Решение от 30 июля 2011 года по делу 2-1639/2011



                                            Дело № 33-1639/11

Решение

Именем Российской Федерации

30 июня 2011 года                            г. Черкесск

Черкесский городской суд, Карачаево-Черкесской Республики

в составе:

председательствующего судьи Коркмазовой Л.А.,

при секретаре Элькановой Д.Б.;

с участием:

представителя истца Хосуева А.Л. - Есенеевой Ф.М.

представителя ответчика Правительства КЧР - Биджиева Д.Х.-А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

представителя ответчика администрации Усть-Джегутинского муниципального района Семенова А.А. действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ;

представителя ответчика Министерства труда и социального развития КЧР - Хачукова ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску ФИО5 к Республиканской комиссии по реализации полномочий РФ по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, администрации Усть-Джегутинского сельского поселения о признании решения комиссии об отказе во внесении в проект постановления КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения незаконным, об оспаривании действий жилищной комиссии при администрации Усть-Джегутинского сельского поселения и возложении обязанностей по восстановлению нарушенных прав,

установил:

Хосуев А-Б.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при Правительстве КЧР (далее - «республиканская комиссия»), указав, что решением республиканской комиссии ему было отказано во внесении в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, в связи с тем, что его состав семьи - 3 человека и он ухудшил свои жилищные условия, подарив дом сыну в 2009 году. По указанным основаниям комиссия пришла к выводу, что он намеренно ухудшила жилищные условия с целью постановки на учёт.

Данный отказ истец Хосуев А-Б.А. считает незаконным. Он является участником Великой Отечественной войны, <данные изъяты>

В соответствии с подп.4 п. 1 ст. 14 Федерального закона «О ветеранах» инвалиды войны, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Он встал на учёт в администрации Усть-Джегутинского сельского поселения как нуждающийся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, а именно - ДД.ММ.ГГГГ. В своём отказе комиссия рекомендовала администрации района снять его с учёта нуждающегося в улучшении жилищных условий и поставить на учёт по истечении 5 лет согласно ст.53 Жилищного кодекса РФ. На основании данных рекомендаций решением жилищной комиссии при администрации Усть-Джегутинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ он был исключен из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Считает, что в данном случае не имеется оснований для применения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, поскольку никаких намеренных действий, направленных на приобретение права состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях, он не совершал.

Все зарегистрированные и проживающие в этом доме - это его сын - ФИО5, супруга сына и его дети. Истец просил суд: 1) признать решение республиканской комиссии, выразившиеся в отказе во внесении его в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения незаконным; 2) признать протокол заседания жилищной комиссии при администрации Усть-Джегутинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения его из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным. Истец просил также возложить обязанность на ответчиков восстановить его нарушенные права.

В судебное заседание истец, будучи надлежаще извещенный о дате и времени слушания дела не явился, в силу своего возраста и состоянии здоровья.

Представитель истца - Есенева Ф.М., поддержала доводы, изложенные в заявлении, уточнила заявленные требования и просила суд:

Признать решение Республиканской комиссии по реализации полномочий РФ по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выразившиеся в отказе во внесении Хосуева ФИО1 в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения- незаконным.

Обязать Республиканскую комиссию по реализации полномочий РФ по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий внести Хосуева ФИО1 в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения.

Признать протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии при администрации Усть-Джегутинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в части исключения Хосуева ФИО1 из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий - незаконным.

Обязать жилищную комиссию при администрации Усть-Джегутинского городского поселения восстановить Хосуева ФИО1 в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Представитель ответчика Правительства Карачаево-Черкесской Республики просил в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. При этом пояснил, что у истца был дом, который был подарен сыну. После дарения дома истец встал в очередь и был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Республиканская комиссия проверила представленные документы и на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ приняла решение отказать заявителю во внесении его в проект постановления о выделении субсидий.

Представитель ответчика - Администрации Усть-Джегутинского городского поселения считал требования не законными и просил в иске к Администрации отказать.

Представитель ответчика Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики просил в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Хосуева А.Л. основаны на законе и подлежат удовлетворению.

Истец Хосуев А.Л. является участником Великой Отечественной войны и на него распространяются меры социальной поддержки, указанные в ст.14 Федерального закона «О ветеранах» в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федеральному закону "О ветеранах".

В соответствии с п/п 4 п. 1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно статье 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением администрации Усть-Джегутинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ Хосуев А.Л. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что Хосуев А.Л. зарегистрирован и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, совместно с сыном ФИО5 его супругой ФИО4, внуком ФИО6, внучкой ФИО4 ( детьми сына).

Домовладением владеет сын истца - ФИО5 который на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с ним и регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ, является собственником указанного дома.

Согласно краткой характеристике домовладения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ указанный жилой <адрес> года постройки имеет общую площадь 75 кв. м, является одноэтажным.

Отказывая Хосуеву А.Л. во внесении его в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения, республиканская комиссия посчитала его действия по отчуждению принадлежащего на праве собственности дома сыну намеренным ухудшением жилищных условий. Кроме того, республиканская комиссия указала, что истец проживает в доме общей площадью 75 кв.м., в котором на момент постановки на учет было зарегистрировано 3 человека, в связи с чем общая площадь на всех членов семьи больше учетной.

Данные действия комиссии суд находит не основанными на законе. Так, сделка по приобретению жилого дома в собственность сына истца, не привела к возникновению новых оснований для признания Хосуева А.Л. нуждающимся в жилом помещении.

Статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации содержит перечень оснований признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в качестве таковых, в том числе, членов семьи собственника жилого помещения и обеспеченных общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно положению статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 г. N 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допустимы в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

Суд при разрешении настоящего спора не установил в этой части обстоятельств для применения положений ст. 53 ЖК РФ о последствиях намеренного ухудшения лицом жилищных условий, поскольку истец проживал и проживает в данном домовладении и отчуждение (смена собственника) жилого помещения не привело к ухудшению (изменению) жилищных условий.

Кроме того, его сын ФИО5 его супруга ФИО4, внук ФИО6, внучка ФИО4 ( дети сына) проживали с истцом и до дарения дома сыну.

Так, на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 Кодекса учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Учетная норма и норма предоставления в Усть-Джегутинском муниципальном районе составляет 18 метров. Как следует из данных домовой книги, в домовладении вместе с истцом зарегистрированы и проживают его сын ФИО5 супруга сына ФИО4, внук ФИО6, внучка ФИО4 ( дети сына) Таким образом, в домовладении зарегистрированы и проживают пять человек.

Как видно из материалов дела, площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет 75 кв.м., что меньше площади жилого помещения, необходимой для проживания пяти человек.

Обсуждая доводы Правительства о том, что впоследствии собственник зарегистрировал в принадлежащем жилом помещении других родственников, суд считает необходимым отметить следующее.

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".

Вместе с тем, согласно предписаниям по исполнению Указа, при предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения компетентным органом должна быть проведена проверка обстоятельств нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и наличия у него соответствующего права. Такая проверка, компетентным органом проведена не была.

Так, в силу ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Доказывая факт вселения других родственников в принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение, истец представил выписку из домовой книги и технического паспорта, справку поликлинического отделения Усть-Джегутинской районной больницы, справку отдела внутренних дел, из которой следует, что внук ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождении, внучка ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения фактически проживают и зарегистрированы в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года, то есть с несовершеннолетнего возраста.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Из указанных правовых норм следует, что несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей.

Материалы дела содержат полные сведения о родственных связях зарегистрированных граждан.

Кроме того, истцом представлены доказательства вселения супруги сына и внуков в качестве членов своей семьи.

Оценивая доводы Правительства КЧР о том, что внук и внучка истца были зарегистрированы в домовладении ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу о том, что данные действия не могут быть поставлены в вину истцу, поскольку собственник домовладения ФИО5. был вправе зарегистрировать своих детей в принадлежащем ему домовладении, иное бы ограничивало право собственности, гарантированное ст. 209 ГК РФ.

Кроме того, суд считает необходимым отметить, что сама по себе регистрация данных граждан в 2010 года в домовладении принадлежащем истцу, не могла означать изменение жилищных условий Хосуева А.Л.

В соответствии с ч.1 ст.20 Гражданского Кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренд\\ы либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2). Согласно ч. 2 ст. 3 Закона, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации.

Ни один из нормативных правовых актов федерального уровня не связывает наличие регистрации гражданина на территории субъекта Российской Федерации с правом на получение социальной помощи государства.

Учитывая вышеприведенные положения, суд приходит к выводу, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.

Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подтвержденной в Постановлениях от 25.04.1995 N 3-П, от 04.04.1996 N 9-П, от 15.01.1998 N 2-П, согласно которой регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и не может служить основ\анием ограничения их прав и свобод.

Таким образом, отсутствие постоянной регистрации членов семьи истца по адресу <адрес> не исключает возможность установления постоянного места жительства граждан на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета и объективно свидетельствующих о фактическом месте их проживания.

С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истцом представлены доказательства вселения вышеперечисленных граждан в жилое помещение, принадлежавшее ему на праве собственности в качестве членов своей семьи и проживании в нем в течение длительного времени.

Так, сын истца - ФИО5 проживает в указанном домовладении с рождения и по настоящее время, его дети ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения - с ДД.ММ.ГГГГ года, супруга сына ФИО3 (второй брак) с ДД.ММ.ГГГГ.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истцу было не правомерно отказано республиканской комиссией в предоставлении средств, для приобретения жилого помещения.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявление Хосуева А.Л. об оспаривании решения республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при Правительстве КЧР подлежит удовлетворению, поскольку доказан факт его нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Согласно разъяснениям, изложенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

С учетом данных разъяснений суд приходит к выводу о том, что действиями республиканской комиссии нарушено право Хосуева А.Л. на улучшение жилищных условий в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О ветеранах», как участника Великой Отечественной войны.

Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец на основании протокола заседания жилищной комиссии при администрации Усть-Джегутинского городского поселения, утвержденного постановлением главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ, был исключен из списка очередников нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на ст. 56 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (п. 6 ч. 1).

       Судом при рассмотрении не установлено законных оснований считать, что истец не является нуждающимся в улучшении жилищных условий. Следовательно, оснований для применения администрацией Усть-Джегутинского городского поселения положений ст. 56 ЖК не имелось.

       Кроме того, администрация в обжалуемом протоколе вообще не указана по какому из оснований ст. 56 ЖК РФ было принято решение об исключении истца из списка очередников.

       При таких обстоятельствах, действия ответчиков не только нарушают право истца на получение мер социальной поддержки, но и совершены с нарушением требований ст.ст. 51, 56 ЖК РФ.

Согласно ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования Хосуева ФИО1- удовлетворить.

Признать решение Республиканской комиссии по реализации полномочий РФ по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выразившиеся в отказе во внесении Хосуева ФИО1 в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения- незаконным.

Обязать Республиканскую комиссию по реализации полномочий РФ по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий внести Хосуева ФИО1 в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения.

Признать протокол от ДД.ММ.ГГГГ заседания жилищной комиссии при администрации Усть-Джегутинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ, в части исключения Хосуева ФИО1 из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий - незаконным.

Обязать жилищную комиссию при администрации Усть-Джегутинского городского поселения восстановить Хосуева ФИО1 в списках лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики, путем подачи кассационной жалобы через Черкесский городской суд, КЧР в течение десяти дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья-                                               Коркмазова