Решение от 19.08.2010г. № 12-113/10



РЕШЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес> КЧР

Судья Черкесского городского суда - Найманов К.К.

с участием представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КЧР - ФИО1 (доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ),

рассмотрев жалобу генерального директора <данные изъяты>» Зеушева З.Н. на постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КЧР № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении в отношении него административного наказания в виде штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ,

установил:

Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КЧР (далее по тексту-ТУ Росфиннадзор в КЧР), Зеушев З.Н. являясь генеральным директором ЗАО «Кавказцемент» был подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 4000 рублей, за совершение правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, т.е. за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, выразившегося в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Не согласившись с указанным постановлением ТУ Росфиннадзора в КЧР, Зеушев З.Н. подал в Черкесский городской суд жалобу, в которой просит признать незаконным и отменить данное постановление по делу об административном правонарушении, прекратив производство по делу. В своей жалобе Зеушев З.Н. ссылается на то, что он не согласен с доводами руководителя ТУ Росфиннадзора в КЧР, указанными им в постановлении о назначении в отношении него административного наказания, о том, что им не были приняты надлежащие меры по соблюдению требований установленных пунктом 2.4 Положения Центрального Банка России № «О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанным с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций». В частности, сведения подлежащие предоставлению в КЧФ Северо-Кавказского Сбербанка РФ по контракту № от ДД.ММ.ГГГГ с ОАО «Евроцемент-Украина» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, фактически предоставлены с опозданием на 26 дней, т.е. ДД.ММ.ГГГГ Свою жалобу обосновывает тем, что из материалов административного дела установлено, что подлежащие предоставлению в банк документы по указанной сделке (справка о подтверждающих документах, паспорт сделки) подписаны им ДД.ММ.ГГГГ, то есть в пределах установленного срока. Кроме того, в силу занимаемой им должности - генеральный директор ЗАО «Кавказцемент», он объективно не осуществлял действия по непосредственной передаче документов по внешнеэкономическим сделкам в уполномоченный банк, так как в ЗАО «Кавказцемент» функции по непосредственному, своевременному и надлежащему предоставлению в уполномоченный банк форм учета и отчетности по валютным операциям возложены на специальное должностное лицо - инженера по организации перевозок, что подтверждается справкой-выпиской из штатного расписания ЗАО «Кавказцемент» и должностной инструкцией инженера по организации перевозок. Из указанных докуменов следует, что распределение различных функций между отдельными должностными лицами предприятия не противоречит закону и прямо вытекает из природы юридического лица, действующего опосредовано через органы управления и должностных лиц. В связи с чем он несогласен с тем, что ТУ Росфиннадзора в КЧР не установил его вины в просрочке подачи документов по внешнеэкономическим сделкам в уполномоченный банк и не установил в чем выразилось с его стороны неисполнение, либо ненадлежащее исполнениеслужебных обязанностей. Более того, по его мнению ТУ Росфиннадзора в КЧР не рассмотрел и не дал правовой оценки тому обстоятельству, что им, как должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в ЗАО «Кавказцемент», предприняты все надлежащие и необходимые меры для соблюдения валютного законодательства (введена штатная единица которой поручено надлежаще и своевременно выполнять требования валютного законодательства, организованы необходимые условия труда, документы подлежащие предоставлению в банк подписаны в срок). Также при рассмотрении настоящего дела ТУ Росфиннадзора в КЧР ограничился лишь установлением объективной стороны правонарушения, и не выявил конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, не запрашивал и не исследовал дополнительные документы, не опрашивал лицо, непосредственно сдавшее в уполномоченный банк документы по внешнеэкономической сделке. Изложенные обстоятельства были проигнорированы ТУ Росфиннадзора в КЧР при вынесении постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, тогда как отсутствие его вины исключало возможность производства по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения (п.2ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ). В следствии чего вынесенным постановлением грубо нарушены его права закрепленные, Конституцией РФ.

В судебное заседание Зеушев З.Н. не явился, однако до рассмотрения по существу представил в суд письменное ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ, в котором просил о рассмотрении поданной им жалобы в его отсутствие и просил ее удовлетворить.

Представитель ТУ Росфиннадзора в КЧР ФИО1 с жалобой Зеушева З.Н. не согласилась, по основаниям изложенным в своем отзыве на данную жалобу, из которого следует, что протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ составлен начальником отдела валютного контроля ТУ Росфиннадзора в КЧР ФИО2, из которого следует, что в территориальное управление Росфиннадзора в КЧРпоступили сведения Центрального банка Российской Федерации, формируемые в соответствии с Положением о порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, утвержденным Центральным банком Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П (письмо Росфиннадзора № дсп от ДД.ММ.ГГГГ, вх.№ 11 ДСП от ДД.ММ.ГГГГ) о наличии признака нарушения п. 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П «О порядке предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положения ЦБ РФ №-П) валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования «Кавказцемент», ИНН 0909000840 (зарегистрировано по адресу: КЧР, <адрес>, Промплощадка) со сроком предоставления форм учета и отчетности -ДД.ММ.ГГГГ В связи с чем, был произведен запрос в уполномоченный банк - Карачаево-Черкесское отделение № Северо-Кавказского банка Сбербанка России ОАО о предоставлении документов и информации по указанному выше признаку ( письмо ТУ Росфиннадзора в КЧР № от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно представленным документам и информации уполномоченного банка (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что во исполнение контракта № от 25.1 1.2009 г., заключенного с ОАО «Евроцемент-Украина» (Украина) (паспорт сделки №) по грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) № на таможенную территорию РФ ввезен товар стоимостью 7880000 рублей. Справку о подтверждающих документах согласно требованиям п.2.4 Положения ЦБ РФ №-П следовало представить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ, фактически в уполномоченный банк данная форма учета и отчетности по валютным операциям представлена ДД.ММ.ГГГГ, т.е. позже на 26 дней. По выявленному административному правонарушению в отношении генерального директора ЗАО «Кавказцемент» Зеушева 3.Н. было возбуждено дело об административном правонарушении № и проведено административное расследование, по результатам которого установлен факт совершения Зеушевым З.Н. административного правонарушения.Установленный факт нарушения указывает на нарушение ч.2 ст.24 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Закон РФ № 173-ФЗ), по требованиям которого резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Согласно п. 2 ст. 5 Закона РФ № 173-ФЗ Центральный Банк РФ и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Во исполнение вышеприведенного закона Центральным Банком РФ утверждено Положение ЦБ РФ №-П, регламентирующий порядок предоставления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, осуществляемых резидентами с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, предусматривающим вывоз товаров с таможенной территории РФ или ввоз товаров с таможенной территории РФ, выполнение работ, оказание услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, а также порядок осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций. В соответствии с п. 2.1 Положения ЦБ РФ в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности. В соответствии с п. 2.2 и 2.3 Положения ЦБ РФ №-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, изложенном в приложении 1 к настоящему Положению (далее - справка о подтверждающих документах) и указанные в пункте 2.2 настоящего Положения документы представляются резидентом в банк ПС в соответствии с требованиями, установленными ч. 5 ст. 23 Закона РФ № 173-ФЗ. По требованиям п. 2.4 данного Положения резидент представляет в банк ПС документы в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором)и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров. По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Как установлено в п.1 ст.6 Федерального закона "О бухгалтерском учете", ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено и не оспаривается заявителем, что справка о подтверждающих документах от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт сделки № от ДД.ММ.ГГГГ были подписаны генеральным директором Зеушевым З.Н.При этом указанные документы сданы в уполномоченный банк ДД.ММ.ГГГГ, т. е. позже на 26 дней установленного законом срока.

Согласно ст. 25 Закона РФ № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. Частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ТУ Росфиннадзора в КЧР ФИО1 доводы указанные в своем отзыве поддержала и просила на основании изложенного отказать в удовлетворении жалобы Зеушева 3.Н.

Выслушав представителя ТУ Росфиннадзора в КЧР, исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему выводу:

Как установлено в судебном заседании, в отношении должностного лица Генерального директора ЗАО «Кавказцемент» ФИО4 3.Н. начальником отдела валютного контроля ТУ Росфиннадзора в КЧР ФИО2 был составлен протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с нарушением ч.2 ст.24 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, по требованиям которого резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

ДД.ММ.ГГГГ постановлением № ТУ Росфиннадзор в КЧР генеральный директор <данные изъяты>» Зеушев З.Н. был подвергнут административному взысканию в виде штрафа в размере 4000 рублей, за совершение правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, т.е. за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, выразившегося в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

Факт нарушения ч.2 ст.24 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» в судебном заседании достоверно нашел свое подтверждение и никем не оспаривается, в связи с чем, суд считает протокол и постановление об административном правонарушении составленые ТУ Росфиннадзор в КЧР в отношении генерального директора <данные изъяты>» Зеушева З.Н. законными, обоснованными и не противоречащими действующему административному законодательству, так как выявление фактов нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, предусмотренных ч.6 ст.15.25 КоАП РФ относятся к компетенции ТУ Росфиннадзора.

При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено и не оспаривается заявителем, что справка о подтверждающих документах от ДД.ММ.ГГГГ, паспорт сделки № от ДД.ММ.ГГГГ были подписаны генеральным директором Зеушевым З.Н. При этом указанные документы сданы в уполномоченный банк ДД.ММ.ГГГГ, т. е. позже на 26 дней установленного законом срока.

Согласно ст. 25 Закона РФ № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ст.2.4 КоАП РФ к административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения, в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей.

Под должностным лицом в Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо. выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в евязи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и коллегиальным исполнительным органом общества (правлением, дирекцией). Исполнительные органы подотчетны совету директоров (наблюдательному совету) общества и общему собранию акционеров.

По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества. К компетенции исполнительного органа общества относятся все вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров или совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Ответственность за организацию, состояние и достоверность бухгалтерского учета в обществе, своевременное представление ежегодного отчета и другой финансовой отчетности в соответствующие органы, а также сведений о деятельности общества, представляемых акционерам, кредиторам и в средства массовой информации, песет исполнительный орган общества в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными правовыми актами Российской Федерации, уставом общества.

Как установлено в п. 1 ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете", ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Частью 6 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение порядка и сроков предоставления форм учета по валютным операциям.

В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций.

Таким образом, резидентом - генеральным директором <данные изъяты>» Зеушевым 3.Н. не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований установленных пунктом 2.4 Положения ЦБ РФ №-П, т.е. совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ, в связи с чем суд считает доводы Зеушева З.Н., указанные им в своей жалобе на постановление об административном правонарушении необоснованными и не законными.

Руководствуясь ст.ст.30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

решил:

Отказать в удовлетворении жалобы генерального директора <данные изъяты>» Зеушева З.Н. на постановление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в КЧР № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении административного наказания в виде штрафа за совершение правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.15.25 КоАП РФ.

Решение вступает в силу немедленно и может быть пересмотрено в порядке, предусмотренном ст.30.12 КоАП РФ.

Судья Черкесского городского суда подпись ФИО3

Копия верна: