Решение от 16.09.2011 по делу 2-2006/2011



                                                                              Гражданское дело №2-2006/11

Решение

Именем Российской Федерации

г. Черкесск                                16 сентября 2011 года.

Черкесский городской суд, Карачаево-Черкесской Республики

в составе:

председательствующего судьи Коркмазовой Л.А.,

при секретаре Элькановой Д.Б.,

с участием:

представителя истца - Коврижных Л.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика - Власовой М.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Мамчуева Исса-Али Муссаевича к Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по КЧР о возмещении вреда, причиненного здоровью, взыскании задолженности по выплатам в счет возмещения вреда здоровью,

                                                    установил:

Мамчуев И-А.М. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по КЧР о возмещении вреда, причиненного здоровью, взыскании задолженности по выплатам в счет возмещения вреда здоровью.

        Истец Мамчуев И-А.М. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя.

        Представитель истца Мамчуева И-А.М.- Коврижных Л.П. считала требования законными и просила их удовлетворить.

        Представитель ответчика Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по КЧР поддержала доводы, изложенные в возражениях и просила в иске отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Материалами дела установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Мамчуев И. состоял на службе в Управлении Федеральной Службы налоговой полиции РФ, затем в Управлении по КЧР Федеральной Службы РФ по контролю за оборотом наркотиков.

ДД.ММ.ГГГГ истцом была получена травма, которая по результатам проведенной служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ признана наступившей при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы. После полученной травмы он продолжал служить в органах наркоконтроля.

ДД.ММ.ГГГГ Мамчуевым И. вторично была получена травма, которая по результатам проведенной служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ также была признана наступившей при исполнении служебных обязанностей в период прохождения службы.

На основании его рапорта Приказом от ДД.ММ.ГГГГ -л\с истец был уволен из органов наркоконтроля по п.п.З (по выслуге срока службы, дающей право на получение пенсии) пункта 142 «Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ».

Согласно заключения Бюро судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ на момент увольнения истцом была утрачена профессиональная трудоспособность в размере 90 %.

На основания полученного заключения Приказом по Управлению ФС по контролю за оборотом наркотиков -л\с от ДД.ММ.ГГГГ приказ -л\с от 07 марта был изменен в части основания увольнения истца из органов наркоконтроля.

На основании рапорта и свидетельства о болезни истца выданного ВВК при МВД КЧР от ДД.ММ.ГГГГ, заключения ЦВВК ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 142 «Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ истец был уволен из органов внутренних дел по подпункту 9 ( по состоянию здоровья) с ДД.ММ.ГГГГ

Главным бюро медико-социальной экспертизы по КЧР истец был признан инвалидом второй группы по причине инвалидности « военная травма» в соответствии со справкой МСЭ-2006 гот ДД.ММ.ГГГГ

В порядке досудебного урегулирования спора истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с письменным заявлением к начальнику УФСКН России по КЧР о назначении ему ежемесячной денежной выплаты в счет возмещения причиненного вреда здоровью с последующей индексацией.

Письмом за исх.№ 11\2272 от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в удовлетворении его заявления, со ссылкой на ст. 1064 ГК РФ ввиду отсутствия вины работодателя в причинении ущерба его здоровью и со ссылкой на то, что все выплаты уже произведены. В дальнейшем он неоднократно в устной форме обращался к руководству УФСКН для разрешения его вопроса по существу. Вторично с письменным заявлением к начальнику Управления УФСКН РФ по КЧР истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, однако в добровольном порядке указанные выплаты не назначены.

Истец обратился в суд с иском о понуждении ответчика произвести гарантированные государством выплаты в связи с утратой им профессиональной трудоспособности и увольнением из органов УФСНК по КЧР.

Суд считает указанные требования истца правомерными, а возражения ответчика не соответствующими обстоятельствам дела.

Согласно пункта 133 Положения о правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 613 жизнь и здоровье сотрудников подлежат обязательному государственному страхованию в порядке, определяемом федеральным законом.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы" жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним в обязательном государственном страховании лиц подлежат обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, военных сборов по день окончания военной службы. При наступлении страховых случаев военнослужащие и приравненные к ним в обязательном государственном страховании лица имеют право на получение страховых сумм в установленных этим законом размерах.

Однако, право указанной категории граждан на получение денежных выплат в рамках обязательного государственного страхования в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ не может и не должно трактоваться правоприменителями, как исключающее возможность получения ими ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью в размере утраченного заработка по правилам, установленным в ст. 1084,1085, 1086 ГК РФ.

По своей сути страховые выплаты являются компенсационными выплатами, выплачиваемыми сверх возмещения вреда.

Страховые выплаты при увольнении истца Мамчуева были получены в размере, предусмотренном законодательством.

Согласно п. 134 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» сотрудникам и проживающим вместе с ними членам их семей предоставляются гарантии и компенсации, установленные законодательством Российской Федерации. Обеспечение предоставления социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, сотрудникам и проживающим вместе с ними членам их семей является обязанностью начальников органов наркоконтроля.

Отсутствие в указанном положении соответствующей нормы, регулирующей возмещение вреда причиненного здоровью сотрудников наркоконтроля, равно как и отсутствие иного специального нормативного акта, не может служить основанием для неприменения общих положений, содержащихся в ст.1084-1086 ГК РФ.

По смыслу статей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 72 (пункт "6м части 1) и 114 (пункт "е"), служба в органах наркоконтроля Российской Федерации посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой как указал Конституционный суд РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П, особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Обязанности, возлагаемые на этих лиц, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу статей 1 (часть 1), 2, 7, 37 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), и 71 (пункт "в") Конституции Российской Федерации - влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

        Исходя из приведенной правовой позиции, государство призвано гарантировать сотрудникам правоохранительных органов возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с исполнением ими служебных обязанностей, в объеме, позволяющем в максимальной степени компенсировать последствия изменения их материального и социального статуса. При этом характер выполняемых этими лицами функций - в силу конституционных принципов справедливости и соразмерности предполагает установление для них условий возмещения вреда не худший по сравнению с другими категориями граждан.

       Согласно ст. 1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 ГК РФ, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

           В системной связи со статьей 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и статьей 1069, в силу которой вред, причиненный незаконными действиями (бездействием) государственных органов, либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, это означает, что обязанность по возмещению вреда жизни или здоровью сотрудника правоохранительных органов в порядке главы 59 ГК Российской Федерации за счет соответствующей казны возникает в случае установления вины государственных органов или их должностных лиц в причинении этого вреда. Если же вина государственных органов или их должностных лиц в причинении вреда жизни или здоровью сотрудника правоохранительных органов отсутствует, обязанность по его возмещению по указанным в данной главе основаниям на государство не возлагается.

Следовательно, статья 1084 ГК Российской Федерации не исключает, а, напротив, предполагает обеспечение выплаты государством в полном объеме возмещения вреда, причиненного здоровью сотрудника правоохранительных органов при исполнении им служебных обязанностей, в качестве меры гражданско- правовой ответственности государственных органов или их должностных лиц, как причинителей этого вреда.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда <адрес> и Сормовского районного суда <адрес>" иное понимание статьи 1084 ГК РФ приводит к несоразмерному ограничению прав сотрудников правоохранительных органов, не соответствует конституционным принципам социального государства, равенства всех перед законом и судом, а также противоречит самой правовой природе компенсационных выплат, которые должны производиться во всех случаях, когда в системе действующих правовых средств возмещение вреда не обеспечивается в надлежащем объеме.

Согласно ст. 1085 ГК РФ при причинении гражданину увечья или ином повреждении его здоровья возмещению подлежит утраченный потерпевшим заработок (доход), который он имел либо определенно мог иметь, а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья.

При определении утраченного заработка (дохода) пенсия по инвалидности, назначенная потерпевшему в связи с увечьем или иным повреждением здоровья, а равно другие пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные как до, так и после причинения вреда здоровью, не принимаются во внимание и не влекут уменьшения размера возмещения вреда (не засчитываются в счет возмещения вреда). Заработок и иные доходы подлежат возмещению, если их утрата находится в причинной связи с причинением вреда здоровью и потерей в связи с этим трудоспособности.

По смыслу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом РФ в Определении от ДД.ММ.ГГГГ , государство, устанавливая систему компенсаций, выступает не как страхователь, не как причинитель вреда и не как должник по деликтному обязательству, а как публичный орган, выражающий общие интересы, и как распорядитель бюджета, создаваемого и расходуемого в общих интересах.

Согласно Заключения экспертизы Бюро судебно-медицинской экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ утрата истцом профессиональной трудоспособности напрямую связана с полученной им травмой при исполнении служебных обязанностей.

В соответствии со статьей 318 Гражданского Кодекса Российской Федерации сумма, выплачиваемая по денежному обязательству непосредственно на содержание гражданина: в возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, по договору пожизненного содержания и в других случаях - индексируется с учетом уровня инфляции в порядке и случаях, которые предусмотрены законом.

Согласно ст. 1091 ГК РФ суммы выплачиваемого гражданам возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего, при повышении стоимости жизни подлежат индексации в установленном законом порядке (статья 318 ГК РФ).

Согласно п. 120 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О правоохранительной службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» денежное довольствие сотрудников включает в себя оклад по занимаемой штатной должности, оклад по присвоенному специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, процентную надбавку за выслугу лет, процентные надбавки за ученую степень и ученое звание и иные дополнительные выплаты.

При повышении (индексации) размеров денежного содержания федеральных государственных служащих одновременно и в той же пропорции повышаются (индексируются) размеры денежного довольствия сотрудников в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок и размер повышения размера денежного довольствия сотрудников за период с 2007 г по настоящее время предусмотрен постановлениями Правительства РФ:

от ДД.ММ.ГГГГ - в 1,15 раза;

от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в 1,09 раза, с ДД.ММ.ГГГГ в 1,09

раза,

от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в 1,085 раза.

от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ в 1,065 раза

Согласно п. 121 Указа к дополнительным выплатам относятся:

-премия за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания и материальная помощь в размере не менее двух окладов денежного содержания, выплачиваемые в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

- ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в органах наркоконтроля в размере до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности, выплачиваемая в порядке, определяемом директором ФСКН России. Сотрудникам за добросовестное исполнение служебных обязанностей может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение по итогам календарного года в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания. Согласно п.8.статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы" дополнительные выплаты сотрудникам состоят из:

дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти,

премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, которое может быть выплачено в порядке, установленном руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания в год;

материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, в пределах выделенных средств и руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут устанавливать сотрудникам другие надбавки и дополнительные выплаты.

Средняя заработная плата истца согласно представленной ответчиком справки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на дату установления утраты профессиональной трудоспособности инвалидности (ДД.ММ.ГГГГ) составляла- <данные изъяты> рублей

Размер ежемесячных выплат в счет возмещения причиненного вреда здоровью по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет: <данные изъяты> руб.

На основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация составляет:

<данные изъяты> руб.

На основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация составляет:

<данные изъяты> руб.

         По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация составляет:

<данные изъяты> руб.

На основании постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация составляет: <данные изъяты>.

На основании постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ежемесячная денежная компенсация составляет:

<данные изъяты> руб.

Размер, подлежащей выплате суммы в счет возмещения причиненного вреда здоровью

за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ без учета индекса потребительских цен:

<данные изъяты> руб.

за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>.

за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты> руб.

за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

<данные изъяты>.

Без учета индекса потребительских цен сумма, подлежащая взысканию составляет:

<данные изъяты> руб.

С учетом справки об индексе потребительских цен представленной истцом из Росгостата за от ДД.ММ.ГГГГ задолженность ответчика перед истцом за вышеуказанный период с учетом индекса потребительских цен составляет:

За 2008г

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты> руб

Согласно справки об индексе потребительских цен от ДД.ММ.ГГГГ сумма, подлежащая взысканию за 2009г с учетом индекса потребительских цен составляет:

<данные изъяты>

<данные изъяты>.

        Согласно справки индекса потребительских цен от ДД.ММ.ГГГГ сумма, подлежащая взысканию за 2010г. составляет:

       <данные изъяты>

<данные изъяты>

       Всего сумма подлежащая взысканию в пользу истца, с учетом индекса потребительских цен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет-<данные изъяты> руб., а ежемесячная сумма возмещения вреда здоровью, подлежащая выплате с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией в соответствии с законодательством составляет - <данные изъяты> руб. При этом суд считает математически правильными уточненные расчеты представленные представителем истца.

Суд, оценив представленные сторонами доказательства в подтверждение своих доводов и возражений, их относимость и допустимость считает исковые требования Мамчуева И-А.М. законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд считает не состоятельными и не основанными на материальном законе доводы представителя ответчика об отсутствии у истца право на получение указанной суммы возмещения вреда здоровью, в связи с отсутствием вины причинителя вреда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-198 ГПК РФ, суд

решил:

Обязать Управление по Карачаево-Черкесской республике Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков назначить и выплачивать Мамчуеву Иссе-Али Муссаевичу ежемесячно в счет возмещения вреда здоровью по степени утраты профессиональной трудоспособности- 90% вследствие военной травмы по <данные изъяты> руб.) <данные изъяты> коп, начиная с ДД.ММ.ГГГГ с последующей индексацией указанной суммы в соответствии с законодательством.

Взыскать с Управления по Карачаево-Черкесской республике Федеральной Службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков в пользу Мамчуева Иссы -Али Муссаевича задолженность по ежемесячной сумме возмещения вреда здоровью с учетом индекса потребительских цен за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> коп.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР, через Черкесский городской суд в течение 10 дней со дня его изготовления в мотивированной форме.

Председательствующий судья-                                                      Л.А.Коркмазова

Решение в окончательной форме

изготовлено 19 октября 2011г