Гражданское дело № 2-483/12 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 13 апреля 2012 года г. Черкесск, КЧР Черкесский городской суд, Карачаево-Черкесской Республики, в составе: председательствующего судьи Байтоковой Л.А., при секретаре Ортабаевой Д.А., с участием заявителей Пономарева С.В. и Пономаревой Е.В., представителя заинтересованного лица (чьи действия обжалуются) Мэрии муниципального образования города Черкесска Кремень М.И. действующего на основании доверенности № 3395-01 от 14.12.2011г., представителя заинтересованного лица Управления Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи Лонской И.В. действующей на основании доверенности № 293 от 04.04.2012г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению в порядке главы 25 ГПК РФ Пономарева ФИО2 и Пономаревой ФИО1 о признании действий (бездействия) Мэрии муниципального образования города Черкесска незаконными УСТАНОВИЛ: Пономарев С.В. и Понамарева Е.В. обратились в суд с заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ о признании действий (бездействия) Мэрии муниципального образования города Черкесска незаконными. В обоснование доводов заявления пояснили, что их семья в составе супругов Пономарева С.В. и Пономаревой Е.В., несовершеннолетних детей Пономарева Я.С. и Пономарева Р.С. (далее - молодая семья) незаконно не была включена в список семей-участниц муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденный постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска от 17.12.2010 № 1639. Незаконность бездействия мэрии подтверждена решением Черкесского городского суда от 15.03.2011г. и кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республикиот 27.04.2011 г. В результате бездействия мэрии считают, что нарушаются конституционные (жилищные) права, в том числе право молодой семьи на улучшение жилищных условий с использованием мер государственной поддержки. Просили признать незаконным бездействие мэрии по не включению молодой семьи в список семей, претендующих на получение субсидии в рамках муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей». Признать незаконным бездействие мэрии по не выдаче молодой семье свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Обязать мэрию муниципального образования города Черкесска выдать молодой семье свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Обратить решение суда к немедленному исполнению, учитывая значительность ущерба, причиняемого вследствие неисполнения мэрией судебных актов, а также длительность нарушения жилищных прав. В ходе судебного заседания 12.03.2012г. от заявителей Пономаревых поступили письменные дополнения к ранее поданному заявлению. Заявители указали, что 31.014.12г. на официальном сайте Мэрии МО г.Черкесска размещен список семей-претендентов на получение субсидии в 2012г., семья Пономаревых значится под № 7. Считают, что указанные действия Мэрии г. Черкесска не восстанавливают их нарушенного права поскольку, данный список носит информационный характер, не утвержден постановлением Мэрии, в списке указана дата включения их семьи в список - 14.05.2010г, с 2010 года их семья лишена возможности улучшить жилищные условия, даже после вступления в законную силу судебных актов. Определением Черкесского городского суда от 12.03.2012г. к рассмотрению данного дела в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи. Устным заявлением об уточнении требований в порядке ст. 39 ГПК РФ в судебном заседании от 22.03.2012г. заявители просили уточнить заявленные требования: признать незаконными бездействия Мэрии муниципального образования г.Черкесска выраженные в не включении их молодой семьи в список семей, претендующих в 2011 году на получение субсидии в рамках муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей». В настоящем судебном заседании заявители Пономарев С.В. и Пономарева Е.В. поддержали уточнённые требования, изложенные в заявлении, просили их удовлетворить с учетом дополнений и уточнений. При этом пояснили, что представитель Мэрии муниципального образования г.Черкесска своими действиями вводит суд в заблуждение, поскольку их нарушенные права не восстановлены, вступившие в законную силу судебные акты не исполнены. Представитель заинтересованного лица, Мэрии муниципального образования города Черкесска Кремень М.И. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объёме, поскольку права заявителей нарушены не были, в списках на 2012 год они находятся под номером 7. Кроме того, пояснил, что считает заявление необоснованным поскольку, Мэрия муниципального образования г.Черкесска составляет списки только по городу Черкесску, затем данный список передается в Министерство по делам молодежи КЧР и финансирование ведется по их заявкам. Представитель заинтересованного лица Управления Карачаево-Черкесской Республики по делам молодежи Лонская И.В. в судебном заседании пояснила, что список семей, участников программы по г.Черкесску формируется муниципальным органом, в Управлении формируется сводный список по Республике, на основании данного общего списка запрашивается финансирование. Дополнительно пояснила, что Мэрией г.Черкесска был предоставлен список молодых семей на получение субсидий в 2011 г. на 72 семьи, Пономаревы в него включены не были. Управление ни кого из указанных списков не исключает, в связи с чем, считает, что права Пономаревых на получение субсидии в 2011 году нарушены бездействиями Мэрии МО г.Черкесска, кроме того, добавила, что в настоящее время семья находится в списке под № 9. Выслушав заявителей и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему. В судебном заседании заявители просили признать незаконными действия Мэрии муниципального образования г.Черкесска выразившиеся в не включении их молодой семьи в 2011 году в список семей, претендующих на получение субсидии в рамках муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» и невыдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», а также длительном не исполнении судебных актов. На территории Карачаево-Черкесской Республики предоставление жилья молодым семьям регламентируется Постановлением Мэрии муниципального образования г.Черкесска № 269 от 01.03.2011г. О муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы» (в ред. Постановления Мэрии МО г.Черкесска от 21.12.2011г. № 2612) (л.д. 66-73) и Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 -2015г.г. «Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья их использования» (в ред. Постановления Правительства РФ от 14.07.2011г. № 575) (л.д. 74-80), а также Постановлением Правительства КЧР №67 от 04.03.11г. О республиканской целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015г.г.» (л.д. 81-95). Согласно принципам и нормам международного права, содержащимся в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п.1 ст.8) и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (п.1 ст.11), каждый человек имеет право на уважение его жилища, право на здоровое и безопасное жилье, входящее в состав понятия "достойный жизненный уровень" для каждого человека (в Международном пакте - "достаточный жизненный уровень", включающий в себя право на "достаточное жилище и на непрерывное улучшение условий жизни"). Эти нормы являются положениями международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией. Европейский суд по правам человека, отметил, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью; решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес (решение от 21 февраля 1986 г. по делу James and others). Гражданский кодекс Российской Федерации - в соответствии с вытекающими из Конституции РФ основными началами гражданского законодательства (пункт 1 статьи 1 ГК РФ) - не ограничивает гражданина в выборе способа защиты нарушенного права и не ставит использование общих гражданско-правовых способов защиты в зависимость от наличия специальных, вещно-правовых, способов; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению. Судом установлено, что молодая семья в составе супругов Пономарева С.В. и Пономаревой Е.В., несовершеннолетних детей Пономарева Я.С. и Пономарева Р.С. (далее - молодая семья) незаконно не была включена в список семей-участниц муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011 год, утвержденный постановлением Мэрии муниципального образования города Черкесска от 17.12.2010 № 1639. Вступившие в законную силу решения судов не исполняются, нарушенные права молодой семьи не восстановлены. Ранее Пономарев С.В., Пономарева Е.В. обращались в суд с заявлением о признании незаконным действий мэрии г. Черкесска, нарушающими права заявителей на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». По мнению заявителей, решение жилищной комиссии мэрии г. Черкесска от 04.02.2011 г., которым их молодая семья была исключена из списка семей-участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы необоснованно, принято с нарушением установленного порядка, с превышением компетенции. Решением Черкесского городского суда от 15.03.2011 года требования Пономаревых удовлетворены частично. Судом признаны незаконными действия мэрии г.Черкесска, в части нарушения срока проверки предоставленных сведений для решения вопроса о признании семьи Пономаревых участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы, не уведомления заявителей в установленном порядке о принятом решении. Судом также признано незаконным постановление мэрии г.Черкесска от 14.05.2010 г. № 509 в части установления даты, с которой семья Пономаревых стала участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г. В удовлетворении остальной части требований отказано. Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР от 27.04.2011г. решение суда первой инстанции в части разрешения требований о признании незаконным решения жилищной комиссии и постановления мэра о снятии с учета нуждающихся в жилье и признании незаконным не включения семьи Пономаревых в список семей-участниц муниципальной целевой программы подлежащим отмене.Решение Черкесского городского суда от 15.03.2011 года отменено, по делу принято новое решение. Незаконными признаны решение жилищной комиссии мэрии муниципального образования города Черкесска от 04.02.2011 г. и постановление мэра муниципального образования города Черкесска от 08.02.2011 г. №151 о снятии Пономаревой Е.В. с учета в качестве нуждающейся в жилых помещениях. Признаны незаконными действия мэрии муниципального образования города Черкесска по не включению молодой семьи Пономаревых в список семей-участниц муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы». В судебном заседании установлено, что порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы определяется органом исполнительной власти субъекта РФ. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005 года. Как видно из материалов дела, и на момент формирования списка молодых семей - участников подпрограммы, на момент формирования сводного списка и на момент рассмотрения дела в суде семья Пономаревых не исключена из числа участников подпрограммы. Данных о том, что после вступления в законную силу решений суда, и постановки на учет семья улучшила свои жилищные условия, в связи с чем произошла утрата оснований, дающих право получить жилье, представителем, органа, чьи действия (бездействия) обжалуются, суду представлено не было. Заявление Пономаревых ФИО2 и ФИО1 подлежит удовлетворению, поскольку в связи с неисполнением решения Черкесского городского суда и определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда КЧР гарантированное ст. 46 Конституции РФ право на судебную защиту предполагает в качестве неотъемлемого элемента обязательность исполнения судебных решений. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе РФ" устанавливает, что вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов РФ обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ; неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом (части 1 и 2 статьи 6). Представитель заинтересованного лица Мэрии МО г.Черкесска пояснил, что права семьи Понамаревых нарушены не были, они включены в список молодых семей-претендентов на получение субсидий в 2012 году муниципальной программы по городу Черкесску, под № 9, кроме того, представителем заинтересованного лица к материалам дела приобщено Постановление №1368 от 10.08.2011г. «О восстановлении права граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» (л.д. 47). Согласно Постановления Мэрии МО г.Черкесска № 509 от 14.05.2010г. О признании молодых семей участниками муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010г.» семья Пономаревых была признана участником указанной программы (л.д. 58). Данный факт подтверждается справкой № 61 от 08.02.2012г. выданной отделом по учету, обмену, распределению и приватизации жилья Мэрии МО г.Черкесска с указанием на то, что Понамарева Е.В. поставлена в очередь на улучшение жилищных условий Постановлением № 1621 от 22.12.2009г., очередной номер 3970. Номер по программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015г.г.» - 7 (Постановление № 509 от 14.05.2010г.) (л.д. 98). Указанные доводы являются необоснованными, поскольку, в соответствии с п.4 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат (приложение №), выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с выпиской из утвержденного органом исполнительной власти субъекта РФ списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (л.д. 74). Представителем Мэрии указанная выписка в судебное заседание предоставлена не была. Согласно п. 20 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (л.д. 76). Как установлено в судебном заседании, в сентябре 2011 года, когда осуществлялась выдача социальной выплаты всем молодым семьям, включенным в подпрограмму, семья Пономаревых субсидию не получала, даже при наличии вступивших в законную силу судебных актов. Указанный факт подтверждается распечаткой с официального сайта Президента КЧР от 20.12.2011г. с указанием на то, что в 2011 г. на реализацию республиканской программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015г.г.» предусмотрено более 95 миллионов рублей, что позволит 197 молодым семьям из КЧР улучшить свои жилищные условия (л.д.65). Судом достоверно установлено и не оспорено сторонами, что в соответствии с п.4 Правил, выдача свидетельств на основании решения о включении молодой семьи в список участников Программы, а также контроль за реализацией свидетельств о праве на получение социальной выплаты осуществляется органом местного самоуправления. Оплата изготовления бланков осуществляется Управлением КЧР по делам молодежи за счет средств республиканского бюджета, предусматриваемых на финансирование программы. Далее, бланки свидетельств передаются в органы местного самоуправления КЧР в соответствии с количеством молодых семей - претендентов на получение выплат в соответствующем году. Заявители Понамаревы пытались неоднократно выяснить мотивы, по которым Мэрией МО г.Черкесска не исполнены судебные акты, вступившие в законную силу. Так, в судебное заседание представителем Мэрии г.Черкесска был предоставлен список на 2011 год состоящий из 153 семей. Семья Пономаревых в указанный список не включена (л.д. 99-127) и список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2012г. на 2012 год - состоящий из 17 семей. Семья Пономаревых включена в указанный список под № 9 (л.д. 140-144). Управлением КЧР по делам молодежи на обозрение суда предоставлены списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2012г. на 2012 год - состоящий из 72 семей (л.д.185-199) и список на получение субсидий в 2012 году- состоящий из 227 молодых семей (л.д. 200- 244). Семья Пономаревых включена в указанный список под № 9. Объяснить не соответствие в списках по количеству включенных в списки молодых семей-претендентов на получение субсидии представитель Мэрии муниципального образования г.Черкесска затруднялся. Кроме того, судом установлено, что на письмо заявительницы Пономаревой Е.В. от 07.07.2011г. председателем Черкесского городского суда от 14.07.2011г. исх.№ 31435 направлен ответ о том, что решение Черкесского городского суда от 15.03.2011г. и определение Верховного суда КЧР от 27.04.2011г. направлены в Мэрию муниципального образования г. Черкесска для исполнения (исх.№ 7575 от 13.07.2011г.) (л.д. 33). На письмо заявительницы Пономаревой Е.В. от 26.09.2011г. председателем Черкесского городского суда от 26.10.2011г. исх.№ 47841 разъяснено, что для целей понуждения муниципального образования Мэрии г.Черкесска к исполнению решений по заявлениям рассматриваемой категории целесообразно использовать институт обжалования бездействия ММО г.Черкесска, руководствуясь правилами, установленными гл. 25 ГПК РФ (л.д. 34-35). В судебном заседании на обозрение суда предоставлен подлинник и для приобщения к материалам дела копия «Жилищного дела» молодой семьи Пономаревых (л.д.145- 177). С учетом изложенного, суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявления Пономаревых ФИО2 и ФИО1. Согласно ст.ст. 209-210 ГПК РФ решения судов подлежат исполнению с момента вступления в законную силу, то есть с 27.04.2011г. Неисполнение судебного акта отодвигает на неопределенный срок восстановление нарушенных прав заявителя. Эти требования корреспондируют положениям ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах, провозгласившей обязанность государства обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективные средства правовой защиты, а также п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод в его интерпретации Европейским Судом по правам человека, который в своей практике также исходит из понимания исполнения судебного решения как неотъемлемого элемента права на суд и признает, что нарушение этого права может приобрести форму задержки исполнения решения (Постановления от 19 марта 1997 года по делу "Хорнсби (Hornsby) против Греции", от 18 ноября 2004 года по делу "Вассерман (Wasserman) против Российской Федерации". Право на судебную защиту (а следовательно, и право на исполнение судебных решений) носит публично-правовой характер, поскольку может быть реализовано лишь с помощью государства, создающего для этого необходимые институциональные и процессуальные условия. Соответственно, по смыслу ст.46 Конституции РФ и ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, нарушение данного права, исходя из его природы, возможно лишь со стороны государства как субъекта, призванного гарантировать и обеспечивать его реализацию посредством установления конкретных процедур, включая установление системы мер, позволяющих в своей совокупности организовать и обеспечить эффективное и своевременное исполнение судебных решений. В результате длительного неисполнения данного решения суда нарушен принцип обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты, закрепленный в ст.46 Конституции РФ, ч.3 ст.11 ЖК РФ, ст.6 Конвенции о защите прав человека и свобод. Данное обстоятельство имеет значение для определения публичных и частных интересов, учета приоритета интересов лица в данном деле и правильного разрешения спора в целом. Вместе с тем, Европейский Суд по правам человека, рассматривая вопрос о соблюдении разумного срока судебного разбирательства, по смыслу п.1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, неоднократно отмечал, что основная ответственность за задержку судебного разбирательства лежит на государстве, поскольку в обязанности национальных судов входит обеспечение того, чтобы осуществлялся контроль за соблюдением сроков исполнения судебных актов. На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 2, 194-199, ГПК РФ, суд Решил: Заявленные требования Пономарева ФИО2 и Пономаревой ФИО1 об обжаловании бездействия Мэрии муниципального образования - удовлетворить. Признать незаконным бездействие Мэрии муниципального образования г.Черкесска по не включению молодой семьи Пономаревых в список семей, претендующих на получение субсидии в 2011 году в рамках муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей». Признать незаконным бездействие Мэрии муниципального образования г.Черкесска по не выдаче молодой семье Пономаревых свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» в 2011 году. Обязать Мэрию муниципального образования города Черкесска выдать молодой семье Пономаревых свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Обратить решение суда к немедленному исполнению. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховый суд Карачаево-Черкесской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Черкесский городской суд. Мотивированное решение изготовлено 23.04.2012 г. Судья Черкесского городского суда Л.А. Байтокова