Решение от 06.07.2012 по делу 2-1726/2012



                Гражданское дело №2-1726/12

                                         Р Е Ш Е Н И Е

                          Именем Российской Федерации

г. Черкесск                                                           06 июля 2012года                                         

Черкесский городской суд Карачаево - Черкесской Республики в составе

председательствующего судьи Османовой И.И.

при секретаре судебного заседания Каракотовой М.И.

с участием помощника <адрес> межрайонного прокурора Самуелян М.Г., действующего в интересах истца, удостоверение ТО от ДД.ММ.ГГГГ

с участием представителя ответчика - Государственного учреждения Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по КЧР- Соломатиной С.М., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению <адрес> межрайонного прокурора в интересах Гозгешева ФИО1 к Государственному учреждению Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о предоставлении санаторно-курортной путевки,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Гозгешева А.З. к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о признании бездействия ответчика по непредставлению ребенку- инвалиду санаторно-курортной путевки и о возложении на ответчика обязанности предоставить такую путевку. В исковом заявлении прокурор указал, что <адрес> межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов на поднадзорной территории. В ходе проведения проверки установлено, что Гозгешев А.З. является <данные изъяты> с детства, бессрочно. Согласно медицинским показаниям он нуждается по состоянию здоровья в обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, (матерью Гозгешева А.З..) подано ответчику заявление о выделении ему санаторно-курортной путевки. Однако, по настоящее время санаторно-курортная путевка ему не предоставлена. Вместе с тем, согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»(далее Закон) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. На основании ст.4 Закона утверждение и финансирование федерального перечня представляемых инвалиду реабилитационных мероприятий и услуг относится к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты населения. В соответствии со ст. 10 Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных услуг, за счет средств федерального бюджета. Проверкой установлено, что Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды. Пунктом 1 ч.1 ст.6.2 указанного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено представление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. В соответствии с пунктом 3.3 Порядка представления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Согласно пункту 3.7 указанного Порядка, при наличии справки для получения путевки, граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. Кроме того, в соответствии с положениями ст.6.3. Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 этого закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.2 ч.1 ст.6.2 Федерального закона. Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении представления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Таким образом, Гозгешеву А.З., имеющему право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости. Принимая во внимание, что на период с ДД.ММ.ГГГГ года за ним сохранялось право на получение льгот в натуральной форме, и он не лишен права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в ДД.ММ.ГГГГ году Гозгешев А.З. также имеет право на получение санаторно-курортной путевки. Прокурор просил суд обязать ответчика предоставить Гозгешеву А.З. как <данные изъяты>, путевку на санаторно-курортное лечение, в ДД.ММ.ГГГГ году в течение летнего сезона и признать бездействие Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике по непредставлению ребенку- инвалиду санаторно-курортной путевки в санаторий.

Ответчик представил в суд письменные возражения на иск, а также в судебном заседании указал, что Постановлением Правительства Российской Федерации № 864 от 29.12.2004г. «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных, услуг... » утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам набора социальных услуг.

Согласно Правилам финансирование расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год Фонду социального страхования РФ. Объем средств, выделяемых Фонду из бюджета Российской Федерации на оплату данных расходов указывается в федеральном законе в бюджете Фонда на соответствующий год (п. 4 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 г. № 864).

Согласно п. 3.8 Порядка исполнительные органы Фонда не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно- курортной путевки и справки для получения путевки сообщает гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.

Таким образом, положения действующего законодательства предусматривают оплату Фондом социального страхования РФ стоимости путевок для граждан в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о бюджете, и, соответственно, не гарантирует достаточности указанных средств для удовлетворения всех обратившихся граждан.

То обстоятельство, что эти нормы не определяют способы восстановления прав граждан, чьи заявления о предоставлении путевок в соответствующем календарном году не были удовлетворены, само по себе не дает достаточных оснований для удовлетворения иска, направленного на реализацию Гозгешевым А.З. в другом календарном году права, не реализованного ранее.

При этом согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года «право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение сохраняется за лицом, имеющим право на получение мер социальной поддержки, до конца текущего года».

Гозгешев А.З. на ДД.ММ.ГГГГ год заявление об отказе от получения набора социальных услуг не подавал, согласившись, таким образом, на получение набора социальных услуг, следовательно, согласившись на получение набора социальных услуг он утратил право на денежную компенсацию их стоимости.

Гозгешев А.З. обратился в Фонд социального страхования в ДД.ММ.ГГГГ году и подлежал обеспечению санаторно-курортным лечением в порядке очередности.

Согласно доведенным отделению Фонда бюджетным ассигнованиям, объем перечисленных из федерального бюджета денежных средств для лечения граждан - получателей набора социальных услуг в ДД.ММ.ГГГГ г. составил <данные изъяты> рублей, что составляет <данные изъяты> путевка, в ДД.ММ.ГГГГ г. составил <данные изъяты> руб.,

что составляет <данные изъяты> путевок: из них для детей инвалидов в ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> путевок, в ДД.ММ.ГГГГ г. - <данные изъяты> путевки.

Число обратившихся в отделение Фонда за санаторно-курортным лечением <данные изъяты> составило: в ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> человек, в ДД.ММ.ГГГГ г. <данные изъяты> человек, что превысило квоту на обеспечение в ДД.ММ.ГГГГ году санаторно- курортным лечением граждан КЧР, имеющих право на получение государственной социальной помощи (42 путевки и 34 путевки соответственно). В связи с чем, по объективным причинам отделение Фонда не могло предоставить Гозгешеву А.З. путевку на санаторно-курортное лечение, т.к. внеочередное ее предоставление ущемило бы право на санаторно-курортное лечение других граждан, которые подали заявления ранее.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Анализ положений вышеуказанных нормативных документов позволяет прийти к выводу об отсутствии у Фонда социального страхования обязательства по ежегодному обеспечению льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением, а также к тому, что отделение Фонда по объективным причинам не предоставило Гозгешеву А.З. путевку на санаторно-курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ году, поскольку на момент подачи Гозгешевым А.З. заявления о предоставлении путевки количество заявлений получателей набора социальных услуг превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами в ДД.ММ.ГГГГ году. Аналогичный вывод содержится и в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал ДД.ММ.ГГГГ года.

В соответствии с положениями ст.6.3 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальных услуг, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 данного Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.2 4.1 ст.6.2 настоящего Федерального закона. Гражданин может до 01.10 текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря, в котором гражданин обратиться с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Таким образом, закон предоставляет гражданам возможность самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму мер социальной поддержки - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.

В силу объективных причин в ДД.ММ.ГГГГ году отделение Фонда не представило Гозгешеву А.З. путевку на санаторно-курортное лечение, поскольку на момент подачи им заявления о предоставлении путевки количество заявлений получателей набора социальных услуг превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами. Ранее Гозгешеву А.З. предоставлялись путевки: ДД.ММ.ГГГГ -санаторий «<адрес>» и ДД.ММ.ГГГГ - санаторий «<адрес>».

Представитель ответчика считает, что оснований для удовлетворения иска прокурора в интересах Гозгешева А.З. не имеется. Просит отказать в иске.

В судебном заседании прокурор Самуелян М.Г. поддержал заявленный иск в части возложения обязанности на Государственное учрежденияе -Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о предоставлении санаторно-курортной путевки Гозгешеву А.З. в ДД.ММ.ГГГГ. и просил его удовлетворить по требованиям, изложенным в исковом заявлении.

Учитывая, что Гозгешеву А.З. в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ. были предоставлены санаторно-курортные путевки, прокурор отказался от иска в части признания бездействия Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике по непредставлению <данные изъяты> санаторно-курортной путевки в санаторий. Отказ принят судом.

Представитель ответчика - Соломатина С.М. в судебном заседании иск не признала, просила в иске отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Выслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле документы, суд приходит к следующему. Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в число которых включены инвалиды. Пунктом 1 ч.1 ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено представление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. В соответствии с пунктом 3.3 Порядка представления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Согласно пункту 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о представлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. В соответствии с положениями ст.6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 этого закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.2 ч.1 ст.6.2. Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Как установлено в судебном заседании, истец - Гозгешев А.З. является <данные изъяты> и в соответствии с медицинскими показаниями нуждается в санаторно-курортном лечении, которое должно было быть ему предоставлено ответчиком. В ДД.ММ.ГГГГ году путевка истцу предоставлена не была, не смотря на соответствующее обращение истца к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. Как объяснил ответчик в своих возражениях на иск, непредоставление истцу в ДД.ММ.ГГГГ году санаторно-курортной путевки было связано с отсутствием у ответчика возможности такого предоставления в связи с тем, что на момент подачи Гозгешевым А.З. заявления в ДД.ММ.ГГГГ года, количество граждан, имеющих право на получение путевок и изъявивших желание пройти санаторно-курортное лечение, значительно превысило количество имевшихся в распоряжении ответчика путевок. И

Кроме того, ранее Гозгешеву А.З. предоставлялись путевки: ДД.ММ.ГГГГ -санаторий «<адрес>» и ДД.ММ.ГГГГ - санаторий «<адрес>». Между тем, доводы ответчика судом признаются несостоятельными, поскольку невыполнение требований федерального законодательства в виде непредоставления истцу в ДД.ММ.ГГГГ году путевки на санаторно-курортное лечение не может быть признано законным, независимо от каких-либо обстоятельств, независимо от причины этого нарушения. Факт нарушения охраняемых законом прав <данные изъяты> в виде непредоставления ему путевки в санаторий в ДД.ММ.ГГГГ году является очевидным.

При решении вопроса возложении на ответчика обязанности предоставить Гозгешеву А.З.., как <данные изъяты>, путевку на санаторно-курортное лечение суд приходит к следующему. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256, утвержден Порядок медицинского отбора и направления больных на санитарно-курортное лечение (далее - Порядок). Пунктом 1.5 Порядка определено, что при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме (далее - справка для получения путевки) (приложение N 2) с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного. Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка для получения путевки выдается на основании заключения ВК лечебно-профилактического учреждения, а инвалидам также при наличии рекомендации санаторно-курортного лечения в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Срок действия справки для получения путевки 6 месяцев. Таким образом, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по КЧР обязано предоставить Гозгешеву А.З. путевку на санаторно-курортное лечение. При таких обстоятельствах уточненные требования прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора <адрес> межрайонной прокуратуры в интересах Гозгешева ФИО1 к Государственному учреждению - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по КЧР о возложении на ответчика обязанности предоставить <данные изъяты> Гозгешеву А.З. санаторно-курортную путевку -удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по КЧР при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения предоставить Гозгешеву ФИО1, проживающему по адресу: <адрес>, <адрес>, как <данные изъяты> путевку на санаторно- курортное лечение в ДД.ММ.ГГГГ году.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Черкесский городской суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья Черкесского городского суда И.И. Османова