям, приведённым в мотивировочной части настоящего решения. Судом учитывается и положение п.3 ст.10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются. Данное положение означает, что гражданин считается действовавшим добросовестно до тех пор, пока не будет доказано обратное. В рассматрива-емом деле обратное (а именно - умысел заявителя на ухудшение жилищных условий путём дарения дома своему сыну для последующего получения субсидии) органами государственной власти и местного самоуправления доказано не было. При таких обстоятельствах суд, оценив в соответствии с ч.1 ст.67 ГПК РФ имеющиеся в деле доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на исследовании этих доказательств, пришёл к выводу о правомерности заявленных Феневым И.А. требований и необходимости их полного удовлетворения. Как указано в ст.258 ГПК РФ, признав заявление обоснованным, суд принимает решение об обязанности соответствующего органа государствен-ной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объёме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Руководствуясь статьями 2, 194-199, 245-250, 254-258 ГПК РФ, суд решил: Заявление Фенева ФИО1 об оспаривании решений жилищной комиссии Усть-Джегутинского городского поселения и республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о включении в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о включении в проект постановления о выделении субсидии на приобретение жилого удовлетворить. Признать незаконным решение жилищной комиссии при Администрации Усть-Джегутинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № об исключении Фенева ФИО1 из списков очерёдности (из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий). Обязать Администрацию Усть-Джегутинского городского поселения и жилищную комиссию при Администрации Усть-Джегутинского городского поселения включить Фенева ФИО1 в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Признать незаконным решение республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, об отказе во внесении Фенева ФИО1 в проект постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики о выделении субсидий на приобретение жилого помещения. Обязать республиканскую комиссию по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, внести Фенева ФИО1 в проект постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной защиты в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 23 июня 2011 года в 22 часа 20 минут. Копия верна Решение не вступило в законную силу 24.06.2011 года Судья