Решение от 09.09.2011 по делу 2-1743/2011



                                               Решение

                               Именем Российской Федерации

09 сентября 2011 г.                                                                         г. Черкесск      

Черкесский городской суд, КЧР

в составе:

председательствующего судьи - Коркмазовой Л. А.

при секретаре - Элькановой Д.Б.

с участием:

представителей истца- Касымова М.К. и Касымова Р.М.- Касымовой -Бегеуловой Г.Х-Б.

представителя ответчика Министерства Труда и социального развития КЧР- Бирюковой В.А., действующей по доверенности

            рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Касымова М.К и Касымова Р.М. к Министерству труда и социального развития КЧР о признании Касымова М.К. и Касымова Р.М., подвергшимися воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне,

установил :

Касымов М.К. и Касымов Р.М. обратились в суд с иском к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о признании подвергшимися радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В заявлении указали, что Касымов М.К. с момента рождения - ДД.ММ.ГГГГ по 1982 года и с февраля 1987 года по декабрь 2010 года а ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживали в <адрес>, расположенного в зоне повышенного радиационного рискас дозой воздействия на население от 7 до 35 бэр в период ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с 1949г. по 1990г.

Истцы считают, что в силу ст. 1 ФЗ "О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" они имеют право на меры социальной поддержки и льготы, как лица, получившие дозу облучения более 5 бэр, поскольку имели удостоверения и получали установленные законом <адрес> льготы, как лица, подвергшееся радиационному воздействию от ядерных испытаний.

Они обратились с заявлением в Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики и ДД.ММ.ГГГГ получили ответ, что выдать удостоверение установленного образца не предоставляется возможным, в связи с тем, что <адрес> в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 356-р, не включен.

Данные действия по мнению истцов нарушают их право на возмещение вреда и на получение мер социальной поддержки, гарантированной государством и противоречат статьям 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а также, закону РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О радиационной безопасности населения", который предусматривает, что граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и причиненных им убытков (статьи 22, 25 и 26).

Вместе с тем, в ответе Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики имеется ссылка на определение Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 960-О-П., в соответствии с которым вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

В Определении КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ указано, что часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень.

В судебном заседании истцы и их представитель поддержали исковые требования и просили их удовлетворить.

Представитель Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики разрешение исковых требований в отношении Касымова М.К. оставил на усмотрение суда, а в отношении исковых требований ФИО2 просил отказать.

Представитель ответчика Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий надлежаще извещенный о дате и времени слушания дела в судебное заседание не явился, суд с учетом мнения сторон определил рассмотреть дело в его отсутствие.

       Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Касымова М.К и ФИО2 подлежат удовлетворению.

       В соответствии с положениями статей 17,18,19,39,41,42,45,46,55 Конституции РФ государством гарантированы равные права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан экологическим правонарушением, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, право на судебную защиту нарушенных прав. Установлено, что вышеуказанные права граждан признаются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, что они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются правосудием, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, и что государством гарантирует равенство прав гражданина независимо от места жительства.

        Статьей 15 Конституции РФ также гарантировано, что общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы РФ.

         Российским законодателем, реализуя вышеуказанные конституционные гарантии прав граждан на безопасную окружающую среду, возмещение ущерба причиненного здоровью граждан экологическим правонарушением, в т.ч от негативных последствий ядерных испытаний СССР на Семипалатинском полигоне на здоровье граждан и их права на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение, был принят Федеральный закон № 2-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне».

Согласно ст. 1 ФЗ "О социальных гарантиях граждан, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" меры социальной поддержки гарантируются гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории РФ и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством РФ перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей.

В Перечне населенных пунктов, утвержденном распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 356-р, <адрес> бывшей Казахской ССР не отнесен к населенным пунктам, население которых получило суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую предельный уровень, вследствие ядерного взрыва ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ

Между тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 960-О-П, часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень и вопрос о возможности предоставления предусмотренных ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что истцы являются лицами, подвергшимися радиационному воздействию в результате проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с чем, они имеют право на предоставление им мер социальной поддержки, предусмотренных указанным выше Федеральным законом.

Вывод суда о том, что истцы, проживая в зоне повышенного радиационного риска, а именно на территории <адрес>, получили суммарную эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, основан на представленных по делу доказательствах:

- из удостоверения выданного Касымову М.К. следует, что он проживал с ДД.ММ.ГГГГ по апрель 1982 года, с февраля 1987 года по декабрь 1990 года проживал в <адрес>, расположенного в зоне повышенного радиационного риска

-из удостоверения, выданного ФИО2 следует, что он с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проживал в <адрес>, расположенного в зоне повышенного радиационного риска.

- из справок, выданных истцам Начальником ГУ «Отдела занятости и социальных программ <адрес>» №№ 221462 и 221472 от ДД.ММ.ГГГГ и являющихся приложением к удостоверениям, истцы проживали в зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия от 7 до 35 бэр.

- согласно справок Научно-исследовательского института радиационной медицины и экологии Министерства здравоохранения <адрес> , 2139 от ДД.ММ.ГГГГ у истцов, учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного радиационного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза составляет 33 сЗв.

Данные документы суд оценивает в соответствии со статьей 13 Конвенции Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от ДД.ММ.ГГГГ (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ), поскольку данная норма обеспечивает признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля).

Также, наличие у Касымова Р.М. заявленной им в иске суммарной дозы радиации более 5 сЗв (бэр), подтверждено цитогенетическим исследованием клеток крови Лаборатории молекулярной биологии и цитогенетики ФГУ

« Российский Научный Центр Рентгенорадиологии», по которому расчет дозы показал, что частота стабильных хромосомных аберраций - транслокаций с участием 1,4 и 12 хромосом составляет 0,3 на 100 клеток, что соответствует эффективной дозе облучения 0,09 сЗв ( 9Бэр)

Указанные письменные доказательства, а также другие (свидетельства о рождении, свидетельство об обучении в средней школе и др.) по мнению суда свидетельствуют о том, что проживая в зоне повышенного радиационного риска, а именно на территории <адрес>, истцы получили суммарную эффективную дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Указанные доказательства ответчиком не опровергнуты, доказательства, свидетельствующие о том, что истцы могли получить такую дозу облучения не в период проживания в названных населенных пунктах <адрес> ответчиками в суд не представлены, в материалах дела отсутствуют.

Истцы в ходе судебного заседания указали на то обстоятельство, что в настоящее время постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утверждены новые Методологические указания МУ 2.6.1.2574 - 2010 «Определение суммарных (накопленных доз облучения лиц из населения, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» зарегистрированы Министерстве юстиции Российской Федерации (рег. от ДД.ММ.ГГГГ), которые введены в действие с ДД.ММ.ГГГГ, согласно п.1.2 данных МУ - «Вынесение официальных заключений … в другом порядке не допускается».

На обращение истцов в МЧС РФ по поводу определения полученной дозы, получен ответ о цитогенетическом исследовании крови, что и было проведено истцом Касымовым Р.М. в ФГУЗ РНЦР(г.Москва) и получена и представлена суду и ответчикам соответствующая справка.

Кроме того, из письма заместителя руководителя Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 01/6008-10-32 "О расчете доз" следует, что для определения доз облучения граждан по указанным МУ требуются исходные данные, которыми Роспотребнадзор не владеет. Порядок определения индивидуальных доз облучения данной категории граждан по указанным МУ и организация, осуществляющая расчет доз, будут определены МЧС России. Вопросы установления, подтверждения, регистрации доз облучения от деятельности Семипалатинского полигона находятся в компетенции МЧС России.

Из чего следует, что до настоящего времени организация, в чью компетенцию входят вопросы определения суммарных (накопительных) доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" на основании Методических указаний МУ 2.6.1.2574-2010, не создана.

        При таких обстоятельствах, суд с учетом конституционных принципов и гарантий, предусмотренных ст.ст. 17, 18,19,39,41, 42, 45,46,55 Конституции РФ на равное право с другими гражданами на возмещение вреда причиненного здоровью одним и тем же событием, в тех же условиях, одной и той же местности, и вследствие действий одного и того же государства, и более того, признававшихся уже другим правопреемником СССР - республикой Казахстан, считает исковые требования Касымова М.К. и Касымова Р.М. подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

                                              решил:

Исковые требования Касымова ФИО9 и Касымова ФИО8 к Министерству труда и социального развития КЧР о признании Касымова ФИО11 и Касымова ФИО10, подвергшимися радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне - удовлетворить.

Признать Касымова ФИО12 и Касымова ФИО13, подвергшимися воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной накопительной дозы облучения Касымова ФИО14 свыше 25 СЗв (Бэр)- 33,7 СзВ

( бэр) и Касымова ФИО18 свыше 5 СзВ (бэр) -9 СзВ (бэр).

Обязать Министерство труда и социального развития КЧР внести сведения о Касымове ФИО15 и Касымове ФИО16 в единый реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие испытаний на Семипалатинском полигоне для получения удостоверения единого образца.

Обязать Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдать Касымову ФИО19 и Касымову ФИО20 удостоверение единого образца, как подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Черкесский городской суд.

Председательствующий Судья-                                                Л.А.Коркмазова.

Решение в окончательной форме

изготовлено 17 сентября 2011г