Дело № 33-741/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 05 июля 2011 года г. Черкесск Черкесский городской суд, Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Коркмазовой Л.А., при секретаре Элькановой Д.Б.; с участием: представителя истца Хапаевой К.С. - Акбаевой Ф.Ю., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; представителя ответчика Правительства КЧР - Биджиева Д.Х.-А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; представителя третьего лица администрации Джагинского сельского поселения КЧР - Чотчаева В.В., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ; представителя третьего лица Министерство Финансов РФ в лице УФК по КЧР - Байрамуковой Л.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ; представителя третьего лица Министерство туда и социального развития КЧР - Хачукова ФИО18, действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Хапаевой ФИО19 к Республиканской комиссии по реализации полномочий РФ по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании решения комиссии об отказе во внесении в проект постановления КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения незаконным, установил: Хапаева К.С. обратилась в суд с исковым заявлением об оспаривании решения республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при Правительстве КЧР (далее - «республиканская комиссия»), указав, что решением республиканской комиссии ей было отказано во внесении её в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения в собственность, в связи с тем, что она проживает в своем доме, общая площадь которого составляет <данные изъяты>., состав семьи составляет 5 человек, четверо из которых прописались в ДД.ММ.ГГГГ. По указанным основаниям комиссия пришла к выводу, что она намеренно ухудшила жилищные условия с целью постановки на учёт. Данный отказ она считает незаконным. Истица является членом семьи умершего участника Великой Отечественной войны. В соответствии с п.4 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставших на учёт после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильём в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Она встала на учёт в администрации Малокарачаевского муниципального района как нуждающаяся в улучшении жилищных условий после ДД.ММ.ГГГГ, а именно- ДД.ММ.ГГГГ. В своём отказе комиссия рекомендует администрации района снять её с учёта нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставить на учёт по истечении 5 лет согласно ст.53 Жилищного кодекса РФ. Считает, что в данном случае не имеется оснований для применения ст. 53 Жилищного кодекса РФ, поскольку никаких намеренных действий, направленных на приобретение права состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилых помещениях, она не совершала. Все зарегистрированные и проживающие в этом доме - это её сын Хапаев ФИО20 с семьёй из четырех человек. Истица просила суд: 1) признать решение республиканской комиссии, выразившиеся в отказе во внесении её в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения незаконным; 2) признать за ней право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильём как вдовы участника Великой Отечественной Войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий. В судебном заседании представитель истицы- Акбаева Ф.Ю., поддержала доводы и требования, изложенные в заявлении, просила эти требования удовлетворить. Полагала, что постановка на учёт и регистрация членов семьи проживавших, в домовладении никак между собой не связаны. Представитель Правительства Карачаево-Черкесской Республики -Биджиев Д.Х-А. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Объяснил, что у заявителя имеется дом, в который ею перед обращением в комиссию были зарегистрированы 4 человека. Республиканская комиссия проверила представленные документы и на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ приняла решение отказать заявителю во внесении её в проект постановления о выделении субсидий, поскольку зарегистрирован других граждан она намеренно ухудшила свои жилищные условия. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики - Хачуков М.Ю. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать. Представитель привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства финансов Российской Федерации - Байрамукова Л.М. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Хапаевой К.С. основаны на законе и подлежат удовлетворению. Хапаева К.С. является вдовой участника Великой Отечественной войны и на нее распространяются меры социальной поддержки, указанные в ст. 21 Федерального закона «О ветеранах» в виде обеспечения жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Указом Президента Российской Федерации N 714 от 07.05.2008 года "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку, согласно Федеральному закону "О ветеранах". В соответствии с п/п 4 п. 1 ст. 21 ФЗ "О ветеранах" инвалидам войны предоставляются меры социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01.01.2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды ВОВ обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения. Согласно статье 23.2 ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что Хапаева ФИО19, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>, <адрес>. Согласно кадастрового паспорта домовладения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ является одноэтажным жилым домом, общей площадью <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ года постройки. Отказывая Хапаевой К.С. во внесении её в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения, республиканская комиссия посчитала её действия по регистрации в домовладение 4 человек намеренным ухудшением жилищных условий. Суд не может согласиться с такими выводами республиканской комиссии, поскольку из доказательств, представленных стороной следует, что Хапаева К.С. действий по намеренному ухудшению жилищных условий не совершала. Доводы Хапаевой К.С. о наличии у нее права на признание нуждающейся в жилых помещениях подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела. Так, на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. В соответствии с п. п. 4 и 5 ст. 50 Жилищного Кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Учетная норма и норма предоставления в Малокарачаевском муниципальном районе составляет 18 метров. Как следует из данных похозяйственной книги, в домовладении вместе с истицей зарегистрированы и проживают её младший сын Хапаев ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его супруга Хапаева ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и их дети, соответственно внуки заявительницы Хапаев ФИО24, Хапаев ФИО25. Таким образом, в домовладении зарегистрированы и проживают пять человек. Как видно из материалов дела, площадь жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> составляет <данные изъяты>., что меньше площади жилого помещения, необходимой для проживания пяти человек. Обсуждая доводы Правительства КЧР о том, что истица зарегистрировала в принадлежащем ей жилом помещении родственников и ухудшила свои жилищные условия, суд считает необходимым отметить следующее. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Вместе с тем, согласно предписаниям по исполнению Указа, при предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения компетентным органом должна быть проведена проверка обстоятельств нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и наличия у него соответствующего права. Такая проверка, компетентным органом проведена не была. Так, в силу ч. 1, 2 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Доказывая факт вселения других родственников в принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение, истица представила справку администрации Джагинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой младший сын истицы Хапаев ФИО20, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, его супруга Хапаева ФИО23, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и их дети, соответственно внуки истицы Хапаев ФИО24, Хапаев ФИО25 фактически проживают и зарегистрированы в <адрес> В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Из указанных правовых норм следует, что несовершеннолетние дети приобретают право на ту жилую площадь, которая определяется им в качестве места жительства соглашением родителей. Материалы дела содержат полные сведения о родственных связях зарегистрированных граждан. Кроме того, истицей представлены доказательства вселения супруги сына и внуков в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов и других доказательств (статья 55 ГПК РФ). При этом необходимо иметь в виду, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Так, из ответа Управления труда и социального развития администрации Малокарачаевского муниципального района № 10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Хапаева Э.Х. (супруга сына истицы), зарегистрированная по адресу <адрес> состоит на учете и получает ежемесячное пособие на содержание несовершеннолетних детей. Согласно данных ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» ДД.ММ.ГГГГ года по адресу <адрес>, абонент Хапаева К.С. получателями услуги являются пять человек. Аналогичные данные были предоставлены ОАО «Карачаево-Черкесскэнерго», об этом свидетельствуют и многочисленные квитанции об уплате коммунальных услуг. Из информации полученной из СОШ № <адрес> следует, что Хапаев А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения обучается в данной школе с 1 класса, как и его брат Хапаев Р.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Из показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей следует, что сын истицы Хапаев К.Х. проживал и проживает с матерью со дня своего рождения, после его женитьбы на Гочияевой Э.Х. она была также вселена истицей в дом в качестве члена своей семьи, как супруга сына. Внуки Хапаевой К.С. - Хапаев А.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Хапаев Р.К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения всегда проживали с ней. Кроме того, суд считает необходимым отметить, что сама по себе регистрация данных граждан в ДД.ММ.ГГГГ года в домовладении принадлежащем истице, не могла означать изменение жилищных условий Хапаевой К.С. В соответствии с ч. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" устанавливает, что место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (ст. 2). Согласно ч. 2 ст. 3 Закона, регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации. Ни один из нормативных правовых актов федерального уровня не связывает наличие регистрации гражданина на территории субъекта Российской Федерации с правом на получение социальной помощи государства. Учитывая вышеприведенные положения, суд приходит к выводу, что регистрация не входит в понятие "место жительства" и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания. Указанный вывод соответствует правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, подтвержденной в Постановлениях от 25.04.1995 N 3-П, от 04.04.1996 N 9-П, от 15.01.1998 N 2-П, согласно которой регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, и не может служить основанием ограничения их прав и свобод. Таким образом, отсутствие постоянной регистрации членов семьи Хапаевой К.С. по адресу <адрес> не исключает возможность установления постоянного места жительства граждан на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета и объективно свидетельствующих о их фактическом месте проживания. С учетом вышеуказанных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что истицей представлены доказательства вселения вышеперечисленных граждан в жилое помещение, принадлежавшее ей на праве собственности в качестве членов своей семьи в течение длительного времени. Так, сын истицы Хапаев К.Х. проживал с ней с ДД.ММ.ГГГГ года, супруга сына Хапаева Э.Х. с ДД.ММ.ГГГГ года, внуки с ДД.ММ.ГГГГ года. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Хапаевой К.С. было не правомерно отказано республиканской комиссией в предоставлении средств для приобретения жилых помещений. С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что заявление Хапаевой К.С. об оспаривании решения республиканской комиссии по реализации полномочий Российской Федерации по обеспечению жильём некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий при Правительстве КЧР подлежит удовлетворению, поскольку доказан факт её нуждаемости в улучшении жилищных условий. Согласно разъяснениям, изложенным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2, исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. С учетом данных разъяснений суд приходит к выводу о том, что действиями республиканской комиссии нарушено право Хапаевой К.С. на улучшение жилищных условий в соответствии с п.4 ст.21 Федерального закона «О ветеранах», как члена семьи ветерана боевых действий, вставшего на учёт после 1 января 2005 года. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд, решил: Исковые требования Хапаевой ФИО19 удовлетворить. Признать решение Республиканской комиссии по реализации полномочий РФ по обеспечению жильем некоторых категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, выразившиеся в отказе во внесении Хапаевой ФИО19 в проект постановления Правительства КЧР о выделении субсидии на приобретение жилого помещения- незаконным. Признать за Хапаевой ФИО19 право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильём как вдовы участника Великой Отечественной Войны, нуждающейся в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики путем подачи кассационной жалобы через Черкесский городской суд, КЧР в течение десяти дней со дня изготовления мотивированной части решения. Решение в окончательной форме изготовлено 20 июля 2011г Председательствующий судья- подпись Коркмазова Л.А. Копия верна: