Решение от 08 апреля 2011 года по делу 12-20/2011



РЕШЕНИЕ

08 апреля 2011 года г. Черкесск, КЧР

Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики Темрезов Т.Б.

с участием помощника Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Зиздок С.В.,

представителя заявителя Гандаева Р.Н. - адвоката Канаматова А.К., представившего удостоверение № и ордер №,

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республике ФИО6 действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республике ФИО3., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев жалобу Гандаева ФИО1 на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республике ФИО3 о назначении административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой на территории Усть-Джегутинского муниципального района с участием государственного инспектора Управления Роспотребнадзора по КЧР, за период ноябрь-декабрь 2010 года проведена проверка соблюдения экологического законодательства в области обращения с отходами производства и утилизации нефтепродуктов и различных масел по результатам которой были выявлены нарушения в области административного законодательства со стороны должностного лица - инженера производственно-технического отдела ЗАО «Фотон» Гандаева Р.Н.

ДД.ММ.ГГГГ Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и направлено для рассмотрения по подведомственности в Управление Роспотребнадзора по КЧР.

ДД.ММ.ГГГГ государственный инспектор Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республике (далее по тексту - Роспотребнадзор по КЧР) ФИО3 постановлением о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № подверг инженера производственно-технического отдела ЗАО «Фотон» Гандаева Р.Н. административному взысканию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Гандаев Р.Н. обратился в суд с жалобой на указанное постановление и просил суд признать его незаконным и необоснованным, а также административное производство прекратить, приведя в обоснование своих требований доводы, изложенные в жалобе, из которой следует, что приказом генерального директора ЗАО «Фотон» ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ заявитель назначен на должность инженера производственно-технического отдела. Также он является ответственным за сбор, хранение и размещение отходов производства и жизнедеятельности на всех производственных подразделениях ЗАО «Фотон». Однако, по мнению заявителя в его обязанности не входит решение круга вопросов по сбору, хранению, размещению отходов, к которым ЗАО «Фотон» не имеет никакого отношения и которые находятся за пределами территории объектов ЗАО «Фотон». Отходы, образующиеся на объектах ЗАО «Фотон», являются бытовыми, которые собираются в пластиковые пакеты людьми, работающими на объектах. Данные отходы они сдают в ОАО «Карачаево-Черкесская республиканская экология». По мнению заявителя Гандаева Р.Н. при вынесении постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Роспотребнадзором по КЧР были нарушены нормы административного законодательства Российской Федерации. Так, был нарушен п. 1 ст. 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как подверг наказанию ЗАО «Фотон». Также были нарушены п.п. 3-5 ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как не обозначены вопросы виновности лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства смягчающие, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением на основании которых был назначен размер наказания в сумме 10 000 рублей.В связи с чем, заявитель Гандаев Р.Н. считает, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Роспотребнадзор а по КЧР является не мотивированным. На основании вышеизложенного, заявитель просит признать незаконным и необоснованным постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Роспотребнадзора по КЧР и административное производство в его отношении прекратить.

В судебном заседании представитель заявителя - адвокат Канаматов А.К. поддержал жалобу заявителя по вышеизложенным основаниям и пояснил, что с территорий объектов Усть-Джегутинского района за 2010 год было вывезено 48,0 м3 твёрдых бытовых отходов транспортом ОАО «КЧР ЭКО» на полигон ТБО, о чём просил суд приобщить справку №, выданную генеральным директором ФИО5 ОАО «КЧР ЭКО». Также просил суд приобщить к материалам договор № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов, согласно которому ООО «Карачаево-Черкесская республиканская экология» обязуется производить своим транспортом планово-регулярный вывоз твёрдых бытовых отходов, образовавшихся у ЗАО «Фотон» в результате деятельности из контейнеров, предназначенных для их накопления, с последующей их утилизацией (захоронением) на полигоне ТБО. В связи с чем, просил удовлетворить жалобу заявителя в полном объёме, признать незаконным и необоснованным постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Роспотребнадзора по КЧР и административное производство в отношении Гандаева Р.Н. прекратить.

Представители Управления Роспотребнадзора по КЧР ФИО6 и ФИО3 просили постановление № от ДД.ММ.ГГГГ Управления Роспотребнадзора по КЧР оставить без изменения, а жалобу Гандаева Р.Н. без удовлетворения по тем основаниям, что требования, указанные в жалобе, считают незаконными и не подлежащими удовлетворению. Так, к одним из требований в области охраны окружающей среды в соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Кроме того, в ч. 2 ст. 51 вышеуказанного закона запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. В пункте 1 ст. 34 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено правило, согласно которому размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. Также они считают, что ЗАО «Фотон» в целом и в частности инженер ПТО ЗАО «Фотон» Гандаев Р.Н. неправомерно используются объекты (места складирования отходов), в которые фактически осуществляются сбросы производственных и бытовых отходов, так как согласно п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года) временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приёмных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках. На описанные места (в том числе ямы с производственными и бытовыми отходами характерными для базы АЗС со следами сжигания, а также свалки производственных и бытовых отходов) представителям прокуратуры, Управления Росприроднадзора по КЧР и Роспотребнадзора по КЧР указала ФИО10 сотрудница ЗАО «Фотон». Также в соответствии с п. 19.3 раздела 19 «Обращение с отходами» Приказа Минэнерго РФ от 01 августа 2001 года № 229 принят Руководящий документ РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций», требования которого обязательны для применения на всей территории РФ для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС, бытовой мусор временно размещается в контейнерах с плотно закрывающейся крышкой; согласно п.п. 19.4, 19.5 Руководящего документа загрязнённые нефтепродуктами опилки, песок, другие материалы собираются в плотно закрывающийся контейнер, установленный в специально отведённом месте и по мере накопления материала он вывозится на соответствующий полигон. Сжигать пропитанные нефтепродуктами материалы или отжигать песок в необорудованных для этой цели местах, в том числе и на территории АЗС, категорически запрещается. В связи с вышеизложенным представители Управления Роспотребнадзора по КЧР просили суд постановление признать законным и обоснованным, а в удовлетворении жалобы Гандаева Р.Н. отказать.

Прокурор Зиздок С.В. в своём заключении указала, что постановление государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республике ФИО3 по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным. В связи с чем, просила вышеуказанное постановление оставить без изменения, а жалобу Гандаева Р.Н. без удовлетворения.

Суд, изучив доводы жалобы, исследовав постановление о назначении административного наказания и приложенные к нему письменные доказательства, выслушав представителей сторон, пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст. 42 и 58 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Как видно из постановления Управления Роспотребнадзора по КЧР от ДД.ММ.ГГГГ, инженер ПТО ЗАО «Фотон» Гандаев Р.Н. был привлечен к административной ответственности за нарушение требований Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ответственность за которые предусмотрена ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В силу ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством. Согласно ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека. Как указано в ч.ч. 1 и 2 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и, способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно п. 3.2 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 года) временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приёмных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

Приказом Минэнерго РФ от 01 августа 2001 года № 229 принят Руководящий документ Приказа Минэнерго РФ РД 153-39.2-080-01 «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций», требования которого обязательны для применения на всей территории РФ для организаций всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по эксплуатации АЗС. В силу п. 19.3 раздела 19 «Обращение с отходами» бытовой мусор временно размещается в контейнерах с плотно закрывающейся крышкой. Согласно п.п. 19.4, 19.5 Руководящего документа загрязнённые нефтепродуктами опилки, песок, другие материалы собираются в плотно закрывающийся контейнер, установленный в специально отведённом месте и по мере накопления материала он вывозится на соответствующий полигон. Сжигать пропитанные нефтепродуктами материалы или отжигать песок в необорудованных для этой цели местах, в том числе и на территории АЗС, категорически запрещается.

Как установлено в судебном заседании приказом генерального директора ЗАО «Фотон» ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ ответственным за сбор, хранение и размещение отходов производства и жизнедеятельности на всех производственных подразделениях ЗАО «Фотон» назначен инженер производственно-технического отдела Гандаев Р.Н.

Также установлено, что по результатам проверки, проведённой Усть-Джегутинской межрайонной прокуратурой были выявлены нарушения требований Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридическим лицом ЗАО «Фотон» в области обращения с отходами производства и утилизации нефтепродуктов и различных масел допускаются. Так, на прирельсовой базе, расположенной в <адрес> отсутствуют оборудованные места сбора бытовых и производственных отходов, на расстоянии около 25 метров от территории базы имеется яма, в которую сброшены производственные и бытовые отходы, характерные для базы, а также имеются следы сжигания указанных отходов. На АЗС №, расположенной в <адрес>, отсутствуют контейнеры для сбора бытовых и производственных отходов, рядом с АЗС имеется яма со следами сжигания бытовых и производственных отходов (тары от автомобильных масел, тосола, то есть продукции, имеющейся в продаже на АЗС). На территории АЗС, расположенной в <адрес>, несмотря на то, что установлен контейнер с бытовыми и производственными отходами (промасленная ветошь, ёмкостями из-под автомобильного масла и т.д.), на прилегающей к АЗС территории размещена свалка производственных и бытовых отходов, идентичных по составу с отходами в контейнере. Вместе с тем территория АЗС огорожена и другого подъезда к свалке нет.

Таким образом, инженером производственно-технического отдела ЗАО «Фотон» Гандаевым Р.Н. были не соблюдены экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами, то есть в его действиях содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представителем заявителя были приобщены: справка №, выданная генеральным директором ОАО «КЧР ЭКО» и договор № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов. Согласно Российскому законодательству при оказании услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов необходимо заключать договор, предусмотренный ст. 779 Гражданского кодекса РФ. Однако справка № таковым договором не является, поэтому суд не принимает её во внимание. Кроме того, суд также не принимает во внимание и договор № от ДД.ММ.ГГГГ на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твёрдых бытовых отходов, поскольку он лишь указывает на то, что с 2011 года с объектов ЗАО «Фотон» ООО «Карачаево-Черкесская республиканская экология» обязуется производить своим транспортом планово-регулярный вывоз твёрдых бытовых отходов, с последующей их утилизацией (захоронением) на полигоне ТБО.

При таких обстоятельствах постановление Управления Роспотребнадзора по КЧР соответствует закону по форме и содержанию. Обстоятельств, исключающих производство по делу, не установлено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Карачаево-Черкесской Республике о признании инженера производственно-технического отдела ЗАО «Фотон» Гандаева Р.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей, оставить без изменения, а жалобу заявителя Гандаева Р.Н. без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР в десятидневный срок со дня его получения через Черкесский городской суд.

Судья Т.Б. Темрезов