Решение Именем Российской Федерации 25 июля 2011 года г. Черкесск Черкесский городской суд Карачаево - Черкесской Республики в составе председательствующей судьи Яичниковой А.В., при секретаре судебного заседания Каламойцевой Л.А., при участии представителей истца Абитовой И.Х. - Абитова Х.Я., действующего на основании доверенности, Альборовой О.М. представителя ответчика - Мэрии муниципального образования города Черкесска - Дылевской Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Абитовой ФИО1 к Мэрии муниципального образования города Черкесска о признании незаконными действий Мэрии муниципального образования города Черкесска и обязании предоставить в первоочередном порядке субсидию на улучшение жилищных условий, установил: В Черкесский городской суд обратилась Абитова И.Х. с иском к Мэрии муниципального образования города Черкесска о признании незаконными действий Мэрии муниципального образования города Черкесска и обязании предоставить в первоочередном порядке субсидию на улучшение жилищных условий. В своём заявлении Абитова И.Х. указала, что Постановлением мэрии муниципального образования г. Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ № Абитова ФИО1 была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий под номером <данные изъяты> 23 декабря 2008 года Абитова И.Х. обратилась в Мэрию города Черкесска для включения ее в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Однако, Мэрия муниципального образования города Черкесска (далее по тексту - Мэрия) не включила Абитову И.Х. в первоочередной список и не выплатила субсидию молодой семье для улучшения жилищных условий. 25.12.2008 года Абитова И.Х. получила письмо (исх. №) от постоянно действующей комиссии по проверке документов и заявлений граждан, в котором было указано, что предоставленный ею пакет документов соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285, в связи с чем, ее семья является участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы». При формировании списка претендентов на участие в вышеуказанной программе на 2009 год Абитова И.Х. была указана под номером <данные изъяты> В данном списке дата постановки ее на учет для улучшения жилищных условий, т.е. на общегородскую очередь, указана 16.11.2006, вместо даты - 12.04.1996 года. В связи с чем, Абитова И.Х. оказалась в конце списка претендентов. Согласно даты постановки на общегородскую очередь для улучшения жилищных условий (1996 год) Абитова А.Х. должна была стоять под номером 1. В списке молодых семей на получение субсидии в 2010 году она состояла под номером 30. Таким образом, Абитова И.Х., поставленная на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в 1996 году, имела право на первоочередное получение субсидии. По вине работников Мэрии, с момента подачи заявления для участия в данной программе, Абитова И.Х. не смогла получить субсидию для улучшения жилищных условий. Мэрия постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № исключила из очереди семью Абитовой И.Х. с формулировкой: «Абитова ФИО1 - в г. Черкесске не значится, очередь №». После внесения протеста и представления прокуратуры г. Черкесска в ноябре 2010 года Абитова ФИО1 была восстановлена в списке молодых семей-претендентов на получение субсидии под номером - 1. Но реализовать свои жилищные права до настоящего времени Абитовой И.Х. не представилось возможным. Абитова И.Х. заняла у знакомых и родственников денежные средства. Так как в ипотечном кредитовании ей было отказано, она оформила потребительский кредит в Сбербанке. В конце января 2009 года, после обмеров техниками БТИ, Абитовой И.Х. стало известно, что площадь приобретаемой ею однокомнатной квартиры будет составлять менее 42 кв. м. Она с большими усилиями вынуждена была поменяться с Абитовым З.М. и переоформить на себя его квартиру. Абитова И.Х. незамедлительно сообщила об этом председателю комиссии по целевой программе и предоставила все подтверждающие документы. 01.10.2009 года Мэрия направила письмо (исх. №) в адрес Абитовой И.Х., в котором сообщалось, что ее семья стоит в списке претендентов на получение субсидий в 2009 году под № 47 и что денежные средства будут перечисляться участникам программы по мере поступления финансирования из федерального бюджета в бюджет КЧР с дальнейшим перечислением в бюджеты муниципальных образований. Ни в 2009 году, ни в 2010 году семья Абитовой И.Х. субсидию не получила. Абитова И.Х. на основании постановления Мэрии от ДД.ММ.ГГГГ № была снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жильем. Истец не согласна с мнением ответчика, так как предметом договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № являлась реализация проекта - строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, 19 микрорайон, поз.5 по <адрес> - ООО «Эссет Менеджмент Компани» обязался построить на земельном участке многоквартирный жилой дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома передать Инвестору - Абитовой И.Х. помещение, определенное данным договором. Инвестор обязался уплатить в порядке и сроки, установленные договором, цену и принять в собственность объект. Объектом в соответствии с данным договором являлась двухкомнатная <адрес>, общей площадью по проекту 55,67 кв.м. Оплата по договору производилась поэтапно. Акт приема-передачи квартиры не был подписан. Только после ДД.ММ.ГГГГ Абитовой И.Х. было выдано свидетельство о праве собственности на вышеуказанную квартиру. Абитова И.Х. на момент обращения в мэрию МО г.Черкесска, а именно ДД.ММ.ГГГГ, не являлась собственником не построенной и не переданной ей квартиры на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ № года. В настоящее время вселиться и жить в однокомнатной квартире не представляется возможным для Абитовой И.Х. в связи с отсутствием полов, межкомнатных дверей, санузлов, внутренних отделочных работ и т.д. В результате незаконных действий Мэрии жилищные условия Абитовой И.Х. нисколько не улучшились, а наоборот, к ее огромным долгам и процентам в Сбербанке прибавились ежемесячные платежи по коммунальным услугам. Все условия Правил для участия в подпрограмме Абитовой И.Х. были выполнены при подаче заявления для включения ее в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей»» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. С момента подачи заявления для участия в данной программе Абитова И.Х. не может реализовать свои жилищные права. Просит суд: 1) признать незаконным и подлежащим отмене постановление Мэрии от ДД.ММ.ГГГГ № в части, касающейся снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Абитовой И.Х.; 2) обязать Мэрию отменить незаконное постановление и восстановить Абитову И.Х. на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях по дате первоначальной постановки на этот учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ; 3) признать незаконными действия Мэрии по не предоставлению субсидий в первоочередном порядке на улучшение жилищных условий Абитовой И.Х.; 4) обязать Мэрию предоставить в первоочередном порядке субсидию на улучшение жилищных условий Абитовой И.Х. В порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Абитова И.Х. изменила свои требования, указав, что работниками Мэрии при формировании списка молодых семей -участников подпрограммы, дата постановки Абитовой И.Х. в общегородскую очередь умышленно искажена. Постановлением Мэрии № от ДД.ММ.ГГГГ «Об исключении граждан из списка очередности на улучшение жилищных условий» Абитова И.Х. исключена из списка граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий. Основанием к принятию такого постановления в отношении Абитовой И.Х. явилось (по тексту самого постановления): «в г. Черкесске не значится». Абитова И.Х. родилась в г. Черкесске и никогда из указанного города на другое место жительства не выезжала. Незаконное снятие с учета преследовало цель лишить Абитову И.X. ее конституционных, жилищных прав. В результате злоупотребления работников Мэрии служебными полномочиями, существенно оказались нарушенными права Абитовой И.Х. Она также своевременно не смогла получить полагающуюся ей субсидию по указанной выше программе. В связи с чем, подлежат признанию незаконными действия Мэрии по снятию с жилищного учета Абитовой И.Х. на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно письма председателя и секретаря постоянно действующей комиссии по проверке документов и заявлений граждан, подлежащих включению в муниципальную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей на 2007 -2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ № семья Абитова И.Х. признана участницей этой программы. Абитовой И.Х. в комиссию были сданы все необходимые документы. Среди них не было документов, содержащих недостоверные сведения. К заявлению были приложены копия договора на участие в инвестировании строительства, платежные документы. Неправильная постановка в очередь на получение субсидии, незаконный отказ в выплате этой субсидии, необходимость выполнения своих обязательств по договору участия в строительстве дома, вызвали для Абитовой И.X. необходимость погашения за счет заемных средств части задолженности по оплате стоимости квартиры. Часть задолженности по оплате стоимости квартиры до сих пор не погашена. При таком положении, исключение Абитовой И.Х. из числа участников подпрограммы по обеспечению жильем молодых семей не может быть признано законным. Просят суд: 1) признать незаконными действия Мэрии по постановке Абитовой И.Х. в очередь на получение субсидии под № 47, вместо положенной - №; 2) признать незаконными действия Мэрии по снятию с учёта Абитовой И.Х. на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ; 3) признать незаконным и подлежащим отмене постановление Мэрии от ДД.ММ.ГГГГ № в части, касающейся снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Абитовой И.Х.; 4) обязать Мэрию отменить незаконное постановление и восстановить Абитову И.Х. на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях по дате первоначальной постановки на этот учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ; 5) признать незаконными действия Мэрии по не предоставлению субсидий в первоочередном порядке на улучшение жилищных условий Абитовой И.Х.; 6) обязать Мэрию предоставить в первоочередном порядке субсидию на улучшение жилищных условий Абитовой И.Х. Абитов Х.Я. и Альборова О.М. в судебном заседании повторили доводы, изложенные в заявлениях, просили требования удовлетворить в полном объеме. Абитова И.Х., извещенная о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, не просила отложить рассмотрение дела на другой срок и не просила рассмотреть дело в её отсутствие. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя Абитовой И.Х. Представитель ответчика Мэрии муниципального образования Дылевская Е.А. в судебном заседании требования Абитовой И.Х. не признала, просила в их удовлетворении отказать, пояснив при этом, что Абитова ФИО1, зарегистрированная по адресу <адрес> с составом семьи 2 человека на учете в качестве нуждающейся в жилье состояла с 1996 года согласно постановлению администрации города Черкесска «Об утверждении протокола жилищной комиссии» № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Абитова И.Х. обратилась в Мэрию об участии в программе «Обеспечение жильем молодых семей», утаив факт Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных требований. Постановлением руководителя (мэра) мэрии муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Абитова ФИО1 была поставлена в очередь на улучшение жилищных условий под номером 2692 (общегородская очередь). 23 декабря 2008 года Абитова И.Х. обратилась в Мэрию для включения ее в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» в рамках федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. Мэрия не включила Абитову И.Х. в первоочередной список и не выплатила субсидию молодой семье для улучшения жилищных условий. 25.12.2008г. Абитова И.Х. получила письмо (исх. № 45) от постоянно действующей комиссии по проверке документов и заявлений граждан, в котором было указано, что предоставленный ею пакет документов соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 13.05.2006г. № 285, в связи с чем, ее семья является участником муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы». При формировании списка претендентов на участие в вышеуказанной программе на 2009 год Абитова И.Х. была указана под номером 47. В данном списке дата постановки ее на учет для улучшения жилищных условий, т.е. на общегородскую очередь, указана 16.11.2006 года, вместо даты - 12.04.1996 года. В связи с чем, Абитова И.Х. оказалась в конце списка претендентов. Постановлением Мэра г. Черкесска № 1678 от 30.12.2009г. 16 молодым семьям перечислены социальные выплаты на приобретение жилья. Поскольку Абитова И.Х. состояла в списке под номером 47 в 2009 году, она не попала в их число. В списке молодых семей на получение субсидии в 2010 году она состояла под номером 30. В соответствии с п. 22 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 года № 285 (далее по тексту - Правила), в первую очередь в списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года. Таким образом, Абитова И.Х., поставленная на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в 1996 году, имела право на первоочередное получение субсидии. Мэрия постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № исключила из очереди семью Абитовой И.Х. с формулировкой: «Абитова Ирина Хезировна - в г. Черкесске не значится, очередь №». После внесения протеста и представления прокуратуры г. Черкесска в ноябре 2010 года Абитова ФИО1 была восстановлена в списке молодых семей-претендентов на получение субсидии под номером - 1. В пункте 11 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы указано, что размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет: для семьи численностью 2 человека (1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м. В феврале 2011 года отец истца - Абитов Х.Я. обратился с заявлением Мэру города Черкесска П.В. Коротченко. ДД.ММ.ГГГГ Мэрия направила письмо (исх. № П-7) в адрес Абитова Х.Я., в котором сообщила, что на момент обращения в Мэрию в 2008 году Абитова И.Х. уже являлась на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ № собственником имущества площадью 54 кв. м, следовательно, жильем была обеспечена и подлежала снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Не согласившись с решением мэрии муниципального образования города Черкесска, Абитова И.Х. в октябре 2010 года обратилась в прокуратуру города Черкесска, в декабре 2010 года в Черкесский городской суд. Определением суда от 19.01.2011 исковое заявление оставлено без рассмотрения. Постановлением Мэрии от ДД.ММ.ГГГГ № Абитова И.Х. снята с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с обеспеченностью жильем. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Эссет Менеджмент Компани» и Абитова И.Х. заключили договор №. Предметом вышеуказанного договора являлась реализация проекта -строительство многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, 19 микрорайон, поз.5 по <адрес>. В соответствии с данным договором Застройщик - ООО «Эссет Менеджмент Компани» обязался построить на земельном участке многоквартирный жилой дом и после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного жилого дома передать Инвестору - Абитовой И.Х. помещение, определенное данным договором. Инвестор обязался уплатить в порядке и сроки, установленные договором, цену и принять в собственность объект. Объектом в соответствии с данным договором являлась двухкомнатная <адрес>, общей площадью по проекту 55,67 кв.м. Дополнительным соглашением от 27 февраля 2009 года к данному договору между указанными выше лицами достигунто соглашение по внесению изменений в первоначальный договор, были в внесены изменения в части адреса объекта (<адрес>), номер квартиры остался тем же, но изменилась её площадь (вместо 55, 67 кв. м стало 54 кв. м). 27 февраля 2009 года между сторонами договора составлен акт приема-передачи квартиры в многоквартирном жилом доме по адресу: г. <адрес> к договору № от 30 июля 2008 года. В соответствии с п. 3 данного акта передаваемая квартира оценивается в <данные изъяты> рублей, которые полностью получены Застройщиком до подписания данного акта. 27 марта 2009 года Управлением федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике зарегистрировано право собственности Абитовой ФИО1 на квартиру площадью 54 кв. м по <адрес> на основании договора № от 30.07.2008 года. Какие либо ограничения (обременения) права не зарегистрированы. В соответствии со справкой ООО «Эссет Менеджмент Компани» от 28 декабря 2008 года Абитова И.Х. внесла частичную оплату в сумме <данные изъяты>. 01 августа 2008 года Абитова И.Х. перечислила <данные изъяты> в счет последующего платежа за квартиру по договору № от ДД.ММ.ГГГГ. 20 января 2009 года Абитовой И.Х. внесена наличными в кассу ООО «Эссет Менеджмент Компани» сумму в размере <данные изъяты>. 28 апреля 2009 года по расписке Абитова И.Х. обязалась вернуть в течение одного года Абитову З.М. денежную сумму <данные изъяты>, занятую для доплаты к ранее оплаченной ООО «Эссет Менеджмент Компани» сумме <данные изъяты>, то есть для оплаты стоимости двухкомнатной квартиры. Представленными документами не подтверждается утверждение истца о том, что данная <адрес> площадью 54 кв. м ранее была предоставлена Абитову ФИО2 и о том, что для внесения последнего вклада по договору от ДД.ММ.ГГГГ за квартиру у Абитова ФИО2 И.Х. была взята в долг денежная сумма не подтверждается материалами дела. Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (ст. 131 ГК РФ). Ограничения (обременения) - наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других) (ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Представленными документами подтверждается наличие зарегистрированного права собственности Абитовой И.Х. на квартиру <адрес>, и отсутствие зарегистрированных ограничений (обременений), в том числе зарегистрированного залога в силу закона. В суде установлено, что до государственной регистрации права собственности Абитовой И.Х. расчет между сторонами договора (ООО «Эссет Менеджмент Компани» и Абитовой И.Х.) был произведен, а расписка между Абитовой И.Х. и Абитовым З.М. составлена 28.04.2009 года, то есть после государственной регистрации права собственности. Утверждение Абитовой И.Х. о том, что в настоящее время вселиться и жить в однокомнатной квартире не представляется возможным в связи с отсутствием полов, межкомнатных дверей, санузлов, внутренних отделочных работ и т.д. при рассмотрении данного дела правового значения не имеет. В соответствии с п.1 ст.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданское законодательство основывается в числе прочего на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Согласно п.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают в числе прочего: из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом. В силу ч. 1 ст.11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд. Конституция Российской Федерации гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 40). Согласно ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В соответствии со ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. В соответствии с ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 06.12.2007 № 333-ФЗ) долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 № 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы", в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающей государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей. Участниками подпрограммы определены супруги, возраст которых не превышает 30-ти лет или семьи состоящая из одного родителя, возраст которого не превышает 30-ти лет, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, поставленные на соответствующий учет в соответствии законодательством Российской Федерации, а также имеющие доходы достаточные для полученияипотечного жилищного кредита или займа на рыночных условиях. Таким образом, получение гражданами - участниками программы денежных средств, выделяемых из федерального бюджета в рамках федеральной программы "Жилье", возможно путем участия в региональной и муниципальных программах. Согласно пунктам «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации. Закона и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить Федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения. Приведенные конституционно-правовые нормы не исключают право субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные гарантии социальной защиты и определять категории граждан, нуждающихся в предоставлении мер государственной поддержки за счет средств субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 (ред. от 27.01.2009) утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, которая признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. Под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285 (ред. от 27.01.2009)). Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно п. 1 ст. 31 ЖК РФ членам семьи собственника жилого помещения является его супруг, родители, дети. Другие лица членами семьи собственника жилого помещения не являются, а в ряде случаев могут и не состоять в родственных отношениях с собственником жилого помещения. Однако они обладают правом пользования жилым помещением наравне с его собственником, если вселены собственником в жилое помещение в качестве членов семьи. В соответствии с Обзором судебной практики Верховного Суда РФ от 27.02.2008 «Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2007 года» нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Согласно п. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. 06 ноября 2009 года Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в муниципальном жилищном фонде» установлен размер учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в городе Черкесске 15 кв. м. Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» постановлено Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра. Согласно свидетельства о государственной регистрации права площадь квартиры, принадлежащей Абитовой И.Х. составляет 54 кв. м, в которой проживают 2 человека. Таким образом, семья Абитовой И.Х. является обеспеченной жильем, так как на одного человека приходится более необходимой нормы. Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска № 151 от 08.02.2011 года «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» Абитова И.Х. была снята с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что жильем обеспечена. Статьей 56 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях. В частности к ним отнесены утрата оснований, дающих право на получение жилого помещения. Таким образом, пункт 2 ч. 1 данной статьи предусматривает основание для снятия с учета граждан в случае утраты ими права состоять на данном учете, т.е. когда граждане утрачивают свой статус, связанный с признанием их малоимущими или относящимися к особой названной в законе категории граждан либо нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Таким образом, основаниями для снятия граждан с учета могут стать следующие обстоятельства: улучшение жилищных условий граждан, состоящих на учете: возникновение у них (т.е. у граждан, не являвшихся на момент постановки на учет членами семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в последующем вселившихся в жилое помещение как члены семьи указанного собственника или нанимателя) права самостоятельного пользования жилым помещением; увеличение размера общей площади жилого помещения, приходящегося на каждого члена семьи (к примеру, в связи с получением членом семьи другого жилого помещения в порядке наследования либо в связи с выездом на другое место жительства или со смертью одного из членов семьи, в том числе больного, страдающего тяжелой формой хронического заболевания, а также если приходящийся на каждого члена семьи, состоящего на учете, размер общей площади жилого помещения, которым он пользуется в качестве нанимателя такого помещения по договору социального найма либо члена семьи нанимателя такого помещения или в качестве собственника такого помещения либо члена семьи собственника, увеличился и превысил установленный в соответствующем муниципальном образовании размер учетной нормы площади жилого помещения). В соответствии с п. 2. ст. 6, Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ (ред. от 04.06.2011) "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части. Основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма изложены в ст. ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР (ред. от 20.07.2004). Так в соответствии с данной статьей нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 1) имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов; 2) проживающие в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям; 3) проживающие в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно; 4) проживающие в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений; 5) проживающие в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением; 6) проживающие длительное время на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, не имеющие другой жилой площади. В судебном заседании установлено, что Абитовой И.Х. принадлежит на праве собственности квартира площадью 54 кв. м по <адрес>, что свидетельствует о её обеспеченности жильем. Таким образом, Абитова И.Х. является обеспеченной жильем, так как на одного человека её семьи приходится 27 кв. м (54 кв. м : 2 чел.). Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований. В отношении требований о признании незаконными действий Мэрии муниципального образования города Черкесска по постановке Абитовой Ирины Хезировны в очередь на получение субсидии под № 47, вместо положенной - № 1; о признании незаконными действий Мэрии муниципального образования города Черкесска по снятию с учёта Абитовой Ирины Хезировны на основании постановления № 1241 от 09 октября 2009 года суд пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения в связи с тем, что прокуратурой этим действиям уже была дана оценка, вынесен протест и оспариваемое постановление отменено Мэрией муниципального образования города Черкесска. Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, решил: В удовлетворении требований Абитовой ФИО1 к Мэрии муниципального образования города Черкесска о признании незаконными действий Мэрии муниципального образования города Черкесска по постановке Абитовой ФИО1 в очередь на получение субсидии под № 47, вместо положенной - № 1; о признании незаконными действий Мэрии муниципального образования города Черкесска по снятию с учёта Абитовой ФИО1 на основании постановления № от 09 октября 2009 года; о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Мэрии от ДД.ММ.ГГГГ № в части, касающейся снятия с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий Абитовой И.Х.; 4) об обязании Мэрии муниципального образования города Черкесска отменить незаконное постановление и восстановить Абитову ФИО1 на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях по дате первоначальной постановки на этот учет, то есть с ДД.ММ.ГГГГ; о признании незаконными действия Мэрии муниципального образования города Черкесска по не предоставлению субсидий в первоочередном порядке на улучшение жилищных условий Абитовой ФИО1; об обязании Мэрии муниципального образования города Черкесска предоставить в первоочередном порядке субсидию на улучшение жилищных условий Абитовой ФИО1 - отказать. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде. В окончательном виде решение изготовлено 04 августа в 17 часов 30 минут. Судья Черкесского городского суда А.В. Яичникова
приобретения жилого помещения по <адрес> (площадью 54 кв. м) на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ№. Следовательно, на момент обращения с заявлением на участие выше указанной программе заявитель жильем была обеспечена. Согласно подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638 (в ред. Постановления Правительства РФ от 11.08.2007 N 510) основным требованием к участникам является признание нуждающимися в жилье. 26.09.2009года Абитова И.Х. после проведенной реконструкции по увеличению общей площади жилого помещения (58,5 кв. м) получила повторное свидетельство о собственности, но и опять добровольно не сообщила Мэрии о том, что в жилье не нуждается. На основании постановления Мэрии от 09.10.2009года № 1241 Абитова И.Х. была снята с учета в качестве нуждающейся в жилье. В октябре 2010года Абитова И.Х., зарегистрированная по адресу пер. Ключевой, 12, обратилась в прокуратуру города Черкесска с заявлением о восстановлении ее в очередности. Прокуратура, не выяснив обстоятельства, принудила Мэрию согласно протесту и представлению прокуратуры города Черкесска от 04.10.2010 № 7-1157-09 восстановить в очередности с моментаобращения (1996 года) и внести в список участников молодежной программы, в соответствии с предоставленными документами. В связи с тем, что справка о наличии имущества была предоставлена из БТИ, находящегося по ул. Лаара, 42, где имущество Абитовой И.Х. не регистрировалось, так как техническая документация на данную квартиру оформлялась в Федеральном БТИ по пр. Ленина, 2, откуда справка о наличии имущества не предоставлялась, исходя из этого, считают, что Абитова И.Х.умышленно скрывала факт наличия жилья. В ходе судебного разбирательства заявитель также скрыла факт приобретения жилья в собственность в 2008 году, а также факт того, что на момент подачи заявления на участие в программе «Обеспечение жильем молодых семей» она нуждающейся в жилье не являлась, тем самым умышленно ввела суд и прокуратуру города Черкесска в заблуждение. Считают, что Абитова И.Х. подлежит снятию с учета малоимущих граждан, нуждающихся в жилье, а также исключению из списков участников выше указанной программы, так как жильем обеспечена. Просит суд в удовлетворении исковых требований Абитовой И.Х. отказать.