РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 07 сентября 2012 года г. Черкесск, КЧР Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующей судьи - Яичниковой А.В., при секретаре - Ткачевой Т.В., с участием представителя заявителя Хатукаева В.М. - Чагарова Т.С-А., действующего на основании доверенности, представителя заинтересованного лица Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> - Беден Р.П., действующего на основании доверенности, представителя заинтересованного лица Головина С.И. - Сидаковой А.Х., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Хатукаева ФИО4 к Министерству имущественных и земельных отношений <адрес> о признании действий незаконными, установил: Хатукаев В.М. обратился в Черкесский городской суд с заявлением о признании действий Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> незаконными. Заявитель и его представитель Чагаров Т.С-А. считали требования, изложенные в заявлении подлежащими удовлетворению, просили признать незаконными действия Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> признать недействительным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> «Об образовании двух земельных участков путем раздела земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ. В ходе рассмотрения дела представитель заявителя увеличил свои требования в порядке ст. 39 ГПК РФ и просил суд также обязать Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> отменить распоряжение «Об образовании двух земельных участков путем раздела земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ. Заявитель, извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в судебное заседание, не явился, через своего представителя направил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> Беден Р.П. в судебном заседании не согласился с требованиями заявителя, указав, что Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> рассмотрев заявление Головина С.И. от ДД.ММ.ГГГГ о разделе земельного участка, отказало ему в исполнении данного заявления, так как не было представлено решение общего собрания о разделе данного земельного участка. Впоследствии заявителем истребуемое решение было представлено, в связи с чем, и было принято оспариваемое в настоящее время распоряжение. Считает, что заявителем пропущен срок для оспаривания данного распоряжения в суде, а Хатукаев В.М. не просит данный срок восстановить. Представитель заинтересованного лица Головина С.И., привлеченного к участию в деле определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, Сидакова А.Х. поддержала доводы, изложенные в отзыве, просила в удовлетворении требований Хатукаева В.М. отказать, отметив при этом, что выделение земельного участка осуществлено законно, право собственности на гараж Головина не может быть зарегистрировано без издания данного распоряжения и раздела земельного участка на два самостоятельных. Заявителем пропущен срок для оспаривания данного распоряжения в суде, так как до обращения в Министерство с просьбой выдать копию оспариваемого распоряжения ему уже было известно о его существовании. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Хатукаев В.М. является собственником <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия № от ДД.ММ.ГГГГ. Земельный участок под жилым домом по <адрес> поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается кадастровым планом от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Головин С.И., являющийся сособственником <адрес> в <адрес>, обратился в Министерство имущественных и земельных отношений КЧР (далее - Министерство) с заявлением о разделе земельного участка по ул. <адрес>ю 908 кв. м на два самостоятельных земельных участка: площадью 863 кв. м под жилым домом; площадью 45 кв. м под гаражом. К данному заявлению был приложен список собственников квартир в доме по <адрес>, которые не возражали против выделения земельного участка под зданием гаража площадью 45 кв. м, расположенного с северной части здания, принадлежащего Головину С.И. и поручали Головину С.И. провести межевание земельного участка. В соответствии с ЗК РФ, Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в Закон <адрес> «Особенности регулирования земельных отношений в <адрес>»», приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов», рассмотрев материалы по межеванию земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, выполненные ООО «Геодезист», на основании заявления Головина ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных и земельных отношений <адрес> принято распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании двух земельных участков путем раздела земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>», которым образованы два земельных участка путем раздела земельного участка из категории земель населенных пунктов, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 908 кв. м, с кадастровым номером№ под жилым домом: 1 - площадью 863 кв. м под жилым домом; 2 - площадью 45 кв. м под гаражом. ДД.ММ.ГГГГ Министр направил ответ представителю Хатукаева В.М. с приложением копии оспариваемого распоряжения. В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, Федеральным Законом «О введении в действие Земельного кодекса Российской федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ, Законом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ (в редакции Закона <адрес> от 26.07.2007 года № 59-РЗ) функции в процессе реализации земельных правоотношений и правомочий на территории столицы <адрес> <адрес> разделены между органами соответствующих видов власти совершенно определенным условием - положением ч. 10 ст. 3 Федерального Закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской федерации» определяющем право распоряжения земельными участками в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации данное право закреплено. Полномочия и функции закреплены за Министерством имущественных и земельных отношений <адрес> абзацем 12 ст. 5 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ (в редакции Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-РЗ). Указанной нормой Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> в пределах полномочий, установленных Правительством <адрес>, распоряжается исключительно земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в муниципальном образовании <адрес>, являющегося столицей <адрес>. Земельный участок по адресу: <адрес>, на котором расположен многоквартирный жилой дом, поставлен на государственный кадастровый учет в ДД.ММ.ГГГГ году. Довод представителя Головина С.И. Сидаковой А.Х. о том, что данный земельный участок не находится в собственности владельцев квартир в данном доме, так как право собственности на данный земельный участок не зарегистрировано в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КЧР не основан на законе. Так, в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Таким образом, в силу ч.ч. 2. 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» данный участок, с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета, перешел бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (ст. 209 ГК РФ). П. 4 ч.1 ст. 36 ЖК РФ установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Следовательно, земельный участок, находится в общей долевой собственности владельцев помещений в многоквартирном доме по <адрес>, и не мог быть разделен на два самостоятельных земельных участка распоряжением Министерства. В соответствии со ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки, из которых при разделе образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки (далее также - образуемые земельные участки) в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"), за исключением случаев, указанных в пункте 4 статьи 11.4 настоящего Кодекса, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки. Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки. Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними об образовании земельного участка. Согласно ст. 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами. При разделе земельного участка, находящегося в общей собственности, участники общей собственности сохраняют право общей собственности на все образуемые в результате такого раздела земельные участки, если иное не установлено соглашением между такими участниками. В соответствии с п. 1 ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Из вышеуказанных норм действующего законодательства, следует, что решение об образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между всеми собственниками об образовании земельных участков в случае его раздела. Представленный Головиным С.И. Министерству список собственников квартир в доме по <адрес>, которые не возражали против выделения земельного участка под зданием гаража площадью 45 кв. м, расположенного с северной части здания, принадлежащего Головину С.И. и поручали Головину С.И. провести межевание земельного участка не может собой заменить или расцениваться как решение собственников о разделе земельного участка и образовании двух новых земельных участков, так как данный документ подписан не всеми собственниками квартир, а подлинность некоторых подписей собственников квартир вызывает у суда сомнение, так как их паспортные данные, указанные в данном списке не соответствуют паспортным данным, указанным в выписках из Единого государственного реестра прав (в частности: ФИО1 - собственник <адрес>, ФИО2 - собственник <адрес>, ФИО3 - собственник <адрес>). Кроме того, целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ). Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (ст. 7 ЗК РФ). В соответствии с Правилами землепользования и застройки <адрес>, утвержденными Решением Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом по <адрес> находится на территории зоны Ж-4 зоны градостроительного зонирования, в которой такой вид разрешенного использования земельного участка как строительство гаражей боксового типа является условно разрешенным видом использования. В соответствии с пп.3 п. 1 ст. 4 ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации. Следовательно, изменение вида разрешенного использования земельного участка принимается не входит в полномочия Министерства. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие которых оспариваются. В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Таким образом, признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том, случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением. В соответствии с Законом от 27 апреля 1993 года №4866-1 (ред. ФЗ от 09 февраля 2009 года №4 ФЗ) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», на госорганы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, госслужащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений), гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод. Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Положение части 1 статьи 46 Конституции РФ устанавливает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод в судебном порядке. Всеобщая декларация прав человека установила: "Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией и законом". Право на судебную защиту закрепляется также в статье 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и части 1 статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Практика применения Европейской конвенции свидетельствует о том, что право на судебную защиту распространяется на все процессуальные действия, подразумевающие применение публичного права, если они имеют решающее значение для гражданских прав и обязанностей. В данном случае обжалуемое распоряжение Министерства нарушает право заявителя, так как мера земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, в том числе в собственности Хатукаева В.М. изменилась, т.е. уменьшился размер земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, чем нарушаются права заявителя. Представителем Министерства и представителем Головина С.И. заявлялось требование об отказе Хатукаеву В.М. в удовлетворении его требований, в том числе в связи с пропуском срока для подачи данного заявления. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления (ст. 256 ГПК РФ). В судебном заседании вопрос о пропуске срока для подачи данного заявления был предметом рассмотрения и в судебном заседании не было достоверно установлено, что Хатукаеву В.М. было известно об оспариваемом распоряжении за 3 месяца до подачи заявления в суд (то есть до ДД.ММ.ГГГГ). Так в материалах дела имеется сопроводительное письмо Министра от ДД.ММ.ГГГГ, которым направлялась копии оспариваемого распоряжения в адрес представителя Хатукаева В.М. В деле отсутствуют доказательства того, что до обращения в Министерство с заявлением о выдаче копии данного распоряжения, заявителю было известно о его существовании и о его содержании. При таких обстоятельствах, суд считает законными и обоснованными требования Хатукаева В.М. о признании недействительным распоряжения Министерства, однако считает требование Хатукаева В.М. об обязании Министерства отменить оспариваемое распоряжение излишним, так как при удовлетворении судом требования о признании распоряжения недействительным, оно прекращает свое действие и не является обязательным для других лиц. На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд, Р Е Ш И Л: Заявление Хатукаева ФИО4 к Министерству имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики о признании действий незаконными - удовлетворить частично. Признать недействительным распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений <адрес> «Об образовании двух земельных участков путем раздела земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении требования обязать Министерство имущественных и земельных отношений <адрес> отменить распоряжение «Об образовании двух земельных участков путем раздела земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ - отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме. В окончательной форме решение изготовлено в 19 сентября 2012 года. Судья Черкесского городского суда А.В. Яичникова