дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 ноября 2011 года г. Черкесск Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Лепшокова Р.А., при секретаре судебного заседания Каракотовой М.И., с участием представителя Мэрии МО города Черкесска Вальшаковой Н.В., действующей по доверенности № от 17.01.2011года, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Хубиева К.П., Хубиева Б.К., Хубиевой Э.К., Хубиевой Л.А. к Мэрии МО <адрес>, о признании права собственности, встречному исковому заявлению Мэрии МО города Черкесска к Хубиеву К.П., Хубиеву Б.К., Хубиевой Э.К., Хубиевой Л.А. о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, У С Т А Н О В И Л: Хубиев ФИО2, Хубиев ФИО3, Хубиева ФИО4, Хубиева ФИО1 обратились с иском в суд к Мэрии МО города Черкесска, о признании права собственности. Свое обращение истцы мотивируют тем, что на основании Постановления Мэрии муниципального образования города Черкесска от 16.02.2001 года №, их семье, состоящей из 4-х человек, был выдан ордер на право занятия жилого помещения по вышеуказанному адресу. Данное жилое помещение представляет собой комнату, жилой площадью 18 кв. метров по адресу: <адрес> В мае 2011 года они обратилась в мэрию МО города Черкесска (в жилищный отдел) за приватизацией указанной квартиры, но им отказали по тем основаниям, что в списках жилых домов, находящихся в муниципальной собственности, представленных МУП «Черкесскому городскому предприятию ЖКХ», отсутствуют данные о принадлежности жилого дома по улице <адрес> муниципальному образованию. В связи с чем, муниципальному образованию города Черкесска необходимо подтвердить свои права на данный жилой дом. В настоящее время они проживают по указанному адресу без оформления права собственности на объект недвижимости, и реализовать свои права, связанные, с владением и распоряжением этим имуществом не могут. Таким образом, им необходимо признать право собственности на жилье, но сделать это кроме как в судебном порядке не представляется возможным. В соответствии со статьей 11 Федерального Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее-Федеральный Закон), каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Учитывая, что в связи с отказом в приватизации занимаемого гражданином жилого помещения между ним и местной администрацией, предприятием, за которым на праве полного хозяйственного ведения закреплен, или учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд, возникает о праве гражданском, он разрешается судом по правилам искового производства. В Постановлении Пленума ВС РФ от 24.08.1993 года №8, о некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в РФ» (далее-Закон) пункт 4 видно, что, решая вопрос о правомерности отказа в приватизации жилого помещения, находящегося в ведомственном жилищном фонде, необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 18 Закона (в редакции Закона РФ от 23 декабря 1992 года), переход государственных муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищный права граждан, проживающих в домах таких предприятий и учреждений, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья. Гражданину, фактически пользовавшемуся жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу ст. 7 Федерального Закона «О введении в действие жилищного кодекса Российской Федерации», не может быть отказано в заключении договора социального найма на изолированное жилое помещение. Не может быть отказано таким гражданам и в передаче занимаемого жилого помещения им в собственность в порядке приватизации. Таким образом, с учетом вышеизложенного, то обстоятельство, что до настоящего времени дом по <адрес> не передан и не принят в муниципальную собственность, не может служить основанием для нарушения установленных законом прав жителей этого дома на приватизацию занимаемых ими жилых помещений. Просит признать право общей долевой собственности (по одной четвертой доле) на жилое помещение-комнату, жилой площадью 18 кв.м., находящейся по адресу: <адрес>, за Хубиевой ФИО1, Хубиевым ФИО3, Хубиевой ФИО4, Хубиевым ФИО2. От Мэрии МО города Черкесска поступили возражения на исковое заявление Хубиевых. В своих возражениях Мэрия МО города Черкесска указывает на то, что Мэрия города Черкесска не согласна с заявленными семьей Хубиевых исковыми требованиями, считает их незаконными, необоснованными, предъявленными к ненадлежащему ответчику и подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям: Согласно статье 44 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», уставом муниципального образования определяются основные вопросы организации, полномочия органов местного самоуправления, структура и порядок формирования органов местного самоуправления. В соответствии с Уставом муниципального образования города Черкесска (статья 48), являющимся актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, который имеет прямое действие и применяется на всей территории муниципального образования города Черкесска, мэрия города Черкесска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, обозначенных в статьте 8 Устава. Согласно статьям 27, 28 Устава муниципального образования города Черкесска Глава муниципального образования города Черкесска является высшим должностным лицом муниципального образования города Черкесска, который в соответствии с Уставом муниципального образования города Черкесска наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, представляет муниципальное образование города Черкесска и без доверенности действует от имени муниципального образования без доверенности. В силу статьи 77 Устава муниципального образования города Черкесска владение, пользование и распоряжение объектами муниципальной собственности осуществляется Думой муниципального образования города Черкесска (представительным органом). В соответствии с Уставом муниципального образования города Черкесска (статья 76) и Положением Управления (пункт 1.2.) функции уполномоченного органа, осуществляющего полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью (муниципальным имуществом) на территории муниципального образования города Черкесска в пределах своей компетенции осуществляет Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска, которым ведется реестр муниципальной собственности. Согласно статье 41 ГПК РФ суд при подготовке дела или во время его разбирательства в суде первой инстанции может допустить по ходатайству или с согласия истца замену ненадлежащего ответчика надлежащим. В случае заблуждения истца относительно того, кто должен быть ответчиком по его заявлению, суд вправе в соответствии с частью 1 данной статьи по собственной инициативе допустить замену ненадлежащего ответчика надлежащим; такая замена производится только с согласия истца. В случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску и отказывает в удовлетворении заявленного требования в связи с тем, что оно предъявлено к ненадлежащему ответчику. Считают, что заявленные семьей Хубиевых исковые требования к мэрии города Черкесска, предъявлены к ненадлежащему ответчику. Кроме того, не подлежат удовлетворению заявленные семьей Хубиевых исковые требования и по существу. Согласно статье 135 ГПК РФ, судья возвращает исковое заявление в случае, если истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором. Полагают, что исковое заявление Хубиевых подлежало возвращению без принятия к производству и фактическому рассмотрению, поскольку истцами не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Так истцы не обращались в орган местного самоуправления в установленном законом порядке. В статьи 1 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. Однако, только из содержания иска усматривается, что: «В мае 2011 мы обратились в мэрию МО города Черкесска (в жилищный отдел) за приватизацией указанной квартиры...», тем не менее, данное обстоятельство ничем на сегодняшний день не подтверждается; истцами не представлено в суд заявление, обращенное в мэрию города Черкесска с отметкой о принятии. Также истцы не представили в суд и письменный отказ в приватизации органа местного самоуправления. В силу статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако истцами по делу не подтвержден вообще сам факт обращения в мэрию города Черкесска с заявлением и соответствующим пакетом документов для участия в приватизации, а так же факт отказа мэрии города Черкесска и препятствие Хубиевым «признать право собственности на жилье...». В соответствии со статьей 131 ГПК РФ, в исковом заявлении должны быть указаны сведения о соблюдении досудебного порядка обращения к ответчику, если это установлено федеральным законом или предусмотрено договором сторон. Тем не менее, истцы, в установленном законом порядке не обращались в орган местного самоуправления с заявлением на приватизацию комнаты №, расположенной по адресу: <адрес>, жилой площадью - 18,0 кв.м. Таким образом, поскольку подобное заявление мэрией города Черкесска не рассматривалось, то соответственно и ответа не давалось. Следовательно, истцами по делу не соблюден досудебный порядок урегулирования спора и выбран необоснованный способ защиты прав. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. В силу пункта 2 статьи 8 ГК РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Согласно статьям 1, 6 Закона РФ от 04.07.1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ни на жилое помещение - комнату № 25, расположенную по адресу: город Черкесск, улица Доватора, 78, ни на само здание по указанному адресу, в установленном порядке уполномоченным органом муниципального образования города Черкесска право муниципальной собственности не зарегистрировано. Таким образом, поскольку право муниципальной собственности на здание, расположенное в городе Черкесске по улице Доватора, 78, не зарегистрировано уполномоченным органом местного самоуправления - Управлением имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска в установленном законом порядке, в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним не внесена запись о нахождении на праве собственности в муниципальном образовании городе Черкесска указанного здания, в силу Закона РФ от 04.07.1991 № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Постановления Правительства РФ от 18.02.1998 № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ними» у семьи Хубиевых не возникло право на передачу им в собственность комнаты № в <адрес>, в городе Черкесске, путем заключения договора приватизации. Кроме того, у Хубиевой ФИО4 не возникло основание для участия в приватизации комнаты №, расположенной по адресу: <адрес>, поскольку она зарегистрирована и проживает по другому адресу: <адрес>, поскольку в силу Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ, № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гражданин вправе приобрести в собственность путем приватизации жилое помещение, которое непосредственно ими занимается. Так как Хубиева Э.К. зарегистрирована по иному адресу, следовательно, комната 25 ею не занимается, а, если и занимается, данный юридически значимый факт не установлен в законном порядке. В связи с чем, у истицы - Хубиевой Э.К. не возникло право на приватизацию комнаты №. Кроме того, исходя из положений совместного Постановления от ДД.ММ.ГГГГ Верховного Суда Российской Федерации (Пленум №) и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (Пленум №), у истцов не возникло оснований для защиты права собственности в судебном порядке. Просят отказать в полном объеме в удовлетворении заявленных Хубиевыми: ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО1, исковых требований к мэрии муниципального образования города Черкесска по гражданскому делу по иску «О признании права собственности». Мэрия МО города Черкесска обратилась к Хубиеву К.П., Хубиеву Б.К., Хубиевой Э.К., Хубиевой Л.А. с встречным иском о признании недействительным договора социального найма жилого помещения, и мотивирует это тем, что 28.07.2011 в Мэрию города Черкесска из Черкесского городского суда КЧР с сопроводительным письмом поступил иск семьи Хубиевых с приложенными к нему документами на 7 листах, в том числе и копия договора социального найма жилого помещения от 11.11.2004 года. Исходя из содержания искового заявления семьи Хубиевых, именно указанный договор социального найма жилого помещения от 11.11.2004 года является, по их мнению, основанием для признания за ними права собственности в судебном порядке на жилое помещение - комнату №, расположенную по адресу: <адрес>, жилой площадью - 18,0 кв.м. Мэрия города Черкесска считает заявленные семьей Хубиевых исковые требования незаконными и необоснованными, а заключенный договор социального найма жилого помещения от 11.11.2004 года недействительным с момента заключения и не повлекшим юридических последствий в силу ничтожности сделки по следующим основаниям: Постановлением Главы города Черкесска от 17.04.2006 года № на основании свидетельства о государственной регистрации Устава муниципального образования города Черкесска от 11.04.2006 года №Ки № и в связи с тем, что устав муниципального образования города Черкесска после его официального опубликования в печатном органе 14.04.2006 года вступил в законную силу, название «Администрация города Черкесска» с 20.04.2006 года было переименовано в «Мэрия муниципального образования города Черкесска». Таким образом, только лишь с 20.04.2006 года Мэрия муниципального образования города Черкесска стала правопреемницей администрации города Черкесска. Следовательно, «Мэрия муниципального образования города Черкесска в лице...» в ноябре 2004 года никаким образом не могла заключить договор социального найма жилого помещения от 11.11.2004 года. Кроме того, лицо, действующее от имени мэрии города Черкесска при заключении договора социального найма жилого помещения, полномочия которому были переданы на основании постановления мэрии муниципального образования города Черкесска № от 08.06.2009 года, никаким образом, не могло в 2004 году заключать данный договор, поскольку ранее, его полномочия регламентировались иным муниципальным правовым актом (постановлением Главы города Черкесска от 04.07.2005 №). Согласно статей 1 - 2 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», жилищный кодекс Российской Федерации был введен в действие с 1 марта 2005 года, а ранее действовавшие нормы жилищного законодательства, обозначенные в статье 2 указанного Федерального закона, были признаны утратившим силу. Именно со вступлением в силу нового ЖК РФ, жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда стали предоставляться по договору социального найма, а не по ордеру, как это ранее предусматривал ЖК РСФСР. Также на момент заключения договора социального найма жилого помещения (11.11.2004 года) Пхешхов ФИО5 - «Наймодатель» по договору, работал в должности заместителя Главы города Черкесска, и назначен первым заместителем Руководителя (мэра) мэрии муниципального образования города Черкесска лишь с ДД.ММ.ГГГГ (распоряжение мэрии муниципального образования города Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О переводе Пхешхова А.Ш.»). Согласно делопроизводству, ведущемуся в мэрии города Черкесска, договор социального найма подписывается заместителем Руководителя (мэра) мэрии, курирующим вопросы отдела по учету, обмену, распределению и приватизации жилья мэрии города Черкесска и заверяется гербовой печатью мэрии города Черкесска; гербовая печать на подпись заместителя Руководителя (мэра) мэрии ставится уполномоченным лицом, о чем делается отметка в журнале регистрации, после чего, договор социального найма жилого помещения под роспись выдается ответственному специалисту мэрии города Черкесска. Кроме того, заключению договора социального найма жилого помещения предшествует издание муниципального акта - постановления мэрии муниципального образования города Черкесска, которым мэр города Черкесска поручает курирующему данный вопрос заместителю Руководителя (мэра) мэрии заключить с гражданином договор социального найма жилого помещения. В соответствии с регламентом мэрии муниципального образования города Черкесска, утвержденным постановлением мэрии муниципального образования города Черкесска от 12.08.2011 года №, общий отдел мэрии города Черкесска регистрирует принятые мэрией города Черкесска муниципальные акты. Между тем, согласно справки от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной общим отделом мэрии города Черкесска, за период с 01.10.2004 года по 31.12.2004 года в журнале регистрации (индекс по номенклатуре 09-09), постановление Главы города Черкесска о заключении с Хубиевым ФИО2 договора социального найма на комнату № по <адрес>, не значится. Таким образом, ни мэрией города Черкесска, ни ее правопредшественником - администрацией города Черкесска, постановления предшествующего заключению договора социального найма жилого помещения с Хубиевым К.П., не принималось. Согласно статьям 420, 422 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. В соответствии со статьями 49, 63 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. В силу статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖКРФ. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Функции уполномоченного органа, осуществляющего полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью (муниципальным имуществом) на территории муниципального образования города Черкесска в пределах своей компетенции в силу Устава муниципального образования города Черкесска (статья 76) и Положения об Управления (п. 1.2.) осуществляет Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии муниципального образования города Черкесска, которым ведется реестр муниципальной собственности. В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» ни на жилое помещение - комнату № 25, расположенная по адресу: <адрес> ни на само здание, в установленном порядке уполномоченным органом право муниципальной собственности не зарегистрировано. Таким образом, в связи с тем, что на здание, расположенное в городе <адрес>, не зарегистрировано право муниципальной собственностью, то и договор социального найма на комнату № в данном доме не мог быть заключен. Кроме того, в соответствии со статьей 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. В силу статьи 5 Федерального закона от 29.12.2004 года №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Как усматривается из представленных истцом по первоначальному иску документов, 14.03.2001 года, до вступления в силу нового ЖК РФ, Хубиеву К.П. на основании постановления Главы города Черкесска от 16.02.2001 № был выдан ордер № на жилое помещение. Таким образом, на ранее предоставленное по ордеру помещение, не мог быть заключен договор социального найма жилого помещения. Считают, что договор социального найма жилого помещения от 11.11.2004 года, заключенный Хубиевым ФИО2 и мэрией города Черкесска, является недействительным и не соответствующим требованиям законодательства. Признать недействительным договор социального найма жилого помещения от 11.11.2004 года, заключенный между мэрией муниципального образования <адрес> и Хубиевым ФИО2. Применить последствия недействительности ничтожной сделки к договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе судебного заседания 19.09.2011 года от ответчика по первоначальному иску (истца по встречному иску) - Мэрии МО <адрес> поступило адресованное суду исковое заявление, об увеличении своих исковых требований, с просьбой:признать право муниципальной собственности на жилое помещение - комнату № 25, расположенную по адресу: <адрес>, жилой площадью -18,0 кв. метров. Вышеуказанные увеличения исковых требований к ранее заявленным исковым требованиям были приняты судом в ходе судебного заседания, для их совместного рассмотрения. От представителя истцов по первоначальному (ответчиков) по встречному иску Есенеевой Ф.М., поступили возражения на встречный иск Мэрии МО <адрес>. В своих возражениях она указывает на то, чтоавтор встречного искового заявления пытается намеренно исказить смысл первоначального искового заявления с тем, что именно договор социального найма является документом, подтверждающим право на вселение истцов в указанную выше комнату. Однако, истцам право на вселение в данное жилое помещение дал совсем другой документ - ордер на жилое помещение от 14.03.2001 года №, выданный на основании Постановления Главы города от 16.02.2001 года №. Справкой от 23.08.2011 г. № об отсутствии записи в журнале регистрации в период с 01 октября по 31 декабря 2004 года записи о заключении с Хубиевым К.П. договора социального найма (до конца не ясно, какие обстоятельства хотел подтвердить автор встречного иска) не подтверждается отсутствие права на жилое помещение Хубиева. В договоре социального найма жилого помещения от 11.11.2004 года, очевидно, произошла описка, чем объясняется резкая неточность в датах и в наименованиях должностей и наименований органов: так, договор социального найма, датированный 11 ноября 2004 года содержит в первом абзаце указание на постановление мэрии муниципального образования <адрес> от 08.06.2009 года № (на основании данного постановления и действует наймодатель). Таким образом, полагает, что в дате оспариваемого ответчиком документе допущена описка, то есть, вместо 2009 года указан 2004 год. Тем не менее, данное требование о признании договора социального найма и применении ничтожности недействительной сделки судом удовлетворено быть не может в силу пункта 2 статьи 199 ГКРФ. В соответствии с пунктом 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 ноября 2001 года № «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности», если в ходе судебного разбирательства будет установлено, что сторона по делу пропустила срок исковой давности и уважительных причин (если истцом является физическое лицо) для восстановления этого срока не имеется, то при наличии заявления надлежащего лица об истечении срока исковой давности суд вправе отказать в удовлетворении требования именно по этим мотивам, поскольку в соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 199 ГК РФ, истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), причем, заявление стороной может быть сделано как в письменной, так и в устной форме, во втором случае с внесением заявления в протокол судебного заседания. В соответствии со статьей 7 вводного закона (о введении в действие Жилищного Кодекса РФ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям, либо учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ О договоре социального найма. Из этой статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным и муниципальным предприятиям либо государственным и муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу законы и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договора социального найма. При этом отсутствие договора социального найма, а также решение органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов. Пунктом 1 приложения № к Постановлению Верховного совета «О разграничении государственной собственности в РФ на федеральную собственность, государственную республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, <адрес> и С.Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года № жилищный или нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. На основании норм материального права, подлежащих применению во взаимосвязи со статьей 2 Закона о приватизации, которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Таким образом, включение жилищного фонда в состав приватизируемого имущества государственного и муниципального предприятия, в нарушение действующего законодательства, не должно влиять на жилищные права граждан, вселившихся и проживавших в данных жилых помещениях до приватизации, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность граждан на основании статьи 2 Закона РФ о приватизации. То есть, несоблюдение ответчиком действующего законодательства не может повлечь для истца нарушения его прав на приватизацию занимаемого им жилого помещения. Более того, нарушение порядка приватизации жилого помещения истцами, то есть не обращение с письменным заявлением, не может служить основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку, не осуществив в установленном законом порядке передачу здания общежития в ведение муниципалитета, ответчик создал препятствия для обращения к надлежащему собственнику с названным заявлением, так как Мэрия МО города Черкесска не могла разрешить истцам приватизацию жилого помещения в здании, переданном, но оформленном в муниципальную собственность. Следует отметить, что 19 января 2011 года между Мэрией муниципального образования города Черкесска (собственник жилого помещения) в лице первого заместителя Руководителя (мэра) мэрии муниципального образования города Черкесска Пхешхова А.Ш. действующего на основании Устава муниципального образования <адрес> от 24.06.2010 года №, именуемого «Наймодатель» и Хубиев ФИО2 именуемый «Наниматель», заключили договор социального найма жилого помещения, находящегося в <адрес>, (комната №). Между тем и в письменных возражениях и во встречном иске ответчик утверждает об отсутствии права на указанный дом. При этом, отдельным пунктом просит признать на комнату № в <адрес> (дом тот же) право муниципальной собственности. Ввиду указанных обстоятельств полагает, что истцу по встречному иску в удовлетворении и этого искового требования должно быть отказано, ввиду существенных противоречий в доводах и представленных доказательствах - еще и потому, что автор иска ошибочно считает данное имущество бесхозным. Инициатором встречного иска также доказательства, подтверждающие отсутствие права занимать спорную комнату истцов не представлено, и не ответчик не опровергает тот факт, что истцы указанную комнату занимают на протяжении около 10 лет. Истец не оспаривает и тот факт, что ордер на жилое помещение является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. В соответствии со статьей 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Таким образом, право вселения в спорную комнату у Хубиева К.П. и членов его семьи возникло вследствие выдачи ему ордера на жилое помещение. В соответствии со статьей 9 ГК РФ, граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Федеральным Законом от 23.12.1992 года №4199-1 «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР» «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», статьей 18 названного закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий или учреждений, если они определены, либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 года №8 «Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной ) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта. Указанными нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде, на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность. Пунктом 1 приложения №3 к Постановлению Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» от 27 декабря 1991 года №3020 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона. Таким образом, исходя из вышеприведенных положений закона следует, что не включение спорного дома по улице Доватора, 78, в нарушение ответчиком действующего законодательства в перечень имущества, не должно влиять на жилищные права истицы, в том числе и на право бесплатной передачи жилья в собственность на основании статьей 2 Закона РФ «О приватизации». Таким образом, надлежащим ответчиком, несмотря на нежелание Мэрии МО города Черкесска нести ответственность, является Мэрия муниципального образования города Черкесска. В судебном заседании установлено, что ранее истцы своим право на приватизацию не воспользовались, проживают в указанной выше комнате, несут исправно бремя содержания указанного имущества. В силу статьи 12 ГК РФ, признание права является одним из способов защиты гражданских прав. На основании изложенного просит суд в удовлетворении требований встречного иска мэрии муниципального образования города Черкесска отказать в полном объеме. Исковые требования, содержащиеся в первоначальном иске просит удовлетворить. Истцы по первоначальному (ответчики по встречному) иску Хубиев К.П., Хубиев Б.К., Хубиева Э.К., Хубиева Л.А., а также их доверенное лицо Есенеева Ф.М. уведомленные о месте, дате и времени судебного разбирательства дважды не явились, о причинах неявки суд не уведомили, доказательств уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного разбирательства не просили, требований о рассмотрении дела без их участия не заявили. Представитель третьего лица Управления Росреестра по КЧР в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, доказательств уважительности причин неявки не представил, об отложении судебного разбирательства не просил. Представитель ответчика по первоначальному (истца по встречному) иску Мэрии МО города Черкесска настаивает на рассмотрении дела по существу. Представитель ответчика по первоначальному (истца по встречному) иску Мэрии МО города Черкесска Вальшакова Н.В. исковые требования Хубиевых не признала, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, указанным в возражениях к исковому заявлению Хубиевых. Вальшакова Н.В., просила суд, встречные исковые требования Мэрии МО города Черкесска к Хубиевым удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении. Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 11 ГПК РФ, суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами. Судом установлено, чтоПостановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска от 16.02.2001 года №, Хубиеву ФИО2, Хубиеву ФИО2, Хубиевой ФИО4, Хубиевой ФИО1, был выдан ордер на право занятия жилого помещения по адресу: <адрес> Данное жилое помещение представляет собой комнату, жилой площадью 18 кв. метров. В указанной комнате истцы проживают по настоящее время. В процессе рассмотрения дела судом установлено, что общежитие по <адрес> расположено в границах муниципального образования <адрес>. Положениями статьи 7 ЖК РСФСР, статьей 1 ФЗ «Об основах федеральной жилищной политики», общежития отнесены к жилищному фонду. Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий пли оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. В соответствии со статьей 7 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее, Вводный закон) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма. Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и передаются в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений. предоставленных по договорам социального найма. Гражданину, фактически пользовавшемуся всем жилым помещением (комнатой) в доме, являвшемся общежитием, и проживавшему в нем на момент вступления в силу статьи 7 указанного выше Вводного закона, также не может быть отказано в заключении договора социального найма на все изолированное жилое помещение, если это жилое помещение на момент вступления в силу указанной статьи Вводного закона не было предоставлено в установленном порядке в пользование нескольких лиц, либо право пользования жилым помещением других лиц прекратилось по основаниям, предусмотренным законом (выезд в другое место жительства, смерть и т.п.). Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в равных долях, при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность. Исходя из смысла преамбулы и статей 1-2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", и пункту 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 августа 1993 года №8 «О некоторых вопросах применения судами закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного статьями 7 - 8 названного Закона, порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения, которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение). Лицо, считающее себя собственником находящегося в его владении недвижимого имущества, право на которое зарегистрировано за иным субъектом, вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности. Если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права (пункты 58 - 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с зашитой права собственности и других вещных прав". Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц только в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. Под приватизацией понимается передача государственного (муниципального) имущества в частную собственность. Согласно статье 11 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. В соответствии со статьей 8 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке. В материалах дела отсутствуют сведения об обращении истцов в соответствующие уполномоченные органы и получении отказа в приватизации спорного жилого помещения. Истцы никаких доказательств того, что какие-либо обстоятельства, которые касаются права на приватизацию кого - либо из истцов были предметом рассмотрения Мэрией <адрес>, в суд не представили. Представителем ответчика обращение истцов в их адрес отрицается. Суд приходит к выводу, что истцами не соблюден в полном объеме предусмотренный законом РФ "О приватизации жилищного фонда в РФ" и законом КЧР № - РЗ «Об условиях приватизации жилищного фонда на территории КЧР», порядок урегулирования спора. В связи с тем, что истцами не предоставлено доказательств, свидетельствующих, что они в установленном законом порядке не могут реализовать свое право на приватизацию, в удовлетворении исковых требований Хубиева К.П., Хубиева Б.К., Хубиевой Э.К., Хубиевой Л.А. к Мэрии МО <адрес> признать за ними право общей долевой собственности (по одной четвертой доле) на жилое помещение-комнату, жилой площадью 18 кв. метров, находящейся по адресу: КЧР, <адрес>, суд полагает - отказать. Рассматривая встречные исковые требования Мэрии МО города Черкесска в части признания недействительным договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Мэрией муниципального образования <адрес> и Хубиевым ФИО2 суд установил следующее. Постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска от 16.02.2001 года №, Хубиеву ФИО2, Хубиеву ФИО3, Хубиевой ФИО4 Хубиевой ФИО1, был выдан ордер на право занятия жилого помещения по адресу: <адрес> Из представленного суду истцами договора социального найма жилого помещения от 11.11.2004 года следует, что между Мэрией МО города Черкесска в лице первого заместителя Руководителя (Мэра) Мэрии МО города Черкесска Пхешхова А.Ш., действующего на основании постановления Мэрии МО города Черкесска от 08.06.2009 года №278, именуемый в дальнейшем «Наймодатель» с одной стороны, и гражданином Хубиевым К.П., именуемый в дальнейшем «Наниматель», на основании Постановления руководителя (мэра) Мэрии города Черкесска от 16.02.2001 года № с другой стороны, заключили договор, согласно которому наймодатель предоставляет нанимателю и членам его семьи в бессрочное пользование жилое помещение, состоящее из 1 комнаты, жилой площадью 18,0 кв. метров, по адресу: <адрес> Постановлением Главы <адрес> от 17.04.2006 года № на основании свидетельства о государственной регистрации Устава муниципального образования <адрес> от 11.04.2006 года №Ки 093010002006001 и в связи с тем, что устав муниципального образования города Черкесска после его официального опубликования в печатном органе 14.04.2006 года вступил в законную силу, название «Администрация <адрес>кесска» с 20.04.2006 года было переименовано в «Мэрия муниципального образования города Черкесска». Таким образом, только с 20.04.2006 года Мэрия муниципального образования <адрес> стала правопреемницей администрации <адрес>. Распоряжением Мэра <адрес> №-р от 09.11.2006 года, заместитель Руководителя (мэра) Мэрии МО <адрес> Пхешхов ФИО5 с 09.11.2006 года переведен на должность первого заместитель Руководителя (мэра) Мэрии МО <адрес>. С учетом изложенного суд приходит к выводу, что данная сделка (договор социального найма) является недействительной сделкой с момента ее совершения в силу части 1 статьи 167 ГК РФ, в связи с чем необходимости решением суда признавать его недействительным, не усматривает. Рассматривая исковые требования Мэрии МО <адрес> о признании за ней на комнату № в <адрес> права муниципальной собственности суд приходит к следующему. Согласно части 3 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности. Согласно п.п. 2 пункта 1 положения «О принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей», утвержденного Постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, принятие на учет и снятие с учета объектов недвижимого имущества осуществляют: Федеральная регистрационная служба (далее именуется - Служба, орган, осуществляющий государственную регистрацию прав) - в отношении объектов недвижимого имущества, расположенных на территории более одного регистрационного округа; территориальные органы Федеральной регистрационной службы (далее именуются - территориальные органы Службы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) - в отношении иных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества. Согласно пункту 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с зашитой права собственности и других вещных прав", по смыслу статей 225 и 234 ГК РФ право собственности в силу приобретательной давности может быть приобретено на имущество, принадлежащее на праве собственности другому лицу, а также на бесхозяйное имущество. Однако, Мэрия МО <адрес> не представила в суд доказательства того, что оспариваемое имущество состоит на учете в регистрирующем органе как бесхозяйное имущество, в связи с чем суд приходит к выводу, что досудебный порядок урегулирования спора Мэрией МО <адрес> не соблюден, и полагает в удовлетворении исковых требований Мэрии МО <адрес> в признании за ней на комнату № в <адрес> права муниципальной собственности, отказать. На основании изложенного и руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Хубиева ФИО2, Хубиева ФИО3, Хубиевой ФИО4, Хубиевой ФИО1 к Мэрии МО <адрес>, о признании за ними право общей долевой собственности (по одной четвертой доле) на жилое помещение-комнату, жилой площадью - 18 кв. метров, находящейся по адресу: <адрес> отказать В удовлетворении встречных исковых требований Мэрии МО города Черкесска о признании недействительным договора социального найма жилого помещения от 11.11.2004 года, заключенного между Мэрией МО <адрес> и Хубиевым ФИО2 - отказать. В удовлетворении встречных исковых требований Мэрии МО города Черкесска в признании права муниципальной собственности на жилое помещение - комнату №, расположенную по адресу: КЧР, <адрес>, жилой площадью -18,0 кв. метров - отказать. Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение десяти дней, через Черкесский городской суд с момента изготовления решения в окончательном виде. Судья Черкесского городского суда подпись Р.А. Лепшоков Мотивированное решение суда изготовлено 15 ноября 2011 года в 19 часов 25 минут.