РЕШЕНИЕ город Черкесск 1 августа 2012 года Именем Российской Федерации Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М., при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О., с участием ст.помощника прокурора <адрес> Степаненко Д.В., представителя ответчика (Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике) - Лиференко Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело № 2-1736/12 по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным бездействия и о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение, установил: Прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (РО ФСС по КЧР) о признании незаконным бездействия и о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение. В исковом заявлении прокурор указал, что ФИО1 является <данные изъяты> и по медицинским показаниям нуждается по состоянию здоровья в обеспечении путёвкой на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. Истицей ДД.ММ.ГГГГ было подано в РО ФСС по КЧР заявление о выделении санаторно-курортной путёвки. Однако до настоящего времени путёвка ей не предоставлена в виду того, что число граждан, обратившихся к ответчику за санаторно-курортным лечением, значительно превысило квоту на обеспечение в 2010 году санаторно-курортным лечением граждан КЧР. Право на получение путёвки с 2010 года сохраняется за истицей и в 2012 году. Прокурор просил: 1) признать незаконным бездействие ответчика, выраженное в непредоставлении истице путёвки на санаторно-курортное лечение в 2010 году; 2) обязать ответчика предоставить истице путёвку на санаторно-курортное лечение. Ответчик представил в суд письменные возражения на иск, в которых указал, что заявление ФИО1 на выделение санаторно-курортной путёвки в 2010 году поступило в отделение Фонда ДД.ММ.ГГГГ. Пунктом 3 ст.6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что порядок финансирования «расходов по оказанию гражданами государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации № 864 от 29 декабря 2004 года «О порядке финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг...» утверждены Правила финансирования расходов по предоставлению гражданам набора социальных услуг. Согласно Правилам финансирование расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, финансирование расходов по предоставлению социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения осуществляется за счёт средств федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий финансовый год Фонду социального страхования РФ. Объём средств, выделяемых Фонду из бюджета Российской Федерации па оплату данных расходов, указывается в федеральном законе в бюджете Фонда на соответствующий год (п.4 Правил финансирования расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2004 года № 864). Согласно п.3.8 Порядка исполнительные органы Фонда не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путёвки и справки для получения путёвки сообщает гражданину о возможности предоставления санаторно-курортной путёвки, соответствующей профилю, с указанием даты заезда. Таким образом, положения действующего законодательства предусматривают оплату Фондом социального страхования РФ стоимости путёвок для граждан в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о бюджете, и, соответственно, не гарантирует достаточности указанных средств для удовлетворения всех обратившихся граждан. То обстоятельство, что эти нормы не определяют способы восстановления прав граждан, чьи заявления о предоставлении путёвок в соответствующем календарном году не были удовлетворены, само по себе не дает достаточных оснований для удовлетворения иска, направленного на реализацию ФИО1 в другом календарном году права, не реализованного ранее. Согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года право на предоставление путёвки на санаторно-курортное лечение сохраняется за лицом, имеющим право на получение мер социальной поддержки, до конца текущего года. ФИО1 на 2010 год заявление об отказе от получения набора социальных услуг не подавала, согласившись, таким образом, на получение набора социальных услуг. Согласившись на получение набора социальных услуг, она утратила право на денежную компенсацию их стоимости. ФИО1 обратилась в Фонд социального страхования в 2010 году и подлежала обеспечению санаторно-курортным лечением в порядке очередности. Согласно доведённым отделению Фонда бюджетным ассигнованиям, объём перечисленных из федерального бюджета денежных средств для лечения граждан - получателей набора социальных услуг в 2010 году составил 8 186 300 руб, что составляет 521 путёвку, в 2011 году - 12 236 100 руб, что составляет 813 путёвок. Число обратившихся в отделение Фонда за санаторно-курортным лечением составило: в 2010 году - 1 115 человек, в 2011 году - 921 человек, что превысило квоту на обеспечение в 2010 году санаторно-курортным лечением граждан КЧР, имеющих право на получение государственной социальной помощи (594 путёвок и 108 путёвок соответственно). Отделение Фонда не могло предоставить ФИО1 в 2010 году путёвку на санаторно-курортное лечение по объективным причинам, так как внеочередное её предоставление ущемило бы право на санаторно-курортное лечение других граждан, которые подали заявления ранее. В соответствии с ч.3 ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Анализ положений вышеуказанных нормативных документов позволяет прийти к выводу об отсутствии у Фонда социального страхования обязательства по ежегодному обеспечению льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением, а также к тому, что отделение Фонда по объективным причинам не предоставило ФИО1 путёвку на санаторно-курортное лечение в 2010 году, поскольку на момент подачи ФИО1 заявления о предоставлении путёвки количество заявлений получателей набора социальных услуг превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами в 2010 году. Аналогичный вывод содержится и в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2009 года. В соответствии с положениями ст.6.3 ФЗ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальных услуг, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 данного Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.2 ч.1 ст.6.2 настоящего закона. Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря, в котором гражданин обратиться с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Таким образом, закон предоставляет гражданам возможность самостоятельно определять наиболее приемлемую для себя форму мер социальной поддержки - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ осуществляется отбор санаторно-курортных организаций и регулируются отношения, связанные с размещением заказов на выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, в том числе устанавливается единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов; применяется в том числе в случае размещения заказа в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов. В соответствии с Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года № 101, Фонд социального страхования Российской Федерации управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, и его бюджет утверждается федеральным законом. Ежегодно в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации, утверждаемом федеральным законом на соответствующий финансовый год, предусматриваются денежные средства на реализацию функций, предусмотренных Положением. Согласно подп.2 п.2 ст.144 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации является бюджетом государственного внебюджетного фонда Российской Федерации. Следовательно, Фонд социального страхования Российской Федерации при реализации функций, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, является государственным заказчиком и при отборе организаций, санаторно-курортные услуги которых подлежат оплате за счёт федерального бюджета, обязан размещать государственный заказ по предоставлению путёвок на санаторно-курортное лечение не произвольно, а в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ. С целью реализации положений Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ в части обеспечения граждан набором социальных услуг Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по КЧР проведён открытый конкурс на предмет оказания услуг по санаторно-курортному лечению граждан - получателей набора социальных услуг в 2011 года в установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ порядке. Одним из победителей открытого конкурса стало ЗАО «Санаторий-профилакторий «Солнечный», имеющее лицензию на санаторно-курортное лечение по профилю заболевания ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ отделение Фонда выслало в адрес ФИО1 приглашение на получение санаторно-курортной путёвки по её профилю лечения. Вместе с тем, в соответствии с Приложением № 5 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 года № 256 «О порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение» графа справки № 070/у-04 «предпочтительное место лечения» не обязательна для заполнения и носит рекомендательный, а не обязательный характер. По объективным причинам отделение Фонда не имеет возможности предоставить санаторно-курортную путёвку ФИО1 в иной санаторий (в связи с их отсутствием). Действующее законодательство не обязывает предоставлять путёвки для санаторно-курортного лечения в конкретные курортные зоны, лечение в которых является предпочтительным. Основным условием для предоставления санаторно-курортного лечения является наличие у санатория лицензии для осуществления санаторно-курортного лечения основного (инвалидизирующего) заболевания гражданина. В 2010 году в силу объективных причин отделение Фонда не предоставило ФИО1 путёвку на санаторно-курортное лечение, поскольку на момент подачи ею заявления о предоставлении путёвки количество заявлений получателей набора социальных услуг превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами. В настоящий момент отделение Фонда готово выполнить обязательство по предоставлению санаторно-курортной путёвки ФИО1 Ответчик просил суд в удовлетворении исковых требований прокурора отказать. В судебном заседании прокурор Хапаев Ш.А. поддержал иск в интересах Блимготовой М.Д., просил заявленные требования удовлетворить по основаниям, указанным в исковом заявлении, объяснив, что ответчик ничего не делает в плане увеличения квот и размеров бюджетных ассигнований. Истица ФИО7 в судебном заседании поддержала требования прокурора и объяснила, что ответчик предложил ей путёвку в санаторий-профилакторий «Солнечны», но сейчас у неё открылась рана на ноге, и она не может пройти санаторное лечение. Представитель ответчика - Лиференко Е.Н. в судебном заседании просила отказать в иске по основаниям, указанным в письменных возражениях. Объяснила, что истице в 2010 году не была предоставлена путёвка в связи с отсутствием такой возможности. Все выделенные на путёвки деньги ответчиком были израсходованы, а путёвки были предоставлены инвалидам, подавшим заявления раньше истицы. В случае предоставления истице путёвки будут нарушены права тех инвалидов, которые подали заявления раньше истицы. На сегодняшний день истице предлагается путёвка в Профилакторий-санаторий «Солнечный». Отделение Фонда по КЧР ежедневно вносит в электронную базу сведения о лицах, подавших заявления на выделение путёвок. Эта информация в Фонде имеется. Подачей заявок на выделение денег Отделение не занимается, так как не имеет таких полномочий. Выслушав объяснения прокурора, истицы и представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришел к следующим выводам. Как установлено в судебном заседании, истица - ФИО1 является <данные изъяты> группы. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась к ответчику с просьбой о выделении ей санаторно-курортной путёвки в КМВ. Однако до настоящего времени санаторно-курортная путёвка истице ответчиком не предоставлена. Данное обстоятельство нарушает предоставленные истице как инвалиду права, и эти права подлежат судебной защите. В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Согласно ч.2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Аналогичные положения содержатся в Конституции Карачаево-Черкесской Республики. В соответствии со ст.10 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных услуг, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. На основании ст.4 Закона № 181-ФЗ утверждение и финансирование федерального перечня предоставляемых инвалиду реабилитационных мероприятий и услуг относится к компетенции федеральных органов государственной власти в области социальной защиты населения. Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Закон № 178-ФЗ) предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В числе таких граждан указаны инвалиды. Пунктом 1.1 ч.1 ст.6.2 Закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путёвки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, путёвки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Согласно пункту 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путёвки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путёвки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации иди органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путёвками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. При рассмотрении настоящего дела ответчик не оспорил само право истицы на получение ею в 2010 году санаторно-курортной путёвки, фактически признав наличие этого права. Между тем, имевшееся у ФИО1 в 2010 году право на получение льгот в натуральной форме - в виде предоставления ей путёвки не прекратилось, и истица в настоящее время также имеет право на получение санаторно-курортной путёвки. В этой связи все ссылки ответчика на истечение календарного года, истечение срока действия медицинской справки, отсутствия возможности приобретения путёвки, равно как и доводы относительно наличия других лиц, подавших заявления о выделении путёвки раньше истицы, судом признаются несостоятельными. Право инвалидов на обеспечение путёвками является безусловным и не должно зависеть от каких-либо обстоятельств, кроме одного - нуждаемости в санаторно-курортном лечении. Все организационные и финансовые вопросы, которые необходимо разрешать для исполнения федерального законодательства о предоставлении инвалидам санаторно-курортных путёвок, могут и должны решаться ответчиком с третьими лицами самостоятельно, без привлечения к решению этих вопросов самих инвалидов. При таких обстоятельствах требование прокурора в части возложения на ответчика обязанности предоставить истице путёвку на санаторно-курортное лечение должно быть удовлетворено. Оснований для отказа в удовлетворении данного требования не имеется. Что касается требования прокурора о признании незаконным бездействия ответчика, выраженного в непредоставлении истице путёвки на санаторно-курортное лечение в 2010 году, то данное не подлежит удовлетворению. В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В отношении прокуроров никаких исключений из данного правила законом не установлено. Являясь процессуальным истцом и заявляя требование о признании незаконным бездействия ответчика, прокурор должен доказать, как минимум, сам факт допущения ответчиком такого бездействия. Ответчик же, исходя из общеправового принципа презумпции добросовестного выполнения участниками правоотношений возложенных на них законом обязанностей, не должен, хотя и вправе, опровергать утверждение прокурора о допущении незаконного бездействия. В данном случае прокурор не предоставил суду достоверных доказательств того, что непредоставление истице в 2010 году путёвки на санаторно-курортное лечение явилось следствием незаконного бездействия ответчика. Как следует из объяснений представителя ответчика и представленных им документов, санаторно-курортная путёвка не была выдана истице в 2010 году по той причине, что ответчик не располагал объективной возможностью выделить такую путёвку. Согласно объяснениям ответчика, объём перечисленных ему из федерального бюджета денежных средств для лечения граждан - получателей набора социальных услуг в 2010 году составил 8 186 300 руб, что соответствует стоимости 521 санаторно-курортных путёвок, тогда как число обратившихся за выдачей санаторно-курортных путёвок в 2010 году составило 1 115 человек. Таким образом, фактически ответчику на приобретение для инвалидов санаторно-курортных путёвок в 2010 году было выделено менее 50 % денежных средств, необходимых для обеспечения санаторно-курортными путёвками всех инвалидов, подавших соответствующие заявления. Данные объяснения ответчика прокурором не опровергнуты. В своём исковом заявлении прокурор сам указал, что до настоящего времени путёвка истице не предоставлена «в виду того, что число граждан, обратившихся к ответчику за санаторно-курортным лечением, значительно превысило квоту на обеспечение в 2010 году санаторно-курортным лечением граждан КЧР». Таким образом, прокурор не только не оспаривает данный факт, но и сам ссылается на него в своём исковом заявлении. Судом признаются заслуживающими внимания доводы представителя ответчика о том, что Отделение ФСС по КЧР не имеет возможности самостоятельно исправить сложившуюся ситуацию. Фонд социального страхования России оплачивает приобретение путёвок в пределах средств, предусмотренных на эти цели федеральным законом о бюджете. Каким-либо образом повлиять на данный вопрос ответчик не может. Территориальные органы ФСС России не уполномочены на обращение в Министерство финансов России с требованиями об увеличении бюджетных ассигнований на приобретение санаторно-курортных путёвок инвалидам, проживающим в Карачаево-Черкесии. Однако сведения о количестве инвалидов, подавших заявления о получении путёвок, в порядке электронной отчётности практически ежедневно размещаются ответчиком на портале Поисково-мониторинговой системы Фонда социального страхования России. При таких обстоятельствах в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия ответчика прокурору следует отказать. Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд решил: Иск прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о признании незаконным бездействия и о предоставлении путёвки на санаторно-курортное лечение удовлетворить частично. Обязать Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике предоставить ФИО1 путёвку на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями. В остальной части (в части признания незаконным бездействия, выраженного в непредоставлении ФИО1 путёвки на санаторно-курортное лечение в 2010 году) прокурору <адрес> в иске к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы или представления через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его вынесения. Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин