Решение от 12.03.2012 по делу 2-810/2012



дело

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 марта 2012 года                                                                                  г. Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской республики в составе: председательствующего судьи Лепшокова Р.А., при секретаре судебного заседания - Коджаковой З.Р., с участием прокурора - Самуелян М.Г., истицы - Готовой И.С., представителя истицы - ФИО10, действующего по пункту 6 статьи 53 ГПК РФ, рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Хабезского межрайонногопрокурора в интересах Готовой ФИО13 министерству образования и науки Карачаево-Черкесской республики и министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской республики, о приобретении и предоставлении жилого помещения,

                                               У С Т А Н О В И Л:

Хабезский межрайонный прокурор обратился в Черкесский городской суд с иском в интересах Готовой ФИО14 к министерству образования и науки Карачаево-Черкесской республики и министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской республики, о приобретении и предоставлении жилого помещения.

В исковом заявлении прокурор указал, что Готова ФИО15, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приказом министра образования и науки Карачаево-Черкесской республики от ДД.ММ.ГГГГ , поставлена на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение единовременных средств бюджета для приобретения жилья.

До настоящего времени Готовой И.С. жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели истице также не выделялись.

По данным картотеки КЧР ГУП «Техинвентаризация» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, за Готовой И.С. не зарегистрировано жилое помещение.

В соответствии с частью 1 статьи 7 жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 ЖК РФ случаев.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ (с изменениями и дополнениями) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Готова И.С. 27.06.2011 года окончила Карачаево-Черкесское республиканское государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей ».

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона КЧР от 16 декабря 2008 года -Р3 (с изменениями от 02 ноября 2009 года) «О дополнительных гарантиях прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем предоставления по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном образовании. Предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно находиться в черте муниципального образования по месту выявления и первичного устройства, месту рождения, месту регистрации рождения либо по месту последнего проживания в случае, если место рождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) находится за пределами Российской Федерации. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа и быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно статье 3.1 Закона КЧР от 16 декабря 2008 года №83-Р3 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утвержденного решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3.1 Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ - РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике», приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской республики.

Пунктом 3 статьи 3.1 Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -Р3 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» предусмотрено, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании (Абазинском муниципальном районе).

Так, уполномоченным органом исполнительной власти в области образования является Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской республики (статья 3 Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -Р3 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике»). Жилые помещения предоставляются на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности КЧР в УФРС по КЧР (пункт 7 статьи 3.1 Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -Р3 «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике»).

Уполномоченным органом в области приватизации является министерство имущественных и земельных отношений. Оно же наделено полномочиями собственника в КЧР (статья 9 Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «Об управлении государственной собственностью Карачаево-Черкесской республики»).                                                         

Хабезский межрайонный прокурор просит суд:

          - обязать министерство образования и науки Карачаево-Черкесской республики приобрести во внеочередном порядке для Готовой ФИО16 в Абазинском муниципальном районе за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской республики благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, не ниже норм предоставления, установленных в Абазинском муниципальном районе;

         - обязать министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской республики на приобретаемое для Готовой ФИО17 и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской республики жилое помещение, заключить с Готовой ФИО18 договор социального найма без ограничения срока и передать Готовой ФИО19 его в постоянное пользование.

В судебном заседании прокурор Самуелян М.Г. поддержал доводы и требования, изложенные в исковом заявлении,просил суд иск удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

          Истица Готова И.С., в ходе судебного заседания поддержала исковые требования, просила суд удовлетворить их в полном объеме.

          Ответчик - министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республикив судебное заседание представителя не направил, от руководителя министерства поступило адресованное суду ходатайство, судебное разбирательство провести в отсутствие их представителя, из ходатайства следует, что ответчик иск не признает, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

         Представитель второго ответчика министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание так же не явился, просил суд судебное разбирательство провести в его отсутствие, свою позицию к иску Хабезского межрайонного прокурора не выразил.

Выслушав объяснения прокурора, истицы, представителя истицы, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со статьей 7 Конституцией Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Судом установлено, что Готова ФИО21 родилась ДД.ММ.ГГГГ в ауле Красный Восток, <адрес>.

Из справки о рождении (форма ) предоставленного суду представителем министерства образования и науки КЧР в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству, матерью ФИО3 является ФИО33, сведения об отце ребенка отсутствуют.

Согласно свидетельству о смерти 1-ЯЗ ФИО32, ДД.ММ.ГГГГ умерла, о чем ДД.ММ.ГГГГ Дружбинским сельским поселением Прикубанского муниципального района, КЧР, составлена актовая запись о смерти .

Суд установил, что на момент смерти матери - ДД.ММ.ГГГГ Готова ФИО24 осталась круглой сиротой в несовершеннолетнем возрасте, и осталась проживать у своей бабушки Готовой ФИО25.

Судом установлено, что Готова ФИО26 обучалась в Карачаево-Черкесском республиканском ГОУ НПО «Профессиональный лицей », ДД.ММ.ГГГГ окончила обучение по профессии: оператор электронно-вычислительных машин с получением среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Приказом министра образования и науки Карачаево-Черкесской республики от ДД.ММ.ГГГГ министра образования и науки КЧР Готова ФИО27, до достижения ею 23 летнего возраста, поставлена на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно данных Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и картографии по КЧР, а также КЧР ГУП «Техинвентаризация», за ФИО3 и ее матерью ФИО31 какого - либо недвижимого (жилого и не жилого) имущества не зарегистрировано.

Согласно данных нотариуса Прикубанского нотариального округа ФИО11, после смерти ФИО30, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело не заводилось.

Судом также установлено, что домовладение по <адрес>, аула Кара - Паго, <адрес>, общей площадью - 80.7 кв. метров, где в настоящее время проживает Готова ФИО34, с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит ее бабушке Готовой ФИО35, и согласно справке Прикубанского филиала КЧР ГУП «Техинвентаризация» перешло в ее собственность в порядке наследования.

В указанном домовладении Готова И.С. долю в праве собственности не имеет.

Согласно постановлению главы администрации Кара - Пагского сельского поселения, Абазинского муниципального района, КЧР от ДД.ММ.ГГГГ , Готова ФИО36 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выданного начальником УТ и СР администрации Абазинского муниципального района, КЧР, Готова ФИО37 является малообеспеченной, состоит на учете и получает ежемесячное пособие на несовершеннолетнего ребенка.

Те обстоятельства, что Готова И.С. является малоимущей и состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления по месту жительства, соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, по жалобе гражданина Юнусова ФИО38 на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 жилищного кодекса РФ.

Таким образом, само право истицы на предоставление ей жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот, не оспаривается. Предметом возникшего между сторонами и рассматриваемого судом спора являются: право истицы на немедленное, независящее от какой-либо очереди и иных условий, получение жилья.

Конституционный Суд Российской Федерации, в своих решениях указывал, что провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года №20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17- О, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание, в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

К числу граждан, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. При этом согласно части 5 статьи 57 ЖК РФ, жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На территории Карачаево-Черкесской республики с 1 января 2009 года вступил в силу Закон Карачаево-Черкесской республики от 16 декабря 2008 года №83-РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике».

В соответствии со статьей 1 указанного республиканского закона (в редакции Закона от 2 ноября 2009 года № 60-РЗ) на территории Карачаево-Черкесской республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение.

Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение.

Согласно статье 2 Закона Карачаево-Черкесской республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется по окончании пребывания детей-сирот в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения, и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации: учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской республики; Карачаево-Черкесская республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской республики.

Как указано в статье 3 Закона Карачаево-Черкесской республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике», принятие на учёт детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - лица, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями), осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской республики, осуществляющим полномочия в области образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти в области образования), на основании письменного заявления лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя и документов, необходимых для постановки на учёт. На основании банка данных учета лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, комиссия по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, утверждает список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Формирование списка осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.

В соответствии со статьей 3.1 Закона Карачаево-Черкесской республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утверждённого решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской республики. По результатам торгов уполномоченный орган исполнительной власти в области образования заключает государственный контракт о купле-продаже жилого помещения с лицом, признанным победителем торгов. Жилые помещения предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской республики, и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности Карачаево-Черкесской республики в Управлении Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской республике.

Согласно статье 4 Закона Карачаево-Черкесской республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике» финансирование расходов, связанных с оформлением приобретаемых жилых помещений в государственную собственность Карачаево-Черкесской республики и передачей указанных помещений по договорам социального найма, осуществляется за счёт средств республиканского бюджета.

Реализуя предоставленное статьей 126 Конституции Российской Федерации и пунктом 5 статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утверждённом постановлением от 27 сентября 2006 года, указал, что социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, №1).

Содержащееся в пункте 11 статьи 3 Закона Карачаево-Черкесской республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» указание на то, что формирование списка лиц, которым должны быть предоставлены жилые помещения, осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, относится лишь к порядку (процедуре) формирования самого списка, но не никак не затрагивает вопрос об очерёдности предоставления жилых помещений лицам, находящимся в этом списке.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 57 ЖК РФ, жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Однако из этого общего правила есть исключение, закреплённое в части 2 статьи 57 ЖК РФ, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Часть 2 статьи 57 ЖК РФ, равно как и иные нормы федерального законодательства, не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и от времени включения в список.

Как следует из статей 13-14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают лишь порядок ведения учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 12 ЖК РФ, определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, относится к полномочиям органов государственной власти РФ.

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без какой-либо очереди.

Любое установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства (Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2007 года № 46-Г07-33).

Как указано в обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, или от каких-либо иных условий («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008 год, № 10).

Готова И.С. в несовершеннолетнем возрасте осталась без родительского попечения, жилого недвижимого имущества в собственности не имеет, находится в тяжёлом социальном положении. Разрешение данного спора в судебном порядке, будет способствовать реализации тех жилищных прав, которые ей предоставлены федеральным и республиканским законодательством.

Разрешая вопрос об обязанности каждого из ответчиков по отношению к Готовой И.С.,суд руководствуется положениями статьи 3.1 Закона Карачаево-Черкесской республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике», согласно которой жилые помещения для детей-сирот приобретаются в республиканскую собственность органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской республики, осуществляющим полномочия в области образования, то есть минобразования КЧР, оформляются в государственную собственность Карачаево-Черкесской республики и предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и имеющим полномочия собственника в сфере управления государственной собственностью КЧР, то есть министерством имущественных и земельных отношений КЧР и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением.

Хабезский межрайонный прокурор и Готова И.С. просят суд, обязать министерство образования и науки Карачаево-Черкесской республики приобрести во внеочередном порядке для нее жилое помещение в Абазинском муниципальном районе, КЧР.

Готова И.С. зарегистрирована и проживает по адресу: КЧР, Абазинский муниципальный район, аула Кара - Паго, улица Магазинная, 20.

Согласно пункту 3 статьи 1 закона Карачаево-Черкесской республики №83-РЗ от 16.12.2008 года «О дополнительных гарантиях прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской республике», обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется:

- путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья;

- путем предоставления освободившихся жилых помещений;

- путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. Предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно находиться в черте муниципального образования по месту выявления и первичного устройства, месту регистрации рождения либо месту последнего проживания в случае, если место рождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) находится за пределами Российской Федерации.

Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа и быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Суд считает, что истец имеет право на внеочередное получение жилья, и полагает, что исковые требования Хабезского межрайонного прокурора в интересах Готовой И.С.подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд,

                                            Р Е Ш И Л:

Иск Хабезского межрайонного прокурора КЧР в интересах Готовой ФИО40 к министерству образования и науки Карачаево-Черкесской республики и министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской республики, о приобретении и предоставлении жилого помещения - удовлетворить в полном объеме.

Обязать министерство образования и науки Карачаево-Черкесской республики в установленном законом порядке приобрести за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской республики, отвечающее санитарным и техническим нормам благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа в Абазинском муниципальном районе, КЧР, не менее норм предоставления, установленных в Абазинском муниципальном районе, КЧР, для одного человека, для последующего предоставления этого жилого помещения Готовой ФИО42.

            Обязать министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской республики, предоставить Готовой ФИО41 по бессрочному договору социального найма приобретенное для неё благоустроенное жилое помещение в Абазинском муниципальном районе, КЧР, и передать ей это помещение в постоянное пользование.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской республики в течение одного месяца, с момента изготовления решения в окончательном виде.

Судья Черкесского городского суда             подпись                    Р.А. Лепшоков

Мотивированное решение суда изготовлено в 19 часов 00 минут 16 марта 2012 года.