Решение от 06.09.2011 по делу 2-2772/2011



Решение

Именем Российской Федерации

06 сентября 2011г                                                             г.Черкесск

Черкесский горсуд, КЧР

в составе:

председательствующего судьи- Коркмазовой Л.А.,

прокурора - старшего помощника прокурора г.Черкесска Дзыба Р.Э.

при секретаре Элькановой Д.Б.

с участием:

представителя истца Кундохова Р.М.- Калабековой А.Д.

представителя ответчика Управления социальной защиты населения г.Черкесска - Мисходжевой Д.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Кундохова Р.М. к Управлению социальной защиты населения г. Черкесска о перерасчёте ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью и о взыскании недополученной суммы,

                                             установил:

       Истец Кундохов Р.М. обратился в суд к Управлению социальной защиты населения г. Черкесска (далее по тексту Управление) о перерасчёте ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью и о взыскании недополученной суммы. В своём исковом заявлении истец указал, что с 2000 года является инвалидом 2 группы вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (80 % утраты трудоспособности), а с 15 сентября 2006 года ему установлена 2 группа инвалидности с 80 % утратой трудоспособности.

На основании п. 25 ст. 14 Федерального закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ответчиком выплачивалось возмещения вреда здоровью в твердой денежной сумме. Решением Черкесского городского суда от 17 октября 2005 года данные суммы были проиндексированы на коэффициенты 1, 212 с 1 января 2002 года. Данное решение было отменено по вновь открывшимся обстоятельствам определением Черкесского городского суда. Полагает, что ответчиком неправомерно занижены ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью вследствие их неправильной индексации. Истец просил суд обязать ответчика произвести индексацию сумм возмещения вреда здоровью и с 1 июня 2011 г. ежемесячно выплачивать в его пользу компенсацию в возмещение вреда здоровью в размере <данные изъяты> коп. с последующей индексацией в соответствии с действующим законодательством, а также взыскать за счет средств федерального бюджета задолженность по указанным выплатам за весь период в сумме 361 289 рублей.

       В судебное заседание истец не явился, просил письменно заявлением рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя.

       Представитель истца также считала требования законными и просила их удовлетворить.            

       Представитель ответчика Управление социальной защиты населения г. Черкесска просило в удовлетворении иска отказать, ссылаясь на то, нарушения порядка индексации сумм возмещения вреда допущено не было.

Выслушав стороны, прокурора считавшего исковые требования законными, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Кундохов Р.М. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и имеет право на получение ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью, установленных Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

27 февраля 1995 года истцу впервые установлена вторая группа инвалидности в связи с заболеванием, полученным им при исполнении иных обязанностей военной службы и связанным с катастрофой на Чернобыльской АЭС. С указанной даты истец получает выплаты в возмещение вреда здоровью исходя из твердой денежной суммы - <данные изъяты> рублей, размер которой индексировался ответчиком согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 "О порядке индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 года по 31 мая 2004 года гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм", а в последующем размер выплаты в возмещение вреда здоровью истцу ежегодно индексировался ответчиком исходя из установленного соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации уровня инфляции.

Разрешая заявленные Кундохова Р.М. требования об индексации ежемесячной суммы возмещения вреда здоровью и о взыскании задолженности по ней за период с 1 августа 2004 г по 30 июня 2009г, суд исходит из того, что назначенная истцу сумма возмещения вреда здоровью подлежит индексации за период 2002 - 2004г пропорционально росту величины прожиточного минимума в Карачаево-Черкесской Республике с последующей индексацией, исходя из уровня инфляции, установленной постановлениями Правительства Российской Федерации, в связи с чем образовавшаяся в результате неполной индексации указанных выплат задолженность подлежит возмещению за счет средств федерального бюджета.

Так, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П было признано, что взаимосвязанные нормы части третьей статьи 5 базового Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 12 февраля 2001 г.) и части 3 статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" о ежегодной индексации ранее назначенных сумм возмещения вреда исходя из роста прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, как противоречащие принципам справедливости, равенства, соразмерности и умаляющие право на возмещение вреда здоровью граждан, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, не соответствуют статьям 19 (часть 1), 42 и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

До внесения соответствующих изменений в законодательство суды общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 г. были ориентированы данным Постановлением на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации.

То обстоятельство, что размеры выплат, установленных в твердой денежной сумме в соответствии с пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" индексируются с 19 июня 2002 г. исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ и Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ), не может являться препятствием для индексации выплат на величину роста прожиточного минимума.

Так, исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 04.10.2005 N 364-О следует, что исчисление размеров соответствующих компенсационных выплат и разрешение возникающих при этом споров является прерогативой органов социальной защиты населения и судов общей юрисдикции. Уполномоченные органы, решая вопрос о возможности применения нового порядка индексации компенсационных выплат за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года как к гражданам, уже получающим выплаты в соответствии с решениями судов, так и к гражданам, ранее не обращавшимся в суд, но которым выплаты полагались, должны руководствоваться конституционным принципом равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), а также исходить из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости придания закону, ухудшающему правовое положение граждан, обратной силы (Постановления от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10,11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В тех случаях, когда судами общей юрисдикции при рассмотрении конкретных дел будет установлено, что применение введенного оспариваемыми нормами порядка индексации компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, приводит к уменьшению размера выплат, рассчитанных в соответствии с ранее действовавшим критерием индексации (на основе роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации), им надлежит исходить из необходимости применения за период с 19 июня 2002 года по 29 мая 2004 года благоприятного для получателей указанных выплат критерия их индексации.

Поскольку предложенный истцом критерий индексации является для него более благоприятным, то суд принимает за основу расчет представленный истцом Кундоховым Р.М.

Так, 15.02.2001 вступил в действие Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", которым был установлен новый критерий индексации указанных выплат. Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18.06.1992 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакциях от 24.11.1995 и 12.02.2001), Федеральных законов от 12.02.2001 "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19.06.2000 "О минимальном размере оплаты труда" и от 07.08.2000 "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" положения Федерального закона от 12.02.2001 N 5-ФЗ в части перехода на новый способ индексации сумм возмещения вреда - пропорционально росту величины прожиточного минимума, были признаны не противоречащими Конституции РФ.

Суд учитывает, что по смыслу ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предусматривающей ежегодную индексацию сумм ежемесячных выплат пропорционально росту величины прожиточного минимума, первая ежегодная индексация с учетом роста прожиточного минимума могла быть произведена по истечении данного календарного года, т.е. с января 2002 года, а с учетом правовой позиции, высказанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 19 июня 2002 г. N 11-П, суммы возмещения вреда, назначенные истцу, с указанного времени подлежали индексации, исходя из роста величины прожиточного минимума в данном субъекте РФ.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 11-П суды при рассмотрении конкретных дел после 15 февраля 2001 года ориентированы на принятие решений о выплате сумм возмещения вреда с учетом их ежегодной индексации в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации с учетом потребительской корзины для соответствующих категорий граждан, которая определяется на основе законодательства субъекта Российской Федерации о прожиточном минимуме, а если таковое отсутствует, - на основе данных, полученных по запросу суда в федеральных органах исполнительной власти.

При этом индекс роста величины прожиточного минимума за год должен определяться как соотношение среднегодовой величины прожиточного минимума за истекший год к среднегодовой величине прожиточного минимума за предыдущий год. Среднегодовая величина прожиточного минимума могла быть исчислена путем сложения ежеквартальных абсолютных величин прожиточного минимума и деления их суммы на количество кварталов в году, то есть на 4.

Таким образом, указанная выше сумма подлежала индексации с 1 января 2002 года на 1,705, с 1 января 2003 года на 1,212 и с 1 января 2004 года на 1,201.

В связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2004 года N 31-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС", в статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" размеры выплат, установленные в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 14 или пунктом 11 части 1 статьи 15 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС" был введен новый порядок индексации сумм возмещения вреда здоровью, в соответствии с которым с 19 июня 2002 года указанные суммы индексируются исходя из уровня инфляции, установленного Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, выплата гражданам недополученных сумм за 2002 - 2004 годы производится в течение 2005 - 2006 годов.

Во исполнение вышеназванного Закона приняты постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года N 847, от 25 мая 2005 года N 326, от 7 мая 2005 года N 292, от 25 апреля 2006 года N 246, от 21.03.2007 N 171, предусматривающие последующее поэтапное индексирование размеров компенсаций и иных выплат.

Размер ежемесячных выплат возмещения вреда здоровью с 1 января 2005 года подлежал индексации на следующие индексы: 1,11, 1,09, 1,08, 1,105, 1,13, 1,1 и 1,065. Таким образом, с 1 января 2011 года ответчик обязан выплачивать истцу ежемесячные суммы возмещения вреда в размере <данные изъяты> коп., а также выплатить задолженность по суммам в возмещение вреда здоровью за период с 1 января 2002 года по 1 июня 2011 года в размере <данные изъяты> руб., которая также подлежит возмещению истцу.

При таких обстоятельствах суд считает требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

       На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Кундохова ФИО1 к Управлению социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска о назначении к выплате ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, взыскании задолженности удовлетворить.

Обязать Управление социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска назначить и выплачивать Кундохову ФИО1 ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью с ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> коп. с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с Управления социальной защиты населения мэрии муниципального образования г. Черкесска за счет средств казны Российской Федерации в пользу Кундохова ФИО1 задолженность по суммам в возмещение вреда здоровью за период с 1 января 2002 года по 1 июня 2011 года в размере <данные изъяты> р. ( <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики, путем подачи кассационной жалобы через Черкесский городской суд, КЧР в течение десяти дней со дня изготовления мотивированной части решения.

Председательствующий судья-                                                Коркмазова Л.А.

Мотивированная часть решения

изготовлена ДД.ММ.ГГГГ