решение от 21.06.2011 года по делу №2-1661/11



РЕШЕНИЕ

город Черкесск                                                                                21 июня 2011 года

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О., с участием:

представителя заявителя - прокурора Мурадовой А.Ю.,

представителя ответчика (Министерства образования и науки

Карачаево-Черкесской Республики) - Османовой Э.С.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело

    № 2-1661/11 по иску прокурора Карачаево-Черкесской Республики

    в интересах Перегородиева ФИО14 и Перегородиевой Анны

    Андреевны к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской

    Республики и Министерству по имущественным и земельным отношениям

    Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными и об отмене

    решения комиссии, распоряжения, приказа и договора социального найма

    жилого помещения, об обеспечении благоустроенным жилым помещением,

установил:

    Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в Черкесский городской суд с иском в интересах Перегородиева Г.А. и Перегородиевой А.А. к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (Минобразования КЧР) и Министерству по имущественным и земельным отношениям Карачаево-Черкесской Республики (Минимущество КЧР) о признании незаконными и об отмене решения комиссии, распоряжения, приказа и договора социального найма жилого помещения, об обеспечении благоустроенным жилым помещением. В исковом заявлении прокурор указал, что согласно приказу заместителя Председателя Правительства КЧР - Министра образования и науки КЧР от ДД.ММ.ГГГГ Перегородиев Г.А. был поставлен на учёт для обеспечения жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Карачаево-Черкесской Республике. Приказом заместителя Председателя Правительства КЧР - Министра образования и науки КЧР от ДД.ММ.ГГГГ Перегородиева А.А. была поставлена на учёт для обеспечения жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Карачаево-Черкесской Республике. Решением Комиссии по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике от ДД.ММ.ГГГГ Перегородиеву Г.А. и Перегородиевой А.А. предоставлена для совместного пользования двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ на основании решения Комиссии по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения министра имущественных отношений КЧР от ДД.ММ.ГГГГ Минимущество КЧР, Перегородиев Г.А. и Перегородиева А.А. заключили договор социального найма . По данному договору нанимателям - Перегородиеву Г.А. и Перегородиевой А.А. Минимущество КЧР предоставило в бессрочное владение и пользование квартиру, являющуюся собственностью Карачаево-Черкесской Республики, расположенную в <адрес>, общей площадью 42,8 кв.м, для использования в целях проживания Перегородиева Г.А. (наниматель), Перегородиевой Ю.Ф. (жена), Перегородиеву Р.Г. (сын); Перегородиевой А.А. (наниматель), Перегородиевой Н.А. (дочь). Решение Комиссии по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ за , приказ и.о. министра образования и науки КЧР от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учёта из банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении по КЧР Перегородиева Г.А. и Перегородиевой А.А. подлежат признанию недействительными по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных ч.2 ст.57 ЖК РФ случаев. В силу п.2 ч.2 ст.57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди. Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п.3 ст.1 Закона КЧР от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путём предоставления по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном образовании. Предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно находиться в черте муниципального образования по месту выявления и первичного устройства, месту рождения, месту регистрации рождения либо по месту последнего проживания в случае, если место рождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) находится за пределами Российской Федерации. Предоставляемое жилое помещение должно находиться доме капитального типа, быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям. Согласно ст.3.1. Закона КЧР «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утвержденного решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. В соответствии с п.2 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям). Статьёй 673 ГК РФ предусмотрено, что объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания. Согласно п.6 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном ч.4 ст.59 Жилищного кодекса Российской Федерации. Частью 4 ст.59 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при отсутствии в коммунальной квартире граждан, указанных в частях 1-3 настоящей статьи, вселение в освободившееся жилое помещение осуществляется на основании договора социального найма в порядке, предусмотренном кодексом. Статьёй 62 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение. Самостоятельным предметом договора социального найма жилого помещения не может быть неизолированное жилое помещение. Вместе с тем, ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике принято решение о выделении Перегородиеву Г.А. и Перегородиевой А.А. двухкомнатной квартиры со смежными комнатами в совместное общее пользование. Таким образом, предоставленные истцам комнаты в квартире не соответствуют требованиям п.2 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации. При принятии решения о выделении данной квартиры в совместное общее пользование Перегородиеву Г.А. и Перегородиевой А.А. Комиссией по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике не учтено также то, что Перегородиев Г.А. и Перегородиева А.А. приказами Минобразования КЧР были включены в Банк данных отдельно друг от друга. Согласно ст.69 Жилищного кодекса Российской Федерации и ст.2 Семейного кодекса Российской Федерации они не относятся к членам семьи нанимателя. Кроме того, проживание брата и сестры в смежных комнатах невозможно из-за того, что Перегородиев Г.А. на момент предоставления жилого помещения имел и имеет в настоящее время собственную семью, состоящую из супруги и малолетнего ребёнка.Перегородиева А.А. также на момент предоставления жилья имела дочь - Перегородиеву Н.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Также прокурорской проверкой установлено, что на заседание Комиссии по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике истцы не приглашались, письменных заявлений от них на получение квартиры в совместное общее пользование в Министерство образования и науки КЧР не поступало, вышеизложенные обстоятельства не выяснялись. Таким образом, вынесением решения о предоставлении квартиры в совместное пользование нарушено право Перегородиева Г.А. и Перегородиевой А.А. на обеспечение жилыми помещениями, соответствующими требованиям п.2 ст.15 Жилищного кодекса РФ. Нарушение требований Жилищного кодекса при принятии решения Комиссии по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике от ДД.ММ.ГГГГ влечёт признание его недействительным. Соответственно, договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , заключённый Министерством имущественных и земельных отношений КЧР с Перегородиевым Г.А. и Перегородиевой А.А. на основании решения Комиссии по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, в силу ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным. Также подлежит признанию недействительным приказ и.о. министра образования и науки КЧР от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учёта из банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении по КЧР, Перегородиева Г.А. и Перегородиевой А.А., поскольку данным приказом истцы были исключены из банка в соответствии с п. 13, 16 ст.3 Закона КЧР «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республики», т.е. обеспечение жилым помещением. Прокурор просил суд признать незаконными и отменить: 1) решение Комиссии по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, которым Перегородиеву Г.А. и Перегородиевой А.А. предоставлена для совместного общего пользования двухкомнатная квартира по адресу: <адрес>; 2) распоряжение Министра имущественных и земельных отношений КЧР от ДД.ММ.ГГГГ ; 3) приказ и.о.министра образования и науки КЧР от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учёта из банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении по КЧР, Перегородиева Г.А. и Перегородиевой А.А. Прокурор просил: признать недействительным договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , заключённый Минимуществом КЧР с Перегородиевым Г.А. и Перегородиевой А.А.; обязать Минобразования КЧР устранить в полном объёме допущенные нарушения и обеспечить вне очереди Перегородиева Г.А. и Перегородиеву А.А. по месту жительства за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики отдельными благоустроенным жилым помещением в доме капитального типа, отвечающими санитарным и техническим нормам, не ниже установленной нормы в г.Черкесске.

    В судебном заседании прокурор Мурадова А.Ю. поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Объяснила, что она не просит отменить оспоренные решение, распоряжения и приказ, а лишь просит признать их незаконными.

    Истцы Перегородиев Г.А. и Перегородиева А.А. в судебное заседание не явились, письменным заявлением просили рассмотреть дело в их отсутствие.

    Представитель ответчика (Минобразования КЧР) - Османова Э.С. в судебном заседании иск не признала, просила в иске отказать, отметив, что истцы обеспечены жилым помещением по установленным в г.Черкесске нормам.

    Представитель второго ответчика (Минимущество КЧР) в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил.

    Выслушав объяснения прокурора представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу о необходимости удовлетворения заявленных прокурором требований.

    В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.                       В Российской Федерации охраняются обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46).

    Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).

    Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-О, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституцион-ные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, предусматривая при этом, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40). Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; ст.2; ч.1 ст.21 Конституции Российской Федерации) и с учётом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, находящимся с тяжёлой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно. К числу таких граждан федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях и при прекращении опеки (попечительства).

    В соответствии с ч.2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации         (ЖК РФ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. При этом согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Содержащееся в ч.5 ст.57 ЖК РФ положение о предоставлении жилых помещений исходя из норм предоставления носит универсальный характер и применяется ко всем случаям предоставления жилых помещений лицам, указанным в ч.2 ст.57 ЖК РФ.

    В соответствии с абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года          № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    В определении от 5 февраля 2009 года № 250-О-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и её субъектов, что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации. При этом по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе в социальной сфере, общие принципы разграничения полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации установлены Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Исходя из требований его статьи 26.1 полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, а также федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями (п.3), которые должны устанавливать права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок и источники финансирования осуществления соответствующих полномочий и не могут одновременно возлагать аналогичные полномочия и на федеральные органы государственной власти, и на органы местного самоуправления (п.4). Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подп.24 п.2 ст.26.3 данного Федерального закона отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счёт средств субъектов Российской Федерации. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ст.2). В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, органами исполнительной власти по месту жительства (абз.2 п.1 ст.8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (ст.4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.5).

    Названные положения Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» конкретизируются в жилищном законодательстве. Так, согласно ч.3 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан, определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Из абз.2 п.1 ст.8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» во взаимосвязи с другими приведёнными законоположениями следует, таким образом, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, возлагается на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации, одним из принципов деятельности которых в силу подп.«ж» п.1 ст.1 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является самостоятельное осуществление принадлежащих им полномочий.

    Таким образом, Конституционный Суд России в определении от 5 февраля 2009 года № 250-О-П пришёл к однозначному выводу о том, что реализация установленных законом норм о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью государственных органов субъектов Российской Федерации и должна ими исполняться за счёт средств соответствующих бюджетов субъектов Российской Федерации. Данная позиция в полной мере согласуется с положением подпункта 24 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполни-тельных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», согласно которому решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей, относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта Российской Федерации.

    На территории Карачаево-Черкесской Республики с 1 января 2009 года вступил в силу Закон Карачаево-Черкесской Республики от 16 декабря 2008 года № 83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике». В соответствии со ст.1 указанного республиканского закона                на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение. Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение. Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется: 1) путём закрепления и сохранения имевшегося у них жилья; 2) путём предоставления освободившихся жилых помещений; 3) путём предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа, быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

    Согласно ст.2 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется по окончании пребывания детей-сирот в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст.51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,            в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики; Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.

    Как указано в ст.3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», принятие на учёт детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - лица, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями), осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти в области образования), на основании письменного заявления лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя и документов, необходимых для постановки на учёт. На основании банка данных учета лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, комиссия по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, утверждает список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Формирование списка осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.

    В соответствии со ст.3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утверждённого решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики. По результатам торгов уполномоченный орган исполнительной власти в области образования заключает государственный контракт о купле-продаже жилого помещения с лицом, признанным победителем торгов. Жилые помещения предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики в Управлении Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике.

    Согласно ст.4 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» финансирование расходов, связанных с оформлением приобретаемых жилых помещений в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и передачей указанных помещений по договорам социального найма, осуществляется за счёт средств республиканского бюджета.

    Реализуя предоставленное ст.126 Конституции Российской Федерации и п.5 ст.19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утверждённом постановлением от 27 сентября 2006 года, указал, что социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, № 1).

    Как установлено в судебном заседании, согласно Минобразования КЧР от ДД.ММ.ГГГГ Перегородиев Г.А. был поставлен на учёт для обеспечения жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Карачаево-Черкесской Республике. Приказом Минобразования КЧР от ДД.ММ.ГГГГ Перегородиева А.А. была поставлена на учёт для обеспечения жилым помещением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Карачаево-Черкесской Республике. Решением Комиссии по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике от ДД.ММ.ГГГГ Перегородиеву Г.А. и Перегородиевой А.А. для совместного пользования была предоставлена двухкомнатная квартира в <адрес>. На основании жанного решения Комиссии и в соответствии с распоряжением Минимущества КЧР от ДД.ММ.ГГГГ Минимущество КЧР заключило с Перегородиевым Г.А. и Перегородиевой А.А. договор социального найма жилого помещения . По данному договору нанимателям - Перегородиеву Г.А. и Перегородиевой А.А. Минимущество КЧР предоставило в бессрочное владение и пользование двухкомнатную квартиру, являющуюся собственностью Карачаево-Черкесской Республики, расположенную в <адрес>, общей площадью 42,8 кв.м, для использования в целях проживания Перегородиева Г.А. (наниматель), Перегородиевой Ю.Ф. (жена), Перегородиеву Р.Г. (сын), а также Перегородиевой А.А. (наниматель) и Перегородиевой Н.А. (дочь).

    Само право истцов на предоставление им жилых помещений, как лицам из числа детей-сирот, ответчиками не оспаривается. Предметом рассматриваемого судом спора является правомерность предоставления истцам на двоих одного жилого помещения - квартиры в <адрес>. Суд считает, что предоставление истцам в общее пользование одной квартиры является неправомерным.

    Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 был утверждён перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В указанный перечень под кодом F00-F99 включены хронические и затяжные психические расстройства с тяжёлыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

    Как следует из имеющейся в деле справки МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ, истица Перегородиева А.А. является инвалидом с детства второй группы бессрочно,         с второй степенью ограничений к трудовой деятельности. Согласно заключению врачебной комиссии Карачаево-Черкесского психоневрологического диспансера от ДД.ММ.ГГГГ , Перегородиева А.А. страдает хроническим, затяжным психическим расстройством, с тяжёлыми стойкими и часто обостряющимися проявлениями, которое входит в перечень психических заболеваний, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

    Таким образом, в силу имеющегося у Перегородиевой А.А. психического расстройства предоставление ей и её брату - Перегородиеву Г.А. одной квартиры для совместного проживания является незаконным. При таких обстоятельствах требования прокурора подлежат удовлетворению. Решение Комиссии по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике от ДД.ММ.ГГГГ, а также распоряжение Минимущества КЧР от ДД.ММ.ГГГГ и приказ Минобразования КЧР от ДД.ММ.ГГГГ подлежат признанию недействительными. Как следствие, в соответствии со ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит признанию недействительным договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , заключённый Минимуществом КЧР с Перегородиевым Г.А. и Перегородиевой А.А., поскольку этот договор не соответствует требованиям закона.

    В целях восстановления нарушенных прав истцов суд считает необходимым обязать Минобразования КЧР устранить в полном объёме допущенные нарушения и обеспечить вне очереди Перегородиева Г.А. и Перегородиеву А.А. по месту жительства за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики отдельными благоустроенным жилым помещением в доме капитального типа, отвечающими санитарным и техническим нормам, не ниже установленной нормы в г.Черкесске.

    Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

    Иск прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Перегородиева ФИО14 и Перегородиевой ФИО17 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству по имущественным и земельным отношениям Карачаево-Черкесской Республики о признании незаконными и об отмене решения комиссии, распоряжения, приказа и договора социального найма жилого помещения, об обеспечении благоустроенным жилым помещением удовлетворить.

     Признать незаконным решение Комиссии по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Перегородиеву ФИО14 и Перегородиевой ФИО17 для общего совместного пользования двухкомнатной квартиры в <адрес>.

    Признать незаконным распоряжение министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении Перегородиеву Георгию Андреевичу и Перегородиевой ФИО17 на условиях социального найма квартиру в <адрес>.

    Признать незаконным приказ и.о. министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ о снятии Перегородиева ФИО14 и Перегородиевой ФИО17 с учёта и исключения их из банка данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении.

Признать недействительным договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ между Министерством по имущественным и земельным отношениям Карачаево-Черкесской Республики с одной стороны, Перегородиевым ФИО14 и Перегородиевой ФИО17 с другой стороны.

    Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики обеспечить Перегородиева ФИО14 и Перегородиеву ФИО17 отдельными благоустроенными жилыми помещениями в домах капитального типа, отвечающими санитарным и техническим нормам, не ниже норм предоставления, установленных в городе Черкесске.

    Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы или представления через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения                в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 18 июля 2011 года в 20 часов.

Судья Черкесского городского суда     подпись                                Ю.М.Коцубин

Копия верна: