РЕШЕНИЕ город Черкесск 11 июля 2011 года Именем Российской Федерации Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М., при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О., с участием представителя заявителя - старшего помощника прокурора Карачаево-Черкесской Республики Мурадовой А.Ю., представителей органов, чьи действия (бездействие) и решения оспорено: от Правительства Карачаево-Черкесской Республики - Кулябцева Р.Ф., от Администрации Зеленчукского муниципального района - Шалина Т.А., представителей заинтересованных лиц: от Управления ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики - Айбазова Р.И., от Управления Россельхознадзора по Карачаево-Черкесской Республике - Блимготова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-1045/11 по заявлению Прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Администрации Зеленчукского муниципального района, о признании незаконным постановления Администрации Зеленчукского муниципального района и об устранении допущенных нарушений ветеринарного законода- тельства, установил: Прокурор г.Черкесска обратился в суд с заявлением в интересах неопределён-ного круга лиц о признании незаконным бездействия Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Администрации Зеленчукского муниципального района, о признании незаконным постановления Администрации Зеленчукского муниципального района и об устранении допущенных нарушений ветеринарного законодательства. В своём заявлении в уточнённой и дополненной редакции от ДД.ММ.ГГГГ прокурор указал, что в силу положений ст.3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» в редакции, действовавшей с 11 января 2009 года по 31 декабря 2010 года (далее - Закон), к полномочиям субъекта Российской Федерации в области ветеринарии относится организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению. В ст.17 Закона установлено, что в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных и массовых незаразных болезней животных Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления на основании представлений главных государственных ветеринарныхинспекторов по закреплённым территориям обслуживания, их заместителей вводятся ограничительные мероприятия (карантин). Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в установленном порядке с целью руководства и координации деятельности юридических и физических лиц по предупреждению распространения и ликвидации очагов заразных болезней животных создают специальные комиссии. Статьёй 19 Закона установлено, что при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в ст.9 Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии. Порядок изъятия животных и продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации. В соответствии со ст.9 Закона главный государственный ветеринарный инспектор Российской Федерации, главные ветеринарные инспектора субъектов Российской Федерации и их заместители имеют право вносить в высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации представления об изъятии животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Заместителем руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Карачаево-Черкесской Республике по информации главного ветеринарного инспектора Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с п.7 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 года № 310 в связи с выявлением очага особо опасного заболевания животных - африканской чумы свиней 30 октября 2010 года вынесено решение и заявлено о необходимости проведения отчуждения свиней и изъятия продуктов свиноводства, не прошедших термическую обработку, в личных подсобных хозяйствах жителей ст.Зеленчукской Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики. Указанное решение направлено руководителю высшего органа исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики. В соответствии с п.8 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляется в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. В силу п.9 указанных Правил граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесённого ими в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели. Пунктом 5 Порядка организации отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных в Карачаево-Черкесской Республике, утверждённого постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 2 декабря 2010 года № 463, определено, что Правительство Карачаево-Черкесской Республики принимает решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в муниципальном образовании, на территории которого введены карантинные мероприятия. Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 184 африканская чума свиней отнесена к перечню болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства.Мероприятия по ликвидации африканской чумы свиней предусмотрены и в Инструкции по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утверждённой Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 21 ноября 1980 года (далее - Инструкция). В соответствии с п.4.1 Инструкции исполком районного совета депутатов, Совет Министров автономной, Совет министров союзной республики по получении материалов об установлении диагноза на африканскую чуму свиней (далее АЧС): создаёт специальную комиссию по борьбе с АЧС; вносит решение об объявлении неблагополучными хозяйства, района, установлении в них карантина, определяет границы эпизоотического очага и границы первой и второй угрожаемых зон, организует проведение в них необходимых мероприятий по профилактике и ликвидации болезни, то есть, проводит мероприятия в эпизоотическом очаге, в первой угрожаемой зоне и во второй угрожаемой зоне.Пунктом 4.1.1 Инструкции определены понятия эпизоотического очага и первой угрожаемой зоны. Так, эпизоотическим очагом африканской чумы свиней считаются свиноводческие фермы, отдельные свинарники, скотобазы, свиноводческие лагеря, подсобные хозяйства, населенные пункты или их часть, отдельные дворы, где имеются больные африканской чумой. Первая угрожаемая зона - территория, непосредственно, прилегающая к эпизоотическому очагу африканской чумы свиней, на глубину 5-20 км от его границ с учётом хозяйственных, торговых и других связей между населенными пунктами, хозяйствами и эпизоотическим очагом. При этом, как в эпизоотическом очаге, так и в первой угрожаемой зоне в соответствии с положениями Инструкции предусмотрено изъятие и уничтожение животных либо бескровным методом, либо путём убоя. В соответствии с п.4.3 и п.5.2.2 Инструкции в первой угрожаемой зоне властями организуется закупка у населения свиней и их убой. Таким образом, организация проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации АЧС, в том числе организация отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов АЧС, относится к полномочиям органов исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики. В целях реализации приведённых положений федерального и республиканского законодательства Председателем Правительства Карачаево-Черкесской Республики по представлению начальника Управления ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики принято постановление от 2 декабря 2010 года № 464 «Об отчуждении свиней и изъятии продукции свиноводства на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики» (далее -Постановление) и утверждён размер подлежащего возмещению ущерба, понесённого гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, за счёт средств республиканского бюджета. Пунктом 1.2 Постановления предусмотрено обеспечение отчуждения живых свиней и изъятие продукции свиноводства в эпизоотическом очаге станицы Зеленчукской. Пунктом 1.1 Постановления установлено, что мероприятия по отчуждению свиней должны быть проведены в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утверждённой Главным управлением ветеринарии министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 года (Инструкция). В п.3 указано на создание специальной комиссии по отчуждению свиней и изъятию продукции свиноводства на территории станицы Зеленчукской Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики. Однако вопреки требованиям ст.3, ст.17, ст.19 Закона «О ветеринарии», п.4.1 Инструкции, п.8 Правил отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, п.5 Правил, утверждённых постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики, п.3 Постановления № 464 от 2 декабря 2010 года Правительство Карачаево-Черкесской Республики не организовало выполнение всех необходимых мероприятий по профилактике и ликвидации АЧС в первой угрожаемой зоне в соответствии с п.5.2 Инструкции, не определило порядок изъятия и отчуждения животных (закупа) из первой угрожаемой зоны. Постановлением и.о. Главы администрации Зеленчукского муниципального района от 29 октября 2010 года № 695 «О наложении карантина по африканской чуме свиней на ст.Зеленчукскую» в связи с возникновением вируса африканской чумы свиней в домовладениях граждан Зинаидовой Е.П. и Рыбалко Т.И. в ст.Зеленчукской введён карантин и утверждён План мероприятий по профилактике и ликвидации африканской чумы свиней на территории Зёленчукского муниципального района. Пунктами 2.7 и 2.8 указанного Плана в первой угрожаемой зоне предусмотрено проведение учёта свиней в хозяйствах всех категорий и расчёта потребности финансовых средств, необходимых для покупки свинопоголовья у населения, а также организация закупки у населения всех свиней для убоя. Ответственными за исполнение указаны финансовое управление администрации Зеленчукского муниципального района,Глава администрации района, РГУ «Зеленчукская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных», МОВД «Зеленчукский». Однако изложенные выше положения действующего федерального законодательства, предусматривающие порядок отношений при отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных, а также предотвращения распространения возбудителей заразных болезней животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных, свидетельствуют о том, что Постановлением главы администрации Зеленчукского муниципального района нормыпо организации закупки у населения свиней для убоя утверждены с превышением полномочий. Если даже допустить, что Постановление Главы Зеленчукского муниципального района от 29 октября 2010 года № 695 принято в пределах предоставленных законом полномочий, то оно в части закупки у населения всех свиней для убоя осталось также неисполненным в связи с отсутствием собственных финансовых средств и отсутствием финансирования со стороны органов исполнительной власти республики. Согласно ответуГлавы администрации Зеленчукского муниципального района от 8 апреля 2011 года № 01-419 убой 2261 голов свиней проведён самим населением под контролем госветслужбы. При этом поголовье при пересчёте составляло 2840 голов свиней всех возрастов. Убой всего свинопоголовья полностью так и не был произведён.Таким образом, закупка у населения свинопоголовья фактически не осуществлялась, что свидетельствует о невыполнении в полном объёме мероприятий по профилактике и ликвидации вируса африканской чумы свиней как со стороны исполнительных органов государственной власти республики, не обеспечивших организацию и финансирование мероприятия, так и со стороны органов местного самоуправления района в связи с отсутствием собственных финансовых средств. В соответствии с решением Управления Россельхознадзора по Карачаево-Черкесской Республике от 30 октября 2010 года № 1077, явившимся основанием для принятия Постановления, отчуждение свиней и изъятие продуктов свиноводства должно было быть проведено в подсобных хозяйствах жителей ст.Зеленчукской. По изложенным основаниям прокурором республики в адрес председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики в порядке ст.23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» 23 декабря 2010 года принесён протест об изменении и приведении в соответствие с требованиями действующего законодательства пункта 1.2 постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 2 декабря 2010 года № 464 «Об отчуждении свиней и изъятии продукции свиноводства на территории Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики». Однако требования, указанные в протесте, Правительством Карачаево-Черкесской Республики отклонены. В соответствии с п.6 Инструкции карантин с неблагополучного по африканской чуме свиней хозяйства, пункта, района (области, края, республики) снимают через десять дней после уничтожения всех свиней в эпизоотическом очаге и убоя свиней в первой угрожаемой зоне, проведения других мероприятий, предусмотренных Инструкцией и представления заключения комиссии о полноте проведения всех мероприятий. Поскольку указанные мероприятия не выполнены, отсутствуют основания для снятия карантина. По этим мотивам нельзя признать законным и постановлениеАдминистрацииЗеленчукского муниципального района от 7 декабря 2010 года №765 о снятии карантина. Обжалуемым бездействием Правительства Карачаево-Черкесской Республики и органов местного самоуправления Зеленчукского муниципального района по невыполнению предусмотренных законом мероприятий по предупреждению и ликвидации очага особо опасной болезни животных - африканской чумы свиней на территории ст.Зеленчукской создаются предпосылки к возникновению новых очагов вируса африканской чумы свиней на территории республики, а также нарушаются имущественные права граждан и права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, закреплённые в статье статьях 35 и 42 Конституции Российской Федерации. Прокурор просил суд: 1) признать незаконным бездействие Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Администрации Зеленчукского муниципального района, выразившееся в неприятии мер по определению границы первой угрожаемой зоны, по организации и проведению в первой угрожаемой зоне отчуждения (закупки у населения) животных и изъятия продуктов животноводства в целях профилактики и ликвидации африканской чумы свиней на территории Зеленчукского муниципального района и по невыполнению Постановления и.о. Главы Администрации Зеленчукского муниципального района; 2) признать незаконным Постановление Главы Администрации Зеленчукского района от 7 декабря 2010 года №765 о снятии карантина; 3) обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики и Администрацию Зеленчукского района устранить допущенные нарушения ветеринарного законодательства и провести мероприятия, направленные на предупреждение возникновения вируса африканской чумы свиней, в виде установления границ первой угрожаемой зоны и осуществления закупки у населения свиней в её пределах (л.д.58-64). Правительство Карачаево-Черкесской Республики представило в суд письменные возражения на заявление прокурора, в которых указало, что согласно ст.19 Закона Российской Федерации «О ветеринарии» при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, принимаемым по представлениям лиц, указанных в ст.9 Закона, могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии. Перечень особо опасных болезней животных определяется федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии. Порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 года № 310 «Об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных» в целях предупреждения и ликвидации болезней животных и обеспечения безопасности в ветеринарном отношении продуктов животноводства на основании Закона «О ветеринарии» утверждены Правила отчуждения животных и изъятия продукте животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Согласно пункту 7 Порядка руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель в 2-дневный срок с даты получения указаний в пункте 6 Правил информации (о выявлении очага особо опасных болезней животных), принимает решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасныx болезней животных по установленной форме. Указанное решение направляется главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации, государственному ветеринарному инспектору по закреплённой территории обслуживания, а также для принятия решения организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства - руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Пункт 8 правил гласит, что организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по установленной форме. При этом, как указано в акте, отчуждаемые животные и изымаемые продукты животноводства подлежат уничтожению. В соответствии со ст.19 Закона «О ветеринарии», постановлением Правительства Российской Федерации № 310 от 26 мая 2006 года, на основании решения Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по КЧР от 30 октября 2010 года № 1077 Правительством КЧР принято постановление от 2 декабря 2010 года № 464 «Об отчуждении свиней и изъятии продукции свиноводства на территории Зеленчукского района КЧР» (далее - Постановление). Согласно п.1 Постановления Управлению ветеринарии КЧР и Управлению КЧР по ГО и ЧС совместно с органами местного самоуправления Зеленчукского района необходимо обеспечить: проведение в станице Зеленчукской ликвидационных мероприятий в соответствии с инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утверждённой Главным Управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР от 21 ноября 1980 года (далее - Инструкция); в эпизоотическом очаге отчуждение живых свиней и изъятие продукции свиноводства. Таким образом, Постановление принято Правительством КЧР в пределах полномочий и в полном соответствии с требованиями федерального законодательства. Довод прокурора о том, что Правительство КЧР должно было также установить, что выкуп свиней у населения должен производиться не только в эпизоотическом очаге, но и в границах первой угрожаемой зоны, является несостоятельным ввиду того, что понятия «отчуждение животных и изъятия продуктов животноводства» и «закуп свиней для боя» не тождественны. Так, согласно п.4 Инструкции исполнительный комитет районного Совета народных депутатов определяет границы эпизоотического очага, границы первой и второй угрожаемой зон и организует проведение в них необходимых мероприятий по профилактике и ликвидации болезни в соответствии с п.4.4, п.5.2 и п.5.3 Инструкции. При этом эпизоотическим очагом африканской чумы считают в том числе, населённые пункты или их часть, отдельные дворы, где имеются больные африканской умой свиньи. Первой угрожаемой зоной является территория, непосредственно прилегающая к эпизодическому очагу африканской чумы свиней, на глубину 5-20 км от его границ. Согласно п.4.4 Инструкции в эпизоотическом очаге свиней уничтожают бескровным методом, трупы убитых и павших свиней сжигают на месте. Согласно п.5.2 Инструкции в первой угрожаемой зоне в кратчайшие сроки закупают у населения всех свиней и затем направляют их для убоя на ближайшие мясокомбинаты или убойные пункты. Пункт 5.2.6 Инструкции гласит, что мясо и другие продукты, полученные от убоя свиней, перерабатывают на варенные, варено-копчённые сорта колбас или консервы. То есть, отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства подразумевает их уничтожение (сжигание) - данные мероприятия проводятся в эпизоотическом очаге, а закуп свиней для убоя не подразумевает уничтожения (сжигание), а подразумевает переработку на продукты питания - данные мероприятия проводятся в первой угрожаемой зоне. Статья 19 Закона «О ветеринарии» и постановление Правительства РФ от 26 мая 2006 года № 310 гласят, что изъятие животных и продуктов животноводства осуществляется при ликвидации очагов особо опасных болезней животных. Таким образом, высший исполнительный орган государственной власти КЧР - Правительство КЧР приняло решение об отчуждении свиней и изъятии продукции свиноводства именно в эпизоотическом очаге станицы Зеленчукской Зеленчукского района КЧР. При этом согласно постановлению Администрации Зеленчукского муниципальнoгo района от 29 октября 2010 года № 695 эпизоотическим очагом признаны личные подсобные хозяйства Зайнединовой Е.П. (<адрес>) и Рыбалко Т.И. (<адрес>), первой угрожаемой зоной - до 5 км, второй угрожаемой зоной - до 100 км. Согласно п.2.8 раздела 2 приложения к указанному постановлению «Мероприятия в первой угрожаемой зоне» в число мероприятий входит организация закупа у населения всех свиней для убоя в ближайший мясокомбинат или оборудованные для этих целей убойные пункты. Ответственными за исполнение являются Глава Зеленчукского муниципального поселения и другие. Таким образом, вопрос об установлении, как того просит прокурор, что выкуп свиней у населения должен производиться не только в эпизоотическом очаге, но и в границах первой угрожаемой зоны, находится вне компетенции Правительства КЧР. Прокурор, предъявляя требования о признании несоответствующим требованиям федерального законодательства п.1.2 Постановления, фактически ссылается не на его несоответствие закону, а на то, что данный пункт должен быть дополнен путём установления границ первой угрожаемой зоны и осуществления закупки у населения свиней. Постановлением Администрации Зеленчукского муниципального района от 7 декабря 2010 года № 765 карантин по заболеванию африканской чумой свиней в станице Зеленчукской, установленный 29 октября 2010 года, снят с 7 декабря 2010 года (л.д.44-47). Министерство сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики представило в суд письменные возражения на заявление прокурора, в которых просило в удовлетворении заявленных требований отказать, отметив, что в связи со снятием карантина осуществление выкупа свиней у населения не защитит права граждан, а нарушит их (л.д.57). В судебном заседании старший помощник прокурора Карачаево-Черкесской Республики Мурадова А.Ю. поддержала заявленные требования, просила заявление удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении. Объяснила, что Правительство Карачаево-Черкесской Республики отдало вопросы на откуп Зеленчукскому району, хотя должно было само решить все вопросы. Правительство Карачаево-Черкесской Республики не предусмотрело всё, что нужно было сделать, не выделило достаточно денежных средств, не проконтролировало ситуацию. Что-то было сделано только в очаге, а в первой угрожаемой зоне ничего сделано не было. То, что сейчас не обнаружен вирус, не является заслугой Правительства Карачаево-Черкесской Республики. Админи-страция района не выполнило свои функции из-за недостатка финансирования из республиканского бюджета. Население возражало против изъятия свиней в связи с предлагаемыми низкими ценами Карантин был снят незаконно. Представитель Правительства Карачаево-Черкесской Республики Кулябцев Р.Ф. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления прокурору отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Объяснил, что Правительство не обязано исполнять акты муниципальных органов. Границы зон определяются актом местного самоуправления. Границы первой угрожаемой зоны Правительством не устанавливаются. В очаговой зоне изъятие и уничтожение животных было произведено. В первой угрожаемой зоне мероприятия проводятся районными властями. Правительство принимает акты только по очаговой зоне. Закуп и убой животных прекращаются со снятием карантина. Сейчас карантин уже снят. Снятие карантина является законным, никаких негативных последствий от этого не наступило. Представитель Администрации Зеленчукского муниципального района Шалин Т.А. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления прокурору отказать. Объяснил, что закупочные цены были низкими - <данные изъяты>, и народ свиней не выдавал. Средств на закупку свиней в районе не было. В очагах отчуждение было произведено, была проведена дезинфекция. Границы зон были установлены. Всё остальное было в норме. Представитель Управление ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики Айбазов Р.И. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления прокурору отказать. Объяснил, что в настоящее время ни о каком закупе свиней не может быть и речи, так как карантин давно снят. Никто свиней не отдаст. Карантин был снят по истечении 30 дней в связи с тем, что новых случаев заболевания выявлено не было. После снятия карантина в течение 6 месяцев проводилось наблюдение, ничего не выявлено. Население не хотело отдавать свиней и по рыночным ценам. Единственное допущенное нарушение в том, что не изъяли свиней. Были допущены некоторые ошибки, так как не была произведена закупка свиней у населения, но сейчас уже нельзя прийти и потребовать отдать свиней. В очаге надо было произвести изъятие и уничтожение животных, в первой угрожаемой зоне - закуп. Работы в очаге должна была сделать районная администрация, а оплатить Правительство республики. В угрожаемой зоне организацию и финансирование всех мероприятий должна была произвести администрация района. Карантин был снят законно. Представитель Управления Россельхознадзора по Карачаево-Черкесской Республике - Блимготов А.А. в судебном заседании просил заявление прокурора удовлетворить. Объяснил, что надо было уничтожить всех свиней в очаге и в первой угрожаемой зоне, - во всей станице Зеленчукской, но свиньи уничтожены не были. Пробы взяли выборочно, с нескольких дворов. Карантин должен был сниматься через 30 дней после уничтожения всех свиней. Поскольку свиней не уничтожили, карантин снят незаконно. В течение 6 месяцев после снятия карантина не было установлено никаких ограничений, что также является нарушением. Требования по карантину не были выполнены вообще. Правительство республике должно было профинансировать все мероприятия по первой угрожаемой зоне, так как в районе таких денег нет. Необходимости закупать свиней на сегодняшний день нет. Но Правительство Карачаево-Черкесской Республики должно предусмотреть возможность повторения ситуации и сделать необходимые выводы. Ситуация с эпидемией остаётся недооцененной. В будущем могут возникнуть аналогичные проблемы. Представитель Министерства сельского хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил. Выслушав объяснения прокурора и представителей заинтересованных лиц, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу о необхо-димости удовлетворения иска в части заявленных прокурором требований. Как установлено в судебном заседании, в конце октября 2010 года в личных подсобных хозяйствах Занаидиновой Е.П. и Рыбалко Т.И., проживающих в ст.Зеленчукская Зеленчукского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, были выявлены заболевания принадлежащих им свиней африканской чумой свиней (далее также - «АЧС»), подтверждённые результатом вирусологической экспертизы от 28 октября 2010 года. В связи с этим постановлением Администрации Зеленчукского муниципального района от 29 октября 2010 года № 695 на ст.Зеленчукскую был наложен карантин по АЧС (л.д.16). Этим же постановлением был утверждён план мероприятий по профилактике и ликвидации АЧС на территории района, согласно которому эпизодическим очагом АЧС признаны личные подсобные хозяйства Зайнетдиновой Е.П. и Рыбалко Т.И., первой угрожаемой зоной - до 5 км, второй угрожаемой зной - до 100 км от очагов (л.д.17). В числе утверждённых этим планом мероприятий было указано на необходимость уничтожения всех находящихся в эпизодическом очаге свиней бескровным методом в срок до 31 октября 2010 года (л.д.17) и организацию закупа у населения всех свиней в первой угрожаемой зоне для убоя в ближайшем мясокомбинате или убойных пунктах (л.д.19). Решением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Карачаево-Черкесской Республике от 30 октября 2010 года было заявлено о необходимости проведения отчуждения свиней и изъятия продуктов свиноводства в личных подсобных хозяйствах ст.Зеленчукская в срок до 10 ноября 2010 года (л.д.15). Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 2 декабря 2010 года № 464 Управлению ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики и Управлению Карачаево-Черкесской Республики по обеспечению мероприятий гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности совместно с органами местного самоуправления Зеленчукского района было предписано: 1) провести в ст.Зеленчукской ликвидационные мероприятия в соответствии с Инструкцией о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утверждённой Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства ССР от 21 ноября 1980 года; 2) обеспечить отчуждение в ст.Зеленчукской живых свиней и изъятие продукции свиноводства. Этим же постановлением Управлению ветеринарии Карачаево-Черкесской Республики было поручено внести предложение о размерах возмещения ущерба, причинённого собственникам в результате отчуждения живых свиней и изъятия продукции свиноводства. Кроме того, была создана специальная комиссия по отчуждению живых свиней и изъятию продукции свиноводства. Министерству внутренних дел Карачаево-Черкесской Республики было рекомендовано оказывать этой комиссии содействие в проведении отчуждения живых свиней и изъятия продукции свиноводства на территории ст.Зеленчукская (л.д.11-13) По результатам проведения хозяйственных и ветеринарно-санитарных мероприятий в эпизоотическом очаге по АЧС на территории ст.Зеленчукская и Зеленчукского района был составлен соответствующий комиссионный акт от 7 декабря 2010 года, в котором комиссия посчитала возможным снять карантин по АЧС в ст.Зеленчукская (л.д.24-26). В этот же день постановлением Администрации Зеленчукского муниципального района от 7 декабря 2010 года № 765 карантин по заболеванию АЧС в ст.Зеленчукской с 7 декабря 2010 года был снят. Этим же постановлением были сохранены ограничения по заболеванию АЧС в первой и второй угрожаемых зонах на 6 месяцев (л.д.32-34). Прокурор Карачаево-Черкесской Республики посчитал, что предпринятые и Правительством Карачаево-Черкесской Республики и Администрацией Зеленчукского муниципального района меры и осуществлённые ими мероприятия являлись недостаточными с точки зрения требований федерального законодательства. Суд соглашается с выводами прокурора в той части, что со стороны Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Администрации Зеленчукского муниципального района имели место ненадлежащая организация и неполное осуществлении необходимых мероприятий, направленных на ликвидацию очага и предупреждение распространения АЧС. Допущенные нарушения могли привести к неконтролируемому росту случаев заболевания АЧС и распространению этого заболевания на другие населённые пункты республики, а также за её пределы, что неминуемо повлекло бы существенный материальный урон владельцам свиней в связи с массовым падежом свиней. До настоящего времени на территории Российской Федерации действует и подлежит применению Инструкция о мероприятиях по предупреждению и ликвидации африканской чумы свиней, утверждённая Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 21 ноября 1980 года (далее - Инструкция). Согласно этой Инструкции исполнительный комитет районного (городского, областного, краевого) Совета народных депутатов, Совет Министров автономной республики и Совет Министров союзной республики, не имеющей областного деления, по получении материалов об установлении диагноза АЧС создаёт специальную комиссию; вносит решение об объявлении соответствующей территории неблагополучной по АЧС и об установлении в ней карантина, определяет границы эпизоотического очага и границы первой и второй угрожаемых зон, а также организует проведение в них необходимых мероприятий по профилактике и ликвидации болезни (п.4.1). Эпизоотическим очагом АЧС считаются свиноводческие фермы, отдельные свинарники, скотобазы, свиноводческие лагеря, подсобные хозяйства, населённые пункты или их часть, отдельные дворы, где имеются больные африканской чумой свиньи. Первая угрожаемая зона - это территория, непосредственно прилегающая к эпизоотическому очагу АЧС, на глубину 5-20 км от его границ с учётом хозяйственных, торговых и других связей между населёнными пунктами, хозяйствами и эпизоотическим очагом; вторая угрожаемая зона - это территория, опоясывающая первую угрожаемую зону, глубиной до 100-150 км от эпизоотического очага (п.4.1.1). В соответствии с Инструкцией от 21 ноября 1980 года в карантинированной территории запрещаются: ввод и ввоз на территорию, вывод и вывоз за её пределы животных всех видов, в том числе птицы; заготовку и вывоз продуктов и сырья животного происхождения; вывоз продукции растениеводства; вход на неблагополучную свиноводческую ферму (в хозяйство) посторонних лиц, въезд на её территорию транспорта и перегруппировку в хозяйстве свинопоголовья; торговлю животными и продуктами животного происхождения на рынках и в других местах (в хозяйствах, населённых пунктах), проведение сельскохозяйственных ярмарок, выставок (аукционов) и других общественных мероприятий, связанных со скоплением людей и животных. На все время карантина ограничивается въезд на карантинируемую территорию района, области, края (республики) и выезд людей с этой территории любым видом транспорта (п.4.1.2). Порядок передвижения людей через карантинированную территорию определяет специальная комиссия по борьбе с АЧС (п.4.2). Специальная комиссия по борьбе с АЧС решает все вопросы, связанные с ликвидацией болезни и недопущением её распространения, и в этих целях: принимает план действий по борьбе с африканской чумой свиней, рассматривает и утверждает систему информации, которая должна обеспечивать оперативную связь и координацию всех запланированных действий; организует перепись и учёт всего свинопоголовья в угрожаемых зонах; выделяет необходимую технику, дезинфекционные машины, дезинфектанты, автотранспорт и другие технические средства; организует в первой угрожаемой зоне закупку у населения свиней, их убой; определяет мясоперерабатывающие предприятия для убоя и переработки свиней из угрожаемых зон, а также источники финансирования закупки животных у населения (п.4.3). Всех находящихся в эпизоотическом очаге свиней уничтожают бескровным методом. Трупы убитых и павших свиней, навоз, остатки кормов, тару и малоценный инвентарь, а также ветхие помещения, деревянные полы, кормушки, перегородки, изгороди сжигают на месте. Несгоревшие остатки зарывают в траншеи (ямы) на глубину не менее 2 м (п.4.4.2). При отсутствии возможности сжечь трупы животных их закапывают в траншеи, вырытые вблизи эпизоотического очага, на глубину не менее 2 м (п.4.4.3). Проводят дезинфекцию помещений, загонов и других мест, где содержались животные (п.4.4.4). В первой угрожаемой зоне в кратчайший срок закупают у населения всех свиней и затем направляют их так же, как и свиней всех других хозяйств, предприятий и организаций этой зоны, для убоя на ближайшие мясокомбинаты или оборудованные для этих целей убойные пункты, определённые специальной комиссией. В тех случаях, когда предприятия по убою и переработке свиней расположены во второй угрожаемой зоне, устанавливают вокруг них режим первой угрожаемой зоны в радиусе до 0,5 км. Всех свиней этой зоны подвергают убою на общих основаниях до начала убоя свиней, завезённых из первой зоны (п.5.2.2). Убой свиней в первой угрожаемой зоне проводят с соблюдением ветеринарно-санитарных правил, исключающих возможность распространения вируса (п.5.2.4). Мясо и другие продукты, полученные от убоя свиней, перерабатывают на варёные, варёно-копчёные сорта колбас или консервы. При невозможности переработки мяса на указанные изделия его обеззараживают проваркой (п.5.2.6). Запрещают продажу животных всех видов, включая птицу, а также торговлю на рынках мясом и другими продуктами животноводства. Снабжение населения продуктами животноводства осуществляют через государственную торговую сеть под контролем органов ветеринарного надзора (п.5.2.10). Запрещают проведение ярмарок, выставок, других мероприятий, связанных с передвижением и скоплением животных, резко ограничивают передвижение транспорта и людей (п.5.2.11). Запрещают ввод (ввоз) свиней в хозяйства и населенные пункты (дворы). Вопрос о вводе (ввозе) в хозяйства и населенные пункты, выводе (вывозе) из них животных других видов в каждом конкретном случае решается специальной комиссией (п.5.2.12). Устанавливают круглосуточные охранно-карантинные милицейские или военизированные посты на всех дорогах, ведущих из неблагополучных пунктов и эпизоотических очагов африканской чумы свиней в первую угрожаемую зону, и на дорогах, ведущих к внешним границам первой и второй угрожаемых зон Посты оборудуют шлагбаумами, дезбарьерами и будками для дежурных (п.5.2.13). Оповещают население об угрозе распространения заразной болезни свиней, об установленных в связи с этим ограничениях и о необходимости обязательного проведения комплекса профилактических мероприятий (5.2.16). Запрещают отделениям связи прием посылок от граждан с продуктами и сырьем животного происхождения (5.2.17). Как указано в Инструкции, карантин с неблагополучного по АЧС хозяйства, пункта, района (области, края, республики) снимают через 30 дней после уничтожения всех свиней в эпизоотическом очаге и убоя свиней в первой угрожаемой зоне, проведения других мероприятий, предусмотренных Инструкцией, и представления заключения комиссии о полноте проведения всех мероприятий (п.6.1). При этом на срок 6 месяцев после снятия карантина устанавливаются ограничения, запрещается вывоз свиней, продуктов и сырья, полученных от их убоя, за пределы неблагополучных районов, областей, республик транспортом всех видов (п.6.2). В течение срока действия ограничений на дорогах при выезде за пределы неблагополучных районов, областей, республик должны функционировать контрольные ветеринарно-милицейские посты (п.6.4). В данном случае были выполнены далеко не все вышеперечисленные требования Инструкции. Как указано в акте от 7 декабря 2010 года, в эпизоотическом очаге были прекращёны: ввоз и вывоз животных всех видов, в том числе птицы; вывоз с территории продукции растениеводства; вход на неблагополучную территорию посторонних лиц; въезд на ее территорию автотранспорта; торговля животными и продуктами животного происхождения на рынках и других местах ст.Зеленчукской (п.1.1). В эпизоотических очагах: в личном подворье Зайнетдиновой Е.П. убито и утилизировано 9 голов свиней; в личном подворье Рыбалкиной Т.И. утилизировано 30 голов свиней разных половозрастных групп. На все уничтоженное поголовье свиней в количестве 39 голов подготовлены и переданы документы в Управление ветеринарии КЧР для компенсации потерь. Остатки кормов, навоз, малоценный инвентарь, полы, кормушки, перегородки и изгороди сожжены на месте, остатки зарыты в землю на глубину до 2 м (п.1.2). На период карантина в Зеленчукский район было командировано 4 автомашины ДУК (дезинфекционные установки). Было выделено необходимое количество спецтехники для проведения работ в очаге инфекции и в первой угрожаемой зоне (п.1.3). В двух очагах инфекции проведена трёхкратная дезинфекция помещений, загонов и других мест, где содержались свиньи. Первичная дезинфекция проводилась 25 и 26 октября 2010 года, повторная - 29 октября 2010 года, после снятия полов, механической чистки. Все деревянные изделия, кормушки и другой инвентарь сожжены на песте. Заключительная дезинфекция проводилась 31 октября 2010 года. Одновременно с первичной дезинфекцией проводилась дератизация в очагах инфекции (п.1.4). В первой угрожаемой зоне проведён учёт всех свиней, находящихся в ст.Зеленчукской. Запрещена выдача ветеринарных справок на убой на территории Зеленчукского района. Все ветеринарные свидетельства, имеющиеся на ветеринарных участках, были изъяты (п.2.1). Владельцы свинопоголовья предупреждены о запрещении продажи, перемещения и самовольного убоя свинопоголовья (п.2.2). Торговля на рынках всех видов животных и птиц не проводилась. Снабжение населения продукцией животноводства осуществлялось через торговую сеть под контролем ветеринарной службы района (п.2.3). С 30 октября 2010 года на период карантина были установлены два карантинно-милицейских поста при въезде и выезде из ст.Зеленчукской. Посты оборудованы дезбарьерами и вагончиками для дежурных. Дорога из ст.Зеленчукской в сторону ст.Исправной (старая дорога) была перекопана и не функционировала (п.2.4). На территории района не проводились мероприятия, связанные с перемещением и скоплением животных (п.2.5). Мясо и другие продукты, полученные от убоя свиней в первой угрожаемой зоне, перерабатывались на вареные изделия и законсервировались (п.2.7). Население Зеленчукского района было информировано об угрозе распространения африканской чумы свиней через газету «Бизнес-почта» от 30 октября 2010 года (п.2.8). Отделения связи прекратили прием посылок от граждан с продуктами и сырьем животного происхождения (п.2.9). Во второй угрожаемой зоне торговля на рынках свиньями и продукцией свиноводства не проводилась (п.3.1). Проведён учёт и перепись свинопоголовья и организовано проведение вакцинации против классической чумы и рожи свиней в ст.Исправной - 378 голов, ст.Кардоникской - 374 головы, ст.Сторожевой - 87 голов, п.Даусуз - 4 головы, с.X.Греческое - 6 голов. В Племрепродукторе «Зеленчукский» имелось 240 голов свиней разных возрастов, вакцинировано 230 голов. Предприниматель Слинько Ю.А., проживающий в ст.Исправной, имел 500 голов свиней, которые вакцинированы против классической чумы и рожи свиней (п.3.2). Свинопоголовье содержалось безвыгульно, в закрытых помещениях (п.3.3). Пищевые отходы от столовых, кафе и ресторанов не вскармливались свинопоголовью (п.3.4). Всё свинопоголовье во второй угрожаемой зоне находилось под ветеринарным наблюдением. Убой свинопоголовья производился под контролем ветслужбы Зеленчукской РВС (п.3.5). Введён запрет на вывоз свиней и продукции свинопоголовья за пределы Зеленчукского муниципального района до 7 июня 2011 года (п.3.6). Убой свинопоголовья производился под контролем ветслужбы Зеленчукской РВС (п.3.8). В неустановленных местах реализация продукции свиноводства не проводится (п.3.9). Мероприятия в эпизоотических очагах, предусмотренные действующей инструкцией по борьбе с АЧС, выполнены в полном объёме (п.3.10) (л.д.24-26). В то же время, в акте от 7 декабря 2010 года (п.2.6) указано, что расчёт финансовых средств, необходимых для закупки свинопоголовья у населения,был произведён несвоевременно, и по этой причине не выполнены мероприятия по изъятию свинопоголовья у населения в первой угрожаемой зоне, то есть, в ст.Зеленчукской. По истечении 30 дней этот вопрос не был решён (л.д.25). Таким образом, как установлено в судебном заседании, при осуществлении карантийных мероприятий по АЧС в ст.Зеленсукской и Зеленчукском муниципальной районе не было выполнено основное требование Инструкции, решения Управления Россельхознадзора от 30 октября 2010 года и постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 2 декабря 2010 года № 464, а именно - не был произведён убой (отчуждение) всего свинопоголовья в очаге АЧС и в первой угрожаемой зоне (5-20 км), то есть убой всех свиней в ст.Зеленчукской. В данном нарушении усматривается вина как Администрации Зеленчукского муниципального района, в обязанность которой входило непосредственное осуществление мероприятий по ликвидации и предотвращению распространения АЧС, так и Правительства Карачаево-Черкесской Республики, которое в соответствии со ст.3 и ст.17 ФЗ «О ветеринарии» в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 10 декабря 2010 года № 356-ФЗ, должно было организовать проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации АЧС и осуществлять предусмотренные ветеринарным законодательством Российской Федерации специальные мероприятия по ликвидации очагов заболевания. В постановлении Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 2 декабря 2010 года № 464 указано, что контроль за его выполнением возложен на Председателя Правительства Карачаево-Черкесской Республики. Нарушены были Администрацией Зеленчукского муниципального района и условия снятия карантина, поскольку карантин можно было снять только через 30 дней после уничтожения всех свиней в эпизоотическом очаге и убоя свиней в первой угрожаемой зоне, проведения всех других мероприятий, предусмотренных Инструкцией, и представления заключения комиссии о полноте проведения всех мероприятий. Карантин был объявлен 29 октября 2010 года, убой всех свиней в первой угрожаемой зоне произведён не был, и уже 7 декабря 2010 года (то есть, через 39 дней после объявления) карантин был снят. При этом за всё время карантина было уничтожено только 39 свиней в двух хозяйствах граждан Зайнетдиновой Е.П. и Рыбалкиной Т.И. В соответствии со ст.19 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (в редакции Федерального закона от 21 июля 2007 года № 191-ФЗ) при ликвидации очагов особо опасных болезней животных по решениям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации могут быть изъяты животные и (или) продукты животноводства с выплатой собственнику животных и (или) продуктов животноводства стоимости животных и (или) продуктов животноводства за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации и выдачей этому собственнику соответствующего документа о таком изъятии. Перечень особо опасных болезней животных определяется федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, а порядок изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных устанавливается Правительством Российской Федерации. Приказом Минсельхоза России от 17 мая 2005 года № 81 (зарегистрирован в Минюсте России 25 мая 2005 года за № 6645) был утверждён Перечень карантинных и особо опасных болезней животных, в котором указано на африканскую чуму свиней. Приказом Минсельхоза России от 22 июня 2006 года № 184 утверждён Перечень болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства. В этом перечне также есть указание на африканскую чуму свиней. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2006 года № 310 утверждены Правила отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных, которые регулируют порядок отношений при отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных, а также предотвращения распространения возбудителей заразных болезней животных и защиты населения от болезней, общих для человека и животных (п.1). Согласно этим Правилам они являются обязательными для всех граждан, юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления при проведении мероприятий по предотвращению возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных (п.2). Как указано в Правилах, животные могут быть отчуждены, а продукты животноводства изъяты при предотвращении возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных согласно перечню болезней, при которых допускается отчуждение животных и изъятие продуктов животноводства, утверждаемому Министерством сельского хозяйства Российской Федерации (п.3). Решение о необходимости проведения отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных принимает руководитель территориального органа Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору или его заместитель в 2-дневный срок с даты получения соответствующей информации. Указанное решение направляется главному государственному ветеринарному инспектору субъекта Российской Федерации, государственному ветеринарному инспектору по закрепленной территории обслуживания, а также для принятия решения об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства - руководителю исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об организации и проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства, направляет гражданам и юридическим лицам - владельцам животных, подлежащих отчуждению, и продуктов животноводства, подлежащих изъятию, копию принятого решения (п.7). Организация и проведение отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства в целях предотвращения возникновения и ликвидации очагов особо опасных болезней животных осуществляются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. О проведении отчуждения животных и изъятия продуктов животноводства составляется акт об отчуждении животных и изъятии продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных (п.8). Граждане и юридические лица имеют право на возмещение ущерба, понесённого ими в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, в размере стоимости отчужденных животных или изъятых продуктов животноводства в соответствии с порядком расходования средств бюджета субъекта Российской Федерации, предусмотренных на эти цели (п.9). Размер подлежащего возмещению ущерба, понесенного гражданами и юридическими лицами в результате отчуждения животных или изъятия продуктов животноводства, определяется субъектом Российской Федерации на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях размер указанного ущерба определяется на основании рыночной стоимости отчужденных животных и изъятых продуктов животноводства (п.11). Как установлено в судебном заседании, одной из основных причин невыполнения требований Инструкции и постановления Правительства Карачаево-Черкесской Республики об обязательном отчуждении свиней в связи с АЧС в ст.Зеленчукской было установление Правительством Карачаево-Черкесской Республики явно заниженных цен на закупаемых у населения ст.Зеленчукской свиней. Установленная закупочная цена в размере <данные изъяты> за 1 кг живого веса была значительно ниже рыночных цен в размере <данные изъяты> руб за 1 кг. Правительство Карачаево-Черкесской Республики не выделило денежные средства в объёме, обеспечивающем реальное возмещение собственникам свиней имущественного ущерба, связанного с изъятием у них животных. При таких обстоятельствах в целях недопущения допущенных нарушений в случае возникновения на территории республики аналогичных ситуаций суд считает необходимым вынести решение о признании незаконным бездействия Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Администрации Зеленчукского муниципального района, выразившегося в ненадлежащей организации и неполном осуществлении необходимых мероприятий, направленных на ликвидацию очага и предупреждение распространения АЧС в ст.Зеленчукской в октябре-декабре 2010 года. В части признания незаконным постановления Администрации Зеленчукского муниципального района от 7 декабря 2010 года № 765 «О снятии карантина по заболеванию африканской чумой свиней в ст.Зеленчукской» и в части возложения на Правительство Карачаево-Черкесской Республики и Администрацию Зеленчукского муниципального района устранить нарушения ветеринарного законодательства и провести мероприятия по установлению границ первой угрожаемой зоны и осуществлению закупки у населения свиней в пределах этой зоны в удовлетворении заявления прокурору следует отказать, поскольку с момента снятия карантина и до настоящего времени случаев заболевания АЧС на территории ст.Зеленчукской и Зеленчукского муниципального района зарегистрировано не было. Осуществление требуемых прокурором мер спустя 7 месяцев после снятия карантина является нецелесообразным и приведёт только лишь к неоправданному нарушению прав владельцев свиней. Руководствуясь статьями 2, 45, 194-199, 245-250, 254-258 ГПК РФ, суд решил: Заявление Прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределённого круга лиц о признании незаконным бездействия Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Администрации Зеленчукского муниципального района, о признании незаконным постановления Администрации Зеленчукского муниципального района и об устранении допущенных нарушений ветеринарного законодательства удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Правительства Карачаево-Черкесской Республики и Администрации Зеленчукского муниципального района, выразившееся в ненадлежащей организации и неполном осуществлении необходимых мероприятий, направленных на ликвидацию очага и предупреждение распространения африканской чумы свиней в станице Зеленчукской Зеленчукского района Карачаево-Черкесской Республики в октябре-декабре 2010 года. В остальной части (а именно: в части признания незаконным постановления Администрации Зеленчукского муниципального района от 7 декабря 2010 года № 765 «О снятии карантина по заболеванию африканской чумой свиней в ст.Зеленчукской» и в части возложения на Правительство Карачаево-Черкесской Республики и Администрацию Зеленчукского муниципального района устранить нарушения ветеринарного законодательства и провести мероприятия по установлению границ первой угрожаемой зоны и осуществлению закупки у населения свиней в пределах этой зоны) заявление Прокурора Карачаево-Черкесской Республики оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассацион-ной жалобы и/или представления через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 27 июля 2011 года. Судья Черкесского городского суда подпись Ю.М.Коцубин Копия верна