Решение по делу 12-127/2010 от 29.10.2010 г.



РЕШЕНИЕ

г. Черкесск 29.10.2010 г.

Черкесский городской суд в составе:

председательствующего - судьи Байрамукова М.И.,

заявителя Озова ФИО1,

при секретарях Узденовой З.М. и Кубановой Г.М.,

представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР Башминовой И.А. (доверенность исх. № от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев жалобу Озова ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от 10.08.2010г. по ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении Озова ФИО1, начальника Управления по имущественным и земельным отношениям мэрии г.Черкесска,

установил:

04 августа 2010года руководителем Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР (далее УФАС по КЧР) Уракчиевым А.С. было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении № 245-а и проведении административного расследования в отношении начальника Управления по имущественным и земельным отношениям мэрии г.Черкесска Озова ФИО1.

Согласно данного определения руководитель УФАС по КЧР, рассмотрев материалы, указывающие на наличие административного правонарушения установил, что мэрией муниципального образования г.Черкесска допущено нарушение части 1 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившиеся в осуществлении ущемляющих конкуренцию действий по отбору жилых домов для включения в программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории г.Черкесска Карачаево-Черкесской республики», а именно за то что 26 января 2010года мэрия муниципального образования г.Черкесска постановлением № 54 утвердила подготовленный коммунальным отделом Управления по имущественным и земельным отношениям проект решения Думы муниципального образования г.Черкесска «Об утверждении Порядка включения многоквартирных домов в вышеуказанную программу», в соответствии с которым утверждены критерии, не установленные действующим законодательством, не имеющие отношения к капитальному ремонту многоквартирных домов.

10 августа 2010 года специалистом-экспертом отдела защиты конкуренции и контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Карачаево-Черкесской республике ФИО4 был составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ в отношении начальника Управления по земельным и имущественным отношениям мэрии г.Черкесска Озова А.В.

Как следует из протокола об административном правонарушении основанием для возбуждения административного производства в отношении Озова А.В. послужили заявления жилищно-эксплуатационных Управлений и товариществ собственников жилья, чьи дома не вошли в список домов для включения в муниципальную адресную программу «Капитальный ремонт» многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории г.Черкесска Карачаево-Черкесской республики в 2010 году или получили средства в значительно меньшем объеме, чем представленные финансовые потребности в соответствии с проектом капитального ремонта. По мнению заявителей, был нарушен порядок включения многоквартирных домов в программу, так как ранжирование и оценка заявок была проведена необъективно.

26.01.2010г. Мэрия муниципального образования города Черкесска своим постановлением №54, утвердила подготовленный коммунальным отделом Управления по имущественным и земельным отношениям Мэрии проект решения Думы муниципального образования города Черкесска «Об утверждении Порядка включения многоквартирных домов в программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики в 2010 году» и постановила вынести этот проект решения на рассмотрение Черкесской городской Думы.

Решением Черкесской городской Думы от 28.01.2010г. № 7 «Об утверждении Порядка включения многоквартирных домов в программу «Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории города Черкесска Карачаево-Черкесской Республики в 2010 году» был утвержден Порядок включения многоквартирных домов в программу.

Таким образом, Мэрией муниципального образования г.Черкесска нарушена статья 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Кроме того, Мэрией муниципального образования г.Черкесска допущены многочисленные нарушения при проведении оценки поданных заявок, что также привело к нарушению статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в соответствии с которой запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Установлено, что ответственным за разработку вышеназванной программы является Управление по имущественным и земельным отношениям мэрии г. Черкесска, а именно, в п. 2.4.22 Положения Управления по имущественным и земельным отношениям мэрии г. Черкесска, утвержденного решением Думы муниципального образования г. Черкесска №17 от 26.03.2009 г. (далее - Положение), установлено, что Управление осуществляет формирование муниципального задания, контроль за ходом его исполнения... по выполнению работ по капитальному ремонту жилого фонда. Кроме того, в соответствии с п. 2.5.2. Положения Управление разрабатывает проекты постановлений и распоряжений Руководителя мэрии (мэра) муниципального образования города Черкесска, по вопросам учета, управления, распоряжения, приватизации и контроля за использованием муниципального имущества, обращения в муниципальную собственность имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, разрабатывает проекты решений Думы муниципального образования г. Черкесска, по вопросам своего ведения.

При этом, руководство осуществляет начальник, который несет всю ответственность за деятельность Управления (п. 4.1, п. 4.2). Согласно распоряжению Мэрии муниципального образования г. Черкесска от 31.12.2009 г. №955-р начальником Управления по имущественным и земельным отношениям Мэрии г. Черкесска назначен Озов А.В.

На основании изложенного 23 сентября 2010года постановлением руководителя УФАС по КЧР Озов ФИО1, начальник Управления по имущественным и земельным отношениям Мэрии г. Черкесска признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцати тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Озов А.В. обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление Управления, приведя доводы о том, что для признания
недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности нормативных правовых актов органов местного самоуправления антимонопольный орган обращается с соответствующим иском, заявлением в суд.

Как считает заявитель, основным доводом при рассмотрении дела в УФАС по КЧР явилось то, что в решении Думы муниципального образования г.Черкесска от 28.01.2010 №7 установлены требования, не имеющие отношения к капитальному ремонту многоквартирных домов и не установленные для этих целей действующим законодательством. Речь идет о том, что Порядком установлены санитарные критерии, не установленные Федеральным законом от 21.07.2007г. N 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Не согласен заявитель и с выводом УФАС о том, что наличие оборудованной контейнерной площадки или санитарное состояние контейнерной площадки, а также количество предписаний и протоколов, выданных санитарными службами и службами мэрии г.Черкесска не могут влиять на улучшение жилищно-социальных условий проживания граждан и соответственно на участие в адресной муниципальной программе. Считает, что наличие контейнерных площадок, а также их надлежащее санитарное состояние является одной из важнейших составляющих нормальной жизнедеятельности граждан и имеет важное социальное значение.

Кроме того, в Мэрию города Черкесска поступили заявления от председателя ТСЖ «Юпитер» ФИО3 и председателя ЖК «Березка» ФИО2 о том, что во время подписания жалобы они были введены в заблуждение и отзывают право подписи.

В судебном заседании заявитель Озов А.В. и его предсавитель … поддержали доводы жалобы по основаниям изложенным в нем и просили суд удовлетворить жалобу в полном объеме.

Представитель УФАС по КЧР ФИО4 в судебном заседании с доводы изложенными в жалобе не согласилась, просила суд оставить постановление УФАС по КЧР от 10 августа 2010 года без изменении, а жалобу Озова А.В. без удовлетворения, пояснив суду, что именно «санитарный критерий» позволил субъективно подойти к оценке необходимости проведения капитального ремонта многоквартирных домов. При этом, в эту программу были включены дома, которые менее всего нуждались в капитальном ремонте. Наличие контейнерных площадок, а также их надлежащее санитарное состояние является одной из важнейших составляющих нормальной жизнедеятельности граждан и действительно имеет важное социальное значение.Однако, не отражает необходимость проведения капитального ремонта дома, фактически оценивает работу организации, обслуживающей дом и имеет неоправданно высокие оценочные показатели.

Кроме того, включение в решение Думы противоречащих закону критериев дает возможность лавирования в ходе его применении при осуществлении отбора многоквартирных домов для включения в данную программу. Так, при разработке проекта, заявитель обязан был предусмотреть возможность применения «санитарных критериев», поскольку эти критерии не могут иметь одинаковые оценочные показатели по всем субъектам.

Наличие оборудованной контейнерной площадки или санитарное состояние контейнерной площадки, а также количество предписаний и протоколов, выданных санитарными службами и службами мэрии города, не могут отразить действительное техническое состояние жилого дома и влиять на улучшение жилищно-социальных условий проживания граждан и соответственно на участие в адресной муниципальной программе.

Кроме того, заявления председателя ТСЖ «Юпитер» и ЖК «Березка» в УФАС по КЧР не поступали и не были предметом разбирательства дела о нарушении антимонопольного законодательства на Комиссии заинтересованного лица.При этом, отзыв заявления не является основанием для прекращения дела, возбужденного по признакам нарушения ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», поскольку в ходе рассмотрения названного выше дела было доказано, что включение заявителем в программу «санитарных критериев» ограничило конкуренцию, что является нарушением выше названной нормы.

Не согласна УФАС по КЧР и с доводом заявителяо том, что, Дума муниципального образования г.Черкесска отменила ранее принятое решение об утверждении порядка включения многоквартирных домов в названную выше программу, следовательно, необходимо признать незаконным постановление заинтересованного лица. Заинтересованное лицо в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства признала нарушившими ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции» как Думу муниципального образования г. Черкесска, так и Мэрию г. Черкесска. При этом, каждому из них предписывалось выполнить отдельные действия для устранения нарушения антимонопольного законодательства. Следовательно, самостоятельные действия каждого повлекли нарушения нормы данной статьи.

Вместе с тем, отмена данного акта не исключает административную ответственность, поскольку не устранены последствия данного административного правонарушения.

Свидетель ФИО5 допрошенный в судебном заседании по инициативе заявителя пояснил суду, что он является начальником коммунального отдела мэрии г.Черкесска. С Озовым А.В. он знаком, отношения у них нормальные. При разработке Республиканской адресной программы «Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории Карачаево-Черкесской Республики на 2010г.» принимал непосредственное участие. После чего проект программы был направлен в городскую Думу для утверждения. Дума без всяких замечаний утвердила проект программы, хотя при этом имела возможность внесения изменений в нее.

Суд, исследовав постановление о назначении административного наказания и приложенные к нему документы, выслушав стороны, допросив свидетеля, пришел к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров. По смыслу ст. 74 Конституции РФ установление каких-либо ограничений, препятствующих свободному перемещению товаров, не допускается, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 14.9 ч.1 КоАП РФ действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 КоАП РФ, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно статье 23 Закона антимонопольный орган вправе проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, их должностным лицам обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство, и о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству, в том числе создающих необоснованные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Термин "акт" используется в данной статье Закона о защите конкуренции в качестве общего понятия, включающего как нормативные правовые акты, так и ненормативные акты органов федеральной исполнительной власти и их должностных лиц.

Антимонопольный орган, установив, что нормативный правовой акт или ненормативный акт органа исполнительной власти нарушает положения Закона о защите конкуренции, и исходя из существа конкретного выявленного им нарушения, вправе на основании подпункта "а" пункта 3 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции выдать предписание об отмене или изменении этого акта либо на основании подпункта "а" пункта 6 части 1 статьи 23 названного Закона обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании акта недействующим или недействительным полностью или частично.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Согласно ст. 4 Закона «О конкуренции», конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. Ограниченноеколичество многоквартирных домов, которые могли быть включены в программу, нельзя признать товарным рынком в том смысле, в котором это понятие определено в статье 4 Закона «О конкуренции».

Суд считает, что управление не доказало нарушение Озовым А.В. ч.1 ст. 15 Закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Включение в Порядок санитарных критериев, как одного из условий отбора многоквартирных домов для включения в программу, не привело к ограничению конкуренции, так как эти критерии в равной степени должны были применяться ко всем лицам, подавшим заявки на включение в программу.

Установленные УФАС нарушения (необъективное выставление баллов по установленным критериям, в том числе санитарным), допущенные комиссией при определении участников муниципальной адресной программы ««Капитальный ремонт многоквартирных домов и создание условий для управления многоквартирными домами на территории г.Черкесска в 2010году» не может свидетельствовать о нарушении Озовым А.В. ч.1 ст. 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В постановлении УФАС по КЧР не указаны конкретные действия Озова А.В., которые привели к нарушению антимонопольного законодательства.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ - административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ - лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

При таких установленных судом обстоятельствах прихожу к выводу о необходимости удовлетворения жалобы Озова А.В.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 24.5.30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Жалобу Озова ФИО1 удовлетворить.

Постановление руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР от 10 августа 2010года о признании начальника Управления по имущественным и земельным отношениям мэрии г.Черкесска Озова ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч.1 ст. 14.9 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцати тысяч) рублей, признать незаконным и отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения и производство по нему прекратить.

Копию настоящего решения направить Озову А.В. и в Управления Федеральной антимонопольной службы по КЧР.

Решение в кассационном порядке обжаловано быть не может.

Судья Черкесского городского суда М. Байрамуков