Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 03 августа 2011 года г. Черкесск Черкесский городской суд, Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Коркмазовой Л.А., прокурора - старшего помощника прокурора г.Черкесска Дзыба Р.Э. при секретаре Богатыревой А.Б. с участием: представителя истца- Калабековой А.Д. представителей ответчика Министерства труда и социального развития КЧР - Хачукова М.Ю. и Борлакова А.А. действующих по доверенности представителя ответчика УТ и СР Администрации Хабезского муниципального района- Тутовой А..Б. рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Кушхова Н.М. к Министерству труда и социального развития КЧР и УТ и СР Администрации Хабезского муниципального района о признании действий по отказу в выдаче удостоверения инвалида вследствие ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконными, возложении обязанностей в выдаче удостоверения и назначении к выплате ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, установил: Кушхов Н.М. обратился в суд к Министерству труда и социального развития КЧР (далее по тексту Министерство) о признании действий по отказу в выдаче удостоверения инвалида вследствие ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконными, возложении обязанностей в выдаче удостоверения и назначении к выплате ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью. В обоснование иска указал, что решением Черкесского городского суда от 28 января 2008 год признано незаконным изменение с 21 июня 1999года формулировка причины его инвалидности и восстановлена причинно-следственная связь причиненного увечья с участием в работах по ликвидации аварии на ЧАЭС. Полагая, что данным решением восстановлено его право на возмещение вреда причиненного здоровью он обратился в Управление труда и социального развития администрации Хабезского муниципального района (далее по тексту Управление) с заявлением о выдаче соответствующего удостоверения. Однако, Управление отказало в выдаче удостоверения в связи с отсутствием заключения межведомственного экспертного совета или ВВК о причинной связи заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. Полагает, отказ в выдаче удостоверения незаконным, поскольку в соответствии со ст. 24 Закона РФ от 15 мая 1991 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» такое заключение ему не требуется. Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил суд признать действия Министерства по отказу в выдаче удостоверения инвалида вследствие ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконными, возложить на Министерство обязанность в выдаче удостоверения инвалида вследствие ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС. Истец также просил суд привлечь в качестве ответчика Управление труда и социального развития администрации Хабезского муниципального района возложив на них обязанность по назначению к выплате ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> коп. и взыскать задолженность по выплатам за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> коп. Министерство и Управление просили в удовлетворении иска отказать ссылаясь на то, что истец не представил заключение межведомственного экспертного совета или ВВК о причинной связи заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. Выслушав стороны, заключение прокурора считавшего требования законными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению. ДД.ММ.ГГГГ истцу Управлением письмом № было отказано в выдаче удостоверения гражданина, получившего или перенесшего лучевую болезнь или другие заболевания, связанные с радиационным воздействием катастрофы на ЧАЭС, инвалида вследствие Чернобыльской катастрофы в связи с отсутствием заключения межведомственного экспертного совета или ВВК о причинной связи заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы. Из решения Черкесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 впервые был освидетельствован Главным бюро МСЭК по КЧР ДД.ММ.ГГГГ с указанием причины «общее заболевание», «инвалид второй группы» на срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ он был повторно переосвидетельствован, ему установлена вторая группа инвалидности с указанием причин «увечье получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аварией на ЧАЭС» на срок до ДД.ММ.ГГГГ. В 1999 году МСЭК изменило причину инвалидности на «общее заболевание» Оценивая данные действия, суд указал, что они противоречат закону, поскольку в соответствии с ч. 10 ст. 24 Федерального закона "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ), действовавшей в период освидетельствования, при установлении врачебно-трудовыми и экспертными комиссиями (ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Суд также указал, что выявленные у него в период освидетельствования заболевания содержатся в Перечне, утвержденном приказом Министерства здравоохранения от6 августа 1996 года №. Кроме того, оценив представленные доказательства, суд указал, что не имеется оснований для получения подтверждения причины инвалидности из межведомственного экспертного совета, в связи с чем признал действительной, выданную истцу справку от ДД.ММ.ГГГГ с формулировкой причины инвалидности «заболевание получено при исполнении иных обязанностей военной службы, связано с аврией на Чернобыльской АЭС». Согласно данных МСЭК КЧР ФИО1 в настоящее время является инвалидом второй группы, бессрочно, 90 % утраты профессиональной трудоспособности в связи с заболеванием полученным при исполнении обязанностей военной службы, связанное с арией на Чернобыльской АЭС. Инвалидность установлена повторно ДД.ММ.ГГГГ. Как следует из пенсионного дела, истец был получателем ежемесячных сумм в возмещение вреда в связи с заболеванием полученным при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС начиная с ДД.ММ.ГГГГ. Он имеет удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, выданное Хабезским райвоенкоматом в связи с работой по объекту «Укрытие» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, истец с 1999 года по настоящее время является получателем ежегодной компенсации на оздоровление. Согласно п. 3 Правил и условий оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (приказ МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и Минфина РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 728/832/166 н) оформление и выдача удостоверения производится: органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации - инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан. Пунктом 4 указанного Порядка предусмотрено, что для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы) с письменным заявлением, к которому прилагаются (в зависимости от категории граждан) следующие документы: паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении); удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения; удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы; справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (для инвалидов). Как следует из данного подзаконного акта одним из юридически значимых обстоятельств при приеме документов для получения названного удостоверения, является установление категории граждан обратившихся в орган исполнительной власти. Так, истец полагает, что, поскольку в установленном порядке был признан инвалидом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, он не должен вновь проходить обследование в межведомственном экспертном совете на предмет установления причинной связи инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Данные доводы Кушхова Н.М. суд находит обоснованными. Так, в силу ст. 24 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с последующими изменениями и дополнениями) при установлении учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы (МСЭ, ранее - ВТЭК) инвалидности в связи с заболеванием в отношении граждан, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 13 данного Закона, эта инвалидность признается связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, военно-врачебных комиссиях или иных органах в том случае, если заболевание включено в Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Приказами Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 311 и от ДД.ММ.ГГГГ N 248 были признаны утратившими силу Приказы от ДД.ММ.ГГГГ N 279 и от ДД.ММ.ГГГГ N 45, которыми ранее утвержден Перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ Приказы от ДД.ММ.ГГГГ N 311 и от ДД.ММ.ГГГГ N 248 признаны незаконными (недействующими). Таким образом, была восстановлена юридическая сила Приказов Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ N 279 и от ДД.ММ.ГГГГ N 45. Эти акты признаны утратившими силу только ДД.ММ.ГГГГ Приказом Министра здравоохранения Российской Федерации N 28, тогда как новый Перечень заболеваний был утвержден совместным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства труда и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 198/85 (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ). Как усматривается из решения Черкесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, обнаруженные у заявителя заболевания соответствовали некоторым заболеваниям, указанным в Перечне заболеваний, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации. ДД.ММ.ГГГГ признан инвалидом второй группы, и установлена причинная связь инвалидности с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На основании выданной заявителю справки производились соответствующие выплаты по возмещению вреда здоровью; впоследствии выплаты были прекращены в связи с отсутствием у заявителя специального удостоверения инвалида вследствие чернобыльской катастрофы. В соответствии с часть 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица. Как усматривается из материалов дела решением Черкесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, было признано право истца при установлении ВТЭК инвалидности в связи с заболеванием в указанным в пункте 3 части первой статьи 13, признании её связанной с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в безусловном порядке без освидетельствования в межведомственных экспертных советах, если заболевание включено в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых может быть поставлено в связь с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. При таких обстоятельствах требования Министерства и Управления о предоставлении решения межведомственного экспертного совета, военно-врачебной комиссии, нельзя признать основанными на законе. Поскольку истцу неправомерно было отказано в выдаче удостоверения гражданину, получившему или перенесшему лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалиду вследствие чернобыльской катастрофы, то его требования о признании действий ответчиков неправомерными, возложении обязанностей и взыскании задолженности подлежат удовлетворению. На момент прекращения выплат истец получал 584 р. 43 коп. Согласно части третьей ст. 5 базового Закона (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 179-ФЗ), ст. 1 Закона РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N 1799-1 "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР" (в редакции Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2288), ст. 318 ГК РФ (в редакции, действовавшей с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ), допускавшими возможность индексации данных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда, суд вправе был произвести такую индексацию до ДД.ММ.ГГГГ с учетом величин минимального размера оплаты труда, указанных в ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", т.е. с применением коэффициента роста минимального размера оплаты труда с ДД.ММ.ГГГГ, равного 1,581 (132 : 83,49), а с ДД.ММ.ГГГГ с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132). В связи с этим размер ежемесячной компенсации возмещения вреда здоровью истца на ДД.ММ.ГГГГ составляет 923 р. 98 коп. ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым был установлен новый критерий индексации указанных выплат. Постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ), Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от ДД.ММ.ГГГГ "О минимальном размере оплаты труда" и от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 5-ФЗ в части перехода на новый способ индексации сумм возмещения вреда - пропорционально росту величины прожиточного минимума, были признаны не противоречащими Конституции РФ. Суд учитывает, что по смыслу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 года, а с учетом правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П, суммы возмещения вреда, назначенные истцу, с указанного времени подлежали индексации исходя из роста величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 11-П суды при рассмотрении конкретных дел после ДД.ММ.ГГГГ ориентированы на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан, которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует, - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти. При этом индекс роста величины прожиточного минимума за год должен определяться как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума могла быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4. Таким образом, указанная выше сумма подлежала индексации с ДД.ММ.ГГГГ на 1,705, с ДД.ММ.ГГГГ на 1,212 и с ДД.ММ.ГГГГ на 1,201. В связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с которым с ДД.ММ.ГГГГ указанные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, выплата гражданам недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производится в течение 2005 - 2006 годов. Во исполнение вышеназванного Закона приняты постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 847, от ДД.ММ.ГГГГ N 326, от ДД.ММ.ГГГГ N 292, от ДД.ММ.ГГГГ N 246, от ДД.ММ.ГГГГ N 171, предусматривающие последующее поэтапное индексирование размеров компенсаций и иных выплат. Размер ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ подлежал индексации на следующие индексы: 1,11, 1,09, 1,08, 1,105, 1,13, 1,1 и 1,065. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ ответчик обязан выплачивать истцу ежемесячные суммы возмещения вреда в размере <данные изъяты> коп. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Исковые требования Кушхова ФИО9 к Министерству труда и социального развития КЧР, Управлению труда и социального развития администрации Хабезского муниципального района о признании действий по отказу в выдаче удостоверения инвалида вследствие ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС незаконными, возложении обязанностей в выдаче удостоверения и назначении к выплате ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, взыскании задолженности удовлетворить. Признать действия Министерства труда и социального развития КЧР по отказу Кушхову ФИО10 в выдаче удостоверения получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом незаконными. Обязать Министерство труда и социального развития КЧР выдать Кушхову ФИО11 удостоверение получившего или перенесшего лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставшего инвалидом. Обязать Управление труда и социального развития администрации Хабезского муниципального района назначить и выплачивать Кушхову ФИО13 ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп. с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством. Взыскать с Управления труда и социального развития администрации Хабезского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кушхова ФИО12 задолженность по суммам в возмещение вреда здоровью за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 935 247 р. ( девятьсот тридцать пять тысяч двести сорок семь) рублей 6 копеек. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики путем подачи кассационной жалобы через Черкесский городской суд, КЧР в течение десяти дней со дня изготовления мотивированной части решения. Председательствующий судья - Коркмазова Л.А. Мотивированная часть решения изготовлена 05 сентября 2011 года