дело № 2- 2480/11 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 сентября 2011 года г. Черкесск Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Лепшокова Р.А., при секретаре судебного заседания Коджаковой З.Р., с участием истца - Петижева А.М., представителя ответчика - Мэрии муниципального образования города Черкесска - Кремень М.И., действующего на основании доверенности № от 11.07.2011 года, представителей ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Беден Р.П., действующего на основании доверенности № от 11.07.2011 года, Алиева А.В., действующего на основании доверенности № от 24.08.2011 года, представителя ответчика - Ходжева В.Г. в лице Мамбетовой О.М., действующей на основании доверенности № от 05.09.2011 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по исковому заявлению Петижева ФИО1, Аджиевой ФИО2, Байчоровой ФИО3, Вапсинова ФИО4 о признании решений государственных органов недействительными, У С Т А Н О В И Л: Петижев ФИО1, Аджиева ФИО2, Байчорова ФИО3, Вапсинов ФИО4 обратились в суд с заявлением к Мэрии МО города Черкесска, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР, Ходжеву ФИО5, о признании решений государственных органов недействительными. Свое обращение в суд они мотивируют тем, что проживают в <адрес>, Карачаево-Черкесской Республики. Их дом является кирпичным многоэтажным и многоквартирным, где все квартиры приватизированные. 16 июля 2011 года с тыльной стороны их дома ранее неизвестное лицо огородило земельный участок в непосредственной близости от окон дома и детской площадки. Как впоследствии они с соседями узнали, на данном земельном участке Ходжевым В.Г. планируется построить капитальное строение для использования его под магазин. Вместе с тем, с ними, как с сособственниками данного дома, а также прилегающего к нему земельного участка, строительство никто не согласовал и они категорически против размещения объекта в данном месте. В силу статьи 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме). Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц. Следовательно, при выделении данного земельного участка для строительства, желающему на нем построиться, необходимо получить согласие всех сособственником их дома на общем собрании, что должно быть отражено в протоколе общего собрания. Никакого собрания по данному поводу проведено не было. Кроме того, в соответствии с решением Совета депутатов Черкесского городского муниципального образования от 15.07.2003 №52 "О запрещении установки объектов мелкорозничной торговли на территории города Черкесска", и решением Думы Муниципального образования города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики от 29.02.2008 года №17 «О запрещении установки объектов мелкорозничной торговли на территории города Черкесска», запрещена установка объектов мелкорозничной торговли (за исключением размещения сезонных палаток по продаже мороженого, прохладительных напитков и печатной продукции) на территории города Черкесска, кроме территорий рынков и частных домовладений. Вместе с тем, в нарушение указанного решения Совета депутатов Черкесского городского МО и решения Думы МО города Черкесска, Мэрия муниципального образования города Черкесска выдала разрешение Ходжеву ФИО5 на строительство объекта капитального строительства: комплекса торговых павильонов за № от 06.07.2007 года, срок действия которого до 01.06.2008 года. Далее это же решение было продлено до 10.01.2012 года. Согласно Постановлению № от 02.04.2008 года, Мэрией МО города Черкесска было проведено согласование фактически сложившихся границ и площади земельного участка мерою 0,0374 га. 22.05.2008 года на основании договора аренды земельного участка № Министерство финансов и имущественных отношений КЧР предоставило во владение и пользование Ходжеву В.Г. земельный участок из категории земель населенных пунктов, общей площадью 374 кв. метров для строительства торговых павильонов. Данный договор был заключен сроком до 10.05.2010 года. Дополнительным соглашением № от 01.06.2010 года Министерством имущественных и земельных отношений КЧР вышеуказанный договор был продлен до 01.06.2013 года. О существовании указанных документах они узнали только 09.08.2011 года, получив их от участкового инспектора. Считают, что в данном случае постановлением № от 14.06.2007 года об утверждении акта выбора земельного участка под строительство комплекса торговых павильонов по <адрес>, постановлением № от 02.04.2008 года о согласовании фактически сложившихся границ и площади земельного участка под строительство комплекса торговых павильонов по <адрес>, разрешением на строительство № утвержденных Мэром города Черкесска, распоряжением № от 22.05.2008 года о предоставлении в аренду земельного участка Ходжеву В.Г., распоряжением о внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 22.05.2008 года № «О предоставлении в аренду земельного участка Ходжеву В.Г.» и заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 22.05.2008 года №, договором аренды земельного участка от 22.05.2008 года №, утвержденного Министром Катчиевым И.С., дополнительным соглашением от 01.06.2010 года № к договору аренды земельного участка от 22.05.2008 года №, утвержденных и.о. Министра Мекеровым Б.А., нарушаются их права собственников земельного участка под многоквартирным домом. Кроме того, нарушаются нормы градостроительного кодекса, в частности, в соответствии с частью 14 статьи 24 Градостроительного кодекса РФ, генеральный план поселения подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов. Поскольку генеральный план поселения затрагивает интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, то проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 Градостроительного кодекса РФ с участием жителей поселений (Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, письмо от 23 мая 2008 года № ВБ-2323/02). Также, имеются нарушения земельного законодательства РФ при предоставлении земельного участка Ходжеву В.Г., без предварительного информирования жильцов <адрес>, о предстоящем строительстве. Кроме того, никаких фактически сложившихся границ земельного участка не существует, так как границы с ними никто не согласовывал. В соответствии с пунктом 2.5 «Правил санитарного содержания и благоустройства города Черкесска КЧР от 26.04.2010 года» №49 (далее по тексту Правила) прилегающая территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, ограждения, строительной площадки, контейнерной площадки, нежилого помещения в жилом доме, к объектам торговли, рекламы и иным объектам, находящимся в собственности, пользовании, владении, на балансе юридического или физического лица, индивидуального предпринимателя и т.д., должна находиться в радиусе 15 метров. Обращают внимание на то, что в нарушение вышеуказанных правил строительство запланировано в 4-5-и метрах от стены жилого дома. Кроме того, забор - ограждение будущей постройки поставлен на границе с детской площадкой, вследствие чего доступ к игровым снарядам перекрыт, что подтверждается фотографиями. Обращают особое внимание суда на то, что на два жилых дома данная детская площадка - единственная. И в дальнейшем они планируют поставить рядом с ней теннисный корт и баскетбольную площадку для детей. Помимо этого, обращают внимание на то, что при возникновении пожара у пожарных машин нет доступа к этой части жилого здания для проведения мероприятий при тушении пожара. В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 22.07.2008 года № 123-ФЭ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен: 1) с двух продольных сторон - к зданиям многоквартирных жилых домов высотой 28 и более метров (9 и более этажей), к иным зданиям для постоянного проживания и временного пребывания людей, зданиям зрелищных и культурно-просветительных учреждений, организаций по обслуживанию населения, общеобразовательных учреждений, лечебных учреждений стационарного типа, научных и проектных организаций, органов управления учреждений высотой 18 и более метров (6 и более этажей); 2) со всех сторон - к односекционным зданиям многоквартирных жилых домов, общеобразовательных учреждений, детских дошкольных образовательных учреждений, лечебных учреждений со стационаром, научных и проектных организаций, органов управления учреждений. Ширина проездов для пожарной техники должна составлять не менее 6 метров. Статьей 80 этого же закона предусмотрено, что конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий, сооружений и строений должны обеспечивать в случае пожара: эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; возможность проведения мероприятий по спасению людей; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий, сооружений и строений; возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; нераспространение пожара на соседние здания, сооружения и строения. Кроме того, на основании пункта 4 Инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора (Приложение к Приказу МЧС России от 17.03.2003 №132) одним из основных направлений осуществления государственного пожарного надзора является, в том числе контроль за соблюдением требований пожарной безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции зданий и сооружений, расширении и техническом переоснащении предприятий и организаций. Данное обстоятельство не может не вызывать их недовольство и опасение за их жизни и здоровье. Таким образом, считают, что при строительстве данного здания нарушаются их права, а также права их детей на обеспечение охраны жизни и здоровья, которые защищены Конституцией. Кроме того, они проживают в микрорайоне, где расположено множество магазинов и в очередном подобном сооружении не нуждаются, тем более, что строительство собираются проводить без согласия на то всех жильцов дома с нарушением градостроительных норм, норм противопожарной безопасности, СНиПов и т.д. На данный момент, не смотря на их протесты, на спорном земельном участке, который находится в непосредственной близости от их окон, проводятся строительные работы, при этом к ним в квартиры в неограниченном количестве поступают грязь, пыль. Кроме того, от работающей строительной техники исходит очень большой шум (дрожат стекла). Полагают, что Ходжев В.Г. стремится любой ценой, в самые сжатые сроки возвести фундамент, чтобы впоследствии сделать затруднительным или невозможным исполнение судебных актов. Просят суд, признать недействительным постановление № от 14.06.2007 года об утверждении акта выбора земельного участка под строительство комплекса торговых павильонов по <адрес> №, признать недействительным постановление № от 02.04.2008 года о согласовании фактически сложившихся границ и площади земельного участка под строительство комплекса торговых павильонов по улице Космонавтов, 42, признать недействительным разрешение на строительство № от 06.07.2007 года, признать недействительным распоряжение о предоставлении в аренду земельного участка Ходжеву В.Г. № от 22.05.2008 года, признать недействительным распоряжение о внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 22.05.2008 года № «О предоставлении в аренду земельного участка Ходжеву В.Г.» и заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 22.05.2008 года №, признать недействительным Договор аренды земельного участка от 22.05.2008 года №, признать недействительным дополнительное соглашение от 01.06.2010 года №, к договору аренды земельного участка от 22.05.2008 года №. Истцы - Аджиева ФИО2, Байчорова ФИО3, Вапсинов ФИО4 в судебное заседание не явились, от них поступили адресованные суду заявления, с просьбой разбирательство дела провести без их участия. Истец - Петижев ФИО1 в ходе судебного заседания доводы, изложенные в заявлении поддержал, просил суд удовлетворить их в полном объеме. Петижев А.М. пояснил суду, что 16 июня 2011года со средней стороны их дома, ранее неизвестное лицо начало проводить строительные работы рядом с <адрес>, по <адрес>. Учитывая то, что все жильцы дома были против проведения данных строительных работ, в том числе обратились к участковому уполномоченному для того, чтобы эту ситуацию разрешить. От участкового уполномоченного они получили копии разрешительных документов, которые имелись у лица, которое производило эти работы, им по делу является ответчик - В.Г. Ходжев. С документами, имеющимися у Ходжева В.Г. на указанный земельный участок, он категорически не согласен, так как они нарушают права жильцов данного дома, потому что строительство ведется на расстоянии недопустимом от жилого дома, что противоречит требованиям технического регламента. Кроме того, для пожарного автомобиля должен обеспечиваться подъезд к дому с двух продольных стен. Также считает, что при предоставлении этого земельного участка Ходжеву В.Г., с жильцами дома, как с соседним землепользователем не было проведено согласования границ данного земельного участка. Считает, что при межевании земельного участка, для постановки его на кадастровый учет, с ними, как с соседним землепользователем должны были согласовать предоставление земельного участка. Данный земельный участок считает прилегающим к придомовой территории <адрес>, на данном земельном участке предполагается возведение детской площадки, поэтому без разрешения всех жильцов на строительство на данном земельном участке, считает недопустимым проведение работ. В настоящее время, разрешение на строительство на земельном участке, выданное Ходжеву В.Г., продлено до - 10.01.2012 года. Считает, что разрешение на строительство выдано по истечению срока, установленного Градостроительным кодексом РФ. Заявление от лица о продлении разрешения на строительства должно поступить в соответствующий орган за 60 дней до истечения срока разрешения на строительство, чего не усматривается в случае с Ходжевым В.Г. Еще одно обязательное условие для продления разрешения на строительство, лицо, которому было выдано разрешение на строительство, должно было к этому моменту начать данные строительные работы. К настоящему времени, Ходжев В.Г. строительные работы не начал. Просит суд, удовлетворить их требования в полном объеме. Представитель Мэрии муниципального образования города Черкесска - Кремень М.И., просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Он пояснил суду, что документы, имеющиеся у Ходжева В.Г. на земельный участок, и разрешительные документы на строительство выданы, согласно действующему законодательству. Представитель Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Беден Р.П., просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель ответчика пояснил суду, что согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений КЧР № от 22.05.2008 года, Ходжеву В.Г. предоставлен в аренду земельный участок площадью 374 кв. метров, расположенный в районе <адрес>, для строительства комплекса торговых павильонов. Между Министерством имущественных и земельных отношений КЧР и Ходжевым В.Г., 22.05.2008 года был заключен договор № аренды земельного участка площадью 374 кв. метров, расположенный в районе жилого <адрес>, и передан Ходжеву В.Г. актом передачи земельного участка. Договор № аренды земельного участка прошел в законом установленном порядке государственную регистрацию в регистрирующем органе. Согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений КЧР № от 01.04.2010 года были внесены изменения в распоряжение № от 22.05.2008 года, согласно которому следует считать, что договор аренды заключен сроком до - 01.06.2013 года. Дополнительным соглашением № от 01.06.2010 года внесены изменения к договору аренды земельного участка от 22.05.2008 года №, договор заключен сроком до - 01.06.2013 года. Дополнительное соглашение № от 01.06.2010 года к договору аренды земельного участка, прошел в законом установленном порядке государственную регистрацию в регистрирующем органе. Документы, свидетельствующие о праве Ходжева В.Г. на земельный участок площадью 374 кв. метров, выданные Министерством имущественных и земельных отношений КЧР, соответствуют закону и чьи-либо права и законные интересы не нарушают. Земельный участок не относится к территории многоквартирного жилого дома. При выделении в аренду земельного участка, соблюдены все требования земельного законодательства. Представитель Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Алиев А.В., просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Представитель ответчика Хожева В.Г. - Мамбетова О.М. возражала против удовлетворения заявленных требований, представила в суд письменные возражения - объяснения, огласила их в судебном заседании в полном объеме, и по этим основаниям просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 11 ГПК РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. В соответствии со статьями 3 - 4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, граждане вправе обращаться в суд за защитой своих нарушенных или оспоренных прав, свобод и охраняемых интересов. Реализуя предоставленное статей 136 Конституции Российской Федерации и пунктом 5 статьи 19 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года №1-ФЗ «О судебной системе Российской Федерации», право давать разъяснения по вопросам судебной политики, Пленум Верховного Суда РФ в пункте 6 Постановления от 01 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 Гражданского Кодекса Российской Федерации» разъяснил, что основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно, как его не несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Судом установлено, что Петижев ФИО1, Аджиева ФИО2, Байчорова ФИО3, Вапсинов ФИО4 обратились с заявлением в суд к Мэрии МО города Черкесска, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР, Ходжеву ФИО5, признать недействительным Постановление Мэра города Черкесска № от 14.06.2007 года об утверждении акта выбора земельного участка под строительство комплекса торговых павильонов по <адрес>, признать недействительным Постановление Мэра города Черкесска № от ДД.ММ.ГГГГ, о согласовании фактически сложившихся границ и площади земельного участка под строительство комплекса торговых павильонов по <адрес>, признать недействительным разрешение на строительство № от 06.07.2007 года, признать недействительным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений КЧР о предоставлении в аренду земельного участка Ходжеву В.Г. № от 22.05.2008 года, признать недействительным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений КЧР о внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 22.05.2008 года № «О предоставлении в аренду земельного участка Ходжеву В.Г. и заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 22.05.2008 года № 408», признать недействительным договор аренды земельного участка от 22.05.2008 года №408, признать недействительным дополнительное соглашение от 01.06.2010 года № к договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №. Петижев ФИО1, Аджиева ФИО2, Байчорова ФИО3, Вапсинов ФИО4, подтвердили наличие права собственности на квартиры в многоквартирном жилом <адрес>. Судом установлено, что согласно объявлению в газете «День Республики» от 29.05.2007 года, Мэрия муниципального образования города Черкесска выделила земельный участок площадью - 0, 042 га на праве аренды в городе Черкесске, на землях поселений, для строительства ряда торговых павильонов по <адрес>. Постановлением Мэра города Черкесска № от 14.06.2007 года, был утвержден акт выбора земельного участка под строительство комплекса торговых павильонов по <адрес>. Акт выбора согласован всеми членами созданной комиссии, в том числе представителем ГУ МЧР РФ по КЧР. Ходжеву В.Г. мэрией МО города Черкесска выдано разрешение на строительство № от 06.07.2007 года. Согласно пункту 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Исходя из положений пункта 2 статьи 26 Кодекса, договор аренды земельного участка, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации. В силу статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, предусмотренных статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Статьей 26 Закона от 21.07.1997 №122-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. Согласно статье 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации. Судом установлено, что постановлением Мэра города Черкесска № от 06.07.2007 года, Ходжеву В.Г. предоставлен в аренду земельный участок под строительство комплекса торговых павильонов по <адрес>, площадью - 0, 042 га., до - 01.06.2008 года. Постановлением Мэра города Черкесска № от 02.04.2008 года, были внесены изменения в пункт 1 постановления мэрии <адрес> от 06.07.2007 года № «О предоставлении земельного участка под строительство комплекса торговых павильонов по <адрес> в районе жилого <адрес>, гражданину Ходжеву В.Г.», в части размера площади земельного участка: вместо «0,042 га» читать: «0,0374 га». Мэрией муниципального образования <адрес> Ходжеву В.Г. выдано разрешение за № на строительство комплекса торговых павильонов по <адрес>, действие, которого продлено до - 10.01.2012 года. Согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений КЧР № от 22.05.2008 года, Ходжеву В.Г. предоставлен в аренду земельный участок площадью 374 кв. метров с кадастровым номером - <данные изъяты>, расположенный в районе <адрес>, для строительства комплекса торговых павильонов. Между Министерством имущественных и земельных отношений КЧР и Ходжевым В.Г., 22.05.2008 года был заключен договор № аренды земельного участка площадью 374 кв. метров, расположенный в районе жилого <адрес>, с кадастровым номером - <данные изъяты>, сроком до - 10.05.2010 года, и передан Ходжеву В.Г. актом передачи земельного участка от 22.05.2008 года. Договор № аренды земельного участка прошел в законом установленном порядке государственную регистрацию в регистрирующем органе 09.07.2008 года. Согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений КЧР № от 01.04.2010 года «О внесении изменения в распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений КЧР № от 22.05.2008 года, о предоставлении в аренду земельного участка Ходжеву В.Г. и заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 22.05.2008 года №», постановлено внести в распоряжение № от 22.05.2008 года следующие изменения: «В пункте 2 дату «10.05.2010» заменить датой «01.06.2013», и пункт 1-2 договора аренды № от 22.05.2008 года изложить в следующей редакции «1.2. настоящий договор заключен сроком до - 01.06.2013 года». Дополнительным соглашением № от 01.06.2010 года внесены следующие изменения к договору аренды земельного участка от 22.05.2008 года №, а именно: пункт 1-2 договора аренды № от 22.05.2008 года изложить в следующей редакции - «1.2. настоящий договор заключен сроком до 01.06.2013 года». Дополнительное соглашение № от 01.06.2010 года к договору аренды земельного участка, прошел в законом установленном порядке государственную регистрацию в регистрирующем органе - 02.09.2010 года. Рассматривая законность требования в части признания противоречащим закону Постановление Мэрии МО города Черкесска от № от 14.06.2007 года «Об утверждении Акта выбора земельного участка для строительства комплекса торговых павильонов по <адрес> в районе жилого <адрес>» судом установлено, что оспариваемое выше постановление не нарушает права и охраняемые законом интересы заявителей, а также издано в рамках предоставленных Мэрии МО города Черкесска полномочий. В соответствии с частью 1 статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. При этом Земельный Кодекс РФ в пункте 2 статьи 11 устанавливает, что решение о распоряжении муниципальными земельными участками, в том числе о предоставлении гражданам земельных участков под строительство зданий и сооружений принимается уполномоченными на то органами местного самоуправления соответствующих городских или сельских поселений. Из материалов дела установлено, что Мэрией муниципального образования города Черкесска, постановлением № от 14.06.2007 года по заявлению Ходжева В.Г. на основании статей 29-30 Земельного Кодекса РФ, был утвержден акт выбора земельного участка для строительства комплекса торговых павильонов по <адрес>, в районе жилого <адрес>. Земельный участок был осмотрен на основании Распоряжения Администрации города Черкесска №-р от 10 января 2002 года комиссией, которая пришла к выводу: зарезервировать выбранный земельный участок для производства проектных работ площадью 0,042 га для предоставления земельного участка для строительства комплекса торговых павильонов, по <адрес>, в районе жилого <адрес>. По результатам осмотра был составлен и утвержден акт выбора земельного участка, который согласован со всеми службами, в том числе ГУ МЧС РФ по КЧР. Актом № от 19.04.2007 года специалистом центра лабораторного анализа и технических измерений по КЧР было проведено обследование земельного участка по <адрес>, в районе <адрес>, и каких - либо инженерных коммуникаций, зеленых насаждений на территории выделяемого участка и вблизи него не установлено. Из вышеуказанного акта также следует, что выраженного негативного воздействия на окружающую среду выявлено не было. Суд полагает, что требования истцов признать недействительным Постановление Мэра <адрес> № от 02.04.2008 года, о согласовании фактически сложившихся границ и площади земельного участка под строительство комплекса торговых павильонов по <адрес>, необоснованны. Судом установлено, что земельный участок площадью 374 кв. метров, выделенный Ходжеву В.Г. в аренду для строительства комплекса торговых павильонов, по <адрес>, в районе жилого <адрес>, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации в 2008 году был сформирован, проведены землеустроительные работы по межеванию земельного участка, земельный участок поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер - 09:04:0101307:134. Требования истцов о признании недействительным разрешения на строительство №467-07 от 06.07.2007 года, выданного Ходжеву В.Г. мэрией МО г.Черкесска также необоснованны, так как в соответствии со статьей 2 ФЗ от 17.11.1995 года №169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», разрешение на строительство - как основание для реализации архитектурного проекта, выдается заказчику (застройщику) органами местного самоуправления городских округов, городских и сельских поселений. В соответствии с пунктом 10 статьи 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в субъектах РФ - городах федерального значения, осуществляется органами исполнительной власти указанных субъектов РФ, если их законами не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов Федерального значения. В соответствии с пунктом 15 статьи 4 Закона КЧР от 09.12.2003 года №61-РЗ «Особенности регулирования земельных отношений в КЧР», Правительство КЧР, в пределах полномочий, предоставленных федеральным законодательством, устанавливает порядок распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании города Черкесска, являющегося столицей Карачаево-Черкесской Республики. Согласно статье 5 Закона КЧР от 09.12.2003 года №61-РЗ «Особенности регулирования земельных отношений в КЧР» и положению о Министерстве имущественных и земельных отношений КЧР, утвержденного Постановлением Правительства КЧР от 22.10.2008 года №381, Министерство является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками. Согласно распоряжению Министерства имущественных и земельных отношений КЧР № от 22.05.2008 года, Ходжеву В.Г. предоставлен в аренду земельный участок площадью 374 кв. метров с кадастровым номером - 09:04:0101307:134, расположенный в районе <адрес>, для строительства комплекса торговых павильонов. В связи с вышеизложенным, суд также приходит в выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в части: признать недействительным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений КЧР, о предоставлении в аренду земельного участка Ходжеву В.Г. № от 22.05.2008 года, признать недействительным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений КЧР о внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 22.05.2008 года № «О предоставлении в аренду земельного участка Ходжеву В.Г. и заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 22.05.2008 года №», признать недействительным договор аренды земельного участка от 22.05.2008 года №, признавать недействительным дополнительное соглашение от 01.06.2010 года № к договору аренды земельного участка от 22.05.2008 года №. Судом также установлено, что земельный участок под многоквартирным жилым домом №, по <адрес> не сформирован, на кадастровом учете не стоит. Жильцы (собственники) квартир вышеуказанного дома, с заявлением об утверждении площади земельного участка в Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики не обращались. В кадастровом паспорте от 28.04.2008 года за №, земельного участка площадью 374 кв. метров с кадастровым номером - 09:04:0101307:134, расположенного в районе <адрес>, для строительства комплекса торговых павильонов, также не указаны в качестве смежных землепользователей собственники жилых помещений <адрес>. В силу статьи 11.1 Земельного кодекса РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Согласно части 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В силу части 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения смежных границ земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» № 221-ФЗ от 24.07.2007 года, государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, о учтенном в соответствии с Федеральным законом о недвижимом имуществе. Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи. Согласно статьи 16 этого же Закона, кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости), либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости. В соответствии со статьями 14, 47 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый план является документом, содержащим описание уникальных характеристик объекта недвижимости, позволяющих однозначно выделить его из других земельных участков. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка. Статьей 39 Закона о кадастре регламентирован порядок согласования местоположения границ земельных участков. Местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом о кадастре порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 данной статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости. Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет). Заинтересованное лицо вправе потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности. В этом случае такое согласование осуществляется с установлением соответствующих границ на местности. При рассмотрении заявленных требований отсутствуют основания для применения пункта 5 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", в связи с тем, что работы по установлению границ земельного участка не проводились; истцы не лишены возможности обратиться в установленном законом порядке с заявлением в орган государственной власти или органы местного самоуправления о формировании земельного участка, расположенного по адресу: КЧР, <адрес>, а в дальнейшем и для государственной регистрации права. Согласно части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности. В соответствии со статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. В случае если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 года N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ в связи с жалобами граждан Е.Ю.Дугенец, В.П.Минина и Е.А.Плеханова" (далее - Постановление), реализуя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16). Соответствующие изменения были внесены и в пункт 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в редакции названного Федерального закона в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством (пункт 2.1 Постановления). Согласно пункта 2.2 указанного Постановления, как следует из статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4). Такое регулирование согласуется с Гражданским кодексом Российской Федерации, допускающим исключения из общего правила об обусловленности возникновения прав на имущество, подлежащих государственной регистрации, моментом регистрации соответствующих прав на него (пункт 2 статьи 8), и конкретизирующим данное правило пунктом 2 статьи 23 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу которого государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество. В соответствии с пунктом 2.3 Постановления, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства. Это означает, что - в отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том, что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется. Согласно пункта 4 Постановления признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса РФ во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса РФ. Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления. Пунктом 4.1 Постановления установлено, что, предусмотрев в части 3 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации. Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства - единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов. Как разъясняется в пункте 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка. Согласно пункта 4.3 Постановления положение части 3 статьи 16 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных статьями 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 Конституции Российской Федерации. Это означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе оспорить в судебном порядке с учетом подведомственности дел по правилам главы 25 ГПК РФ или главы 24 АПК РФ действия (бездействие) органа власти по формированию земельного участка, на котором расположен данный дом, по разработке документации по планировке территории (статьи 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации), а также предшествующие распоряжению земельным участком действия, в частности решения о предоставлении земельного участка для строительства, о проведении торгов по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды земельного участка и т.д. В случае, если в результате таких действий органа власти у третьих лиц возникло право на земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, собственники помещений в нем могут обратиться в суд к таким третьим лицам с иском, направленным на оспаривание соответствующего права, или с иском об установлении границ земельного участка. При рассмотрении указанных исков суд разрешает спорные вопросы, связанные с границами данного земельного участка, в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 36 ЖК РФ). При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для формирования земельного участка в оспариваемых границах и размере, возлагается на соответствующий орган власти. Решение суда, которым установлены границы земельного участка, является основанием для изменения сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости (пункт 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ №22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»). При таких обстоятельствах, учитывая, что земельный участок под многоквартирным жилым домом по <адрес>, не сформирован, не прошел кадастровый учет, следовательно, не находится в общей долевой собственности жильцов (собственников) помещений в данном доме, их права не нарушены, следовательно, заявленные требования не могут быть удовлетворены, Петижев ФИО1, Аджиева ФИО2, Байчорова ФИО3, Вапсинов ФИО4 являются ненадлежащими истцами по данному требованию и их исковые требования не могут быть удовлетворены. На основании изложенного и руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Петижева ФИО1, Аджиевой ФИО2, Байчоровой ФИО3, Вапсинова ФИО4 к Мэрии МО города Черкесска, Министерству имущественных и земельных отношений КЧР, Ходжеву ФИО5: - о признании недействительным постановления Мэра города Черкесска № от 14.06.2007 года об утверждении акта выбора земельного участка под строительство комплекса торговых павильонов по <адрес> - отказать; - о признании недействительным постановления Мэра города Черкесска № от 02.04.2008 года о согласовании фактически сложившихся границ и площади земельного участка под строительство комплекса торговых павильонов по <адрес> - отказать; - о признании недействительным разрешения Мэрии МО города Черкесска на строительство № от 06.07.2007 года - отказать; - о признании недействительным распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений КЧР № от 22.05.2008 года о предоставлении в аренду земельного участка Ходжеву В.Г. - отказать; - о признании недействительным распоряжения о внесении изменений в распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений КЧР от 22.05.2008 года № «О предоставлении в аренду земельного участка Ходжеву В.Г.» и заключении дополнительного соглашения к договору аренды земельного участка от 22.05.2008 года № - отказать; - о признании недействительным договора аренды земельного участка от 22.05.2008 года № заключенного между Министерством имущественных и земельных отношений КЧР и Ходжевым В.Г. - отказать; - о признании недействительным дополнительного соглашения от 01.06.2010 года №, к договору аренды земельного участка от 22.05.2008 года № - отказать. Принятые определением суда от 15 августа 2011 года обеспечительные меры, в виде запрета Ходжеву ФИО5 производить строительные работы на земельном участке в районе <адрес> - отменить. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней, через Черкесский городской суд с момента изготовления решения в окончательном виде. Судья Черкесского городского суда подпись Р.А. Лепшоков Мотивированное решение суда изготовлено 20 сентября 2011 года в 19 часов 00 минут.