Решение от 17.10.2011 по делу 2-2418/2011



Гражданское дело №2-2418/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2011 года                                                          г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд, Карачаево-Черкесской республики в составе:

председательствующего судьи - Негрий Н.С.,

при секретаре - Кубановой М.Х.,

с участием представителя истца Дышекова Д.Х., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Темировой ФИО15 к Мэрии муниципального образования города Черкесска о признании права собственности на жилое помещение,

установил:

Темирова Р.Н. обратилась в суд с иском к Мэрии г. Черкесска о признании права собственности на жилое помещение. В обоснование своих требований истец указала, что с ДД.ММ.ГГГГ Администрация Акционерного общества «Карачаево-Черкесстрой» предоставила ей комнату <адрес> для постоянного проживания, где она проживает с семьей по настоящее время. Другого жилья семья не имеет. За время проживания она несла бремя расходов, делала текущие ремонты, участвовала в расходах по ремонту общего здания, своевременно вносила все коммунальных платежи в бюджет города, то есть проживала и проживает на условиях социального найма, хотя договор с ней не заключался. ДД.ММ.ГГГГ Арбитражный суд КЧР обязал Мэрию МО г. Черкесска принять на баланс <адрес>, одновременно указал, что переда на баланс Мэрии МО г. Черкесска не препятствует жильцам обратиться по правилам подведомственности за защитой своих прав с исками о признании права собственности в суд общей юрисдикции, тогда как иски о признании права собственности граждан не подлежат рассмотрению в арбитражном суде. Просила признать за ней право собственности на комнату общей площадью 14,4 кв.м в том числе жилой площадью 14,4 кв.м, расположенной на <адрес>

В судебное заседание истец Темирова Р.Н. извещенная о дате, месте и времени рассмотрения данного судебного заседания не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть данное дела без ее участия, с участием ее представителя.

Представитель истца Дышеков Д.Х. в судебном заседании подержали доводы искового заявления и просил их удовлетворить. Также указал, что жилой дом по <адрес> принадлежал АО «Карачаево-Черкесскстрой». Данное здание никогда не было общежитием, хотя по документам оно числится как общежитие формально. В данный дом заселялись жильцы и их комнатам присваивались номера. После распада СССР, вышеуказанная организация была признана банкротом, и в этот момент руководитель АО «Карачаево-Черкесскстрой» должен был передать дом на баланс Мэрии МО г.Черкесска, однако этого не было сделано. После того, как организация была признана банкротом, ей управлял назначенный конкурсный управляющий из <адрес>. За все время сменилось 5 конкурсных управляющих. Первоначально на балансе за АО «Карачаево-Черкесскстрой» числились <адрес> данного дома, затем после введения процедуры банкротства конкурсный управляющий продал их частному лицу, решением Арбитражного суда данную следку признали недействительной. Судья Арбитражного суда КЧР Гришин в своем определении обязал Мэрию принять на свой баланс <адрес>, однако этого до сих пор не сделано. Также полагал, что если человек живет на условиях социального найма, то необходимо признавать право собственности за ним.

В судебное заседание представитель ответчика - Мэрии муниципального образования г.Черкесска не явился, просил рассмотреть данное дело в его отсутствие.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Темирова Р.Н. проживает со своей семьей в комнате , расположенной на <адрес>. Решением Арбитражного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении искового заявления ОАО «Карачаево-Черкесскстрой» о признании права собственности на <адрес>, расположенного по адресу: <адрес> - отказано. Решением Думы МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения арбитражного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ по делу и предложения Мэрии решено о проведении Управлением по имущественным и земельным отношениям Мэрии необходимых мероприятий по принятию в муниципальную собственность <адрес>.

Арбитражный суд КЧР ДД.ММ.ГГГГ вынес определение, которым обязал Мэрию муниципального образования г. Черкесска принять на баланс <адрес>, находящиеся по адресу: <адрес> за исключением: комнаты площадью 18 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО6; комнаты площадью 17,7 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО7 и ФИО7 A.M.; комнаты площадью 18,5 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО8; комнаты площадью 19,3 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО9; комнаты площадью 19,1 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО1; комнаты площадью 18,3 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО2; комнаты площадью 18,8 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО12; комнаты площадью 37,2 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО3; комнаты площадью 18 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО10; комнаты площадью 18,6 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО4; комнаты площадью 38,1 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО11; комнаты площадью 38,5 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО5; комнаты площадью 18,9 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО13 В части заявления об обязании Мэрии муниципального образования г. Черкесска выплатить компенсацию в размере <данные изъяты> рублей в удовлетворении требований отказано. Данное определение подлежит немедленному исполнению.

С целью получения решения о признании права собственности и дальнейшей государственной регистрации права собственности в установленном законом порядке истец обратился в суд с настоящим иском.

Использование такого способа защиты, как признание права собственности предполагает доказанность законных оснований возникновения права собственности на указанное имущество обратившимся лицом.

Из материалов дела следует, что в комнате общежития Темирова Р.Н. прописана с ДД.ММ.ГГГГ, также с ней проживает и ее сын - ФИО14, который также прописан в данной комнате с ДД.ММ.ГГГГ.

Несмотря на довод представителя истца о том, что Темирова Р.Н. проживает на условиях социального найма, однако суду не был представлен договор социального найма жилого помещения, либо ордер на жилое помещение (статья 2 Закона о приватизации, пункт 47 Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденные постановлением Совета Министров РСФС № 335 от 31.07.1984).

Представитель истца указывал в своих доводах, что спорный дом не является общежитием, однако, в судебном заседании установлено, что согласно вступившему в законную силу Определения Арбитражного суда КЧР от ДД.ММ.ГГГГ здание по <адрес> указано, что « согласно инвентаризационной описи основанных средств по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ данное здание по <адрес> числится как здание общежития». Также, согласно исследованного в судебном заседании акта обследования, проведенного КЧР ГУП «Техинвентаризация» указано, что инвентаризация по всему общежитию не проводилась с 1997 года, что также подтверждает присвоенный данному объекту недвижимости по <адрес> статус общежития.

В силу ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственникам в собственность граждан и юридических лиц только в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Основания приобретения права собственности, в том числе на недвижимость указаны ст. 218 ГК РФ. К таковым относятся: изготовление или создание новой вещи лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов (ч. 1), приобретение на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества или в порядке наследования или реорганизации юридического лица (ч. 2), в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (ч. 3), полная выплата паевых взносов за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом (ч. 4).

В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В случаях и в порядке, предусмотренных ГК РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 223 ГК РФ).

Возможность обращения в суд с иском о признании права собственности вытекает из статей 11 и 12 ГК РФ, согласно которым защита гражданских прав осуществляется судами путем признания права. Поэтому лицо, считающее, что стало собственником имущества, вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности. Ответчиком по иску о признании права собственности является прежний собственник имущества.

Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 ГК РФ.

В соответствии со ст. 2 Закона о приватизации граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом о приватизации, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.

Согласно ст. 6 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее - Закон о приватизации) передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственнымиили муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается (ст. 7 Закона о приватизации).

Учитывая изложенное, суд считает, что материалы дела не содержат доказательств обращения истца в Мэрию муниципального образования города Черкесска с заявлением о заключении договора о приватизации, отказа Мэрии в заключении данного договора, либо договора приватизации, заключенного между Мэрией муниципального образования города Черкесска и истцом. Факт проживания Темировой Р.Н. со своей семьей с ДД.ММ.ГГГГ в комнате <адрес> и несение расходов на содержании данной комнаты, не свидетельствует о возникновении права собственности на данную комнату.

В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.

Как указано в п. 8 этого же постановления, исходя из смысла преамбулы, ст. 1 и ст. 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.

Следует учитывать, что соблюдение указанного ст. 7 и ст. 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения, которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение) так и для граждан.

Таким образом, исходя из изложенного суд пришел к выводу о том, что поскольку Темировой Р.Н. не представлено доказательств свидетельствующих о том, что она в установленном законом порядке не может реализовать свое право на приватизацию, то у истца отсутствуют законные основании для признания за ней права собственности на жилое помещение.

Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований Темировой ФИО15 к Мэрии муниципального образования города Черкесска о признании права собственности на жилое помещение - комнату общей площадью 14,4 кв. м, в том числе жилой площадью 14,4 кв. м, расположенную в <адрес> - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

В окончательной форме решение изготовлено 24 октября 2011 года.

Судья Черкесского городского суда     Н.С. Негрий