Решение от 30.11.2011 по делу 2-2368/2011



дело № 2- 2368/11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 декабря 2011 года                                                                          г. Черкесск

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи Лепшокова Р.А., при секретаре судебного заседания - Коджаковой З.Р., с участием прокурора - Дзыба Р.Э., истца - Залепухина А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Залепухина ФИО19 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, о приобретении и предоставлении жилого помещения,                     

                                            У С Т А Н О В И Л:

    

Прокурор города Черкесска обратился в Черкесский городской суд с иском в интересах Залепухина ФИО20 к Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, о приобретении и предоставлении жилого помещения.

В исковом заявлении прокурор указал, что постановлением главы города Черкесска от ДД.ММ.ГГГГ , над несовершеннолетним Залепухиным А.Ю. был назначен опекун Залепухин ФИО21 - дедушка несовершеннолетнего.

Родители Залепухина А.Ю. лишены родительских прав ДД.ММ.ГГГГ решением Черкесского городского суда.

ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приказом Министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики поставлен на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

До настоящего времени Залепухину А.Ю. жилое помещение ответчиками не предоставлено, денежные средства на данные цели истцу также не выделялись. За Залепухиным А.Ю. не зарегистрировано жилое помещение.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 статьи 57 ЖК РФ случаев.

В силу пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных учреждениях и иных учреждениях, в том числе социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы жилые помещения предоставляются по договорам социального найма вне очереди.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ (с изменениями и дополнениями), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

ДД.ММ.ГГГГ Залепухин А.Ю. окончил ГОУ «Профессиональный лицей ».

В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется путем предоставления по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в муниципальном образовании.

Предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно находиться в черте муниципального образования по месту выявления и первичного устройства, месту рождения, месту регистрации рождения либо по месту последнего проживания в случае, если место рождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) находится за пределами Российской Федерации. Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа и быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Согласно статье 3.1 Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утвержденного решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

В соответствии с пунктом части 2 статьи 3.1 Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики.

Пунктом 3 статьи 3.1 Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» предусмотрено, что стоимость приобретаемого жилого помещения не может превышать сумму, составляющую стоимость средней рыночной стоимости 33 квадратных метров для каждого лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, общей площади жилья в Карачаево-Черкесской Республике, устанавливаемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Так, уполномоченным органом исполнительной власти в области образования является Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики (статья 3 Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике»).

Жилые помещения предоставляются на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в течение 30 дней с момента регистрации права собственности КЧР в УФРС по КЧР (пункт 7 статьи 3.1 Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике»). Уполномоченным органом в области приватизации и является Министерство имущественных и земельных отношений. Оно же наделено полномочиями собственника в КЧР (статья 9 Закона КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «Об управлении государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики»).

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», статьей 57 Жилищного кодекса РФ, просит суд:

- обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для Залепухина ФИО22 в городе Черкесске, за счет бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики благоустроенное жилое помещении в доме капитального типа, отвечающее санитарным и техническим нормам, жилой площадью не ниже норм предоставления, установленных в мэрии МО <адрес>;

- обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики на приобретенной для Залепухина ФИО23 и зарегистрированное в собственность Карачаево-Черкесской Республики жилое помещение, заключить с Залепухиным А.Ю. договор социального найма без ограничения сроком и передать ему его в постоянное пользование.

В судебном заседании прокурор Дзыба Р.Э. поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении,просила суд иск удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении.

          Истец - Залепухин А.Ю. в ходе судебного заседания поддержал исковые требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

          Представитель ответчика Министерства образования и науки Карачаево-Черкесской Республики- Узденова З.Ш., в судебное заседание не явилась, просила судебное разбирательство провести в ее отсутствие, из ходатайства следует, что ответчик иск не признает, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

         Представитель второго ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики в судебное заседание не явился, просил суд судебное разбирательство провести в его отсутствие, свою позицию к иску прокурора города Черкесска не выразил.

Представитель третьего лица - Министерства финансов КЧР в судебное заседание не явился, просил судебное разбирательство провести в его отсутствие, направил в адрес суда письменные объяснения.

Из письменных объяснений представителя третьего лица -Министерства финансов КЧР следует, что согласно ведомственной структуре расходов республиканского бюджета на 2011 год, утвержденного приложением 12 к закону КЧР от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О республиканском бюджете КЧР на 2011 год», главным распорядителем по статье расходов на обеспечение жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилого помещения, определено Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики.

Выслушав объяснения прокурора, истца, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к следующим выводам.

В соответствии со статьей 2 Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. ФИО1 - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со статьей 7 Конституцией Российской Федерации, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как установлено в судебном заседании, истец - Залепухин А.Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ в городе Черкесске.

Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Залепухин ФИО24 назначен опекуном над несовершеннолетним внуком Залепухиным ФИО25.

Судом установлено, что родители Залепухина ФИО26, отец - Залепухин ФИО27 и мать - Залепухина ФИО28, решением Черкесского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, лишены родительских прав в отношении сына Александра, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Суд установил, что в 2008 году ФИО5 окончил обучение в ГОУ «Профессиональный лицей » в городе Черкесске, получил диплом по специальности: «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта».

Приказом Министра образования и науки Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, до достижения им 23 летнего возраста, поставлен на учет для обеспечения жилым помещением в банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о заключении брака 1- ЯЗ , Залепухин ФИО29 и Гладких ФИО30 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, жене присвоена фамилия - ФИО17, супруги проживают по адресу: <адрес>.

По данным КЧР ГУП «Техинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ, за Залепухиным А.Ю. не зарегистрировано жилое помещение.

Согласно данных мэрии МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Залепухину А.Ю., и его родителям Залепухину Ю.П. и Залепухиной С.Н. жилые помещения по договорам социального найма не предоставлялись, субсидии на улучшение жилищных условий они не получали.

Судом установлено, что по данным КЧР ГУП «Техинвентаризация», ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» по КЧР, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, за супругой Залепухина А.Ю., Залепухиной А.В., какое - либо недвижимое имущество не зарегистрировано.

Суд также установил, что за родителями Залепухина А.Ю., Залепухиным Ю.П. и Залепухиной С.Н. по данным КЧР ГУП «Техинвентаризация», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР, какое - либо недвижимое имущество не зарегистрировано.

Судом установлено, что домовладение по адресу - <адрес>, в котором Залепухин А.Ю. и его супруга Залепухина А.В. в настоящее время проживают, принадлежит его бабушке, Залепухиной Л.И.

Согласно письму начальника УСЗН мэрии МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Залепухин А.Ю. состоит на учете, как малоимущий.

Согласно справке секретаря жилищной комиссии мэрии МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Залепухин А.Ю. поставлен в очередь на улучшение жилищных условий за .

Те обстоятельства, чтоЗалепухин А.Ю. является малоимущим и состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от ДД.ММ.ГГГГ -О-О, по жалобе гражданина Юнусова ФИО31 на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 жилищного кодекса РФ.

Таким образом, само право истца на предоставление ему жилого помещения, как лицу из числа детей-сирот, не оспаривается. Предметом возникшего между сторонами и рассматриваемого судом спора являются: право истца на немедленное, независящее от какой-либо очереди и иных условий, получение жилья.

Конституционный Суд Российской Федерации, в своих решениях указывал, что провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от ДД.ММ.ГГГГ -П, определение от ДД.ММ.ГГГГ - О, определение от ДД.ММ.ГГГГ -О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание, в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

К числу граждан, находящимся в тяжёлой жизненной ситуации, и не имеющим возможности преодолеть эту ситуацию самостоятельно, федеральными законами отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, при прекращении опеки (попечительства) вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма. При этом согласно части 5 статьи 57 ЖК РФ, жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закреплённого жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

На территории Карачаево-Черкесской Республики с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Закон Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике».

В соответствии со статьей 1 указанного республиканского закона (в редакции Закона от ДД.ММ.ГГГГ -РЗ) на территории Карачаево-Черкесской Республики детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детям, находящимся под опекой (попечительством), гарантируется право на жилое помещение.

Органы исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики принимают необходимые меры по обеспечению реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), на жилое помещение.

Согласно статье 2 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» право на обеспечение жилыми помещениями предоставляется по окончании пребывания детей-сирот в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах, при прекращении опеки и попечительства, а также по окончании пребывания в учреждениях профессионального образования всех типов, при условии, что за ними не были закреплены в установленном порядке жилые помещения, и они являются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 ЖК РФ, и если имеется хоть одно из следующих условий: местом выявления и первичного устройства ребенка в семью или на воспитание в соответствующее учреждение или местом регистрации рождения является Карачаево-Черкесская Республика, либо местом его последнего проживания является Карачаево-Черкесская Республика, в случае если место его рождения находится за пределами Российской Федерации: учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которых указанные лица находились на воспитании и полном государственном обеспечении, расположены на территории Карачаево-Черкесской Республики; Карачаево-Черкесская Республика является местом жительства лиц, у которых дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, находились на воспитании под опекой или попечительством на основании решения органов опеки и попечительства Карачаево-Черкесской Республики.

Как указано в статье 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без

попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», принятие на учёт детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) (далее - лица, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями), осуществляется органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования (далее - уполномоченный орган исполнительной власти в области образования), на основании письменного заявления лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, или его законного представителя и документов, необходимых для постановки на учёт. На основании банка данных учета лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями, комиссия по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилых помещений, утверждает список лиц, которым предоставляются жилые помещения. Формирование списка осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением.

В соответствии со статьей 3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» жилые помещения для предоставления по договорам социального найма лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования на основании списка, утверждённого решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Жилые помещения приобретаются уполномоченным органом исполнительной власти в области образования по результатам торгов, проводимых в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Приобретаемое жилое помещение подлежит оформлению в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики. По результатам торгов уполномоченный орган исполнительной власти в области образования заключает государственный контракт о купле-продаже жилого помещения с лицом, признанным победителем торгов. Жилые помещения предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера в сфере управления государственной собственностью Карачаево-Черкесской Республики, и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением, в

течение 30 дней с момента регистрации права собственности Карачаево-Черкесской Республики в Управлении Федеральной регистрационной службы по Карачаево-Черкесской Республике.

Согласно статье 4 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» финансирование расходов, связанных с оформлением приобретаемых жилых помещений в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и передачей указанных помещений по договорам социального найма, осуществляется за счёт средств республиканского бюджета.

Реализуя предоставленное статьей 126 Конституции Российской Федерации и пунктом 5 статьи 19 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ -ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Президиум Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года, утверждённом постановлением от ДД.ММ.ГГГГ, указал, что социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2007, ).

Содержащееся в пункте 11 статьи 3 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике» указание на то, что формирование списка лиц, которым должны быть предоставлены жилые помещения, осуществляется по дате рождения лица, имеющего право на обеспечение жилым помещением, относится лишь к порядку (процедуре) формирования самого списка, но не никак не затрагивает вопрос об очерёдности предоставления жилых помещений лицам, находящимся в этом списке.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 57 ЖК РФ, жильё предоставляется гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Однако из этого общего правила есть исключение, закреплённое в части 2 статьи 57 ЖК РФ, в соответствии с которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Часть 2 статьи 57 ЖК РФ, равно как и иные нормы федерального законодательства, не ставят реализацию права граждан на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильём других очередников, от времени постановки на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и от времени включения в список.

Как следует из статей 13-14 ЖК РФ, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления не относится определение порядка предоставления гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают лишь порядок ведения учёта граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 12 ЖК РФ, определение порядка предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, относится к полномочиям органов государственной власти РФ.

Внеочередное предоставление жилья подразумевает, что оно должно предоставляться без какой-либо очереди. Любое установление законодательным органом субъекта РФ очереди для лиц, имеющих право на внеочередное получение жилья, нарушает права таких лиц и противоречит требованиям федерального законодательства (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -Г07-33).

Как указано в обзоре практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, или от каких-либо иных условий («Бюллетень Верховного Суда РФ», 2008 год, ).

Залепухин А.Ю. в несовершеннолетнем возрасте остался без родительского попечения, жилого недвижимого имущества в собственности не имеет, находится в тяжёлом социальном положении. Разрешение данного спора в судебном порядке, будет способствовать реализации тех жилищных прав, которые ему предоставлены федеральным и республиканским законодательством.

Разрешая вопрос об обязанности каждого из ответчиков по отношению к Залепухину А.Ю.,суд руководствуется положениями статьи 3.1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О дополнительных гарантиях прав

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», согласно которой жилые помещения для детей-сирот приобретаются в республиканскую собственность органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, осуществляющим полномочия в области образования, то есть Минобразования КЧР, оформляются в государственную собственность Карачаево-Черкесской Республики и предоставляются лицам, имеющим право на обеспечение жилыми помещениями, на основании договора социального найма, заключаемого органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и имеющим полномочия собственника в сфере управления государственной собственностью КЧР, т.е. Министерством имущественных и земельных отношений КЧР и лицом, имеющим право на обеспечение жилым помещением.

Прокурор города Черкесска и Залепухин А.Ю. просят суд, обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики приобрести во внеочередном порядке для него жилое помещение в городе Черкесске.

Залепухин А.Ю. родился в городе Черкесске, в настоящее время проживает и зарегистрирован также в городе Черкесске.

Согласно пункту 3 статьи 1 закона Карачаево-Черкесской Республики -РЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях прав детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Карачаево-Черкесской Республике», обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), осуществляется:

- путем закрепления и сохранения имевшегося у них жилья;

- путем предоставления освободившихся жилых помещений;

- путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма не ниже норм предоставления, установленных в соответствующем муниципальном образовании. Предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно находиться в черте муниципального образования по месту выявления и первичного устройства, месту регистрации рождения либо месту последнего проживания в случае, если место рождения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) находится за пределами Российской Федерации.

Предоставляемое жилое помещение должно находиться в доме капитального типа и быть благоустроенным применительно к условиям данного муниципального образования и отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.

Суд считает, что истец имеет право на внеочередное получение жилья, и полагает, что исковые требования прокурора <адрес> в интересах Залепухина А.Ю. подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании выше изложенного, руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд,

                                           Р Е Ш И Л:

Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО17 ФИО32 Министерству образования и науки Карачаево-Черкесской Республики и Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о приобретении и предоставлении жилого помещения - удовлетворить в полном объеме.

Обязать Министерство образования и науки Карачаево-Черкесской Республики в установленном законом порядке приобрести за счёт бюджетных средств Карачаево-Черкесской Республики отвечающее санитарным и техническим нормам благоустроенное жилое помещение в доме капитального типа в городе Черкесске, не менее норм предоставления, установленных в городе Черкесске, для одного человека, для последующего предоставления этого жилого помещения Залепухину ФИО33.

            Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, предоставить Залепухину ФИО34 по бессрочному договору социального найма приобретённое для него благоустроенное жилое помещение в городе Черкесске, и передать ему это помещение в постоянное пользование.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики, с подачей кассационной жалобы или представления через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Черкесского городского суда          подпись                Р.А. Лепшоков

В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 15 января 2012 года в 12 часов 00 минут.