Решение по делу № 2-560/2011



РЕШЕНИЕ

<адрес> ДД.ММ.ГГГГ

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О., с участием:

представителя истца (Шахмирзова М.И.) - Шахмирзовой Л.И.,

представителей ответчика (Министерства труда и социального развития

Карачаево-Черкесской Республики) - Хачукова М.Ю. и Бирюковой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское

дело № 2-560/11 по иску Шахмирзова ФИО7

к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской

Республики о включении в список граждан, имеющих право на получение

субсидий на приобретение жилья,

установил:

Шахмирзов М.И. обратился в суд с иском к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о включении его в список граждан, имеющих право на получение субсидий на приобретение жилья. В своём исковом заявлении Шахмирзов М.И. указал, что он страдает тяжёлой формой хронического заболевания - фиброзно-кавернозным туберкулёзом верхней доли правого лёгкого в фазе инфильтрации заразной формы. Его заболевание на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 817 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь», включено в список данных заболеваний. Онявляется инвалидом 2 группы. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 «Об утверждении перечня тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» его заболевание также входит и в указанный Перечень. В соответствии с п.5 ст.14 Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» больным заразными формами туберкулёза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, квартирах коммунального заселения, общежитиях, а также семьям, имеющим ребёнка, больного заразной формой туберкулёза, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учётом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2007 года № 508 «О порядке принятия на учёт и обеспечения жилыми помещениями больных заразными формами туберкулёза, а также семей, имеющих ребёнка, больного заразной формой туберкулёза, в Карачаево-Черкесской Республике» утверждён порядок принятия на учёт и обеспечения жилыми помещениями больных заразными формами туберкулёза, а также семей, имеющих ребёнка, больного заразной формой туберкулёза, в Карачаево-Черкесской Республике. Пунктом 2 данного Постановления определено, что обеспечение жилыми помещениями лиц, указанных в Порядке, осуществляется путём предоставления им единовременных безвозмездных субсидий на приобретение жилого помещения с учётом их права на дополнительную жилую площадь. Установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики по реализации Порядка является Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики (п.3). Он своего жилья не имеет, зарегистрирован и проживает в <адрес> комнате № общежития. В соответствии с п.п.3.1 п.3 Порядка субсидии на приобретение жилого помещения предоставляются больным заразными формами туберкулёза, проживающим в квартирах, в которых, исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи, нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулёза, квартирах коммунального заселения, общежитиях. Претендуя на получение социальной выплаты, ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ответчику с заявлением о включении в состав граждан, имеющих право на получение субсидий на приобретение жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ №. Однако по надуманным основаниям ответчик отказывает во включении его в указанный состав граждан. В последнем письме от ДД.ММ.ГГГГ №, высланном ему ДД.ММ.ГГГГ, ответчик указал, что по месту регистрации в общежитии в <адрес> он не проживает, и что ему отказано во включении в список. В соответствии с п.9 раздела 2 Порядка отказ в принятии на учёт допускается в случаях, если: 1) не предоставлены все необходимые для постановки на учет документы; 2) предоставленные документы не подтверждают право получателя субсидии состоять на учёте; 3) сведения, содержащиеся в предоставленных документах, не соответствуют действительности. Им своевременно были предоставлены достоверные документы, необходимые для постановки на соответствующий учёт. Оснований для отказа в постановке на учёт не имеется. Ответчик не надлежащим образом исполняет положения указанного выше Порядка. Ответчик не учитывает, что проживать один в комнате общежития он не может, поскольку болеет, и за ним необходим посторонний уход. С учётом особенностей его заболевания он вынужден проживать по очереди у своих родственников. Моральные страдания, связанные с переживаниями из-за неправильного к нему отношения со стороны ответчика привели к возникновению, развитию и обострению психического заболевания, а также к осложнению имеющегося у него заболевания туберкулёзом. Истец просил суд обязать ответчика включить его в состав граждан, имеющих право на получение субсидий на приобретение жилья в соответствии с Постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке принятия на учёт и обеспечения жилыми помещениями больных заразными формами туберкулёза, а также семей, имеющих ребёнка, больного заразной формой туберкулёза в Карачаево-Черкесской Республике».

В судебном заседании представитель истца - ФИО3 поддержала доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить. Объяснила, что истец является её братом. Жилое помещение в общежитии, в котором истец зарегистрирован, предоставили их семье очень давно. Истец в этом общежитии не жил, так как находился в местах лишения свободы и болел, и совместное с ним проживание было невозможно и опасно. В общежитии истец не мог проживать в связи с угрозой заражения других лиц, поэтому ему временно делали отдельные помещения в других местах. В настоящее время после получения отказа в постановке в очередь истец вселился в общежитие и проживает в нём. Другого своего жилья у истца нет.

Представители ответчика (Министерства труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики) в судебном заседании просили в удовлетворении иска отказать. При этом ФИО4 объяснила, что истцу отказано во включении в список на получение субсидии по той причине, что он не проживает по месту своей регистрации. ФИО5 заявил о том, что истец пропустил срок обращения в суд.

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу об обоснованности заявленных требований и необходимости их удовлетворения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (ст.2). Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст.7). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность всех ветвей власти и обеспечиваются правосудием (ст.18). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государст-венной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст.46).

Как указано в Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишён жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст.40).

В соответствии с ч.1 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, а также на необходимости беспрепятственного осуществления прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты.

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд России, провозглашённые в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищённости и обеспечении нормальных условий существования (постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, определение от 15 февраля 2005 года № 17-О, определение от 5 марта 2009 года № 376-О-П). В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституцион-ные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст.25 Всеобщей декларации прав человека, ст.11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Из предписаний Конституции Российской Федерации, с учётом юридически значимых для России норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, не имеющим возможности самостоятельно обеспечить себя отдельными жилыми помещениями. К числу таких граждан законодатель-ством отнесены граждане, страдающие заразными формами туберкулёза.

В целях охраны здоровья граждан и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, учитывая большое распространение заболевания туберкулёзом среди населения, в России был принят специальный Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», установивший правовые основы осуществления государственной политики в области предупреждения распространения туберкулёза. Согласно этому федеральному закону больным заразными формами туберкулёза, проживающим в квартирах коммунального заселения и общежитиях, предоставляются вне очереди отдельные жилые помещения с учётом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации (п.5 ст.14).

В соответствии с п.4 ч.1 ст.51 ЖК РФ граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, признаются нуждающимися в жилых помещениях. Перечень соответст-вующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение ст.51 ЖК РФ постановлением от 16 июня 2006 года № 378 Правительство России утвердило Перечень тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. В этот перечень под № 1 включено такое заболевание, как активная форма туберкулёза с выделением микобактерий туберкулёза.

В соответствии с Федеральным законом «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» Правительство Карачаево-Черкесской Республики постановлением от 29 декабря 2007 года № 508 утвердило Порядок принятия на учёт и обеспечения жилыми помещениями больных заразными формами туберкулёза в Карачаево-Черкесской Республике и определило, что обеспечение жилыми помещениями указанных лиц осуществляется путём предоставления им безвозмездных субсидий на приобретение жилого помещения с учётом их права на дополнительную жилую площадь. Уполномоченным органом исполнительной власти республики по реализации этого Порядка является Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики.

В соответствии с Порядком принятия на учёт и обеспечения жилыми помещениями больных заразными формами туберкулёза в Карачаево-Черкесской Республике, утверждённым постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2007 года № 508, субсидии на приобретение жилого помещения предоставляются больным заразными формами туберкулёза, проживающим в квартирах коммунального заселения и общежитиях (подп.3.1 п.3 разд.1). Принятие больных туберкулезом - получателей субсидии на учёт осуществляется Министерством труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики на основании письменного заявления и документов, необходимых для постановки на учёт (п.1 разд.2). К таким документам отнесены: письменное заявление получателя субсидии по установленной форме; документ, удостоверяющий личность получателя субсидии; документы, подтверждающие гражданское состояние и состав семьи получателя субсидии; заключение о заболевании заразной формой туберкулёза получателя субсидии, выданное Республиканским государственным лечебно-профилактическим учреждением «Карачаево-Черкесский Республиканский противотуберкулезный диспансер»; документы, подтверждающие место жительства получателя субсидии в Карачаево-Черкесской Республике и технические характеристики жилого помещения (при наличии жилого помещения); справка органов государственной регистрации о наличии или отсутствии у получателя субсидии, членов его семьи жилых помещений на праве собственности; акт проверки жилищных условий получателя субсидии; иные документы, имеющие значение для решения вопроса о постановке получателя субсидии на учёт (п.2 разд.2).

Как указано в Порядке принятия на учёт и обеспечения жилыми помещениями больных заразными формами туберкулёза в Карачаево-Черкесской Республике, отказ в принятии на учёт допускается в случаях, если: 1) не предоставлены все необходимые для постановки на учет документы; 2) предоставленные документы не подтверждают право получателя субсидии состоять на учете; 3) сведения, содержащиеся в предоставленных документах, не соответствуют действительности (п.9 разд.2).

Как установлено в судебном заседании, истец - Шахмирзов М.И. страдает хроническим инфекционным заболеванием - заразной формой фиброзно-кавернозного туберкулёза верхней доли правового лёгкого в фазе инфильтрации МБТ+ (с выделением микобактерий туберкулёза), является инвалидом 2 группы. При этом истец не имеет собственного жилья и проживает в общежитии по <адрес> комната № в <адрес> Ногайского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики. Заявлением от 26 апреля 2010 года истец в лице своего представителя обратился к ответчику с просьбой включить его в состав граждан, имеющих право на получение субсидий на приобретение жилых помещений в соответствии с постановлением Правительства Карачаево-Черкесской Республики от 29 декабря 2007 года № 508. Однако приказом от 25 августа 2010 года № 60 ответчик отказал истцу в постановке его на учёт. Данный приказ не содержит никаких оснований принятого решения. Вместе с тем, из письменного ответа от 27 августа 2010 года № 2305 следует, что истцу отказано в постановке на учёт в связи с тем, что фактически он в общежитии по месту своей регистрации не проживает. Истец оспорил данный отказ в судебном порядке.

Суд считает отказ ответчика в постановке истца на учёт для получения субсидии на приобретение жилого помещения незаконным, так как истец зарегистрирован по месту жительства в общежитии по <адрес> комната № в <адрес> с 13 апреля 2007 года, что подтверждается соответствующими отметками в домовой книге и в паспорте истца.

В соответствии с ч.1 ст.27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Аналогичное положение закреплено в ст.1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», согласно которой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, а ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона.

Как указано в п.1 ст.20 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), местом жительства признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Более конкретно определяется понятие места жительства в Законе Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в ст.2 которого указано, что место жительства гражданина - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Согласно ст.3 указанного Закона регистрационный учёт граждан по месту пребывания и жительства введён в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Здесь же указано, что все граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 2 февраля 1998 года №-П, регистрация отражает факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства.

За проживание гражданина по месту жительства без регистрации (за проживание гражданина в месте, отличном от места его регистрации) ст.19.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации предусмотрена административная ответственность в виде штрафа. При этом из презумпции добросовестного исполнения гражданами требований закона следует вывод о том, что местом жительства гражданина является жилое помещение, в котором он зарегистрирован, пока иное не будет доказано в установленном законом порядке. В соответствии со сложившимися в России обычаями органы государственной власти и органы местного самоуправления, вступая в правоотношения с гражданами, исходят прежде всего из того, что место жительства гражданина определяется местом его регистрации по отметке в паспорте. Судебная практика также исходит из установления о том, что гражданин проживает именно там, где он официально зарегистрирован по месту жительства. Является очевидным и не требует какого-либо доказывания тот факт, что если бы истец фактически постоянно проживал в общежитии по <адрес> и никуда бы из этого общежития не отлучался, но был бы зарегистрирован по другому адресу, то в этом случае, исходя из формальных оснований, ему было бы отказано в постановке на учёт именно в связи с тем, что в соответствии с данными о регистрации он в общежитии не проживает.

Согласно объяснениям представителя истца истец действительно какое-то время в общежитии по месту своей регистрации не проживал, так как он находился в местах лишения свободы и болел, а также потому, что для его изоляции от других лиц ему временно предоставляли отдельные помещения в других местах. Однако временное отсутствие истца в жилом помещении по месту его регистрации в соответствии со ст.71 ЖК РФ не может и не должно ограничивать его права, тем более, если это отсутствие было обусловлено нахождением нанимателя жилого помещения в местах лишения свободы или в лечебном учреждении либо было вызвано иными уважительными причинами.

Поскольку истец длительное время зарегистрирован по месту жительства в общежитии и не имеет ни собственного ни какого-либо иного жилого помещения, он вправе рассчитывать на получение гарантированных федеральными и республиканскими правовыми актами мер социальной поддержки в виде получения субсидии на приобретение жилого помещения.

При рассмотрении настоящего дела судом учитывается и то обстоятельство, что отказом ответчика в постановке истца на учёт для получения жилищной субсидии нарушаются не только установленные законом жилищные права самого истца, но и создаётся угроза здоровью других лиц, которые в силу своего проживания вместе с истцом в условиях общежития подвергаются риску заражения туберкулёзом. Тем самым фактически создаются предпосылки для дальнейшего распространения на территории Карачаево-Черкесской Республики такого опасного инфекцион-ного заболевания, как туберкулёз, создаётся угроза здоровью неопределённого круга лиц. Между тем, согласно Конституции Российской Федерации здоровье людей охраняется государством (ч.2 ст.7). Каждый имеет право на охрану здоровья (ст.41) и на благоприятную окружающую среду (ст.42.).

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 в Российской Федерации признаётся основополагающая роль охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества и подтверждается ответственность государства за сохранение и укрепление здоровья граждан, закрепляется приоритет прав и свобод граждан в области охраны здоровья (преамбула). Под охраной здоровья граждан понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья каждого человека. Гражданам Российской Федерации гарантируется право на охрану здоровья (ст.1). Граждане Российской Федерации обладают неотъемлемым правом на охрану здоровья. Это право обеспечивается в том числе созданием благоприятных условий быта. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от каких бы то ни было обстоятельств и гарантирует защиту от любых форм дискриминации (ст.17). Одними из основных принципов охраны здоровья граждан являются соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан (ст.2). Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных и гигиенических норм и правил, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ст.11).

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения помимо других мер обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой (ст.2). Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ст.8). Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства и не вправе осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания (ст.10). Больные инфекционными заболеваниями а также лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, в случае, если они представляют опасность для окружающих, подлежат изоляции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ст.33).

В соответствии со ст.12 Гражданского кодекса РФ и ст.11 Жилищного кодекса РФ защита нарушенных гражданских и жилищных прав осущест-вляется судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством. В числе способов защиты гражданских и жилищных прав ГК РФ и ЖК РФ предусматривают восстановление положения, существовавшего до нарушения права; пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; прекращение или изменения правоотношения; понуждение к исполнению обязательства.

В данном случае, исходя из существа дела и характера спорных правоотношений восстановить нарушенные права истца необходимо путём возложения на ответчика обязанности принять (поставить) истца на учёт для обеспечения жилым помещением.

Суд отклоняет доводы представителя ответчика относительно пропуска истцом срока обращения в суд. Как объяснила в суде представитель истца, об отказе в постановке на учёт истцу стало известно только из письма ответчика от 1 декабря 2010 года № 3223. Данные объяснения ничем не опровергаются и в силу ч.1 ст.55 и ст.68 ГПК РФ являются допустимыми доказательствами по делу. Ответчик не представил каких-либо доказательств того, что истцу до декабря 2010 года была направлена копия приказа от 28 августа 2010 года № 60 либо сообщение о том, что ему отказано в удовлетворении его заявления. Свой иск истец предъявил к ответчику29 декабря 2010 года, то есть, в течение месяца со дня, когда ему стало известно об отказе в постановке его на учёт для получения субсидии. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что срок для обращения в суд истец не пропустил.

Руководствуясь статьями 2, 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Шахмирзова ФИО7 к Министерству труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики о включении в список граждан, имеющих право на получение субсидий на приобретение жилья удовлетворить.

Обязать Министерство труда и социального развития Карачаево-Черкесской Республики принять Шахмирзова ФИО7 на учёт для обеспечения жилым помещением как больного заразной формой тубёркулёза.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей кассационной жалобы через Черкесский городской суд в течение десяти дней со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме мотивированное решение изготовлено 12 марта 2011 года.

Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин