РЕШЕНИЕ
г. Черкесск 02.11.2010 г.
Черкесский городской суд в составе судьи Байрамукова М.И.,
С участием:
Заявителя Рожковой Е.Г.
представителей Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КЧР - Ахметовой Н.В. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ), Джамбековой Ф.Д. (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ),
рассмотрев жалобу Рожковой ФИО1 на постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Карачаево-Черкесской Республике Ураскулова Р.Х. от 21 сентября 2010 года № 161 в отношении в отношении Рожковой ФИО1 начальника отдела экологии, промышленной безопасности и охраны труда ЗАО «Кавказцемент»,
установил:
21 сентября 2010 года государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Карачаево-Черкесской Республике Ураскуловым Р.Х. в отношении Рожковой ФИО1 начальника отдела экологии, промышленной безопасности и охраны труда ЗАО «Кавказцемент», вынесено постановление за № 161 о назначении административного наказания, за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Согласно указанного постановления ФИО1 как должностное лицо признано виновным в нарушении ст.8.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 (трех тысяч рублей).
Основанием для вынесения указанного постановления послужило постановление Усть-Джегутинского межрайонного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, по признакам административного правонарушения предусмотренного ст.8.1 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ.
Как указано в постановлении, в ходе рассмотрения административного дела установлено, что ЗАО «Кавказцемент» осуществляет сброс сточных и дренажных вод в водный объект без разрешения на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, а также при отсутствии утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ со сточными водами, чем нарушает положения ч. 1 и 2 ст. 22, ч.4 ст.23, ч.1 и 2 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и положения ч.1 и 2 ст.35, ч.2 ст. 11 Водного Кодекса РФ.
Не согласившись с указанным постановлением Рожкова Е.Г. обратилась в суд с жалобой, приведя в обоснование жалобы доводы о том, что ею как должностным лицом были предприняты все зависящие от нее меры, для получения ЗАО «Кавказцемент» разрешения на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, а также меры по разработке, согласованию и утверждению нормативов допустимых сбросов веществ со сточными водами.
Она неоднократно обращалась в Управление окружающей среды и водных ресурсов КЧР, Кубанское бассейновое управление, Управление по технологическому и экологическому надзору по КЧР. при этом имеющийся в распоряжении ЗАО «Кавказцемент» проект отклонялся по причине отсуствия сведений о водном объекте (сбросной коллектор) либо неопределенностью самого водного объекта, для которого необходимо разработать нормативы допустимых сбросов.
В судебном заседании Рожкова Е.Г. доводы изложенные в жалобе поддержала в полном объеме и просила суд удовлетворить жалобу в полном объеме.
Представители Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КЧР Джамбекова Ф.Д. и Ахметова Н.В. просили суд отказать в удовлетворении жалобы Рожковой Е.Г., предоставив суду письменные возражения относительно жалобы.
Выслушав стороны, исследовав представленные суду материал, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст.8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Объективная сторона данного правонарушения охватывает действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.
Согласно ч.1 и ч.4 ст. 23 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов. Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч.1 ст. 34 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды», размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
На основании ч.1 и ч.2 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации под использованием водных объектов (водопользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
В силу частей 1 и 2 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов на основании договоров водопользования, а для сброса сточных вод и (или) дренажных вод - на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Факт невыполнение условия пользования водными объектами, установлен судом и подтвержден материалами дела.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что ОАО «Кавказцемент» неоднократно обращалось с целью получения решения о предоставлении водного объекта в пользование для сброса для сброса сточных и дренажных вод (письма руководителю Управления охраны окружающей среды от 25.04.2008 г. № 12/КЗЦ-2360/8, 27.05.2008 г. № 12/КЗЦ-2823/8; письмо зам. руководителя Кубанского БВУ от 25.04.2008 г. № 12/КЗЦ-2361/8; письмо руководителю Управления по технологическому и экологическому надзору по КЧР от 23.12.2008 г.). Кроме того, ОАО «Кавказцемент» в лице руководителя 13.10.2009 г. обращалось с письмом № 123/КЗЦ-3611/9 к и.о. заместителя руководителя Средне-Кавказского управления Ростехнадзора РФ с просьбой согласовать разработку нормативов сбросов для ЗАО «Кавказцемент» на р. Абазинка, а также с аналогичным письмом № 123/КЗЦ-3612/9 к заместителю руководителя Кубанского БВУ.
Обращение общества к руководителям указанных организации результатов не дало.
Таким образом, установлено, что причиной допущенных нарушений не явилось ненадлежащее отношение к своим должностным обязанностям Рожковой Е.Г., начальника отдела экологии, промышленной безопасности и охраны труда ЗАО «Кавказцемент», в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что в ее действиях не имеется наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.1 КоАП РФ.
Следовательно, управление необоснованно привлекло Рожкову Е.Г. к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, считаю необходимым постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Карачаево-Черкесской Республике Ураскулова Р.Х. 21 сентября 2010 года в отношении в отношении Рожковой ФИО1 начальника отдела экологии, промышленной безопасности и охраны труда ЗАО «Кавказцемент», вынесено постановление за № 161 о назначении административного наказания, за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, отменить, а жалобу Рожковой Е.Г. удовлетворить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Карачаево-Черкесской Республике Ураскулова Р.Х. 21 сентября 2010 года в отношении в отношении Рожковой ФИО1 начальника отдела экологии, промышленной безопасности и охраны труда ЗАО «Кавказцемент», вынесено постановление за № 161 о назначении административного наказания, за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, отменить, а жалобу Рожковой Е.Г. удовлетворить.
Решение может быть обжаловано в течение 10 суток в Верховный суд КЧР, путем подачи жалобы в Черкесский городской.
Судья Черкесского городского суда М.И. Байрамуков