Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 15 сентября 2011 года г. Черкесск, КЧР Черкесский городской суд КЧР в составе председательствующего судьи - Яичниковой А.В., при секретаре - Салпагарове А.А., при участии истцов - Пунина Ю.П., Путниной Г.А., их представителей - Калабековой А.Д., действующей на основании доверенности, представителя ответчика Министерства труда и социального развития КЧР - Борлакова А.А., действующего на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Путнина ФИО1, Путниной ФИО2 к Министерству труда и социального развития КЧР о признании права на получение мер социальной поддержки в связи с радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения, установил: Путнин Ю.П., Путнина Г.А. обратились в суд с иском к Министерству труда и социального развития КЧР о признании права на получение мер социальной поддержки в связи с радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения. В своём исковом заявлении истцы указали, что Путнин Ю.П. и Путнина Г.А. с 01 января 1949 года по 1970 год проживали в <адрес> относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 БЭР вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. В июле 2011 года истцы обратились в Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской республики с заявлением о предоставлении им социальных гарантий в связи с радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче соответствующего удостоверения. Письмом Министра труда и социального развития КЧР от 11.07.2011 года № Путниным было разъяснено, что отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года №-р, куда <адрес> не включен. Соответственно, в выдаче удостоверения Путниным было отказано. Истцам было разъяснено, что в соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года № 960-О-П, суды общей юрисдикции вправе разрешить вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки гражданам, проживавшим в населенных пунктах, не включенных в соответствующий перечень населенных пунктов, в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение лицом дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. С учетом целевого предназначения данного Федерального закона, выраженного в его преамбуле, меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949-1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов. Таким образом, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень. То обстоятельство, что Путнины действительно проживали в зоне повышенного радиационного риска и получили соответствующую дозу облучения, подтверждается справками № и 11/1349 от ДД.ММ.ГГГГ, выданной специальной комиссией по учету и регистрации граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на семипалатинском испытательном ядерном полигоне <адрес>, трудовыми книжками Путниной Г.А. от 28 июля 1964 года и Путнина Ю.П. от ДД.ММ.ГГГГ, справкой школы работающей молодежи № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Просят суд: признать за Путниным ФИО1 и Путниной ФИО2 право на получение мер социальной поддержки, гражданам, получившим суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; обязать Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской республики выдать Путнину ФИО1 и Путниной ФИО2 удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. В судебном заседании истцы: Путнин Ю.П., Путнина Г.А. и их представитель Калабекова А.Д., повторили доводы, изложенные в исковом заявлении, просили иск удовлетворить. Представитель ответчика Министерства труда и социального развития КЧР - Борлаков А.А. в судебном заседании с требованиями истцов не согласился, просил в их удовлетворении отказать, отметив при этом, что <адрес> не входит в перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в связи с чем, выдать удостоверение гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не представляется возможным. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. Судом установлено, что в июле 2011 года истцы обратились в Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской республики с заявлением о предоставлении им социальных гарантий в связи с радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче соответствующего удостоверения. Письмом Министра труда и социального развития КЧР от 11.07.2011 года № Путниным было разъяснено, что отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949-1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. Перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1995 года №-р, куда <адрес> не включен. Соответственно, в выдаче удостоверения Путниным было отказано. Истцам было разъяснено, что в соответствии с определением Конституционного суда Российской Федерации от 04 декабря 2007 года №-О-П, суды общей юрисдикции вправе разрешить вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки гражданам, проживавшим в населенных пунктах, не включенных в соответствующий перечень населенных пунктов, в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение лицом дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Путнин Ю.П. и Путнина Г.А. с 01 января 1949 года по 1970 год проживали в <адрес> относится к зоне повышенного радиационного риска с дозой воздействия на население от 7 до 35 БЭР вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне. То обстоятельство, что Путнины действительно проживали в зоне повышенного радиационного риска и получили соответствующую дозу облучения, подтверждается справками № и 11/1349 от 31 мая 1996 года, выданной специальной комиссией по учету и регистрации граждан, пострадавших вследствие ядерных испытаний на семипалатинском испытательном ядерном полигоне <адрес>, трудовыми книжками Путниной Г.А. от 28 июля 1964 года и Путнина Ю.П. от 03 января 1957 года, справкой школы работающей молодежи № <адрес> от 16 мая 2007 года №. Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 356-р (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» в соответствии с Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" утвержден перечень населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 г. и 7 августа 1962 г., в который г. Усть-Каменогорск не включен. В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 960-О-П "По жалобе гражданина Ермакова Сергея Лукича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые, проживая в населенном пункте, не включенном Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень, получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года. Конституционно-правовой смысл части первой статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", выявленный в настоящем Определении на основе ранее выраженных Конституционным Судом Российской Федерации правовых позиций, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике. С учетом целевого предназначения данного Федерального закона, меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов. Таким образом, субъектом индивидуального конституционного права на возмещение причиненного государством вреда здоровью, реализуемого в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", является лицо, пострадавшее при проведении ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; данный статус лица определяется с учетом положений Конституции Российской Федерации объективными обстоятельствами, получившими документальное подтверждение и свидетельствующими об определенном объеме вреда, причиненного в результате проведения соответствующих ядерных испытаний; поэтому само по себе невключение населенного пункта, в котором гражданин подвергся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в установленный Правительством Российской Федерации перечень не может быть основанием для отказа в предоставлении мер социальной поддержки. Из этого исходит и Федеральный закон от 9 января 1996 года "О радиационной безопасности населения", который предусматривает, что граждане имеют право на радиационную безопасность, а в случае нарушения указанного права гражданам гарантируется предоставление мер социальной поддержки, т.е. возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и причиненных им убытков (статьи 22, 25 и 26). С учетом указанных законоположений в системном истолковании со статьей 2 действовавшего на тот момент Федерального закона от 19 августа 1995 года "О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", определявшей льготы и компенсации гражданам, получившим в периоды радиационного воздействия суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр), Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 14 декабря 1999 года N 197-О пришел к выводу, что суды общей юрисдикции вправе решить вопрос о предоставлении льгот и компенсаций лицам, чьи права на радиационную безопасность, а также на возмещение ущерба вследствие радиационных аварий оказались нарушенными. Данный вывод был сформулирован Конституционным Судом Российской Федерации в связи с обращением заявителя, который получил суммарную дозу облучения свыше 100 бэр в одном из населенных пунктов, включенных в соответствующий перечень Правительством Российской Федерации, но проживал в этом населенном пункте в 1968 - 1973 годах, т.е. не в тот установленный федеральным законодателем период, с которым связывалось предоставление льгот и компенсаций. Таким образом, часть первая статьи 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не может рассматриваться как исключающая предоставление предусмотренных данным Федеральным законом мер социальной поддержки гражданам, которые получили суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне 29 августа 1949 года и 7 августа 1962 года, проживая в населенном пункте, который не включен Правительством Российской Федерации в соответствующий перечень. При этом вопрос о возможности предоставления указанных мер социальной поддержки в случае, если настаивающий на их получении гражданин не проживал в населенном пункте, включенном Правительством Российской Федерации в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, вправе разрешить суды общей юрисдикции в зависимости от фактических обстоятельств, подтверждающих либо опровергающих получение соответствующим лицом суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие проведения ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Путнина ФИО1, Путниной ФИО2 к Министерству труда и социального развития КЧР о признании права на получение мер социальной поддержки в связи с радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Исковые требования Путнина ФИО1, Путниной ФИО2 к Министерству труда и социального развития КЧР о признании права на получение мер социальной поддержки в связи с радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и выдаче удостоверения - удовлетворить. Признать за Путниным ФИО1 и Путниной ФИО2 право на получение мер социальной поддержки, гражданам, получившим суммарную (накопленную) дозу облучения свыше 5 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Обязать Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской республики выдать Путнину ФИО1 и Путниной ФИО2 удостоверения гражданина, подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево - Черкесской Республики в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде. В окончательном виде решение суда изготовлено 20 сентября 2011 года в 19 часов 00 минут. Судья Черкесского городского суда А.В. Яичникова