решение от 16.11.2011 по делу №2-2539/11



Решение

Именем Российской Федерации

16 ноября 2011 года                                                                    г. Черкесск, КЧР

Суд в составе председательствующего судьи Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики - Копсергенова В.А.,

при секретаре - Борлаковой З.А.,

с участием помощника прокурора г.Черкесска Хабекировой Э.М.,

представителей Мэрии муниципального образования г.Черкесска, Управления имуществом и коммунальным комплексом Мэрии г.Черкесска Кисилевой А.О. действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, Камурзаева В.Р. действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Черкесска в интересах несовершеннолетних к Мэрии муниципального образования г.Черкесска о признании незаконным бездействие и обязании устранить выявленные нарушения,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Черкесска в интересах несовершеннолетних обратился в суд с иском к Мэрии муниципального образования г.Черкесска о признании незаконным бездействие и обязании устранить выявленные нарушения. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой г.Черкесска проведена проверка исполнения законодательства о несовершеннолетних. Проверкой установлено, что около дошкольного муниципального образовательного учреждения «Василек», находящегося по <адрес> отсутствует предупреждающий для водителей транспортных средств дорожный знак 1.22 «Пешеходный переход». Данное дошкольное муниципальное образовательное учреждение «Василек» находится на проезжей части по <адрес> ежедневно посещают малолетние дети. Переход через проезжую часть дороги по <адрес> для входа в учреждение представляет собой потенциальную угрозу жизни и здоровью малолетних детей, посещающих данное учреждение. Ожидая появление детей на проезжей части, необходимо учитывать особенности их поведения и психологию. Ребенок обычно не может правильно предвидеть поведение других участников дорожного движения. Дети дошкольного возраста неточно оценивают расстояние до автомобиля, его скорость, не понимают подаваемых сигналов. Дети всех возрастов эмоциональны подвижны. Находясь в состоянии игры, они не замечают реальных опасностей. Знак «Пешеходный переход» предупреждает водителей о приближении к опасному участку дороги, а также о необходимости повысить внимание и управлять транспортным средством с особой осторожностью. Отсутствие знака «Пешеходный переход» возле данного дошкольного муниципального образовательного учреждения нарушает конституционные права несовершеннолетних, ставит под угрозу их жизнь и здоровье, может привести к увеличению роста детского дорожно-транспортного травматизма на территории города Черкесска. В ходе проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого на участке дороги по <адрес> перед дошкольным муниципальным образовательным учреждением «Василек» отсутствует дорожная разметка - пешеходный переход. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании по установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автодорог в соответствии со ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ - ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно требованиям ст.8 Устава мэрии муниципального образования города Черкесска, к вопросам местного значения мэрии относится дорожная деятельность в отношении автодорог местного значения в границах города Черкесска, а также осуществление иных полномочий в области использования автодорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. Согласно требованиям ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ -Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», к вопросам местного значения городского округа относится деятельность в отношении автодорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автодорог осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством России. Дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги -комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 57ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (ст. 13 Ф3№257). Согласно ст. 12 приказа Минтранса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N160 (Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них), в состав работ по содержанию автомобильных дорог входит разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, экспертиза проектов. Таким образом, мэрия муниципального образования города Черкесска, как собственник дороги, расположенной возле дошкольного муниципального образовательного учреждения «Василек», обязана привести ее в соответствие с требованиями правил дорожного движения. Просит признать незаконным бездействие мэрии муниципального образования Черкесска, выраженное в непринятии мер по приведению дорог города Черкесска возле детского образовательного учреждения «Василек» в соответствие с требованиями Правил дорожного движения и п.ДД.ММ.ГГГГ Национальный стандарт РФ ГОСТР 52289-2004 и обязать мэрию муниципального образования г.Черкесска привести дорогу возле дошкольного муниципального образовательного учреждения , расположенного в <адрес>, в соответствие с требованиями Национального стандарта РФ ГОСТ 52289-2004.

Определением Черкесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление имуществом и коммунальным комплексом мэрии МО г. Черкесска.

В судебном заседании помощник прокурора г. Черкесска исковые требования поддержала по доводам, изложенным в заявлении и пояснила, что данной дорогой пользуется неопределенное число лиц, в связи с чем иск предъявляется прокурором в интересах неопределенного круга лиц. Считает, что управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г.Черкесска обязано привести указанный участок дороги в соответствие с требованиями правил дорожного движения.

Представители Мэрии муниципального образования г.Черкесска, Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г.Черкесска Камурзаев В.Р. и Кисилева А.О., в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора г. Черкесска не согласились и пояснили, что на участке дороги по <адрес> с <данные изъяты> года велись ремонтные работы, которые в настоящее время практически завершены. Указали, что установка технических средств организации дорожного движения, в том числе и дорожных знаков, производится по предписанию или разрешению соответствующим организациям установку и снятие технических средств органами Госавтоинспекции. Однако такое предписание или разрешение от органов Госавтоинспекции КЧР в Мэрию муниципального образования г.Черкесска, Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г.Черкесска, не поступали. Дорожные знаки «Пешеходный переход», «Ограничение скорости» были установлены ранее. В настоящее время согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ в районе детского сада «Василек» установлены знаки «Пешеходный переход», «Осторожно дети», «Ограничение скорости». В части нанесения дорожной разметки указали, что она будет нанесена, как только позволят погодные условия.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, оценив представленные суду доказательства по правилам ст. ст. 55, 56, 59, 60, 67 ГПК РФ суд приходит к следующему.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. N 2 «О практике рассмотрении судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

В соответствии со ст.23 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 6.11.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности относится: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и т.д.

В п.п. «в, г» Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ утвержденных Указом Президента РФ № 711 от 15.06.1998г. предусмотрено, что Госавтоинспекция имеет право:

участвовать в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносить в установленном порядке предложения по их совершенствованию;

предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения.

Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г.Черкесска, согласно Положению об Управлении имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО, является структурным подразделением мэрии муниципального образования города Черкеска, осуществляет полномочия по управлению и распоряжению муниципальной собственностью муниципального образования г. Черкесска и осуществляющим функции по реализации муниципальной политики в области жилищно-коммунального хозяйства. Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г.Черкесска является юридическим лицом. Согласно п.2.3.23. указанного Положения, Управление осуществляет формирование муниципального задания, контроль за ходом его исполнения, приемку и оплату выполненных работ по следующим направлениям: - выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и иных транспортных инженерных сооружений в границах города.

Таким образом, хотя в полномочия органов местного самоуправления, входит в том числе, выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог местного значения и иных транспортных инженерных сооружений в границах города, орган местного самоуправления сам по себе не может принимать решение об установке и снятии технических средств организации дорожного движения, не имея на то предписание или разрешения органов Госавтоинспекции в соответствии с возложенными на нее обязанностями.

В ходе судебного следствия установлено, что согласно акту выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от ДД.ММ.ГГГГ на участке дороги по <адрес> в районе ДОУ «Василек» отсутствует дорожная разметка 1.14.1 (пешеходный переход).

ДД.ММ.ГГГГ на запрос и.о. прокурора г.Черкесска отделом ГИБДД по г.Черкесску была направлена справка по результатам проверки группой дорожного надзора и организации движения ОГИБДД отдела МВД России по г.Черкесску, согласно которой в районе ДОУ «Василек» отсутствует дорожная разметка 1.14.1, дорожный знак 1.23 «Дети».

Таким образом, из указанного следует, что дорожные знаки 5.19.1 «Пешеходный переход», 3.20.4 «Ограничение скорости» были установлены до проведения вышеуказанных проверок и составления соответствующих актов.

Указанные знаки являются предупреждающими и применяются для информирования водителей о характере опасности и приближении к опасному участку дороги. Наличие указанных знаков на спорном участке дороги, безусловно, свидетельствует о том, что водители обязаны руководствоваться указанными знаками при переезде спорного участка дороги при этом повысить внимание и управлять транспортным средством с особой осторожностью.       

Отсутствие на спорном участке дороги дорожной разметки обозначающей пешеходный переход и знака «Дети», при наличии предупреждающих знаков «Пешеходный переход», «Ограничение скорости», не может свидетельствовать о бездействии органа местного самоуправления по принятию мер для безопасного пересечения пешеходами спорного участка дороги. Установка предупреждающих знаков «Пешеходный переход», «Ограничение скорости» напротив свидетельствует о том, что органом местного самоуправления принимались соответствующие меры.

Согласно ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Заявитель не представил суду относимых и допустимых доказательств обоснованности и правомерности требований в части признания бездействия органа местного самоуправления незаконными.

При таких обстоятельствах в удовлетворении требований о признании незаконным бездействие мэрии МО г.Черкесска заявителю следует отказать.

Суд учитывает, что до вынесения решения по существу, требования заявителя в части обязания привести спорный участок дороги в соответствие требованиям Национального стандарта РФ ГОСТР 52289-2004, частично, в добровольном порядке, приведены в соответствие указанным стандартам.

В судебном заседании, представителем Управления имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО г.Черкесска представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ результатов обследования спорного участка дороги из которого следует, что на участке дороги по ул.Демиденко в районе детского сада «Василек» помимо ранее установленных знаков установлен дорожный знак «Осторожной дети», дорожная разметка будет нанесена, как только позволят погодные условия.

Суд находит заслуживающим внимания утверждения заявителя, что дошкольное муниципальное образовательное учреждение №21 «Василек» находится на проезжей части по <адрес> ежедневно посещают малолетние дети. Переход через проезжую часть дороги по <адрес> для входа в учреждение представляет собой потенциальную угрозу жизни и здоровью малолетних детей, посещающих данное учреждение и т.д. и в связи с тем, что на спорном участке дороги не нанесена дорожная разметка обозначающая пешеходный переход суд считает необходимым обязать Управление имуществом и коммунальным комплексом города мэрии МО <адрес>, в компетенцию которого входит производство указанных работ, нанести соответствующую разметку.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 -199, ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковое заявление прокурора г. Черкесска в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействие и обязании устранить выявленные нарушения - удовлетворить в части.

В части требований о признании бездействий мэрии МО г.Черкесска, Управления имуществом и коммунальным комплексом мэрии МО г.Черкесска незаконными отказать.

Обязать Управление имуществом и коммунальным комплексом мэрии МО г.Черкесска провести дорожную разметку обозначающую пешеходный переход по <адрес> в районе ДОУ «Василек».

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда через Черкесский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 07 декабря 2011 года.

Судья          подпись В.А. Копсергенов