РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 21 сентября 2011 года г. Черкесск КЧР Суд в составе председательствующего судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики - Копсергенова В.А., при секретаре судебного заседания - Борлаковой З.А., с участием ст.помощника прокурора Карачаево-Черкесской Республики Мурадовой А.Ю., представителя ответчика -Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике - Жужуева А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № по иску прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Одноочко ФИО7 об оспаривании бездействия, выразившегося в непредоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, установил: Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с иском в интересах Одноочко З.Ф. к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике об оспаривании бездействия, выразившегося в непредоставлении в 2010 году путёвки на санаторно-курортное лечение, и о возложении на ответчика обязанности предоставить такую путёвку. В исковом заявлении прокурор указал, что Прокуратурой Карачаево-Черкесской Республики проведена проверка по обращению Одноочко З.Ф. о нарушении законодательства, регламентирующего вопросы государственной социальной помощи. В ходе проведения проверки установлено, что Одноочко З.Ф. является инвалидом 1 группы по общему заболеванию с 28 марта 2002 года бессрочно. Согласно медицинским показаниям она нуждается по состоянию здоровья в обеспечении путёвкой на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. 27 октября 2009 года истцом подано ответчику заявление о выделении ей санаторно-курортной путевки в курортный регион Кавказские Минеральные Воды. Однако, по настоящее время санаторно-курортная путёвка ей не предоставлена ввиду того, что число граждан - получателей набора социальных услуг, обратившихся к ответчику за санаторно-курортным лечением, значительно превысило квоту на обеспечение в 2010 году санаторно-курортным лечением граждан КЧР, имеющих право на получение данной государственной социальной помощи. Проверкой установлено, что Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды. Пунктом 1 ч.1 ст.6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Согласно пункту 3.7 указанного Порядка, при наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Кроме того, в соответствии с положениями ст.6.3. Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 этого закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.2 ч.1 ст.6.2 Федерального закона. Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Таким образом, Одноочко З.Ф., имеющей право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учётом его стоимости. Принимая во внимание, что на период с 2009 года за ней сохранялось право на получение льгот в натуральной форме, и она не лишена права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в 2011 году Одноочко З.Ф. также имеет право на получение санаторно-курортной путевки. Прокурор просил суд признать незаконным бездействие ответчика, выраженное в непредоставлении гражданке Одноочко З.Ф. путёвки на санаторно-курортное лечение в 2010 году; обязать ответчика предоставить Одноочко З.Ф., как инвалиду 1 группы, путёвку на санаторно-курортное лечение. Ответчик представил в суд письменные возражения на иск, в которых указал, что законодатель предоставляет гражданину право выбора: получить набор социальных услуг, включающих предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, либо отказаться от получения набора социальных услуг и получать денежную компенсацию. Одноочко З.Ф. на 2010 год заявление об отказе от получения набора социальных услуг не подавала, согласившись, таким образом, на получение набора социальных услуг, следовательно, согласившись на получение набора социальных услуг, она утратила право на денежную компенсацию их стоимости. На момент подачи заявления в 2009 году Одноочко З.Ф. на 2010 год число граждан - получателей набора социальных услуг, не обеспеченных санаторно-курортным лечением в 2009 году, составило 605 человек. А число обратившихся в отделение фонда за санаторно-курортным лечением в 2010 году, включая Одноочко А.И., составило 1043 человека, а всего 1648 человек, что превысило квоту на обеспечение в 2010 году санаторно-курортным лечением граждан КЧР, имеющих право на получение государственной социальной помощи (597 путёвок). В связи, с чем по объективным причинам отделение фонда не могло предоставить Одноочко З.Ф. в 2010 году путёвку на санаторно-курортное лечение, т.к. внеочередное её предоставление ущемило бы право на санаторно-курортное лечение других граждан, которые подали заявления ранее. Отделение фонда в 2010 году в предоставлении путёвки Одноочко З.Ф. не отказывало, а не предоставило путёвку в указанный период по объективным причинам. Кроме того, в соответствии с Правилами финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864, предоставление гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг является расходным обязательством РФ и осуществляется за счёт средств федерального бюджета. Обязательства Фонда социального страхования ограничены объёмом средств, выделяемых из федерального бюджета. Удовлетворение Фондом социального страхования заявлений о предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение в порядке очередности действующему законодательству не противоречит. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Одноочко З.Ф. обратилась в Фонд социального страхования в 2010 году и подлежала обеспечению санаторно-курортным лечением в порядке очерёдности. Следовательно, вины ответчика в непредоставлении санаторно-курортной путёвки в 2010 году не усматривается, а согласно ст.255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределённого круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность. Статьёй 255 ГПК РФ предусмотрено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Действительно, на 2010 год Одноочко З.Ф. не была обеспечена санаторно-курортной путёвкой по объективным причинам, а не в силу какого-либо бездействия со стороны отделения Фонда. Прокурор просит обязать отделение Фонда выделить санаторно- курортную путевку истице за 2010 год в 2011 году. Однако при этом не указывается за счет каких средств или ассигнований, отделение Фонда обязано закупить и выделить санаторно- курортную путевку Одноочко З.Ф. В соответствие с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 28.11.2009 № 292- ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2010 и на плановый период 2011 и 2012 годов», финансовое обеспечение оплаты стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, со сроком пребывания 18 дней, для детей-инвалидов - 21 день, для инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - от 24 до 42 дней, стоимости проезда на междугородном транспорте к месту осуществляемого за счет средств федерального бюджета лечения в санаторно-курортных и федеральных специализированных медицинских учреждениях и обратно отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде соответствующей социальной услуги, предусмотренным Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи"), в пределах межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на указанные цели. Следовательно, оплата стоимости санаторно-курортного лечения льготной категории граждан,не отказавшейся от набора социальных услуг, производится Фондом социального страхования РФ за счет и в пределах средств, предусмотренных в Федеральном бюджете РФ. Также, исходя из доводов прокурора, об обязании отделения Фонда предоставить Одноочко З.Ф. в 2011 году санаторно-курортную путевку за 2010 год, исполнение решения должнобыть осуществлено и из средств ФСС РФ, что незаконно. Согласност. 147 Бюджетного кодекса РФ«расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляетсяисключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующих их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов,утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации». Законодательством РФ не предусмотрен порядок расходования собственных средств Фонда социального страхования на приобретение санаторно-курортных путевок льготной категории граждан, имеющей право на государственной социальной помощи. Согласно пункту 4 части 1 статьи 8 Федерального закона № 292-ФЗ Фонд вправе осуществлять финансовое обеспечение выплаты, включая судебные расходы, по исковым требованиям граждан, организаций на основании вступивших в законную силу решений судов за счет источников, из которых финансируются соответствующие виды расходов бюджета Фонда В связи с чем, прокурору необходимо уточнить просительную часть искового заявления, указав, за счет каких источников надлежит Фонду исполнить требования об обязании предоставить санаторно-курортную путевку. Также, в иске не приведено ни одного довода и доказательства, о том, каким образом отделение Фонда могло и может принимать меры, для надлежащего исполнения расходных обязательств Федерального бюджета, в части увеличения ассигнований, выделяемых Фонду на закупку санаторно-курортных путевок гражданам-получателям набора социальных услуг. Материалами дела подтверждено, что путевка не была предоставлена истице ввиду недостаточного финансирования из федерального бюджета на эти цели. Финансирование по предоставлению социальных услуг гражданам, включенным в Федеральный регистр, является расходным обязательством Российской Федерации, а не Фонда социального страхования и осуществляется оно за счет средств федерального бюджета, а не за счет средств Фонда социального страхования. В связи с чем, отделение Фонда не может нести ответственности за непредоставление путевки, вызванного отсутствием достаточного финансирования. В соответствии с ч.3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданинане должно нарушать права и свободы других лиц. Более того, заявленные требования не являются требованием материального характера, не подлежат оценке и в соответствие с требованиями п. 1.5 Порядка медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004г. № 256, необходимо подтвердить нуждаемость Одноочко З.Ф. в санаторно-курортном лечении и отсутствие каких-либо противопоказаний для его прохождения именно в настоящее время - в 2011 году, а не за 2010 года. Доказательств нуждаемости Одноочко З.Ф. в настоящее время в санаторно-курортном лечении, в судебное заседание не представлено, в силу чего оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется. №">Просит суд в удовлетворении исковых требований прокурора КЧР, в интересах Одноочко З.Ф. о признании незаконным бездействия отделения Фонда, выраженное в непредоставлении санаторно-курортной путевки и обязанииее предоставленияотказать. В судебном заседании прокурор Мурадова А.Ю. поддержала заявленные требования и просила их удовлетворить по требованиям, изложенным в заявлении. Представитель ответчика - Жужуев А.М. в судебном заседании иск не признал, просил в иске отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях. Выслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле документы, суд приходит к следующему. Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в число которых включены инвалиды. Пунктом 1 ч.1 ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Согласно пункту 3.7 Порядка при наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. В соответствии с положениями ст.6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 этого закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.2 ч.1 ст.6.2. Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Как установлено в судебном заседании, истец - Одноочко З.Ф. является <данные изъяты> и в соответствии с медицинскими показаниями нуждается в санаторно-курортном лечении, которое должно было быть ей предоставлено ответчиком. В 2010 году путёвка истцу предоставлена не была, не смотря на соответствующее обращение истца к ответчику с заявлением от 27.10.2009 года. Как объяснил ответчик в своих возражениях на иск, непредоставление истцу в 2010 году санаторно-курортной путёвки было связано с отсутствием у ответчика возможности такого предоставления в связи с тем, что количество граждан, имеющих право на получение путёвок и изъявивших желание пройти санаторно-курортное лечение, значительно превысило количество имевшихся в распоряжении ответчика путёвок. Между тем, данные доводы ответчика судом признаются несостоятельными, поскольку невыполнение требований федерального законодательства в виде непредоставления истцу в 2010 году путёвки на санаторно-курортное лечение не может быть признано законным, независимо от каких-либо обстоятельств, независимо от причины этого нарушения. Отсутствие у ответчика возможности предоставления истцу в 2010 году такой путёвки, равно как и любые иные причины нарушения законодательства о государственной социальной помощи инвалидам нельзя признать уважительными причинами имевшего место бездействия. Факт нарушения прав и охраняемых законом прав истца в виде непредоставления ей путёвки в санаторий в 2010 году является очевидным. Обсуждая вопрос об обязании ответчика предоставить Одноочко З.Ф., как инвалиду 1 группы, путёвку на санаторно-курортное лечение суд приходит к следующему. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256, утвержден Порядок медицинского отбора и направления больных на санитарно-курортное лечение (далее - Порядок). Пунктом 1.5 Порядка определено, что при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме N 070/у-04 (далее - справка для получения путевки) (приложение N 2) с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного. Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка для получения путевки выдается на основании заключения ВК лечебно-профилактического учреждения, а инвалидам также при наличии рекомендации санаторно-курортного лечения в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Срок действия справки для получения путевки 6 месяцев. Таким образом, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по КЧР обязано предоставить Одноочко З.Ф. путевку на санаторно-курортное лечение. При таких обстоятельствах требования прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Заявление прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах Одноочко ФИО8 об оспаривании бездействия, выразившегося в непредоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, удовлетворить. Признать незаконным бездействие Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, выразившееся в непредоставлении Одноочко ФИО9 в 2010 году путёвки на санаторно-курортное лечение. Обязать Государственное учреждение - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по КЧР при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения предоставить Одноочко ФИО10, проживающей по адресу: <данные изъяты> путевку на санаторно- курортное лечение. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы или представления через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья В.А. Копсергенов