Дело № 2-1521/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 16 сентября 2011 года г. Черкесск Черкесский городской суд, Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи- Коркмазовой Л.А., при секретаре- Элькановой Д.Б.; с участием: представителя истца прокурора КЧР - старшего помощника прокурора КЧР Мурадовой А.Ю. представителя ответчика Правительство КЧР- Биджиева Д.Х-А. представителя ответчика РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер»- Байдаева А.Ю. представителя ответчика Министерства здравоохранения и курортов КЧР -Аджиева А.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Прокурора КЧР в интересах неопределенного круга лиц к Правительству КЧР, РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер», Министерству здравоохранения и курортов КЧР о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по приведению здания Диспансера в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства, установил : Прокурор Карачаево-Черкесской Республики обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Правительству КЧР, РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» (далее по тексту Диспансер), Министерству здравоохранения и курортов КЧР о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по приведению здания Диспансера в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование заявленных требований прокурор ссылался на то, что при проведении проверки деятельности Диспансера по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства были выявлены грубые нарушения, создающие угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, которые нашли отражение в многочисленных актах проверок деятельности Диспансера, проведенных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в КЧР. В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные Прокурором КЧР исковые требования в окончательном форме и просила признать бездействие Правительства КЧР, Министерство здравоохранения и курортов КЧР, выраженное в принятии недостаточных мер для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» незаконным; обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов КЧР в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда принять все предусмотренные законом меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер»; обязать РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» обеспечивать деятельность диспансера в соответствии с требованиями СанПиН 2.13.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям осуществляющим медицинскую деятельность». Представители ответчиков Правительство КЧР и Министерство здравоохранения и курортов КЧР заявление прокурора не признали, представили письменные возражения по иску. При этом указали, что прокурором не доказан факт бездействия со стороны ответчиков. Представитель ответчика РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» считал обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора КЧР. Представители третьих лиц- Министерства Финансов КЧР и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР надлежаще извещенные о дате и времени слушания дела в судебное заседание не явились, суд определил рассмотреть дело в их отсутствие. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу. В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 4-П от ДД.ММ.ГГГГ, прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона. Таким образом, обращаясь в суд с заявлением от неопределенного круга лиц к Правительству КЧР, РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» (далее по тексту Диспансер), Министерству здравоохранения и курортов КЧР о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по приведению здания Диспансера в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства прокурор КЧР действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность, соответствующие разъяснения даны в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих". Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокурор КЧР направил представление Председателю Правительства КЧР с требованием устранить допущенные нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в работе Диспансера. ДД.ММ.ГГГГ на представление был получен ответ, из которого следует, что в 1999 году Правительством КЧР было приобретено здание фирмы «Полиуретан», по адресу <адрес> для реконструкции в противотуберкулезный диспансер с последующим строительством стационара. До 2009 года проводилась реконструкция здания в связи, с чем из средств федерального и республиканского бюджета было затрачено 116782,4тыс.рублей. Из данного письма следует, что изыскиваются средства в сумме 1 500 рублей для подключения Диспансера к электрическим сетям в 3 декаде октября 2010 года. Судом установлено, что в декабре 2009 года было открыто новое здание Диспансера. Однако на момент подачи прокурором иска в суд оно не функционировало, а оказание медицинской услуги осуществлялось в прежнем здании Диспансера по адресу: <адрес>. Из акта проверки государственного контроля проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в КЧР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что были выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организациям осуществляющим медицинскую деятельность. ДД.ММ.ГГГГ было выдано предписание о проведении мероприятий по устранению выявленных в ходе проверки нарушений законодательства и составлен протокол об административном правонарушении о привлечении административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАп РФ. Из письма Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в КЧР от ДД.ММ.ГГГГ следует, что была проведена проверка соблюдения действующего санитарного законодательства Диспансером, расположенным в настоящее время по адресу: <адрес>. В ходе проверки были выявлены многочисленные нарушения санитарного законодательства. Так, здание Диспансера расположено на расстоянии 45 метров от территории жилой застройки в приспособленном здании 1937 года в нарушение п.2.2 СанПин 2.1.3.2630-10, на границе участка Диспансера построено здание магазина и функционирует вещевой рынок. В нарушение п.2.11 СанПиН 2630-10 площадь территории составляет 0,58 га вместо 1,5 га. В дезинфекционной камере отсутствуют стеллажи для хранения в загрузочном и разгрузочном отделении, для работы в чистой и грязной зоне нет спецодежды, деревянные полы прогнили, имеются дыры, что является нарушением п.2.2,2.3,п.п.12,13 приложения № «Инструкции по дезинфекции и дезинсекции в паровоздушноформалиновых, паровых и комбинированных дезинфекционных камерах и воздушных дезинсекционных камерах» от ДД.ММ.ГГГГ и нарушением раздела 1 п.4.2 СанПиН 2.13.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям осуществляющим медицинскую деятельность». Раковины для мытья рук покрыты коррозией, имеются не заделанные дыры в стене на стыке с плинтусом, что также является нарушением раздела 1 п.11.1, п. 4.3. СанПиН 2.13.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям осуществляющим медицинскую деятельность». Невозможно разграничить «чистую» и «грязную» зону в бактериологической лаборатории Диспансера, она функционирует в нарушение п.п.4.2.4,4.2.6.,4.2.8.,4.2.14.,4.9.5.,4.9.5.,4.9.10. СП ДД.ММ.ГГГГ-09 «Безопасность работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности и гельминтами». Вход в клинико-диагностическую лабораторию Диспансера один со двора, прием материала на я/г совмещен с приемом крови и мочи, все исследования проводятся в моечной, что является нарушением п.п. 4.2.4.,4.2.6.,4.2.8 СП ДД.ММ.ГГГГ-09 «Безопасность работы с микроорганизмами 3-4 групп патогенности и гельминтами». Помещения Диспансера не оборудованы умывальниками с установкой смесителей с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим не кистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим мылом) и растворами антисептиков, что является нарушением п.5.6. 2.13.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям осуществляющим медицинскую деятельность». Санитарно-техническое состояние душевых и санузлов неудовлетворительное. Также в ходе проверки выявлены многочисленные нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организациям осуществляющим медицинскую деятельность, в частности в Диспансере отсутствуют резервные источники горячего водоснабжения, в палатах стационара рассчитанных на 4 человека, размещены 5-8 человек, в них отсутствуют шкафы для хранения вещей, одежда висит на гвоздях, стенах. Поверхность стен, полов, потолков с многочисленными отслоениями покраски и побелки, не позволяющие проводить влажную уборку и обработку специальными растворами, в кабинетах имеются сквозные трещины и дыры. В процедурном кабинете, санпропускнике, санитарной комнате, в кабинете дежурной медсестры стены поряжены грибком. Здание диспансера не оборудовано системами приточно-вытяжной вентиляции с механическим побуждением и т.д. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о благополучии) юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; осуществлять гигиеническое обучение работников. При эксплуатации производственных помещений, зданий, сооружений, оборудования должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (часть 1 статьи 24 Закона о благополучии). Критерии безопасности и (или) безвредности условий работ с источниками физических факторов воздействия на человека, в том числе предельно допустимые уровни воздействия, устанавливаются санитарными правилами. За нарушение санитарного законодательства в силу статьи 55 Закона о благополучии устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения в соответствии со статьей 1 Закона о благополучии понимается такое состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и обеспечиваются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Судом установлено, что только в ходе рассмотрения настоящих требований прокурора КЧР произведено технологическое присоединение к электрическим сетям нового здания поликлинического отделения с дневным стационаром РГЛПУ «Карачаево-Черкесский Республиканский противотуберкулезный диспансер», расположенного по адресу : <адрес> «а». В настоящее время поликлиническое отделение диспансера переведено в новое здание. Для перевода стационара необходимо произвести реконструкцию здания и организовать три независимых прохода для различных категорий пациентов, что не сделано по день рассмотрения иска судом. До настоящего времени ни Правительство КЧР в нарушение требований ст.6 Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.20 Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ № -ХХ11 « О Правительстве КЧР», ни Министерство здравоохранения и курортов КЧР в нарушение Положения о Министерстве здравоохранения и курортов КЧР, утвержденного Указом Президента КЧР от ДД.ММ.ГГГГ, являясь исполнительным органом государственной власти в КЧР проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области здравоохранения и курортов, ссылаясь на наличие Федеральной и республиканской целевых программы не предприняли до настоящего времени все предусмотренные законом меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» и обеспечению деятельности РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» в соответствии с требованиями СанПиН 2.13.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность». При таких обстоятельствах суд считает исковые требования прокурора КЧР законными и обоснованными. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд, решил : Заявление прокурора Карачаево-Черкесской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Правительству КЧР, РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер», Министерству здравоохранения и курортов КЧР о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по приведению здания РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить. Признать бездействие Правительства КЧР, Министерство здравоохранения и курортов КЧР, выраженное в принятии недостаточных мер для устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» незаконным. Обязать Правительство Карачаево-Черкесской Республики, Министерство здравоохранения и курортов КЧР в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда принять все предусмотренные законом меры по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер». Обязать РГЛПУ «Карачаево-Черкесский республиканский противотуберкулезный диспансер» обеспечивать деятельность диспансера в соответствии с требованиями СанПиН 2.13.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям осуществляющим медицинскую деятельность». Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики путем подачи кассационной жалобы через Черкесский городской суд, КЧР в течение десяти дней со дня его изготовления в окончательной форме. Председательствующий судья- Коркмазова Л.А. Решение в окончательной форме изготовлено 16 октября 2011г