Гражданское дело №2-1770/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 31 июля 2012 года г. Черкесск, КЧР Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Панаитиди Т.С., при секретаре Чагаровой Ф.Р., с участием старшего помощника прокурора <адрес> КЧР Степаненко Д.В., действующего в интересах инвалида ФИО1, представившего удостоверение №, представителя ответчика государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по КЧР Лифиренко Е.Н. (действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ), рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Прикубанского межрайонного прокурора Карачаева В.Ю. в интересах инвалида ФИО1 к Государственному учреждению Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по КЧР в порядке ст.45 ГПК РФ о предоставлении санаторно-курортной путевки, установил: Прикубанский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах инвалида ФИО1 к Государственному учреждению - Региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике о понуждении к представлению санаторно-курортной путевки в санаторий, о возложении на ответчика обязанности предоставить такую путевку. В исковом заявлении прокурор указал, что Прикубанской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов на поднадзорной территории. В ходе проведения проверки установлено, что ФИО1 является <данные изъяты>. Согласно медицинским показаниям она нуждается по состоянию здоровья в обеспечении путевкой на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подано ответчику заявление о выделении ей санаторно-курортной путевки в курортный регион Кавказские Минеральные Воды. Однако, по настоящее время санаторно-курортная путевка ей не предоставлена ввиду того, что число граждан - получателей набора социальных услуг, обратившихся к ответчику за санаторно-курортным лечением, значительно превысило квоту на обеспечение в 2010 году санаторно-курортным лечением граждан КЧР, имеющих право на получение данной государственной социальной помощи. Проверкой установлено, что Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе дети-инвалиды. Полагает, что ФИО1, имеющей право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости. Принимая во внимание, что на период с 2010 года за ней сохранялось право на получение льгот в натуральной форме, и она не лишена права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, в 2012 году. Прокурор просит суд обязать ответчика предоставить ФИО1 как <данные изъяты>, путевку на санаторно-курортное лечение в санаторий в соответствии с медицинскими показаниями на 2012 год. Ответчик представил в суд письменные возражения на иск, а также в судебном заседании указал, что законодатель предоставляет гражданину право выбора: получить набор социальных услуг, получить набор социальных услуг, включающих представление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, либо отказаться от получения набора социальных услуг и получать денежную компенсацию. Обязательства Фонда социального страхования ограничены объемом средств, выделяемых из федерального бюджета. Удовлетворение Фондом социального страхования заявлений о представлении путевок на санаторно-курортное лечение в 2010 году в порядке очередности действующему законодательству не противоречит. ФИО1 обратилась с заявлением в Фонд социального страхования в 2010 году и подлежала обеспечению санаторно-курортным лечением в порядке очередности. Согласно доведенным отделению Фонда бюджетным ассигнованиям, объем перечисленных из федерального бюджета денежных средств для лечения граждан - получателей набора социальных услуг в 2010 г. составил 8186300 рублей, что составляет 521 путевку, в 2011г. составил 12236100руб., что составило 813 путевок. Число обратившихся в отделение Фонда за санаторно-курортным лечение составило: в 2010 году - 1115 человек, в 2011г. - 921 человек, что превысило квоту на обеспечение в 2010 году санаторно-курортным лечением граждан КЧР, имеющих право на получение государственной социальной помощи (594 путевки и 108 путевок соответственно). В связи с чем, по объективным причинам отделение Фонда не могло предоставить ФИО1 в 2010 году путевку на санаторно-курортное лечение, т.к. внеочередное ее предоставление ущемило бы право на санаторно-курортное лечение других граждан, которые подали заявление ранее. Оплата стоимости санаторно-курортного лечения льготной категории граждан, не отказавшейся от набора социальных услуг, производится Фондом социального страхования РФ за счет и в пределах средств, предусмотренных в Федеральном бюджете РФ. Анализ нормативных документов позволяет прийти к выводу об отсутствии у Фонда социального страхования обязательства по ежегодному обеспечению льготных категорий граждан санаторно-курортным лечением. Бюджет Фонда социального страхования РФ согласно подпункту 2 пункта 2 ст. 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации, является бюджетом государственного внебюджетного фонда РФ. Следовательно, Фонд социального страхования РФ при реализации функций, связанных с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, является государственным заказчиком и при отборе организаций, санаторно-курортные услуги которых подлежат оплате за счет федерального бюджета, обязан размещать государственный заказ по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечении не произвольно, а в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ. В силу объективных причин в 2010 году отделение Фонда не представило ФИО1 путевку на санаторно-курортное лечение, поскольку на момент подачи ей заявления о предоставлении путевки количество заявлений получателей набора социальных услуг превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами; истек шестимесячный срок действия справки формы 070/у-04, которая была предоставлена ФИО1 в ГУ-РО ФСС РФ по КЧР вместе с заявлением, а также истек период предоставления социальных услуг, которым является календарный год. Считает, что оснований для удовлетворения иска прокурора в интересах ФИО1 не имеется. Просит отказать в иске. В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> КЧР Степаненко Д.В. поддержала заявленный иск и просила суд: обязать ГУ региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике предоставить <данные изъяты> ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) на 2012 год путевку на санаторно-курортное лечение в санаторий, в соответствии с медицинскими показаниями, от остальных исковых требований не отказался и не поддержал их, в связи с чем суд не рассматривает данные требования. Истец ФИО1, извещенная о дате и времени судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание не явилась. Представитель ответчика Государственного учреждения Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Лиференко Е.Н. в судебном заседании иск не признала, просила в иске отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях. С учетом мнения сторон, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие ФИО1. Выслушав объяснения прокурора и представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле документы, суд приходит к следующему. Федеральным законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в число которых включены инвалиды. Пунктом 1 ч.1 ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено представление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. В соответствии с пунктом 3.3 Порядка представления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации. Согласно пункту 3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о представлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда. В соответствии с положениями ст.6.3 Федерального закона «О государственной социальной помощи» допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.1 ч.1 ст.6.2 этого закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п.2 ч.1 ст.6.2. Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги). Как установлено в судебном заседании, истец ФИО1 является <данные изъяты> и в соответствии с медицинскими показаниями нуждается в санаторно-курортном лечении, которое должно было быть ей предоставлено ответчиком. В 2011 году путевка истцу предоставлена не была, несмотря на соответствующее обращение истца к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ. Как объяснил ответчик в своих возражениях на иск, непредоставление истцу в 2010 году санаторно-курортной путевки было связано с отсутствием у ответчика возможности такого предоставления в связи с тем, что количество граждан, имеющих право на получение путевок и изъявивших желание пройти санаторно-курортное лечение, значительно превысило количество имевшихся в распоряжении ответчика путевок. Между тем, данные доводы ответчика судом признаются несостоятельными, поскольку невыполнение требований федерального законодательства в виде непредоставления истцу в 2011 году путевки на санаторно-курортное лечение не может быть признано законным, независимо от каких-либо обстоятельств, независимо от причины этого нарушения. Факт нарушения прав и охраняемых законом прав истца в виде непредоставления ему путевки в санаторий в 2011 году является очевидным. Обсуждая вопрос об обязании ответчика предоставить ФИО1 как <данные изъяты>, путевку на санаторно-курортное лечение суд приходит к следующему. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256, утвержден Порядок медицинского отбора и направления больных на санитарно-курортное лечение (далее - Порядок). Пунктом 1.5 Порядка определено, что при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения больному выдается на руки справка для получения путевки по форме 070/у-04 (далее - справка для получения путевки) (приложение N 2) с рекомендацией санаторно-курортного лечения, о чем лечащий врач лечебно-профилактического учреждения делает соответствующую запись в медицинской карте амбулаторного больного. Гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, справка для получения путевки выдается на основании заключения ВК лечебно-профилактического учреждения, а инвалидам также при наличии рекомендации санаторно-курортного лечения в индивидуальной программе реабилитации инвалида. Срок действия справки для получения путевки 6 месяцев. Таким образом, при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по КЧР обязано предоставить ФИО1 путевку на санаторно-курортное лечение. При таких обстоятельствах требования прокурора подлежит удовлетворению в полном объеме. Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковое заявление прокурора Прикубанского межрайонного прокурора Карачаева В.Ю. в интересах <данные изъяты> ФИО1 к Государственному учреждению Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по КЧР о понуждении к предоставлению санаторно-курортной путевки в санаторий - удовлетворить. Обязать Государственное учреждение - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по КЧР при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения предоставить ФИО1, проживающей по адресу: <адрес>, как <данные изъяты> путевку на санаторно - курортное лечение в 2012 году. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы или представления через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме решение изготовлено в совещательной комнате. Судья Черкесского городского суда КЧР Т.С. Панаитиди