ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ город Черкесск 22 июля 2010 года Именем Российской Федерации Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М., при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О., в отсутствие сторон, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-1888/11 по иску Военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах Военного авиационного инженерного университета к Хабекирову ФИО4 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на обучение, установил: Военный прокурор Воронежского гарнизона обратился в суд с иском в интересах Военного авиационного инженерного университета к Хабекирову Б.А. о взыскании с него средств федерального бюджета, затраченных на обучение в университете, в сумме <данные изъяты>. В исковом заявлении прокурор указал, что в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» Хабекиров Б.А. приказом начальника <адрес> №-К от ДД.ММ.ГГГГ зачислен с ДД.ММ.ГГГГ на первый курс института и назначен на воинскую должность «курсант» с присвоением воинского звания «рядовой», по военной специальности: «Техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования». ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с директивой Генерального штаба ВС РФ от 31 декабря 2008 года № курсант Хабекиров Б.А. в числе переменного состава, прибывшего из Тамбовского высшего военного авиационного инженерного училища радиоэлектроники (военного института) для дальнейшего прохождения военной службы и обучения, с ДД.ММ.ГГГГ был зачислен на 2 курс <адрес> (г.Воронеж). ДД.ММ.ГГГГ курсант Хабекиров Б.А. заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ с Министерством обороны РФ в лице начальника Военного авиационного инженерного университета (г.Воронеж) на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования, и 5 лет военной службы после его окончания. Приказом начальника университета № от ДД.ММ.ГГГГ рядовой Хабекиров Б.А. отчислен из военно-учебного заведения от дальнейшего обучения по неуспеваемости на основании п.п.«в» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта). Право граждан на получение образования в военно-образовательных учреждениях закреплено Федеральными законами «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе». В соответствии с п.7 ст. 35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным п.п. «д», «е» и «з» п.1, п.п. «в» и «д» п.2 ст.51 Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации. При заключении контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств, указанных в настоящем пункте, а также размер подлежащих возмещению средств включаются в контракт о прохождении военной службы. Настоящие положения закона вступили в силу с 1 июля 2007 года. Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2007 года № 402 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Указанное постановление вступило в силу с 1 июля 2007 года и распространило своё действие на граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение по основным образовательным программам профессионального образования, начиная с 2007 года. В пункте 2 этого постановления было поручено Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, привести свои нормативные правовые акты в соответствии с настоящим постановлением. Как следует из приказа МО РФ от 8 августа 2008 года № 434 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 25 июня 2007 года № 402», в соответствии с названным постановлением, была утверждена Методика расчёта стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны России. Из п.2 приказа следует, что Статс-секретарю - заместителю Министра обороны РФ до 30 сентября 2008 года было предписано организовать разработку рекомендаций должностным лицам органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ по организации исчисления и обеспечению возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны России, и утвердить их. Данные рекомендации были разработаны и утверждены Статс-секретарем - заместителем МО РФ в октябре 2008 года. Согласно п.15 этих рекомендаций на каждого поступившего в военно-учебное заведение гражданина заводится индивидуальная карта учёта средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку гражданина на период его обучения в ВУЗе. Из приказа МО РФ № 434 от 8 августа 2008 года также следует, что расчёт фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении службы в соответствии с Приложением № 7 к Методикам, утверждаются руководителем органа военного управления или соответствующим должностным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебные заведения. Указанный расчёт был утвержден Главнокомандующим ВВС 14 августа 2009 года, согласно которому фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств по специальности «Техническая эксплуатация авиационного радиоэлектронного оборудования», по которой обучался Хабекиров Б.А., составило <данные изъяты> в год. Таким образом учитывая, что Хабекиров Б.А. был отчислен из института по неуспеваемости, что подтверждается рапортом начальника курса от ДД.ММ.ГГГГ, он обязан возместить средства федерального бюджета, затраченные на его специальную подготовку. В соответствии с Индивидуальной картой учёта средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку Хабекирова Б.А. в период обучения в военно-учебном заведении, оформленной в соответствии с Приложением № 2 к Рекомендациям Статс-секретаря - заместителя МО РФ, срок обучения в <адрес> (г.Воронеж) Хабекирова Б.А. составил ДД.ММ.ГГГГ. Расчёт текущего значения суммы, в соответствии с указанной Индивидуальной картой, подлежащих возмещению средств, затраченных на обучение Хабекиров Б.А. за указанный период, составил <данные изъяты>. Хабекиров Б.А. в добровольном порядке данную сумму в финансовый орган университета не внёс. В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту интересов Российской Федерации. Пунктом 3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых интересов общества или государства. В данном случае интересы государства обоснованы правовым анализом Конституции РФ и действующего федерального законодательства Российской Федерации. Согласно пункту «д» ст.71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества. В связи с этим защита интересов Российской Федерации включает в себя также вопросы сохранности федеральной собственности, в том числе денежных средств, затраченных на обучение военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. В силу п.12 ст.1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно ст.11 того же закона воинские части входят в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Пунктом 1 ст.26 закона определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путём ассигнования средств Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны. В соответствии с п.4 ст.214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. <адрес> (г.Воронеж) входит в состав Министерства обороны РФ и является получателем бюджетных средств, которые установленным порядком расходует на цели, соответствующие условиям их получения. Согласно Уставу образовательное учреждение <адрес> (г.Воронеж) является бюджетным учреждением. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года и Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами (утв. приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 года № 7н) бюджетные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами только через лицевые счета, открытые им в территориальных органах федерального казначейства, и в соответствии с бюджетной сметой (ст.161-162 БК РФ). Законом РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании» установлено, что обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования финансируется за счёт средств федерального бюджета (ст. 14). Кроме того, <адрес> (г.Воронеж), финансируемый из федерального бюджета, не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам. Военный прокурор Воронежского гарнизона, обратившись в суд с исковым заявлением к отчисленному курсанту Хабекирову Б.А., просит взыскать с него денежные средства федерального бюджета в размере <данные изъяты>, затраченные государством на его обучение в военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, то есть, действует в защиту интересов Российской Федерации. Совпадение этих интересов с интересами Учреждения (<данные изъяты>) не может трактоваться как обращение прокурора только в пользу Учреждения, поскольку требования военного прокурора направлено на взыскание с ответчика Хабекирова Б.А. денежных средств, подлежащих зачислению в федеральный бюджет через лицевой счет Учреждения, находящийся в территориальном органе Федерального казначейства. Соответственно, в качестве процессуального истца указывается Учреждение - <адрес> (г.Воронеж). Кроме того, наличие права Учреждения - <адрес> (г.Воронеж) на обращение в суд с аналогичным иском не лишает военного прокурора самостоятельной реализации им своих полномочий, поскольку они прямо предоставлены ему ч.1 ст.45 ГПК и ч.2 ст.4 Федерального закона «О прокуратуре РФ», согласно которым органы прокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от других органов власти. Данные обстоятельства обязывают прокурора обратиться в суд с заявлением о взыскании задолженности, поскольку собственником данных денежных средств является Российская Федерация, и прокурор фактически действует в защиту интересов государства. Прокурор просил суд взыскать с ответчика в пользу Российской Федерации в лице <адрес> (г.Воронеж) денежные средства в размере <данные изъяты>. В судебное заседание прокурор и представитель истца не явились, письменными заявлениями просили рассмотреть дело в их отсутствие, согласившись на вынесение заочного решения. Ответчик в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил. По определению суда дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства. Рассмотрев исковое заявление, исследовав приложенные к нему документы, суд пришёл к следующему выводу. Как установлено в судебном заседании, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» ответчик - Хабекиров Б.А. приказом начальника <адрес> радиоэлектроники (военного института) от ДД.ММ.ГГГГ №-К с ДД.ММ.ГГГГ был зачислен на первый курс института и назначен на воинскую должность «курсант» с присвоением воинского звания «рядовой», по военной специальности «техническая эксплуатация радиоэлектронного оборудования». В соответствии с директивой Генерального штаба ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № для дальнейшего прохождения военной службы и обучения курсант Хабекиров Б.А. с ДД.ММ.ГГГГ был зачислен на 2 курс Военного авиационного инженерного университета (г.Воронеж). ДД.ММ.ГГГГ курсант Хабекиров Б.А. заключил контракт о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ с Министерством обороны РФ в лице начальника <адрес> (г.Воронеж) на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования, и на 5 лет военной службы после его окончания. Приказом начальника университета от ДД.ММ.ГГГГ № рядовой Хабекиров Б.А. отчислен из военно-учебного заведения от дальнейшего обучения по причине неуспеваемости на основании п.п.«в» п.2 ст.51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с невыполнением условий контракта. Как следует из имеющихся в деле документов, в период обучения ответчика в <адрес> (г.Воронеж), то есть, за ДД.ММ.ГГГГ, на его обучение государством из федерального бюджета было затрачено <данные изъяты> Прокурор просил взыскать указанную сумму с ответчика в пользу Российской Федерации в лице <адрес> (г.Воронеж). Данные требования подлежат удовлетворению. В соответствии с п.7 ст.35 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Постановлением Правительства России от 25 июня 2007 года № 402 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан в военных образовательных учреждениях профессионального образования. Указанное постановление вступило в силу с 1 июля 2007 года и распространило своё действие на граждан, поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования на обучение по основным образовательным программам профессионального образования, начиная с 2007 года. В пункте 2 этого постановления было поручено Министерству обороны России, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, привести свои нормативные правовые акты в соответствии с настоящим постановлением. Приказом Министерства обороны России от 8 августа 2008 года № 434 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах России постановления Правительства России от 25 июня 2007 года № 402» была утверждена Методика расчёта стоимости износа основных средств, стоимости расхода материальных запасов и расхода на содержание преподавателей, включаемых в состав расходов, затраченных на военную или специальную подготовку граждан России в военных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны России. Пунктом п.2 этого приказа статс-секретарю - заместителю Министра обороны России было предписано в срок до 30 сентября 2008 года организовать разработку рекомендаций должностным лицам органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил России по организации исчисления и обеспечению возмещения средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан России в военных образовательных учреждениях профессионального образования Минобороны России, и утвердить их. Данные рекомендации были разработаны и утверждены в октябре 2008 года. Согласно п.15 этих рекомендаций на каждого поступившего в военно-учебное заведение гражданина заводится индивидуальная карта учёта средств федерального бюджета, затраченных на военную и специальную подготовку гражданина на период его обучения в ВУЗе. Из приказа Минобороны России от 8 августа 2008 года № 434 следует, что расчёт фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении службы в соответствии с Приложением № 7 к Методикам, утверждаются руководителем органа военного управления или соответствующим должностным лицом, имеющим в непосредственном подчинении военно-учебные заведения. Указанный расчёт был утвержден Главнокомандующим ВВС России 14 августа 2009 года. Согласно этому расчёту фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств по специальности «техническая эксплуатация авиационного радиоэлектронного оборудования», по которой обучался ответчик, составляет <данные изъяты> в год. Из приложенных к исковому заявлению документов следует, что срок обучения Хабекирова Б.А. в университете составил ДД.ММ.ГГГГ, то есть, ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно с ответчика подлежит взысканию <данные изъяты> Приложенный прокурором к исковому заявлению расчёт является арифметически правильным, ответчиком требуемая ко взысканию сумма не оспорена. Согласно пункту «д» ст.71 Конституции России в ведении Российской Федерации находится федеральная государственная собственность и управление ею. Российская Федерация, как субъект гражданских правоотношений, является собственником принадлежащего государству имущества. В связи с этим защита интересов Российской Федерации включает в себя также вопросы сохранности федеральной собственности, в том числе денежных средств, затраченных на обучение военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации. В силу п.12 ст.1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных сил, других войск, воинских формирований и органов находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Согласно ст.11 этого же закона воинские части входят в общий состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Пунктом 1 ст.26 закона определено, что финансирование расходов на оборону осуществляется из средств федерального бюджета путём ассигнования средств Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, обеспечивающим реализацию мероприятий в области обороны. В соответствии с п.4 ст.214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государствен-ными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. <адрес> (г.Воронеж) и входит в состав Министерства обороны России, является бюджетным учреждением и получателем бюджетных средств, которые установленным порядком расходует на цели, соответствующие условиям их получения. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 года и Порядком открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, утверждённым приказом Федерального казначейства от 7 октября 2008 года № 7н, бюджетные учреждения осуществляют операции с бюджетными средствами только через лицевые счета, открытые им в территориальных органах федерального казначейства, и в соответствии с бюджетной сметой. Законом РФ от 10 июля 1992 года «Об образовании» установлено, что обучение в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования финансируется за счёт средств федерального бюджета (ст.14). Кроме того, <адрес> (г.Воронеж), финансируемый из федерального бюджета, не может по своему усмотрению распоряжаться этими средствами и отвечать ими по своим обязательствам. Таким образом, с ответчика в пользу Российской Федерации в лице <адрес> (г.Воронеж) следует взыскать денежные средства в размере <данные изъяты> рубля. Руководствуясь статьями 2, 194-199,233-235 ГПК РФ, суд решил: Иск Военного прокурора Воронежского гарнизона в интересах Российской Федерации в лице <адрес> к Хабекирову ФИО4 о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на обучение, удовлетворить. Взыскать с Хабекирова ФИО4 в пользу Российской Федерации в лице <адрес> <данные изъяты> рубля в возмещение расходов из федерального бюджета, затраченных на его обучение в военном образовательном учреждении профессионального образования. Взыскать с Хабекирова ФИО4 в доход муниципального образования города Черкесска государственную пошлину в сумме <данные изъяты>. Ответчик вправе подать в Черкесский городской суд заявление об отмене настоящего решения в течение семи дней со дня получения копии этого решения в окончательной форме. Решение может быть обжаловано сторонами в кассационную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы и/или представления через Черкесский городской суд в течение десяти дней по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене настоящего решения, а в случае, если такое заявление ответчиком будет подано, - в течение десяти дней со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 1 августа 2011 года в 21 час 30 минут. Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин