Решение от 25 июля 2011 года по делу №2080/11



Решение

Именем Российской Федерации

25 июля 2011 года                                                                             г. Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево - Черкесской Республики в составе

председательствующей судьи Яичниковой А.В.,

при секретаре судебного заседания - Каламойцевой Л.А.,

с участием представителя истца ТСЖ «Химик» - Тереховой Е.М., действующей на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика МУП «Кадастровое бюро г. Черкесска» - Гербекова Б.А., действующего на основании доверенности,

ответчика Эльдарова Б.Х. и его представителя Чагарова Т.С-А., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ТСЖ «Химик» к МУП «Кадастровое бюро г. Черкесска», Эльдарову ФИО16 о признании действий незаконными,

установил:

ТСЖ «Химик»обратился в Черкесский городской суд с иском к МУП «Кадастровое бюро <адрес>», Эльдарову ФИО16 о признании действий незаконными. В своём заявлении истец просит признать действия МУП «Кадастровое бюро г. Черкесска» по невнесению вграницы земельного участка многоквартирного жилого дома по <адрес>, части земельного участка со стороны <адрес>; обязать ответчика Эльдарова ФИО16 снести незаконно возведенный кирпичный забор на территории земельного участка многоквартирного жилого дома по <адрес>; установить границы земельного участка, принадлежащего собственникам квартир <адрес> в <адрес> с учетом территорий незаконно захваченной Эльдаровым Б.Х. со стороны ул. Балахонова, д. 19 в г. Черкесске, обосновав свои требования тем, что ТСЖ «Химик» по <адрес> в г, Черкесске является
заказчиком по договору землеустроительных работ выполняемых МУП
«Кадастровое бюро». Ответчиком были выполнены работы по договору, но при составлении межевого плана и указания границ, не были учтены все указания заказчика и реально существующие обстоятельства. Так, в территорию не включена часть земли, принадлежащая многоквартирному дому еще с момента строительства и отвода земли многоэтажному жилому дому, тогда как, территория земельного участка <адрес> давно определена и очерчена не только на бумаге. Собственники <адрес>, самовольно возвели кирпичный забор на территории принадлежащей <адрес> по <адрес> в <адрес>, т.е. на территории многоквартирного дома. В сведения государственного кадастра земель может войти неправильная, уменьшенная площадь всего земельного участка, принадлежащая собственникам жилого многоквартирного <адрес> письменную претензию от ТСЖ «Химик» в МУП «Кадастровое
бюро» был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указали, что определение границ земельного участка напрямую зависит от смежных землепользователей и территорий, относящихся в соответствии с ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ к земельным участкам общего пользования не подлежащим приватизации. В связи с тем, что смежные землепользователи определили границы своих земельных участков, и сведения о последних занесены в государственный земельный кадастр, увеличивать за их счет территории общего пользования, ответчик не имеет каких либо прав и законных оснований. ТСЖ считает, что поскольку им были предоставлены все необходимые документы, в том числе и ситуационный план, утвержденный Отделом градостроительства и контроля за использованием земель Мэрии МО г. Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ, ответ из Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по КЧР о том, что сведений о смежных земельных участках у них нет (<адрес>), другие кадастровые паспорта на смежные земельные участки и их границы не пересекаются с границей <адрес> территория спорного участка земли не может относиться к землям общего пользования, поскольку там нет возможности провести проезд, эта сторона здания является тупиковой. Когда ТСЖ производились работы по благоустройству ремонту крыши, то специализированная техника не смогла подъехать именно из-за незаконных строений, которые самовольно захватили территорию ТСЖ, и возвели заборы в частности <адрес> такой ситуации нарушаются правила противопожарной безопасности, строительные нормы и правила. ТСЖ обратилось в Департамент Архитектуры и градостроительства с жалобой и просьбой о приостановлении самовольного строительства, и получило ответ, что в границы земельного участка, отведенного для строительства многоквартирного жилого дома по <адрес> попадает часть участка индивидуального жилого дома по <адрес>, принадлежащего Эльдарову Б.Х. и Гергевой Ш.M. В настоящее время Эльдаровым Б.Х. со стороны многоквартирного дома, в пределах своего участка строится кирпичное ограждение. Кроме того, имеет место размещения металлических контейнеров за пределами своего участка, которые Эльдаров обязуется перенести по окончании возведения забора. ТСЖ обратилось к ответчику МУП «Кадастровое бюро» и предоставило все документы для того, чтобы вся территория его земельного участка была указана. Однако, ответчик МУП «Кадастровое бюро» не захотел указывать именно ту часть участка, которую самовольно захватил ответчик Эльдаров Б.Х. При этом, земельный участок по <адрес> не стоит на кадастровом учете, и при постановке в тех границах, которые существуют, они нарушат права жильцов многоэтажного жилого дома по <адрес>, В соответствии с Письмом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 20.06.2008г. № ВК/2657 «О кадастровом учете земельных участков под многоквартирными домами» указано, что статьей 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что в существующей застройке земельный участок, занятый многоквартирным домом и поставленный на государственный кадастровый учет до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), бесплатно переходит в общую долевую собственность всех собственников помещений со дня вступления в силу Жилищного кодекса. Право долевой собственности на землю возникает с 1 марта 2005 г. в силу закона. В случае, если на день вступления в силу Жилищного кодекса границы земельного участка не установлены, то земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента проведения государственного кадастрового учета земельного участка. В данном случае формирование земельного участка и включение его в состав общего имущества многоквартирного дома влечет за собой возникновение права общей долевой собственности по факту установления границ земельного участка и проведения государственного кадастрового учета. В соответствии с п. 68 Постановления Пленума ВС РФ №10 и Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров связанных с защитой права собственности и других вещных прав» собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д. В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лицвозникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд ктаким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка. При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. В этом же постановлении суда указано, что земля придомовой территории вокруг многоэтажных домов со всеми элементами озеленения и благоустройстве принадлежит собственникам квартир на праве общей долевой собственности и переходит в эту собственность бесплатно. Считают, что даже если в настоящее время идет спор по границам земельного участка под многоквартирным жилым домом это не позволяет никому без согласия ТСЖ распоряжаться его землей. В данной ситуации ТСЖ вынуждено обратиться в суд для защиты своих прав и просить суд установить границы многоквартирного жилого дома по <адрес> и устранить нарушение прав собственников.

В судебном заседании представитель истца ТСЖ «Химик» Терехова Е.М. поддержала требования, изложенные в иске, просила их удовлетворить по указанным в иске основаниям, при этом пояснила, что необходимо восстановить земельный участок в отведенных границах, указанных в техническом паспорте, а именно границу земельного участка, касающуюся земельного участка по <адрес>.

Представитель ответчика МУП «Кадастровое бюро» Гербеков Б.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, указав при этом, что подрядчик не несет ответственности за действия заказчика, ответчиком выполнено формирование границ земельного участка истца с учетом установленных законом требований. Земельный участок по <адрес>, а вырезает часть земельного участка по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ году ответчиком было направлено письмо в адрес ТСЖ о предоставлении землеотводных документов, так как заказчик просил большую площадь, чем имелось в натуре. Заказчик просил выдать межевой план с площадью и размером земельного участка, указанному в техническом паспорте БТИ. Считает, что требования заявлены к ненадлежащему ответчику, так как в в п.п. 4.3.3, 4.3.5 договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ указано, что заказчик обязан согласовать с подрядчиком результаты работ и принять межевой план, а заказчик данные требования договора не выполнил. Только федеральные органы исполнительной власти могут формировать границы земельных участков. Инвентарные дела не содержат сведений о границах земельных участков. Считает, что лицо, обратившееся за защитой своих прав в суд, не обладает правом на земельный участок, следовательно, не имеет права на судебную защиту. Круг ответчиков истцом сделан выборочно, в связи с чем, в данном случае применима ст. 10 ГК РФ о злоупотреблении правом.

Ответчик Эльдарова Б.Х. и его представитель Чагаров Т.С-А. с заявленными требованиями не согласились, просили в иске отказать по тем основаниям, что в компетенцию МУП «Кадастровое бюро» не входит право урезать часть земельного участка смежника и передавать его другому лицу. Представленные истцом документы не свидетельствуют о возведении забора на земельном участке, принадлежащем истцу. Департамент архитектуры и градостроительства в своем письме разъяснил, что кирпичное ограждение строится в пределах своего земельного участка, разрешение на его строительство не требуется. Эльдаров Б.Х. еще в ДД.ММ.ГГГГ году приобрел недостроенное здание, земельный участок на тот период времени уже был сформирован. Земельный участок был приобретен в тех же размерах, в которых он принадлежал предыдущему владельцу, перешел к покупателю в том же виде и на тех же правах. Ответчик земельный участок не захватывал. ТСЖ, как говорила сама представитель истца, создано в 1994 году и с этого же времени ТСЖ должно было знать о своем нарушенном праве. Считают, что ТСЖ не имеет права на обращение с данным иском в суд.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Гергева Ш.М. в судебное заседание не явилась, направила в суд заявление, в котором просила суд рассмотреть дело в её отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Беден Р.П. в судебное заседание не явился, телефонограммой просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МУП «Кадастровое бюро» (подрядчик) и ТСЖ «Химик» (заказчик) заключен договор подряда на выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка по <адрес> в г. Черкесске. Подрядчик обязуется выполнить кадастровые работы в соответствии с заданием заказчика, изготовить по установленной форме и передать заказчику межевой план земельного участка, а заказчик обязуется принять межевой план и оплатить выполненные кадастровые работы.

ТСЖ «Химик» отказался подписывать акт выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ.

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Кадастровое бюро» сообщало ТСЖ «Химик» о необходимости предоставления согласованного плана земельного участка или подписания дополнительного соглашения к договору подряда о продлении срока выполнения кадастровых работ по межеванию земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ председатель ТСЖ «Химик» вновь обратилась в МУП «Кадастровое бюро» с просьбой провести новые замеры земельного участка по <адрес>, по причине того, что в полученном плане зе-мельного участка не указана часть участка, относящаяся к многоквартирному дому, расположенному на этом земельном участке согласно технического паспорта.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком разъяснено истцу, что МУП «Кадастровое бюро» работа по землеустройству проведена в соответствии с действующим законодательством, устанавливающим порядок проведения подобного рода работ, а также требования к определению границ объекта землеустройства. Определение границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, напрямую зависит от смежных землепользователей и территорий, относящихся в соответствии с ч. 12 ст. 85 Земельного Кодекса РФ к земельным участкам общего пользования, не подлежащим приватизации. В связи с тем, что смежные землепользователи определили границы своих земельных участков, и сведения о последних занесены в государственный земельный кадастр, увеличивать за их счет площадь и границы спорного земельного участка, а также за счет территории общего пользования, ответчик не имеет каких - либо прав и законных оснований. Просили сообщить в адрес МУП «Кадастровое бюро» сведения о наличии законных оснований, подкрепленных соответствующими действующему законодательству документами, обосновывающих их требования.

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Гергева Ш.М. продала, а Эльдаров Б.Х. приобрел недостроенный одноэтажный жилой дом на земельном участке <данные изъяты> по адресу: <адрес>.

В соответствии с выписками из Единого государственного реестра прав от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом площадью <данные изъяты> по <адрес> в <адрес> принадлежит Гергевой ФИО22, объект незавершенного строительства по <адрес> в <адрес> - Эльдарову ФИО16.

Постановлением Главы города Черкесска КЧР от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительной прирезке земельного участка по <адрес>» разрешена дополнительная прирезка земельного участка домовладению, принадлежащему Гергевой Ш.М. в счет свободной территории размером <данные изъяты> доведя до общей площади <данные изъяты>.

Согласно акту согласования местоположения границы земельного участка по ул. <адрес> земельного участка в размере <данные изъяты> была согласована со смежниками и соответствует площади земельного участка, которая была утверждена постановлением еще в ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Роснедвижимости по КЧР выдан кадастровый паспорт земельного участка (выписка из государственного кадастра недвижимости) на земельный участок по <адрес> А, площадь которого составляет <данные изъяты>. м. Данный земельный участок поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ.

Суд пришел к выводу о необоснованности заявленного истцом требования о признании действий МУП «Кадасровое бюро» незаконными по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 36 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» №221-ФЗ от 24 июля 2007 года (далее - Закон о кадастре) по договору подряда на выполнение кадастровых работ индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, обязуется обеспечить выполнение кадастровых работ по заданию заказчика этих работ и передать ему документы, подготовленные в результате выполнения этих работ с учетом требований настоящего Федерального закона, а заказчик этих работ обязуется принять указанные документы и оплатить выполненные кадастровые работы.

В результате выполнения кадастровых работ обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет объекта недвижимости или объектов недвижимости, об учете изменений объекта недвижимости, учете части объекта недвижимости или о снятии с учета объекта недвижимости. Объем подлежащих выполнению кадастровых, работ определяется заказчиком кадастровых работ.

Договор подряда на выполнение кадастровых работ является публичным договором.

Статьей 37 Закона о кадастре определено, что в результате кадастровых работ индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, передает заказчику таких кадастровых работ межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка).

В соответствии со ст. 38 Закона о кадастре межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.

В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с Законом о кадастре требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Статьей 39 Закона о кадастре регламентирован порядок согласования местоположения границ земельных участков.

Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности.

При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер обязан: 1) проверить полномочия заинтересованных лиц или их представителей; 2) обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания; 3) указать заинтересованным лицам или их представителям подлежащее согласованию местоположение границ земельных участков на местности (в случае согласования местоположения границ с их установлением на местности).

В судебном заседании установлено, что кадастровым инженером были проведены все кадастровые работы по формированию границ земельного участка по <адрес> в точном соответствии требованиям действующего законодательства, в том числе Закона о кадастре, однако истцом эти работы не были приняты и оплачены, что не свидетельствует о незаконности действий ответчика.

В связи с тем, что заказчик не был согласен с границами земельного участка, которые были отражены в межевом плане, акт о выполненных работах не был подписан и как следствие межевой план МУП «Кадастровое бюро» не был выдан.

Относительно требований о снесении незаконно возведенного забора и установлении границ, то данные требования также не подлежат удовлетворению.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" судам, применяя статью 222 ГК РФ, необходимо учитывать, что на требование о сносе самовольной постройки, создающей угрозу жизни и здоровью граждан, исковая давность не распространяется.

По смыслу абзаца второго пункта 2 статьи 222 ГК РФ ответчиком по иску о сносе самовольной постройки является лицо, осуществившее самовольное строительство. При создании самовольной постройки с привлечением подрядчиков ответчиком является заказчик как лицо, по заданию которого была осуществлена самовольная постройка.

В данном случае вышеуказанные лица привлечены к участию в деле.

Как говорилось ранее здание, сооружение может быть самовольной постройкой при наличии одного из следующих условий: 1) создание объекта капитального строительства на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо 2) создание постройки без получения на это необходимых разрешений 3) создание постройки с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Из содержания названных норм следует, что постройка является самовольной и подлежит сносу при наличии хотя бы одного из следующих условий: возведение постройки на земельном участке, не отведенном для этих целей, отсутствие необходимых документов и разрешений на строительство, существенное нарушение при возведении постройки градостроительных или строительных норм и правил.

В законодательстве (ст. 222 ГК РФ, ст. ст. 35 - 36 Земельного кодекса РФ) используется также термин "строение". Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ) к объекту капитального строительства относится здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Вопросы, касающиеся строительной деятельности в России, регулируются ГрК РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", а также иными нормативно-правовыми актами, в том числе актами, принятыми на региональном и местном уровнях в соответствии с федеральным законодательством.

Согласно действующему законодательству строительство и реконструкция в Российской Федерации осуществляются на основании разрешения на строительство. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст. 51 ГрК РФ). Данный документ является законным основанием для осуществления строительства и некоторых иных видов строительной деятельности. Строительство без надлежаще оформленного разрешения может иметь негативные последствия - в первую очередь постройка может быть признана самовольной.

Разрешение на строительство выдается органами местного самоуправления (за исключением определенных случаев, установленных ГрК РФ) по месту нахождения земельного участка.

В соответствии с п. 2 ст. 222 ГК РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Поскольку ст. 222 ГК РФ при определенных законом условиях не признает за лицом, осуществившим самовольную постройку, права собственности, постольку нельзя считать, что положениями этой статьи, обязывающей граждан не совершать неправомерных действий, вне зависимости от степени ее конкретизации - было нарушено конституционное право частной собственности, а также право заявителя на жилище, т.е. в случае, когда объект строительства обладает признаками, содержащимися в п. 1 ст. 222 ГК РФ, а именно если он создан на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо он был создан без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил, он не может быть объектом какой-либо сделки. При этом можно отметить, что для того, чтобы построенный объект считался самовольной постройкой, достаточно того, чтобы он обладал хотя бы одним из этих признаков.

Между тем, общими условиями "законного" строительства, исключающими признание объекта самовольной постройкой, являются:

участок в установленном порядке с учетом целевого назначения и разрешенного использования отведен для строительства определенного объекта (объектов);

застройщик является правообладателем земельного участка (т.е. владеет им на праве собственности, аренды или ином предусмотренном законом праве);

на строительство (реконструкцию) в установленном порядке получено разрешение;

в процессе строительства (реконструкции) застройщик строго следует
утвержденному проекту.

Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; 2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); 3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства; 5) иных случаях, если в соответствии с ГрК РФ, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Забор не является объектом капитального строительства, в связи с чем, разрешение на его строительство не требуется. Таким образом, забор, строительство которого осуществляется ответчиком Эльдаровым Б.Х., не отвечает признакам самовольной постройки.

Кроме того, вДепартамент архитектуры и градостроительства в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ разъяснил, что кирпичное ограждение строится в пределах своего земельного участка, разрешение на его строительство не требуется. Данный факт также подтвержден показаниями свидетеля Матакаева Х-М.А-Х., допрошенного в судебном заседании. Сомневаться в его показаниях у суда нет оснований.

При рассмотрении заявленных требований отсутствуют основания для применения п. 5 ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", в связи с тем, что работы по установлению границ земельного участка не проводились; истец не лишен возможности обратиться в установленном законом порядке с заявлением в орган государственной власти или органы местного самоуправления о формировании земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, а в дальнейшем и для государственной регистрации права.

Согласно ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 года N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ в связи с жалобами граждан Е.Ю.Дугенец, В.П.Минина и Е.А.Плеханова" (далее - Постановление), реализуя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).

Соответствующие изменения были внесены и в пункт 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в редакции названного Федерального закона в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством (п. 2.1 Постановления).

Согласно п. 2.2 указанного Постановления, как следует из ст. 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).

Такое регулирование согласуется с Гражданским кодексом Российской Федерации, допускающим исключения из общего правила об обусловленности возникновения прав на имущество, подлежащих государственной регистрации, моментом регистрации соответствующих прав на него (пункт 2 статьи 8), и конкретизирующим данное правило пунктом 2 статьи 23 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу которого государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.

В соответствии с п. 2.3 Постановления, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства.

Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Согласно п. 4 Постановления признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса РФ.

Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления.

Пунктом 4.1 Постановления установлено, что, предусмотрев в части 3 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства - единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Как разъясняется в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.

Согласно п. 4.3 Постановления положение части 3 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных статьями 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 Конституции Российской Федерации.

Это означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д.

В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка.

При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти.

Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости (п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").

При таких обстоятельствах, учитывая, что земельный участок под многоквартирным жилым домом по <адрес> не сформирован, не прошел кадастровый учет, следовательно, не находится в общей долевой собственности собственников помещений в данном доме, права ТСЖ «Химик» не нарушены, ТСЖ «Химик» является ненадлежащим истцом по данному требованию и его иск не может быть удовлетворен.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований ТСЖ «Химик» к МУП «Кадастровое бюро г. Черкесска», Эльдарову ФИО16 признании действий МУП «Кадастровое бюро» по внесению в границы земельного участка многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> части земельного участка со стороны <адрес> в <адрес>; об обязании ответчика Эльдарова ФИО16 снести незаконно возведенный кирпичный забор на территории земельного участка многоквартирного жилого дома по <адрес> в <адрес>; об установлении границы земельного участка, принадлежащего собственникам квартир <адрес> в <адрес> с учетом территории незаконно захваченной Эльдаровым Б.Х. со стороны <адрес> в <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде. В окончательном виде решение изготовлено 08 августа 2011 года в 22 часа 00 минут.

Судья Черкесского городского суда                подпись         А.В. Яичникова