Решение Именем Российской Федерации 30 июня 2011 года г.Черкесск Черкесский городской суд, КЧР в составе: председательствующего судьи - Коркмазовой Л.А., секретаря судебного заседания - Элькановой Д.Б., с участием: представителя заявителя Лазаренко А.Б. - Лазаренко П.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1861/11 по заявлению Лазаренко ФИО3 об обжаловании действий Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, установил : Лазаренко А.Б. обратилась в суд с заявлением об обжаловании действий Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края. В судебное заседание заявитель Лазаренко А.Б. надлежаще извещенная о дате и времени слушания дела не явилась. Представитель заявителя Лазаренко А.Б.- Лазаренко П.В. считал требования изложенные в заявлении подлежащими удовлетворению, дополнил их и просил признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, заключающиеся в не предоставлении Лазаренко ФИО3 за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение жилья, как участнику долевого строительства жилья, пострадавшему вследствие, неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края; обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, в течении десяти дней с момента вступления решения в законную силу, предоставить его доверительнице социальную выплату в размере, установленном Законом Ставропольского края № 75-кз от 13.11.2009г.. как участнику долевого строительства жилья, пострадавшему вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края. Представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края надлежаще извещенный о дате и времени слушания дела в судебное заседание не явился, направил письменные возражения относительно заявленных требований, в которых просил в исковых требованиях отказать. Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между заявителем Лазаренко А.Б. и ООО <данные изъяты> в лице директора ФИО1 был заключен договор № долевого участия в строительстве однокомнатной <адрес> по улице 50 лет ВЛКСМ в г. Ставрополе. Согласно условиям договора ДД.ММ.ГГГГ заявитель внесла в кассу ООО <данные изъяты> <данные изъяты> рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру №37 от 21.02.2005г. Приговором Промышленного районного г. Ставрополя от 27.09.2009г. директор ООО «<данные изъяты>» ФИО2 признан виновным в совершении преступлений предусмотренных ст.159 ч. 4, ст. 174 ч. 1 УК РФ, в соответствии с которым ему назначено наказание в виде 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в ИК общего режима. До настоящего времени денежные средства заявителю не возвращены. Преступными действиями ФИО1 заявителю причинен значительный материальный и моральный ущерб, в результате чего до настоящего времени у нее нет своего жилья. Заявитель в соответствии с постановлением от 31.08.07г признана потерпевшей по данному уголовному делу, т.е. лицом, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательства по договорам участия в долевом строительстве жилья в Ставропольском крае и включена в реестр обманутых дольщиков. В 2004 году на территории Ставропольского края с целью социальной поддержки граждан-участников долевого строительства жилья принят Закон Ставропольского края «О мерах социальной поддержки граждан-участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края» от 13 ноября 2009г № 75-кз. Данный Закон устанавливает меры социальной поддержки граждан-участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в долевом строительстве жилья на территории Ставропольского края и не удовлетворивших свои требования иным способом, которые либо заключили договоры участия в долевом строительстве жилья на объекты долевого строительства жилья, в отношении которых на момент заключения указанных договоров застройщиками были заключены договоры участия в долевом строительстве жилья с другими участниками долевого строительства жилья, либо (и) выполнили свои обязательства по договорам участия в долевом строительстве жилья частично и в связи с виновными действиями (бездействием) застройщиков по неисполнению обязательства по таким договорам, либо (и) расторгли в установленном порядке договоры участия в долевом строительстве жилья, в отношении которых застройщиком не выполнены обязательству по возврату денежных средств полностью или частично.(ст. 1 Закона). Таким образом, в суде достоверно установлено, что заявитель является участником долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по договорам участия в долевом строительстве жилья на территории Ставропольского края в связи с виновными действиями застройщиков. В соответствии со ст.3 вышеуказанного Закона социальная поддержка граждан-участников долевого строительства жилья осуществляется путем предоставления социальной выплаты на строительство жилья или строительство жилья. Судом не отрицается, что меры социальной поддержки граждан-участников долевого строительства жилья являются расходным обязательством Ставропольского края и данное не оспаривается сторонами. Заявитель Лазаренко А.Б. имеет право на социальную выплату на приобретение или строительство жилья, как участнику долевого строительства жилья, пострадавшему вследствие неисполнения застройщиком ООО «СПАС-XXI» обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края. \ Вышеуказанный Закон Ставропольского распространяется на всех граждан РФ, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, каковым является и заявитель, так как, она была обманута застройщиками на территории Ставропольского края, поскольку частью 3 статьи 1 указанного закона действия настоящего закона распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан (независимо от их проживания, и социального положения) - участников долевого строительства жилья для строительства многоквартирных домов, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 18.07.07.2006г. № 111-ФЗ. в части передачи органам исполнительной власти Ставропольского края полномочий т/о контролю и надзору в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов строительства. При таких обстоятельствах, с учетом вышеуказанной нормы закона, следует, что именно ненадлежащий контроль и надзор в области долевого строительства со стороны органов исполнительной власти Ставропольского края привел к тому, что заявитель оказалась в числе обманутых дольщиков, вследствие неисполнения застройщиком ООО «СПАС - XXI» обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края, в виду чего она была лишена возможности приобретения жилья и проживания в г. Ставрополе. Судом установлено, что при Министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края создана комиссия по вопросам защиты прав и законных интересов граждан участников долевого строительства жилья, пострадавших вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края. Заявителем 09.03.2010г подано заявление о включении ее в реестр граждан- участников долевого строительство жилья (обманутых дольщиков) с приложением всех необходимых документов (справка о составе семьи № 51 от 04.03.2010г., сообщение об отказе в предоставлении запрашиваемой информации из управления федеральной регистрационной службы по КЧР об отсутствии права собственности на жилые помещения за № 01/021/2010-1010 от 04.03.2010г., копия постановления о признании заявителя потерпевшей от 31.08.2007г., копия договора долевого участия в строительстве №21022/2005 от 21.02.2005г, копия квитанции к приходному кассовому ордеру №37 от 21.02.2005г., справка из ГУП«Техинвентаризация» от 04.03.2010г. об отсутствии за нею жилой площади). Однако в адрес заявителя направлена выписка из реестра №73 от 05.04.2010г спустя год и до настоящего времени в отношении нее никаких действий не принималось. 18.04.2011 года реализуя свое право в соответствии с Законом Ставропольского края № 75-кз от 13.11.2009г заявителем Лазаренко А.Б. подано заявление о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилья. Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края от 19.05.2011г. исх. №2652/12 направлен ответ, из которого следует, о не намерениях министерством реализовать право заявителя на социальную выплату. Суд считает данную позицию Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края не правомерной, нарушающей конституционные права заявителя Лазаренко А.Б. Так положение части 1 статьи 46 Конституции РФ устанавливает, что каждому гражданину гарантируется защита его прав и свобод в судебном порядке. Всеобщая декларация прав человека установила «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией и законом». В соответствии со ст. 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими. Граждане свободны в реализации своих жилищных прав в силу договора и иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. В соответствии с ч.2 ст. 254 ГПК РФ заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются. Согласно п.4 Порядка предоставления за счёт средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение или строительство жилья гражданам - участникам долевого строительства жилья, пострадавшим вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края социальная выплата предоставляется министерством строительства и архитектуры Ставропольского края гражданам- участникам долевого строительства жилья, которое подлежит оформлению в их собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Решение о предоставлении социальной выплаты гражданину-участнику долевого строительства жилья либо об отказе в ее предоставлении принимается министерством строительства и архитектуры Ставропольского края в течении десяти рабочих дней.(п.8 Порядка) Из ч.1 ст.3 и ст.245 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. В силу статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Таким образом, признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том, случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением. В соответствии с Законом от 27 апреля 1993 года №4866-1 (ред. ФЗ от 09 февраля 2009 года №4 ФЗ) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», на госорганы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, госслужащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений), гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Положение части 1 статьи 46 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод в судебном порядке. Всеобщая декларация прав человека установила: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом". Право на судебную защиту закрепляется также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и части 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Практика применения Европейской конвенции свидетельствует о том, что право на судебную защиту распространяется на все процессуальные действия, подразумевающие применение публичного права, если они имеют решающее значение для гражданских прав и обязанностей. Согласно п.28 Постановления Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2009г N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих при удовлетворении заявления суду необходимо указать на признание незаконным действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод. При таких обстоятельствах, суд считает законными и обоснованными требования Лазаренко А.Б. к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края. На основании изложенного и руководствуясь статьями 254 -258, 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Лазаренко ФИО3 удовлетворить. Признать незаконным бездействие Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, заключающиеся в не предоставлении Лазаренко ФИО3 за счет средств бюджета Ставропольского края социальной выплаты на приобретение жилья, как участнику долевого строительства жилья, пострадавшему вследствие, неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края. Обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края, в течение десяти дней с момента вступления решения в законную силу, предоставить Лазаренко ФИО3 социальную выплату в размере, установленном Законом Ставропольского края № 75-кз от 13.11.2009г.. как участнику долевого строительства жилья, пострадавшему вследствие неисполнения застройщиками обязательств по строительству жилья на территории Ставропольского края. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР в течение 10 дней со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий судья- Коркмазова Л.А. Решение в окончательной форме изготовлено 03 июля 2011г