ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
20 декабря 2010 года г. Черкесск, КЧР
Судья Черкесского городского суда Байрамуков М.И.,
С участием представителей УФСКН РФ по КЧР - ФИО2 (доверенность № 11/4989 от 20.12.2010 г.), ФИО1 (доверенность № 11/4988 от 20.12.2010г.),
Представителя РГЛПУ «Республиканский перинатальный центр» - Кубановой З.Б. (доверенность от 19.12.2010г. № 5761),
рассмотрев материалы административного дела (протокола об административном правонарушении № 217/2010 от 1декабря 2010 года) в отношении юридического лица РГ ЛПУ «Республиканский перинатальный центр», расположенного в г. Черкесске по ул.Грибоедова, 77, за совершенное правонарушение предусмотренное ст. 6.16 КоАП РФ, ранее к административной ответственности не привлекалось,
установил:
7 декабря 2010 года в Черкесский городской суд из Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по КЧР (вх. №) в отношении РГ ЛПУ «Республиканский перинатальный центр» (далее Учреждение) поступил административный материал - протокол № 217/2010 от 01.12.2010года об административном правонарушении за совершенное правонарушение, предусмотренное ст. 6.16 КоАП РФ, а именно за допущенные указанным выше юридическим лицом нарушения правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, а также нарушение правил учета наркотических средств, составленный ст. оперуполномоченным ОКЛОН УФСКН РФ по КЧР ФИО1 01.12.2010 года. Решение об административном запрете, деятельности Учреждения не принималось.
Присутствовавший в судебном заседании в качестве представителей УФСКН России по КЧР ФИО1 и ФИО2 протокол поддержали по основаниям, изложенным в нем. При этом как пояснил ФИО1 проверка выполнения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ в РГ ЛПУ «Республиканский перинатальный центр» была проведена на основании приказа начальника Управления ФСКН по КЧР от 03 ноября 2010 года № 128 и в ходе этой проверки были выявлены допущенные Учреждением нарушения постановления Правительства РФ от 06.08.1998 года № 892 и приказа Министерства здравоохранения РФ от 12.11.1997 года, о чем был и составлен протокол.
Представитель правонарушителя - юридического лица РГ ЛПУ «Республиканский перинатальный центр», Кубанова З.Б., с протоколом не согласилась, в полном объеме и пояснила суду, что протокол об административном правонарушении составленный в отношении вышеуказанного учреждения не соответствует требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: соответствие протокола об административном правонарушении требованиям КоАП РФ (из протокола не усматривается в чем выразились нарушения указанных в нем нормативно-правовых актов, извещался ли надлежащим образом представитель Учреждения, разъяснялись ли ему права и обязанности, предусмотренные административным законодательством), подпадают ли указанные в протоколе действия под состав административного правонарушения предусмотренного диспозицией указанной статьи КоАП РФ. Кроме того, представитель Учреждения считает, что двухмесячный срок привлечения к административной ответственности Учреждения в соответствии с требованиями административного законодательства истек. Просит суд признать протокол об административном правонарушении признать необоснованным, отменить его и производство по делу прекратить.
Как установлено в судебном заседании, после проведенной в период с 03.11.2010г. по 20.11.2010г. ст. оперуполномоченным ОКЛОН УФСКН России по КЧР ФИО1 проверки РГЛПУ «Республиканский перинатальный центр», на предмет выполнения требований законодательства Российской Федерации при осуществлении деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и сильнодействующих веществ за 2009-2010г.г., от 01.12.2010 года в присутствии заместителя главного врача Учреждения был составлен протокол об административном правонарушении допущенном акушеркой Учреждения 12 ноября 2009года и действия учреждения были квалифицированы по ст. 6.16 КоАП РФ.
Согласно протокола об административном правонарушении от 01.12.2010г. № 217/2010 Учреждением нарушены: 1) правила допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами, 2)выявлены факты нарушения правил учета наркотических средств.
В своих объяснениях заместитель главного врача Учреждения, привлеченная в качестве законного представителя юридического лица выявленные нарушения объясняет невнимательностью ответственных лиц.
Выслушав присутствующих лиц, исследовав представленные документы, суд пришел к следующему выводу.
Согласно статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Санкция ст. 6.16 КоАП РФ за нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, распределения, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также хранения, учета, реализации, перевозки, приобретения, использования, ввоза, вывоза или уничтожения растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров или без таковой.
Часть 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прямо указывает, что по делу об административном правонарушении должен быть составлен протокол, то есть за каждое правонарушение составляется отдельный протокол. Протокол является необходимым правовым основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Исходя из положений статьи 28.2 КоАП РФ составление протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица должно осуществляться в присутствии его законного представителя, поскольку должностное лицо, составляющее протокол, обязано предоставить привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу возможность реализовать гарантии, предусмотренные данной нормой (в частности, законному представителю должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом; указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола; копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку законному представителю юридического лица и разъясняется возможность обжалования действий должностного лица в силу статьи 46 Конституции Российской Федерации).
Согласно Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
В соответствии с частью 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Статья 25.4 КоАП РФ предусматривает, что защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами.
Перечень законных представителей юридического лица является закрытым. Заместитель главного врача Учреждения, получивший уведомление об извещении Учреждения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 01.12.2010г., законным представителем не является, поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение Учреждения, привлекаемого к административной ответственности. Таким образом, уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении Учреждением не получено, то есть, как установлено судом, в момент составления протокола об административном правонарушении (01.12.2010г.) Учреждение не располагало сведениями о надлежащем извещении законного представителя общества о времени и месте составления протокола.
Кроме того, следует отметить, что диспозиция статьи 6.16 КоАП РФ не предусматривает ответственность за нарушение правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами.
Согласно статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие); виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что нарушение процессуальных прав и гарантий РГЛПУ «Республиканский перинатальный центр» при производстве по делу об административном правонарушении носит существенный, неустранимый характер, соответственно протокол является незаконным.
С доводом представителя Учреждения об истечении срока привлечения к административной ответственности, предусмотренной КоАП РФ для данной категории дел, суд не соглашается по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет два месяца.
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении РГЛПУ «Республиканский перинатальный центр» дела об административном правонарушении, имели место 12 ноября 2009 года (л.д.1).
23 ноября 2010 года старшим дознавателем ГД УФСКН России по КЧР на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вынесено постановление о прекращении уголовного дела в отношении ФИО4 в связи с отсутствием в ее деяниях состава преступления.
В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении (часть 4 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, срок давности привлечения РГЛПУ «Перинатальный центр» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, начал исчисляться с 23ноября 2010 года и истечет 23 января 2011 года.
При таких обстоятельствах доводы представителя Учреждения об истечении срока давности привлечения Учреждения к административной ответственности, на момент рассмотрения им дела об административном правонарушении, нахожу необоснованными и не соответствующими требованиям закона.
Данное обстоятельство имеет существенное значение для вынесения по делу законного и обоснованного решения, в противном случае, будут нарушены предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств по делу (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной статье обстоятельств, в том числе в связи с отсутствием события административного правонарушения (п.1), что имеет место в данном случае.
В силу изложенного, руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.7, 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении (протокол № 217/2010 от 01.12.2010года об административном правонарушении), предусмотренном ст. 6.16 КоАП РФ в отношении юридического лица РГ ЛПУ «Республиканский Перинатальный центр», расположенного в <адрес>, прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в десятидневный срок в Верховный суд КЧР через Черкесский городской суд со дня его получения сторонами.
Судья Черкесского городского суда М.И. Байрамуков